Автор: Евдокимова Алена Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Школа С.Белоярск
Населённый пункт: с.Белоярск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "По следам частей речи"
Раздел: среднее образование
Методическая разработка урока к неделе русского языка
«По следам частей речи» для 7б класса.
Разработала: Евдокимова А.А.
Учитель русского языка и литературы
МОУ Школа с.Белоярск
Цель урока: привитие интереса к урокам русского языка.
Ход урока:
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, а
урок-игра.
Разминка.
а) Какие 3 местоимения самые чистые? (ВЫ – МЫ – ТЫ)
б) Какие 2 местоимения мешают ездить по дорогам? (Я –МЫ)
в) Какое местоимение требует чистоты? (МОЙ)
г) Какое местоимение можно считать и самым хвастливым и самым
скромным? (Я)
Задание: Подобрать к существительным прилагательные. (1 балл).
1 команда: вестибюль (просторный), мозоль (болезненная)
2 команда: рояль (новый), вермишель (яичная)
3 команда: тюль (разноцветный), изложение (сложное).
Задание: Инсценировать фразеологизмы (пантомима). Команды должны
отгадать фразеологизм.
1 команда: руки чешутся, топтаться на одном месте;
2 команда: развешивать уши, положа руку на сердце;
3 команда: кусать себе локти, два сапога пара.
Задание: Загадка – анаграмма (для капитанов). Нужно переставить буквы
в словах так, чтобы получилось новое существительное. Определить род и
число.
Сосна – насос, куст – стук,
кайма – майка, карп – парк,
деталь – дельта, корма – комар.
Задание:
«Замени одним словом»
Рукой подать – близко
В час по чайной ложке – медленно
Во весь дух – быстро
Морочить голову – обманывать
Засучив рукава – старательно
Зарубить на носу – запомнить
Обвести вокруг пальца – обмануть
Яблоку негде упасть – тесно
Прокатить с ветерком – очень быстро.
Задание: Восстановите руские пословицы.
1. Глаза, колоть, правда.
Где, и, рыть, строить, там.
2. Выспаться, и, как, постелить, так.
1.
В каком слове сорок гласных?
2.
Используя шифр,найди слова.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
0
а
б
в
к
м
н
о
л
д
т
2 7 8 0 _______________________________
3 7 2 8 1 ______________________________
4 7 5 6 1 0 1 ___________________________
0 1 6 4 _______________________________
2 1 6 4 1 _____________________________
4 7 5 1 6 9 1 __________________________
3 7 8 4 _______________________________
Прочитай задом наперед и запиши предложения:
горосоН теадоб омгор
еН етитуш с могоросон!
И аз йокрог, и доп йокрог,
доП йозереб , и доп йокле,
имадовороХ и в дяр
В хапялш ыцдолом тяотс.
Игра «ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».
«Дружная семья» – это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из
десяти букв. Например: трудолюбие, литература и т.п. Слово нужно записать по
вертикали и к каждой букве подобрать часть речи, например:
Т – ты – местоимение
Р – разве – частица
У – удивляться – глагол
Д – десять – числительное
О – ох – междометие
Л – легко – наречие
Ю – юла – существительное
Б – без – предлог
И – или – союз
Е – еловый – прилагательное
Кто быстрее «соберет» «дружную семейку», тот и победит.
Если у ребят есть ошибки, то ведущий должен только сказать: «Семья недружная», – но
не подсказывать, где ошибка.
В
од
олаз,
д
Водолаз, ювелир, доктор.