Напоминание

Жестокое обращение с ребенком


Автор: Еремина Ольга Павловна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБ НОУ "Губернаторская кадетская школа-интернат полиции"
Населённый пункт: Кемерово Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: Жестокое обращение с ребенком
Раздел: дополнительное образование





Назад




Жестокое обращение с ребенком.

Что

такое

жестокость?!

А

жестокость

в

отношении

ребенка

это

вдвойне

более

страшное

понятие,

под

которым

подразумеваются

такие

действия

со

стороны

родителей

или

других

людей,

которые

привели

к

травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и в

целом благополучию ребенка. То есть – это причинение вреда физическому

или психическому здоровью ребенка, угроза его развитию или жизни.

Традиционно

различают

четыре

категории

жестокого

обращения

с

детьми:

физическое

насилие,

сексуальное

насилие,

пренебрежение

потребностями ребенка и эмоциональное насилие.

Физическое насилие является одним из самых распространенных видов

жестокого обращения с детьми в семье. Его формы общеизвестны, обычно

оно сопровождается словесными оскорблениями.

Помимо

внешних

признаков

насилия

у

ребенка

проявляются

характерные эмоциональные реакции – тревога, страх, беспокойство, могут

проявиться расстройства сна, аппетита, тики, энурезы.

В младшем школьном возрасте ребенок может иметь уставший вид,

быть сонлив, у него отсутствуют друзья, он боится идти домой после школы.

В

подростковом

возрасте

может

совершать

побеги

из

дома,

суицидальные

попытки,

употреблять

алкоголь

или

наркотики,

проявлять

антиобщественное или криминальное поведение.

Сексуальное насилие над ребенком. Формами сексуального насилия

являются:

демонстрация

ребенку

половых

органов,

любые

сексуальные

контакты, вовлечение в съёмки или просмотры порнографических фильмов,

картинок

или

другое.

Сексуальное

насилие

в

семье

это

медленно

развивающийся и длительно протекающий и потому трудно выявляемый

процесс.

Признаками

сексуального

насилия

в

семье

могут

быть:

несвойственные для этого возраста знания о сексе, соблазняющее поведение,

необычная сексуальная активность (мастурбация, проституция).

Когда

мы

говорим

о пренебрежении

потребностями

ребенка,

то

понимаем

под

этим

недобросовестное

выполнение

или,

скорее

всего,

не

выполнение

родителями

своих

обязанностей,

в

результате

чего

ребенок

испытывает острую или хроническую нужду в самом необходимом (питании,

одежде, жилище, безопасности, медицинской помощи, образовании, любви и

заботе

и

т.п.).

Также

и

чрезмерная

забота

о

ребенке

лишает

его

самостоятельности, что нарушает становление его личности.

Очевидно, что потребности ребенка зависят от его возраста, тем не

менее, основными я считаю вышеперечисленные. Причинами безразличного

отношения

к

нуждам

своих

детей

могут

быть

личностные

особенности

родителей,

стрессы,

испытываемые

ими

и

связанные

с

финансовыми

проблемами, потерей работы, состоянием здоровья, взаимоотношениями с

родственниками

и

т.д.

Во

многом

взаимоотношения

детей

и

родителей

зависят и от социального статуса семьи. Недостаточность заботы о ребенке и

пренебрежение его нуждами чаще встречаются в семьях с выраженными

материальными проблемами. Однако, во многих малообеспеченных семьях

этот дефицит может компенсироваться теплотой, заботой и участием.

Признаки,

по

которым

можно

заподозрить

пренебрежительное

отношение к нуждам и запросам ребенка:

-

неопрятность,

педикулез,

задержка

роста

или

общее

отставание

в

физическом развитии; низкая масса тела, задержка речевого развития;

- постоянный голод и жажда, кража пищи; стремление любыми способами

привлечь

к

себе

внимание

взрослых;

требование

ласки

и

внимания;

пассивность,

подавленное

состояние,

антиобщественное

поведение;

агрессивность и импульсивность; неумение общаться с людьми; трудности в

обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний; низкая самооценка.

Эмоциональное насилие это психологическое воздействие на ребенка

пагубного (негативного) характера. Формами эмоционального насилия могут

быть:

отвержение

ребенка,

отказ

в

теплых

чувствах,

общении,

необоснованные

претензии,

критика,

унижение,

запугивание,

изоляция

ребенка,

невыполнение

обещаний

ребенку.

Признаки

эмоционального

насилия подобны признакам физического насилия.

Таким образом, можно сделать вывод, что все компоненты жестокого

обращения с ребенком взаимосвязаны. Физическое насилие, как правило,

содержит

компонент

эмоционального;

сексуальное

насилие

часто

сопровождается

принуждением,

физическим

насилием

и

переживается

ребенком

как

унижение.

Однако

отличительной

особенностью

нашего

менталитета

является

терпимое

отношение

к

насилию

и

жестокому

обращению. Именно поэтому в нашей стране так часто фиксируются факты

жестокого обращения с детьми. Ребенок, явившийся жертвой насилия, не

может

в

дальнейшем

должным

образом

приспособиться

к

жизни.

Дети,

пострадавшие

от

физического

или

сексуального

насилия,

вызывают

сочувствие окружающих, а дети с социально-педагогической запущенностью,

как

правило,

во

взрослой

жизни

не

могут

самостоятельно

решать

свои

материальные

проблемы

и

ориентируются

на

помощь

со

стороны

государства.



В раздел образования