Автор: Эфендиева Гюльнара Гаджибеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №10 "Белочка"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, Тюменская область, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Интеграция изобразительной деятельности и детского эксперементирования в воспитании творческой личности"
Раздел: дошкольное образование
«Интеграция изобразительной деятельности и детского
эксперементирования в воспитании творческой личности»
«Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось
еще
и
еще
раз
возвратиться
к
тому,
что
узнал.
Умейте
открыть
перед
ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек
жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».
Ральф У.Эмерсон.
Рисование
один
из
самых
распространенных
видов
творчества
в
детстве. Отчасти это обусловлено его доступностью, отчасти - психическими
особенностями
развития
ребенка.
Рисование
в
дошкольном
возрасте
.
В
рисовании
у
дошкольников
–
развивается
рука
у
ребенка,
он
учиться
производить тонкие дифференцированные движения кистью. А развитость
рук напрямую влияет и на развитие познавательных способностей, развитие
мозга в целом.
Перед современным обществом, школой, ДОУ и родителями встает
первоочередная задача: вырастить каждого ребенка не только сознательным
членом
общества,
здоровым
и
крепким
человеком,
но
и
инициативным,
думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его
чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.
1
Каждый ребенок –
первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег – это много
красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял,
что ветер может быть ласковым и прохладным – летом, злым и колючим –
зимой. Так дети впервые воспринимают природу, ее явления, тянуться к ней,
пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в
тупик, и они в растерянности бегут к нам, взрослым.
Дети большие почемучки, и мы часто делаем большую ошибку, когда
на вопросы сразу даем ответ. А что если ребенок сам дойдет до истины, пусть
1
В.А.Сухомлинский
даже с помощью взрослого. Тогда его открытия запомнятся ему на всю
жизнь.
Игры – экспереметирования, которые по праву можно назвать одним из
важнейших средств развития личности дошкольника, способствуют развитию
психических познавательных процессов, самостоятельности в суждениях и
действиях, обеспечивают саморазвитие ребенка.
Экспериментальная
деятельность
–
особый
вид
педагогической
работы, требующая от педагогов творческого подхода, увлеченности так как
увлеченный сам, способен увлечь других.
Нельзя не согласиться с высказыванием А.К. Шепера о том, что «дети –
исследователи,
изобретатели
и
фантазеры
и
нужно
представлять
им
возможность широко проявлять эти стороны их существа».
Через
изобразительное
творчество
происходит
также
и
освоение
ребенком логических операций
анализа, синтеза. Это только на первый
взгляд
кажется,
что
детские
рисунки,
особенно
младших
дошкольников,
хаотичны, стихийны. Нет, они обладают внутренней логикой, просто в силу
непонимания ребенком физических и иных законов бытия логически связи в
его
рисунках
приобретают
причудливую
форму.
Это
можно
наблюдать
практически
-
часто
бывает
,
что
ребенок
искренне
удивляется,
почему
взрослый не понимает, что изображено на рисунке – для него-то более чем
ясно.
Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для
развития
творческих
способностей
потому,
что
в
этом
возрасте
дети
чрезвычайно
любознательны,
у
них
есть
огромное
желание
познавать
окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям
знания,
вовлекая
их
в
различные
виды
деятельности,
способствуют
расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая
предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление
дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно
более
независимо
и
еще
не
задавлено
стереотипами.
Из
всего
выше
сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные
возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько
были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий
п о т е н ц и а л
в з р о с л о г о
ч е л о в е к а .
Творческая деятельность очень интересна для ребенка - дошкольника,
потому
что
удовлетворяет
его
желание
действовать
и
действовать
продуктивно,
а
также
потребность
отражать
полученные
впечатления
от
окружающей жизни, выражать свое отношение к увиденному и пережитому.
Малыша
радует,
что
он
может
создать
изображение
своими
руками.
Специалисты
выделяют
три
группы
средств
эстетического
воспитания:
искусство,
окружающая
действительность
(включая
природу)
и
художественно-творческие
виды
деятельности.
Все
эти
области
взаимосвязаны,
и
благодаря
этому
ребенок
активно
приобщается
к
созидательному
опыту
людей.
Осуществлять
эффективное
руководство
художественной деятельностью детей и развитием их способностей может
лишь взрослый. Вместе с тем и сами психические процессы развиваются в
художественно-творческой деятельности, поднимая ее на новый уровень
Что способствует развитию творческой активности у ребенка?
На развитие творческих способностей у ребенка положительно влияют
различные виды детской деятельности:
Окружающий мир.
Развивающие игры и игрушки.
Рисование.
Лепка.
Чтение.
Музыка.
Аппликация.
По мнению академика Н.Н. Подъякова, « в деятельности
экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь,
самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его
предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».
Считаю,
что
педагогический
смысл
интегрированного
обучения
состоит в том, что оно предполагает решение единой педагогической задачи
обучения и развития ребенка в двух или более направлениях художественно-
эстетического образования воспитателями и специалистами, работающими с
одной группой детей. Механизм интеграции – образ, созданный разными
средствами и воспроизводящийся детьми в разных видах деятельности
Преимущества
интеграции
процесса
обучения
и
воспитания в
непосредственной
образовательной
деятельности
безусловны.
Ведь
объединяя
различные области знаний
в
одном
творческом
процессе,
экономится время
для
игр,
прогулок,
самостоятельной
деятельности
дошкольников.
Система
интегрированного
обучения
способствует
также
эффективному взаимодействию всех специалистов ДОУ и их сотрудничеству
с родителями, образуя тем самым детско-взрослое сообщество.
Литература
1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников:
Методические рекомендации -М. Аркти, 2005 г.
2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное
рядом. -М., 2004
3. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод
обучения./
4. Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 – 92
5. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность
старших 6.дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /
Под ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
8. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность
детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
9. Материалы Интернет-сайтов.
10. Рыжова Н. Игры с водой и песком// Обруч, 1997, № 2
11. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной // Обруч , 1998, № 2
12.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная
деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста:
Методическое пособие _ СПб.: Детство-Пресс, 2013 г.
13. Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты
для детей от 5 до 9 лет ( Автор-составитель: ЗубковаН.М.- СПб.: Речь ; М.:
Сфера, 2009 г.
14. Одинцова Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ – М.:
ТЦ Сфера, 2012 г.
15. Я – экспериментатор: Игры и забавы для светлой головы //
Детский сад со всех сторон, 2007 г., июнь.