Автор: Шабанова Маргарита Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - д/с "Солнышко"
Населённый пункт: р.п. Усть - Абакан
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание как направление дошкольного образования в условиях ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
«Экологическое воспитание как направление дошкольного
образования в условиях ФГОС»
Ерофеева Ирина Сергеевна
Государственное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
средняя
общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза
П.М.Ганюшина
с.Сергиевск
м.р.Сергиевский
Самарской
области
структурное
подразделение детский сад «Сказка»
«Любовь к Родине начинается с любви к природе»
Е. В. Павленко.
На
основном
этапе
развития
общества
вопрос
экологического
образования приобретает особую остроту. В связи с этим необходимо больше
уделять внимания экологическому образованию детей уже с первых лет их
жизни, так как именно в этот период у ребенка складывается первое
мироощущение - он получает эмоциональные впечатления о природе
и
социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется
основа экологического мышления, сознания и культура.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при
помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для
всех людей. Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из
важнейших факторов образования и воспитания дошкольников.
Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети дошкольного
возраста
постепенно
постигают
мир,
в
котором
живут:
открывают
удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль
природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-
эстетические
чувства и переживания, побуждающие их заботиться о
сохранении и приумножении природных богатств.
Острота
современных
экологических
проблем
выдвинула
перед
педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения
в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать
вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления
природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения
каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать
чувство ответственности за состояние окружающей среды.
Цель нашей работы является формирование представлений у детей
дошкольного возраста о растительном и животном мире природы родного
края во взаимосвязи со средой обитания, экологически грамотного поведения
в природе и гуманного отношения к ней.
Для реализации поставленной цели были определены основные задачи:
- углубить и расширить экологические знания;
- привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие,
познавательные;
-
развивать
познавательную,
творческую,
общественную
активность
дошкольников в ходе экологической деятельности;
- сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.
Всю работу по экологическому образованию осуществляем на занятиях
и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми на
занятиях, закрепляем в повседневной жизни.
Начиная с 2-3 лет, обращаем внимание детей на отдельные наиболее
яркие заметные явления и события характерные для разных времен года.
Педагоги дают детям информацию понемногу, используя при этом игры,
забавы.
Ребят привлекают к активному участию по уходу за комнатными
растениями: поливали, рыхлили, протирали листья, мыли поддоны и т.д.
Каждый ребенок постепенно знакомится с материалом по уходу за
растениями, чтобы не навредить им. С наступлением зимы подкармливают
птиц на участке. Делают кормушки вместе с родителями и размещают
поближе к окну, чтобы дети ежедневно могли наблюдать за птицами.
В
старшем
дошкольном
возрасте
вовлекаем
в
предметно-
преобразующую деятельность среди природы. Приучаем к разумному
природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению
практического опыта отношение к естественной среде. В результате у ребят
формируются практические знания, личный опыт воздействия на среду и
сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в
деятельности среды природы.
На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и
склонностей дошкольников используем различные формы экологического
воспитания:
а) массовые;
б) групповые;
в) индивидуальные.
К массовым формам относится работа детей по благоустройству и
озеленению помещений и территории ДОО, природоохранные праздники,
конференции, экологические фестивали, ролевые игры, работы на участке,
экологические акции и др.
К групповым формам относятся экскурсии, экологический практикум,
экологическая тропа, проблемные ситуации, выставки детских работ из
бросового материала, экологические проекты, сказки и др.
Индивидуальные формы: наблюдения за животными и растениями,
изготовление
поделок,
рисование,
лепка,
экологические
проекты,
экологические
игры
придуманные
детьми
совместно
с
родителями,
педагогами др.
Для
каждого
наблюдения
педагоги
отбирают
небольшой
объем
информации. Представления об объектах и явлениях природы формировали у
дошкольников постепенно, в процессе многократных «встреч» с ними (в
процессе использования циклов наблюдений за одним и тем же объектом). В
каждом последующем наблюдении вспоминают, уточняют, закрепляют и
конкретизируют, расширяют полученные представления.
В организации
наблюдений продумывают систему, их взаимосвязь, что обеспечивает
осознание
детьми
процессов
и
явлений,
которые
они
наблюдали.
Наблюдение стимулирует интерес детей, их познавательную активность.
Наряду с наблюдениями в ДОО широко используется наглядный
иллюстративный
материал,
который
помогает
закрепить
и
уточнить
представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений. С
их помощью формируются у детей представления об объектах, явлениях
природы, которые в данный момент наблюдать невозможно, дети знакомятся
с протекающими явлениями в природе (сезонными изменения), происходит
обобщение и систематизация информации природоведческого содержания и
характера.
Большая роль при ознакомлении дошкольников с природой отводится
игре. Сюжетно – ролевые игры предполагают наличие природоведческого,
природоохранного
и
экологического
содержания
и
существование
определенных знаний: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку по
реке Лимпопо», «Путешествие к морю», «Экскурсия в краеведческий музей»
(ребенок-экскурсовод рассказывает и показывает коллекции насекомых,
растений родного края, с коллекцией камнейи др.)
Воспитатели
подбирают
разнообразные
дидактические
игры
экологического содержания: «Дикие – домашние животные», «Ядовитое и
безопасное растение», «Где, чей домик?», «Что вредно и полезно для
природы (воды)?», «Опасно - не опасно», «Выбери съедобные грибы, ягоды»,
«Соберем рюкзак в дорогу» и т др.
Используют предметные игры с использованием природного материала
(шишек, камешков, раковин и т.д.) способствовали развитию мышления
ребенка. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам
(цвету, размеру, форме). Важно, чтобы дети тоже участвовали в сборе
природного материала.
Особое внимание требует создание условий для самостоятельной игры
экологической
направленности,
исследовательской
деятельности
и
моделирования. В уголке природы создали коллекцию природных бросовых
материалов для изготовление поделок, на подоконниках высаживают мини –
огород.
В процессе трудовой деятельности дети имеют возможность применить
на практике свои знания, приобрести новые, наглядно убедиться в
существовании в природе различных взаимосвязей (растения, животные и
окружающая среда). У них формируются необходимые навыки
ухода,
чувство ответственности за живым организмом.
Положительные эмоции вызывают у детей на занятиях рисования,
аппликации,
лепки
и
конструирования,
разыгрывание
спектаклей
на
природоведческую тематику, чтение художественной литературы – все это
способствует
формированию
у
дошкольников
осознанно
правильного
отношения к природе, привлекали их к природоохранной деятельности.
Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как
процесс
непрерывного
воспитания
родителей,
направленный
на
формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое
образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же
время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного
учреждения. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов
семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к
совместной работе. Дошкольный возраст ребенка – период, когда многие из
них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень
важно для экологического образования. Семья как среда формирования
личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ
экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, также
закладывается в семье и именно в период раннего детства.
Экологическую информацию взрослые получали:
- на родительских собраниях;
- в процессе посещения территории детского сада;
- из консультаций для родителей;
- в совместной деятельности с детьми.
Помимо традиционных форм работы ДОО и семьи, активно используем
инновационные формы и методы работы:
1. Круглый стол «Пути реализации системы экологического воспитания в
детском саду»;
2.Тематические выставки: фотовыставка «Домашние питомцы», выставка
рисунков «Не опоздай, спаси планету!»;
3.Семейные встречи экологической направленности: «Вместе по нашей
экологической тропинке», «Посади дерево»;
4. Конкурс семейных талантов: «Чудо – овощи», «Сохраним елочку»,
«Птичья столовая».
Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным
процессом, а экологическая информация, которую мы предлагаем родителям,
лично значимой для них. Совместная деятельность взрослого и ребенка
способствовала
сотрудничеству,
эмоциональному,
психологическому
сближению ребенка и взрослого.
Таким образом, на основе всего выше сказанного, можно сделать вывод
о том, что при организации работы с детьми дошкольного возраста
необходимо
ориентироваться
на
возрастные,
индивидуальные
и
дифференцированные особенности детей. Так же необходимо правильно
организовать
взаимодействие
с
семьей,
для
того,
чтобы
работа
по
экологическому образованию продолжалась и дома.
Литература:
1. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование [Текст] / И. Э.
Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Изд-во педагогического общества России,
2011. _ С.79.
2. Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе.
Методическое пособие [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – С.
171.
3. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников
[Текст] / С. Н. Николаева. – М., 2009. – С. 57.