Автор: Жаркова Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ№ 3 ВОРОБУШЕК
Населённый пункт: г. Вологда
Наименование материала: Экологическое воспитание
Тема: Экологическая тропа в детском саду
Раздел: дошкольное образование
Консультация "Экологическая тропа"
Экологическая
тропа
–
одна
из
современных
форм
воспитания
и
образования
детей
–
работа
в
экологически
значимом
пространстве,
на
образовательном
маршруте,
проходящем
через
различные
природные
объекты.
Знакомясь
с
растениями
и
животными,
местами
их
обитания,
особенностями природных ландшафтов и т.д., дети и взрослые расширяют
свой кругозор, практикуются в ориентировании.
Учитывая
особенности
возраста,
а
также
специфику
этой
развивающей
среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать
разнообразные
формы:
экскурсии,
занятия-опыты,
занятия-наблюдения,
экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа
–
это
средство
нравственного,
эстетического,
трудового
воспитания.
Она
выполняет познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную
функции.
Основными целями работы являются:
Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой.
Формирование системы экологических знаний и представлений.
Развитие
эстетических
чувств
(умение
видеть
и
почувствовать
красоту
природы, восхититься ею, желания сохранить ее).
Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и
животными, по охране и защите природы.
Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского
сада:
–
Использовать
прогулки
для
общения
детей
с
природой
ближайшего
окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных
качеств каждого ребенка.
–
Познакомить
с
разными
объектами
живой
природы
и
показать
ее
взаимосвязь с окружающим миром.
– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой
природы.
– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому,
заботы и бережного отношения к природе.
– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в
рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии,
исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
По экологической тропе дети проходят по видовым точкам в виде красивых
указателей. В состав экологической тропинки входят видовые точки, такие
как:
1. Станция «Цветочная»
Цель:
Уточнить
представления
о
цветниках,
о
разнообразии
цветущих
растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста.
2.Станция «У бабушки Загадушки»
Цель: Развивать образное мышление детей, отгадывать загадки о природе,
закреплять знания о ней.
3.Станция «В гостях у сказки»
Цель: Развивать интерес к сказкам, воспитывать чуткость к художественному
слову,
эмоциональное
отношение,
желание
участвовать
в
инсценировках
знакомых сказок, играх – драматизациях по мотивам знакомых сказок.
4. Станция «Вишенка»
Цель: Закрепить названия деревьев, их строение и внешние признаки. Учить
различать деревья по внешним признакам, воспитывать бережное отношение
5. Станция «Пчелиный домик»
Цель: Расширять и уточнять представления о насекомых, их разнообразии,
особенностях
жизни.
Формировать
экологическое
сознание,
бережное
отношение к насекомым
6. Станция «Песочный дворик»
Цель:
Закреплять
представления
о
свойствах
песка,
развивать
умение
создавать
из
него
постройки
и
обыгрывать
их,
развивать
воображение,
конструкторские умения.
7. Станция «Зеленая аптека»
Цель: Расширять и закреплять знания о лекарственных растениях. Развивать
умение рационально использовать лекарственные растения для здорового
образа жизни. Учить собирать и сушить их.
8.Станция «Спортивная»
Цель:
Формировать
первичные
ценностные
представления
о
здоровье
и
здоровом
образе
жизни,
о
человеческом
организме,
влиянии
на
него
солнечного
света,
воздуха,
воды,
движения.
Способствовать
развитию
основных движений и двигательной активности детей.
9. Станция «У болотца»
Цель: Знакомить с миром водоема, учить определять растения, животных,
птиц, живущих у водоема, воспитывать бережное отношение к ним
10. Станция «Музыкальная»
Цель: Закреплять умения детей импровизировать и показывать инсценировки
на
экологическую
тему,
различать
звуки
музыкальных
инструментов.
Имитирующих пение птиц.
11. Станция «Исследовательская»
Цель:
Закреплять
умения
пользоваться
оборудованием
для
опытническо-
экспериментальной
деятельности.
Определять
свойства
природных
материалов. Уметь наблюдать за погодой. Знать названия приборов: флюгер –
для измерения направления ветра, термометр – для измерения температуры,
компас – для определения сторон света, Солнечные и песочные часы – для
определения времени.
12. Станция «Подворье»
Цель:
Познакомить
с
обитателями
деревенского
дворика:
корова,
козлик,
домашние птицы, собака, кот. Воспитывать бережное отношение к ним.
13.Станция «Деревенька»
Цель:
Дать
первоначальное
представление
об
основах
национальной
культуры, вызвать интерес к познанию культуры русского народ, знакомить с
деревенским укладом жизни, старинными предметами обихода
14.Станция «Лесовичок»
Цель: Закреплять названия деревьев, их строение и внешние признаки. Учить
различать деревья по внешним признакам, воспитывать бережное отношение.
Систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях.
15. Станция «Рябинка»
Цель: Закреплять названия деревьев, их строение и внешние признаки. Учить
детей
различать
деревья
по
внешним
признакам,
воспитывать
бережное
отношение.