Напоминание

Сохранение здоровья детей


Автор: Фильченкова Ольга Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБДОУ "Црр - д/с №6"
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: статья "Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми".
Тема: Сохранение здоровья детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




«

Использование упражнений на релаксацию в работе с

детьми».

Современные

дошкольники

порой

загружены

не

меньше

взрослых.

Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают

большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь

всюду нужно успеть!

Такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей. Поэтому

так

важно

в

работе

с

дошкольниками

использовать

упражнения

на

релаксацию.

Почему-то

принято

считать,

что

методы

релаксации

и

медитации

показаны

только

взрослым.

На

самом

же

деле,

это

не

совсем

так.

Да,

откровенно

говоря,

сложно

объяснить

трёхлетнему

ребёнку,

что

такое

медитация. Поэтому, релаксация детей дошкольного возраста требует особого

взгляда и подхода. Главное – правильно и умело этим пользоваться.

Нервная

система

ребёнка

дошкольного

возраста

далека

от

своего

совершенства.

Детям

сложно

контролируют

процессы

возбуждения

и

торможения нервной системы. Этим и объясняется неспокойный сон или

проблемы с засыпанием после активных игр. Прежде всего, это касается

активных

деток.

Но,

несмотря

на

это,

существует

множество

способов,

благодаря которым можно успокоить «разгулявшегося» ребёнка.

Для

формирования

эмоциональной

стабильности

ребенка

важно

научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и

обучения

дети

получают

огромное

количество

информации,

которую

им

необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей

эмоциональные

переживания

создают

излишнее

возбуждение

в

нервной

системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение

расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность,

восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее

испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических

процессов:

познавательных,

эмоциональных

или

волевых.

В

процессе

расслабления

организм

наилучшим

образом

перераспределяет

энергию

и

пытается привести тело к равновесию и гармонии.

Дети

очень

быстро

обучаются

этому

непростому

умению

расслабляться. Даже нам, взрослым, есть чему поучиться у них в этом!

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся

более

уравновешенными,

внимательными

и

терпеливыми.

Дети

заторможенные,

скованные,

вялые

и

робкие

приобретают

уверенность,

бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Если

мы

будем

целенаправленно

учить

детей

сбрасывать

излишки

напряжения

и

восстанавливать

равновесие,

мы

будем

способствовать

сохранению здоровья наших деток!

Уважаемые родители!

Просим вас высказать своё мнение по вопросам сохранения и укрепления здоровья

своих детей, а также вашего личного здоровья и работе над ним.

Приемлемый для вас ответ подчеркните или запишите другое мнение.

1.Подчеркните самую главную ценность для вас в сегодняшнем мире: высокая

зарплата, собственная квартира, крепкая семья, интересная работа, хорошее здоровье,

высшее образование, импортная машина, новейший компьютер.

2.Считаете ли вы себя здоровым человеком? Да Нет

3.Какие факторы очень негативно влияют на ваше здоровье?

4.Укажите, каким образом вы укрепляете своё здоровье:

- занимаемся закаливанием, зарядкой,

- следим за своим весом, рациональным питанием,

- много двигаемся, ходим пешком,

-не имеем вредных привычек, занимаемся в спортивной секции,

- выполняем режим дня, занимаемся аутотренингом.

5.Ваше отношение к своему здоровью: надеемся на медицину, всё в руках бога, моё

здоровье в моих руках.

6. Какую цель современной школы вы считаете cамой важной задачей: сохранение и

укрепление здоровья учащихся, обеспечение на высоком уровне знаний, умений, навыков

для поступления в высшие учебные заведения?

7. Довольны ли вы деятельностью школы в работе по сохранению и укреплению

здоровья учащихся? Да Нет Почему?

8. Насколько здоров ваш ребёнок, обучающийся в данном классе? Оцените по

десятибалльной системе. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

9. Что вы делаете в семье для сохранения и укреплении здоровья вашего ребёнка?

- контролируем выполнение режима дня

- помогаем выполнять домашние задания

- интересуемся результатами учёбы и поведения

-оборудовано место для выполнения заданий дома

- контролируем затраты времени на просмотр телепередач и работу с компьютером

- беседуем по проблемам обучения детей в школе

- поощряем занятия физкультурой и спортом

- помогаем учителю проводить спортивные мероприятия и сами в них участвуем

- создаём в семье комфортную обстановку

10. Кого вы считаете ответственным за сохранение и укрепление здоровья вашего

ребёнка: общество, самого ребёнка, семью, педагогов, медицинских работников.

11. Как часто разговариваете с ребёнком о ценностях здоровья:

- надо чаще,

- достаточно часто,

- недостаточно

12. Какие темы здоровья обсуждаются в вашей семье?

13. Что бы вы хотели узнать по теме здоровья на родительских собраниях?

14. Ваши предложения руководителю школы по улучшению сохранения и укрепления

здоровья ваших детей.

Спасибо. Вы нам очень помогли!

1.

Восточная мудрость гласит:

“Если ты думаешь на год вперед – посади семя.

Если ты думаешь на десятилетия вперед, - посади дерево.

Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека”.

Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться

благами

жизни,

наслаждаться

её

красотой,

очень

важно

иметь

здоровье.

“Здоровье – не все, но без здоровья – ничто”, - говорил мудрый Сократ.

Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и школы.

Здоровье

детей

за

последние

годы

имеет

устойчивую

тенденцию

к

ухудшению. И речь идет не только о физическом, но и психическом здоровье.

Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно

низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели

к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Низкий

уровень здоровья детей сказывается и на процессе их адаптации к учебным

нагрузкам и еще более осложняет проблему. Это и хронические простуды, и

ухудшение

зрения,

сколиоз,

а

в

результате

отсутствия

культурных

человеческих отношений – детские неврозы.

Как сделать, чтобы ребенок не терял здоровья? Как сделать, чтобы сохранить

и укрепить здоровье детей? Здоровье детей – забота всех. Более того, оно

обусловлено общей обстановкой в стране. Поэтому проблему здоровья детей

надо решать комплексно и всем миром.

Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли

здоровыми.

Ну, а каков он, здоровый ребенок? Прежде всего, если он и болеет, то очень

редко

и

ни

в

коем

случае

не

тяжело.

Он

жизнерадостен

и

активен,

доброжелательно относится к окружающим его людям – взрослым и детям.

Положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда

как

отрицательные

переживания

переносятся

им

стойко

и

без

вредных

последствий. Развитие его физических, прежде всего двигательных, качеств

проходит гармонично. Нормальный. Здоровый ребенок (это самое главное!)

достаточно быстр, ловок и силен. Суточный режим его жизни соответствует

индивидуальным

биоритмологическим

и

возрастным

особенностям:

это

оптимальное соотношение бодрствования и сна, периодов подъемов и спадов

активности. Неблагоприятные погодные условия, резкая их смена здоровому

ребенку не страшны, так как он закален, его система терморегуляции хорошо

тренирована.

Поэтому.

Как

правило.

Он

не

нуждается

в

каких

либо

лекарствах.

Благодаря

рациональному

питанию

и

регулярным

занятиям

физкультурой такой ребенок не имеет лишней массы тела.

Конечно, здесь дан “портрет” идеального здорового ребенка, какого в жизни

сегодня встретишь не часто. Однако вырастить и воспитать ребенка, близкого

к такому идеалу, - задача вполне посильная. О том, как добиться этого, и

пойдет речь дальше.

Обратим особое внимание на самые распространенные нарушения здоровья

наших детей - нарушение осанки, плоскостопие, сколиоз.

Говорят, когда-то благородных девиц их наставники били по спине, если те

сутулились, привязывали косу к поясу. Неужели только суровостью можно

добиться того, чтобы наши девочки держали спинки прямо, а наши мальчики

походили выправкой на выпускников кадетских корпусов?

Оказывается,

наставники

благородных

девиц

были

хоть

и

суровы,

но

прозорливы и честно отрабатывали свой хлеб. Правильная осанка не дается

нам

от

рождения.

Это

условные

двигательный

рефлекс,

и

его

надо

вырабатывать. Чтобы наши дети бегали, ходили, стояли и сидели красиво,

нам, родителям, придется приложить усилия. Когда ребенок хватает еду с

тарелки

руками,

потому

что

ему

так

удобнее,

мы,

взрослые,

его

останавливаем, показываем. Как надо правильно есть, и потом следим, чтобы

этот навык был доведен до автоматизма. Почему же мы не следим, чтобы

ребенок не сидел ссутулившись, не стоял перекосившись, и не добиваемся,

чтобы навык держать спину ровно стал естественной потребностью?

Приятно посмотреть на подростка, который голову держит прямо, у которого

плечи

раздвинуты

и

находятся

на

одном

уровне,

живот

подтянут,

сбоку

видно,

что

позвоночник

образует

красивую

волнообразную

линию

с

небольшими углублениями в шейном и поясничном отделах.

Между

прочим,

правильная

осанка

не

только

красива,

но

еще

и

функциональна, потому что при ней положение тела наиболее устойчиво:

вертикальная поза сохраняется при наименьшем напряжении мышц. Значит,

когда ребенок стоит ровно, расправив плечи, он меньше устает. А если он

идет, бежит или прыгает, сохраняя при этом хорошую осанку, позвоночник

лучшим образом амортизирует нагрузки.

Плохая

осанка

затрудняет

дыхание

и

кровообращение,

а

хорошая,

соответственно,

сохраняет

их

в

норме.

При

плохой

осанке

снижаются

окислительные процессы в организме, а это автоматически ведет к тому, что

человек быстрее устает во время как физической, так и умственной работы.

Плохая осанка может довести ребенка до близорукости или остеохондроза. А

хорошая осанка может от этих бед предохранить.

Но

кроме

физиологических

последствий

кривой

спины

есть

еще

и

психологические,

не

менее

пагубные,

создающие

у

ребенка

“комплекс”.

Какой родитель хочет, чтобы его наследник шел по жизни с согнутой спиной,

перекошенными плечами, опущенной головой? Не хочет никакой. Так что же

делать? Выполнять пять простых правил.

1.

Наращивать ребенку “мышечный корсет”. Хорошая осанка немыслима

без

равномерно

развитой

мускулатуры.

“Мышечный

корсет”

спасет

даже того, кому не повезло с наследственностью, кому от родителей

достались слабые соединительные ткани – предвестники плоскостопия,

близорукости, сутулости…

2.

Постоянно следить за тем, как ребенок сидит, стоит, поправлять его,

если он сутулится, кособочится. Пусть встанет к стене, прикоснется к

ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Позвоночник

выпрямлен,

плечи

развернуты,

лопатки

сближены,

живот

втянут,

ягодицы

напряжены.

Вот

она

правильная

поза!

Тело

должно

ее

запомнить. Конечно, легче безвольно распустить мышцы, чем сидеть

или ходить прямо, но на то рядом и мы, взрослые, чтобы на первых

порах следить за спинкой. А дальше держаться ровно войдет у ребенка

в привычку.

3.

Обратить особое внимание на позу при письме, чтении, любой работе

за письменным столом. Ребенок должен сидеть так, чтобы ноги, спина,

руки имели опору. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя

опущенной руки вашего чада, когда он сидит. Высота стула не должна

превышать

высоту

голени.

Если

ноги

не

достают

до

пола,

надо

подставить скамейку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были

согнуты под прямым углом. Спина должна вплотную касаться спинки

стула, сохраняя поясничный изгиб. Чтобы расстояние от книжки до глаз

не превышало 30 см, книгу лучше поставить на пюпитр, тогда голову

не придется наклонять. Неправильная поза при работе за столом очень

портит осанку!

4.

Следить, чтобы у ребенка не появилось плоскостопие. Плоская стопа

нарушает правильную опорную функцию ног, ноги быстро устают, ось

таза

наклоняется

и

осанка

нарушается.

Вовремя

обнаруженное

плоскостопие можно исправить. Обратитесь к ортопеду, не запустите

эту проблему.

5.

Не стелить слишком мягкую постель. Матрас должен быть ровным,

жестким, подушка – маленькой, низкой. Кровать такой длины, чтобы

ноги можно было свободно вытянуть. Ту немалую часть суток, которая

приходится на сон, позвоночник должен чувствовать себя комфортно, а

ему удобна жесткая постель.

У некоторых детей нашей школы – отклонение зрения.

Если выполнять несложные правила, то в большинстве случаев, если это не

врожденное

наследственное

отклонение,

можно

предотвратить

это

нарушение зрения.

Очень вредно держать книги и тетради на расстояние ближе 30 см от глаз.

Когда

мы

рассматриваем

предметы

на

близком

расстоянии,

мышечный

аппарат глаза напрягается, меняется кривизна хрусталика, возникает быстрое

утомление и ухудшение зрительного восприятия. При постоянном плохом

освещении и неправильной осанке вырабатывается привычка рассматривать

все вблизи. В результате развивается близорукость.

Пребывание на природе, где обеспечен большой кругозор, - прекрасный

отдых для глаз.

Для нормальной работы глаз важно хорошее освещение. Стол для занятий

нужно ставить ближе к окну и так, чтобы свет падал слева. На рабочем столе

слева

ставится

настольная

лампа

с

лампочкой

мощностью

50

60

Вт,

защищенная абажуром так, чтобы свет не падал в глаза, а освещал только

книгу или тетрадь. Слишком яркое освещение раздражает сетчатку глаза и

приводит к быстрому утомлению. Вредно читать в движущемся транспорте,

особенно при плохом освещении. Когда ребенок читает лежа, положение

книги в руке по отношению к глазам тоже постоянно меняется, освещенность

ее недостаточна. Привычка читать лежа наносит вред зрению.

Когда в глаза попадает пыль, она их раздражает. Вместе с пылью могут быть

занесены

болезнетворные

микробы.

Инфекция

может

попасть

в

глаз

с

грязных

рук,

нечистого

полотенца,

носового

платка.

Это

может

вызвать

различные заболевания глаз, например, воспаление слизистой оболочки –

коньюктивит, которое нередко приводит к ухудшению зрения. Поэтому глаза

нужно беречь от травм, от попадания инородных предметов, пыли, не тереть

их руками, вытирать только совершенно чистым полотенцем или носовым

платком.

Очень

вредное

действие

на

зрение

оказывает

курение,

употребление

алкогольных

напитков,

наркотиков,

особенно

в

детском

и

подростковом

возрасте.

Никотин,

алкоголь

и

различные

токсические

вещества,

содержащиеся

в

синтетических

жидкостях,

могут

вызвать

у

подростков

тяжелые поражения зрительного нерва и привести к потере зрения.

Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Все родители

уже

достаточно

о

пользе

режима

дня,

так

что

доказывать

эту

пользу

необходимости, пожалуй, нет.

Скажем лишь о том, что режим дня – это на самом деле режим суток; все 24

часа должны быть спланированы определенным образом, и план этот, как

всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается.

Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать,

что это – рациональное чередование работы и отдыха. Вспомним слова И.П.

Павлова: “Всякая живая работающая система, как и ее отдельные элементы,

должна

отдыхать,

восстанавливаться.

А

отдых

таких

реактивнейших

элементов, как корковые клетки, должен в особенности быть охраняем”.

Учебные занятия, занимающие в жизни детей значительное место, требуют

усиленной работы именно этих “реактивнейших элементов”. Как же важно

наладить правильную смену умственного труда и отдыха ребят.

А ведь, признаемся, нередко и школьные занятия, и домашняя подготовка к

ним отбирают у подростков так много времени, что его вовсе не остается

(или

остается

явно

недостаточно)

для

того,

чтобы

поиграть,

почитать,

заняться

любимым

делом,

побыть

на

свежем

воздухе…

Более

того,

некоторые,

наиболее

добросовестные,

отрывают

время

от

сна.

Стоит

ли

удивляться, что у подростка возникает стойкое переутомление – а отсюда и

резкое снижение работоспособности. Подросток попадает в заколдованный

круг: он старается работать еще больше, устает еще больше, работает все

хуже и хуже.

И дело не в падении работоспособности самом по себе. Не исключено, что

все это может привести к серьезному расстройству здоровья – головным

болям,

раздражительности,

ухудшению

аппетита,

открывается

дорога

болезням.

Чтобы предупредить все эти неблагоприятные последствия, нужно правильно

построить режим дня школьника.

Продолжительность

школьных

и

внешкольных

занятий

должна

учитывать возрастные возможности;

Должен

быть

обеспечен

достаточный

отдых

максимальным

пребыванием на свежем воздухе);

Необходимое время должно быть отведено на сон.

Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего

начинать

занятия

пообедав

и

побывав

на

свежем

воздухе

1,5–2

часа.

Активный

отдых

после

уроков

обеспечивает

“разрядку”,

удовлетворяет

потребность детского организма в движении, общении, то есть школьники

могут

снять

напряжение,

связанное

с

интенсивной

работой

в

первой

половине

дня.

Пребывание

детей

на

воздухе

это

использование

естественных

факторов

природы

для

оздоровления

и

закаливания

их

организма.

Помните:

чем

больше

ребенок

двигается,

тем

лучше

он

развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у ребенка

розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на

усталость.



В раздел образования