Автор: Фельзинг Людмила Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №4 "Светлячок"
Населённый пункт: р.п. Чистоозёрное НСО
Наименование материала: План по самообразованию
Тема: "Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего возраста" 2017-2018
Раздел: дошкольное образование
План работы по самообразованию
«Опытно-экспериментальная деятельность
с детьми младшего возраста»
2017-2018
ЦЕЛЬ:
1.
Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросу
«детское экспериментирование».
2.
Установление связей и зависимостей между объектами и явлениями.
3.
Формирование способов познания у детей раннего возраста (сенсорный
анализ).
ЗАДАЧИ:
1.
Выявить значение детского экспериментирования в системе воспитания
детей.
2.
Развитие сенсорной культуры.
3.
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной
деятельности.
4.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
1.
Способность ребенка к самостоятельному решению доступных
познавательных задач.
2.
Умение использовать разные способы и приемы познания.
3.
Интерес к экспериментированию у детей раннего возраста.
4.
Готовность к логическому познанию.
Актуальность:
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
– один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает
окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое
упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать
первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.
Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и
экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие
дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только
рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать,
постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких
физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в
воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и
возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно
проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и
обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия
для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости
физических явлений для человека и самого себя.
План работы 2017-2018
МЕСЯЦ
РАБОТА ПЕДАГОГА
РАБОТА С ДЕТЬМИ
РАБОТА
С РОДИТЕЛЯМИ
Сентябрь
1. Подбор материала по
теме: «Опытно-
экспериментальная
деятельность с детьми
раннего возраста»;
2. Постановка целей и
задач по данной теме.
Привлечение родителей
к подбору материала на
тему: «Опытно-
экспериментальная
деятельность с детьми
раннего возраста».
Октябрь
1. Изучение темы:
«Организация мини-
лаборатории в детском
саду».
2. Составление
примерного алгоритма
проведения занятия-
экспериментирования.
Консультация:
«Создание условий для
экспериментирования
детей дома».
Ноябрь
1. Изучение темы:
«Развитие
познавательного
интереса у детей раннего
возраста через
экспериментирование в
неживой природе».
Эксперименты с водой,
песком, воздухом:
1. Узнаем, какая вода.
2. Что в пакете?
3. Мы – волшебники.
1. Консультация: « Роль
экспериментирования в
развитии
познавательной
активности детей
раннего возраста».
2. Привлечение
родителей к созданию
2. Подбор приборов и
оборудования для мини-
лаборатории.
4. Поплывет или
утонет?
мини-лаборатории в
группе.
Декабрь
1. Изучение темы:
«Развитие
познавательного
интереса у детей раннего
возраста через
сенсорику».
2. Пополнение картотеки
экспериментов и опытов
в неживой природе.
Эксперименты с водой,
снегом:
1. Снеговичок.
2. Налил – вылил.
3. Кораблики.
4. Цветные льдинки.
Консультация:
«Экспериментирование
с детьми дома (снег,
вода)».
Январь
Пополнение картотеки
экспериментов и опытов
по разделу «Сенсорика».
Эксперименты с
цветом, формой:
Волшебная кисточка.
Высокий – низкий.
Широкий – узкий.
Создание памятки для
родителей:
«Экспериментируем с
детьми дома».
Февраль
Пополнение картотеки
экспериментов и опытов
по разделу «Сенсорика».
Проведение
экспериментов и
опытов звуком и
теплом:
Угадай, чей голосок?
Горячо – холодно.
Создание фотоальбома:
«Мы
экспериментируем».
Март
Изучение темы:
«Развитие
познавательного
интереса у детей раннего
возраста через
экспериментирование» в
рукотворном мире.
Проведение
экспериментов и
опытов: «Живительное
свойство воды».
Консультация:
«Воспитание
трудолюбия,
послушания и
ответственности через
экспериментирование»
Апрель
Пополнение картотеки
«Развитие
Проведение опытов и
экспериментов с
познавательного
интереса у детей раннего
возраста через
экспериментирование» в
рукотворном мире.
древесиной, бумагой,
тканью.
Май
Самоанализ плана
самообразования
Совместное
экспериментирование
детей и педагога с
водой, песком, звуком,
бумагой и тканью.
Презентация проекта:
«Опытно-
экспериментальная
деятельность с детьми
раннего возраста»