Автор: Еремина Ольга Павловна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБ НОУ "Губернаторская кадетская школа-интернат полиции"
Населённый пункт: Кемерово Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: Жестокое обращение с ребенком
Раздел: дополнительное образование
Жестокое обращение с ребенком.
Что
такое
жестокость?!
А
жестокость
в
отношении
ребенка
–
это
вдвойне
более
страшное
понятие,
под
которым
подразумеваются
такие
действия
со
стороны
родителей
или
других
людей,
которые
привели
к
травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и в
целом благополучию ребенка. То есть – это причинение вреда физическому
или психическому здоровью ребенка, угроза его развитию или жизни.
Традиционно
различают
четыре
категории
жестокого
обращения
с
детьми:
физическое
насилие,
сексуальное
насилие,
пренебрежение
потребностями ребенка и эмоциональное насилие.
Физическое насилие является одним из самых распространенных видов
жестокого обращения с детьми в семье. Его формы общеизвестны, обычно
оно сопровождается словесными оскорблениями.
Помимо
внешних
признаков
насилия
у
ребенка
проявляются
характерные эмоциональные реакции – тревога, страх, беспокойство, могут
проявиться расстройства сна, аппетита, тики, энурезы.
В младшем школьном возрасте ребенок может иметь уставший вид,
быть сонлив, у него отсутствуют друзья, он боится идти домой после школы.
В
подростковом
возрасте
может
совершать
побеги
из
дома,
суицидальные
попытки,
употреблять
алкоголь
или
наркотики,
проявлять
антиобщественное или криминальное поведение.
Сексуальное насилие над ребенком. Формами сексуального насилия
являются:
демонстрация
ребенку
половых
органов,
любые
сексуальные
контакты, вовлечение в съёмки или просмотры порнографических фильмов,
картинок
или
другое.
Сексуальное
насилие
в
семье
–
это
медленно
развивающийся и длительно протекающий и потому трудно выявляемый
процесс.
Признаками
сексуального
насилия
в
семье
могут
быть:
несвойственные для этого возраста знания о сексе, соблазняющее поведение,
необычная сексуальная активность (мастурбация, проституция).
Когда
мы
говорим
о пренебрежении
потребностями
ребенка,
то
понимаем
под
этим
недобросовестное
выполнение
или,
скорее
всего,
не
выполнение
родителями
своих
обязанностей,
в
результате
чего
ребенок
испытывает острую или хроническую нужду в самом необходимом (питании,
одежде, жилище, безопасности, медицинской помощи, образовании, любви и
заботе
и
т.п.).
Также
и
чрезмерная
забота
о
ребенке
лишает
его
самостоятельности, что нарушает становление его личности.
Очевидно, что потребности ребенка зависят от его возраста, тем не
менее, основными я считаю вышеперечисленные. Причинами безразличного
отношения
к
нуждам
своих
детей
могут
быть
личностные
особенности
родителей,
стрессы,
испытываемые
ими
и
связанные
с
финансовыми
проблемами, потерей работы, состоянием здоровья, взаимоотношениями с
родственниками
и
т.д.
Во
многом
взаимоотношения
детей
и
родителей
зависят и от социального статуса семьи. Недостаточность заботы о ребенке и
пренебрежение его нуждами чаще встречаются в семьях с выраженными
материальными проблемами. Однако, во многих малообеспеченных семьях
этот дефицит может компенсироваться теплотой, заботой и участием.
Признаки,
по
которым
можно
заподозрить
пренебрежительное
отношение к нуждам и запросам ребенка:
-
неопрятность,
педикулез,
задержка
роста
или
общее
отставание
в
физическом развитии; низкая масса тела, задержка речевого развития;
- постоянный голод и жажда, кража пищи; стремление любыми способами
привлечь
к
себе
внимание
взрослых;
требование
ласки
и
внимания;
пассивность,
подавленное
состояние,
антиобщественное
поведение;
агрессивность и импульсивность; неумение общаться с людьми; трудности в
обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний; низкая самооценка.
Эмоциональное насилие – это психологическое воздействие на ребенка
пагубного (негативного) характера. Формами эмоционального насилия могут
быть:
отвержение
ребенка,
отказ
в
теплых
чувствах,
общении,
необоснованные
претензии,
критика,
унижение,
запугивание,
изоляция
ребенка,
невыполнение
обещаний
ребенку.
Признаки
эмоционального
насилия подобны признакам физического насилия.
Таким образом, можно сделать вывод, что все компоненты жестокого
обращения с ребенком взаимосвязаны. Физическое насилие, как правило,
содержит
компонент
эмоционального;
сексуальное
насилие
часто
сопровождается
принуждением,
физическим
насилием
и
переживается
ребенком
как
унижение.
Однако
отличительной
особенностью
нашего
менталитета
является
терпимое
отношение
к
насилию
и
жестокому
обращению. Именно поэтому в нашей стране так часто фиксируются факты
жестокого обращения с детьми. Ребенок, явившийся жертвой насилия, не
может
в
дальнейшем
должным
образом
приспособиться
к
жизни.
Дети,
пострадавшие
от
физического
или
сексуального
насилия,
вызывают
сочувствие окружающих, а дети с социально-педагогической запущенностью,
как
правило,
во
взрослой
жизни
не
могут
самостоятельно
решать
свои
материальные
проблемы
и
ориентируются
на
помощь
со
стороны
государства.