Напоминание

"Интеграция изобразительной деятельности и детского эксперементирования в воспитании творческой личности"


Автор: Эфендиева Гюльнара Гаджибеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №10 "Белочка"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, Тюменская область, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Интеграция изобразительной деятельности и детского эксперементирования в воспитании творческой личности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Интеграция изобразительной деятельности и детского

эксперементирования в воспитании творческой личности»

«Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось

еще

и

еще

раз

возвратиться

к

тому,

что

узнал.

Умейте

открыть

перед

ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек

жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».

Ральф У.Эмерсон.

Рисование

один

из

самых

распространенных

видов

творчества

в

детстве. Отчасти это обусловлено его доступностью, отчасти - психическими

особенностями

развития

ребенка.

Рисование

в

дошкольном

возрасте

.

В

рисовании

у

дошкольников

развивается

рука

у

ребенка,

он

учиться

производить тонкие дифференцированные движения кистью. А развитость

рук напрямую влияет и на развитие познавательных способностей, развитие

мозга в целом.

Перед современным обществом, школой, ДОУ и родителями встает

первоочередная задача: вырастить каждого ребенка не только сознательным

членом

общества,

здоровым

и

крепким

человеком,

но

и

инициативным,

думающим, способным на творческий подход к любому делу.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его

чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

1

Каждый ребенок –

первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег – это много

красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял,

что ветер может быть ласковым и прохладным – летом, злым и колючим –

зимой. Так дети впервые воспринимают природу, ее явления, тянуться к ней,

пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в

тупик, и они в растерянности бегут к нам, взрослым.

Дети большие почемучки, и мы часто делаем большую ошибку, когда

на вопросы сразу даем ответ. А что если ребенок сам дойдет до истины, пусть

1



В.А.Сухомлинский

даже с помощью взрослого. Тогда его открытия запомнятся ему на всю

жизнь.

Игры – экспереметирования, которые по праву можно назвать одним из

важнейших средств развития личности дошкольника, способствуют развитию

психических познавательных процессов, самостоятельности в суждениях и

действиях, обеспечивают саморазвитие ребенка.

Экспериментальная

деятельность

особый

вид

педагогической

работы, требующая от педагогов творческого подхода, увлеченности так как

увлеченный сам, способен увлечь других.

Нельзя не согласиться с высказыванием А.К. Шепера о том, что «дети –

исследователи,

изобретатели

и

фантазеры

и

нужно

представлять

им

возможность широко проявлять эти стороны их существа».

Через

изобразительное

творчество

происходит

также

и

освоение

ребенком логических операций

анализа, синтеза. Это только на первый

взгляд

кажется,

что

детские

рисунки,

особенно

младших

дошкольников,

хаотичны, стихийны. Нет, они обладают внутренней логикой, просто в силу

непонимания ребенком физических и иных законов бытия логически связи в

его

рисунках

приобретают

причудливую

форму.

Это

можно

наблюдать

практически

-

часто

бывает

,

что

ребенок

искренне

удивляется,

почему

взрослый не понимает, что изображено на рисунке – для него-то более чем

ясно.

Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для

развития

творческих

способностей

потому,

что

в

этом

возрасте

дети

чрезвычайно

любознательны,

у

них

есть

огромное

желание

познавать

окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям

знания,

вовлекая

их

в

различные

виды

деятельности,

способствуют

расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая

предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление

дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно

более

независимо

и

еще

не

задавлено

стереотипами.

Из

всего

выше

сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные

возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько

были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий

п о т е н ц и а л

в з р о с л о г о

ч е л о в е к а .

Творческая деятельность очень интересна для ребенка - дошкольника,

потому

что

удовлетворяет

его

желание

действовать

и

действовать

продуктивно,

а

также

потребность

отражать

полученные

впечатления

от

окружающей жизни, выражать свое отношение к увиденному и пережитому.

Малыша

радует,

что

он

может

создать

изображение

своими

руками.

Специалисты

выделяют

три

группы

средств

эстетического

воспитания:

искусство,

окружающая

действительность

(включая

природу)

и

художественно-творческие

виды

деятельности.

Все

эти

области

взаимосвязаны,

и

благодаря

этому

ребенок

активно

приобщается

к

созидательному

опыту

людей.

Осуществлять

эффективное

руководство

художественной деятельностью детей и развитием их способностей может

лишь взрослый. Вместе с тем и сами психические процессы развиваются в

художественно-творческой деятельности, поднимая ее на новый уровень

Что способствует развитию творческой активности у ребенка?

На развитие творческих способностей у ребенка положительно влияют

различные виды детской деятельности:

Окружающий мир.

Развивающие игры и игрушки.

Рисование.

Лепка.

Чтение.

Музыка.

Аппликация.

По мнению академика Н.Н. Подъякова, « в деятельности

экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь,

самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его

предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».

Считаю,

что

педагогический

смысл

интегрированного

обучения

состоит в том, что оно предполагает решение единой педагогической задачи

обучения и развития ребенка в двух или более направлениях художественно-

эстетического образования воспитателями и специалистами, работающими с

одной группой детей. Механизм интеграции – образ, созданный разными

средствами и воспроизводящийся детьми в разных видах деятельности

Преимущества

интеграции

процесса

обучения

и

воспитания в

непосредственной

образовательной

деятельности

безусловны.

Ведь

объединяя

различные области знаний

в

одном

творческом

процессе,

экономится время

для

игр,

прогулок,

самостоятельной

деятельности

дошкольников.

Система

интегрированного

обучения

способствует

также

эффективному взаимодействию всех специалистов ДОУ и их сотрудничеству

с родителями, образуя тем самым детско-взрослое сообщество.

Литература

1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников:

Методические рекомендации -М. Аркти, 2005 г.

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное

рядом. -М., 2004

3. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод

обучения./

4. Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 – 92

5. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность

старших 6.дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002

7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /

Под ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004

8. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность

детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005

9. Материалы Интернет-сайтов.

10. Рыжова Н. Игры с водой и песком// Обруч, 1997, № 2

11. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной // Обруч , 1998, № 2

12.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная

деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста:

Методическое пособие _ СПб.: Детство-Пресс, 2013 г.

13. Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты

для детей от 5 до 9 лет ( Автор-составитель: ЗубковаН.М.- СПб.: Речь ; М.:

Сфера, 2009 г.

14. Одинцова Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ – М.:

ТЦ Сфера, 2012 г.

15. Я – экспериментатор: Игры и забавы для светлой головы //

Детский сад со всех сторон, 2007 г., июнь.



В раздел образования