Напоминание

"Экологическое воспитание как направление дошкольного образования в условиях ФГОС"


Автор: Шабанова Маргарита Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - д/с "Солнышко"
Населённый пункт: р.п. Усть - Абакан
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание как направление дошкольного образования в условиях ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Экологическое воспитание как направление дошкольного

образования в условиях ФГОС»

Ерофеева Ирина Сергеевна

Государственное

бюджетное

общеобразовательное

учреждение

средняя

общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза

П.М.Ганюшина

с.Сергиевск

м.р.Сергиевский

Самарской

области

структурное

подразделение детский сад «Сказка»

«Любовь к Родине начинается с любви к природе»

Е. В. Павленко.

На

основном

этапе

развития

общества

вопрос

экологического

образования приобретает особую остроту. В связи с этим необходимо больше

уделять внимания экологическому образованию детей уже с первых лет их

жизни, так как именно в этот период у ребенка складывается первое

мироощущение - он получает эмоциональные впечатления о природе

и

социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется

основа экологического мышления, сознания и культура.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при

помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для

всех людей. Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из

важнейших факторов образования и воспитания дошкольников.

Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети дошкольного

возраста

постепенно

постигают

мир,

в

котором

живут:

открывают

удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль

природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-

эстетические

чувства и переживания, побуждающие их заботиться о

сохранении и приумножении природных богатств.

Острота

современных

экологических

проблем

выдвинула

перед

педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения

в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать

вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления

природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения

каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать

чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Цель нашей работы является формирование представлений у детей

дошкольного возраста о растительном и животном мире природы родного

края во взаимосвязи со средой обитания, экологически грамотного поведения

в природе и гуманного отношения к ней.

Для реализации поставленной цели были определены основные задачи:

- углубить и расширить экологические знания;

- привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие,

познавательные;

-

развивать

познавательную,

творческую,

общественную

активность

дошкольников в ходе экологической деятельности;

- сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.

Всю работу по экологическому образованию осуществляем на занятиях

и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми на

занятиях, закрепляем в повседневной жизни.

Начиная с 2-3 лет, обращаем внимание детей на отдельные наиболее

яркие заметные явления и события характерные для разных времен года.

Педагоги дают детям информацию понемногу, используя при этом игры,

забавы.

Ребят привлекают к активному участию по уходу за комнатными

растениями: поливали, рыхлили, протирали листья, мыли поддоны и т.д.

Каждый ребенок постепенно знакомится с материалом по уходу за

растениями, чтобы не навредить им. С наступлением зимы подкармливают

птиц на участке. Делают кормушки вместе с родителями и размещают

поближе к окну, чтобы дети ежедневно могли наблюдать за птицами.

В

старшем

дошкольном

возрасте

вовлекаем

в

предметно-

преобразующую деятельность среди природы. Приучаем к разумному

природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению

практического опыта отношение к естественной среде. В результате у ребят

формируются практические знания, личный опыт воздействия на среду и

сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в

деятельности среды природы.

На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и

склонностей дошкольников используем различные формы экологического

воспитания:

а) массовые;

б) групповые;

в) индивидуальные.

К массовым формам относится работа детей по благоустройству и

озеленению помещений и территории ДОО, природоохранные праздники,

конференции, экологические фестивали, ролевые игры, работы на участке,

экологические акции и др.

К групповым формам относятся экскурсии, экологический практикум,

экологическая тропа, проблемные ситуации, выставки детских работ из

бросового материала, экологические проекты, сказки и др.

Индивидуальные формы: наблюдения за животными и растениями,

изготовление

поделок,

рисование,

лепка,

экологические

проекты,

экологические

игры

придуманные

детьми

совместно

с

родителями,

педагогами др.

Для

каждого

наблюдения

педагоги

отбирают

небольшой

объем

информации. Представления об объектах и явлениях природы формировали у

дошкольников постепенно, в процессе многократных «встреч» с ними (в

процессе использования циклов наблюдений за одним и тем же объектом). В

каждом последующем наблюдении вспоминают, уточняют, закрепляют и

конкретизируют, расширяют полученные представления.

В организации

наблюдений продумывают систему, их взаимосвязь, что обеспечивает

осознание

детьми

процессов

и

явлений,

которые

они

наблюдали.

Наблюдение стимулирует интерес детей, их познавательную активность.

Наряду с наблюдениями в ДОО широко используется наглядный

иллюстративный

материал,

который

помогает

закрепить

и

уточнить

представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений. С

их помощью формируются у детей представления об объектах, явлениях

природы, которые в данный момент наблюдать невозможно, дети знакомятся

с протекающими явлениями в природе (сезонными изменения), происходит

обобщение и систематизация информации природоведческого содержания и

характера.

Большая роль при ознакомлении дошкольников с природой отводится

игре. Сюжетно – ролевые игры предполагают наличие природоведческого,

природоохранного

и

экологического

содержания

и

существование

определенных знаний: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку по

реке Лимпопо», «Путешествие к морю», «Экскурсия в краеведческий музей»

(ребенок-экскурсовод рассказывает и показывает коллекции насекомых,

растений родного края, с коллекцией камнейи др.)

Воспитатели

подбирают

разнообразные

дидактические

игры

экологического содержания: «Дикие – домашние животные», «Ядовитое и

безопасное растение», «Где, чей домик?», «Что вредно и полезно для

природы (воды)?», «Опасно - не опасно», «Выбери съедобные грибы, ягоды»,

«Соберем рюкзак в дорогу» и т др.

Используют предметные игры с использованием природного материала

(шишек, камешков, раковин и т.д.) способствовали развитию мышления

ребенка. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам

(цвету, размеру, форме). Важно, чтобы дети тоже участвовали в сборе

природного материала.

Особое внимание требует создание условий для самостоятельной игры

экологической

направленности,

исследовательской

деятельности

и

моделирования. В уголке природы создали коллекцию природных бросовых

материалов для изготовление поделок, на подоконниках высаживают мини –

огород.

В процессе трудовой деятельности дети имеют возможность применить

на практике свои знания, приобрести новые, наглядно убедиться в

существовании в природе различных взаимосвязей (растения, животные и

окружающая среда). У них формируются необходимые навыки

ухода,

чувство ответственности за живым организмом.

Положительные эмоции вызывают у детей на занятиях рисования,

аппликации,

лепки

и

конструирования,

разыгрывание

спектаклей

на

природоведческую тематику, чтение художественной литературы – все это

способствует

формированию

у

дошкольников

осознанно

правильного

отношения к природе, привлекали их к природоохранной деятельности.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как

процесс

непрерывного

воспитания

родителей,

направленный

на

формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое

образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же

время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного

учреждения. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов

семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к

совместной работе. Дошкольный возраст ребенка – период, когда многие из

них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень

важно для экологического образования. Семья как среда формирования

личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ

экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, также

закладывается в семье и именно в период раннего детства.

Экологическую информацию взрослые получали:

- на родительских собраниях;

- в процессе посещения территории детского сада;

- из консультаций для родителей;

- в совместной деятельности с детьми.

Помимо традиционных форм работы ДОО и семьи, активно используем

инновационные формы и методы работы:

1. Круглый стол «Пути реализации системы экологического воспитания в

детском саду»;

2.Тематические выставки: фотовыставка «Домашние питомцы», выставка

рисунков «Не опоздай, спаси планету!»;

3.Семейные встречи экологической направленности: «Вместе по нашей

экологической тропинке», «Посади дерево»;

4. Конкурс семейных талантов: «Чудо – овощи», «Сохраним елочку»,

«Птичья столовая».

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным

процессом, а экологическая информация, которую мы предлагаем родителям,

лично значимой для них. Совместная деятельность взрослого и ребенка

способствовала

сотрудничеству,

эмоциональному,

психологическому

сближению ребенка и взрослого.

Таким образом, на основе всего выше сказанного, можно сделать вывод

о том, что при организации работы с детьми дошкольного возраста

необходимо

ориентироваться

на

возрастные,

индивидуальные

и

дифференцированные особенности детей. Так же необходимо правильно

организовать

взаимодействие

с

семьей,

для

того,

чтобы

работа

по

экологическому образованию продолжалась и дома.

Литература:

1. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование [Текст] / И. Э.

Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Изд-во педагогического общества России,

2011. _ С.79.

2. Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе.

Методическое пособие [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – С.

171.

3. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников

[Текст] / С. Н. Николаева. – М., 2009. – С. 57.



В раздел образования