Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся методом проектов на уроках английского языка.
Автор: Болотова Елена Викторовна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ СОШ №7 Населённый пункт: г. Минеральные Воды Наименование материала: статья Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся методом проектов на уроках английского языка. Раздел: среднее образование
Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся
методом проектов на уроках английского языка.
Модернизация содержания образования в России на
современном этапе развития общества напрямую связана с инновационными
процессами в организации обучения иностранным язык. Целью
современного образования становится общекультурное, личностное и
познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую
компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения
иностранным языкам является формирование универсальных учебных
действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к
саморазвитию и самосовершенствованию.
В широком значении термин "универсальные учебные действия"
означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения
нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно
определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих
самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая
организацию этого процесса. Сейчас дети это уже не чистый лист бумаги, на
который наносятся знания. К ним поступает много информации извне и это
просто нельзя не учитывать. Поэтому в современной школе учитель не
является единственным источником информации для своего ребенка. Но дети
часто не умеют перерабатывать полученную информацию в знания, не умеют
анализировать, структурировать, выделять главное, т.е. не владеют
элементарными навыками поисковой работы и исследовательской
деятельности. Основной задачей учителя является - подготовить и выпустить
в жизнь человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему
информацию и усваивать ее в виде новых знаний.
Один из способов решения этой проблемы - использование
проектной деятельности учащихся на уроках ИЯ и во внеурочной
деятельности. Что же такое "проект"? В дидактическом аспекте - это план,
замысел. Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся
приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно
усложняющихся практических заданий-проектов. Метод проектов
рассматривается в современной методике как один из действенных способов
организации личностного и речевого взаимодействия учащихся,
эффективный способ составить представление об уровне сформированности
метапредметных умений обучающихся, которые в ФГОС определяются как
важнейшие результаты обучения наряду с личностными и предметными
результатам. Выполнение проектных заданий на уроках английского языка
преследует несколько целей:
1.
Сформировать у школьников понимание того, что изучаемый
иностранный язык наряду с родным языком является инструментом
познавательной деятельности, связанной с удовлетворением личных
познавательных интересов, добыванием знаний в разных областях, с
расширением своего лингвистического и общего кругозора путём
поиска и обработки информации из доступных им источников;
2.
Научить школьников взаимодействовать с партнёрами в процессе
выполнения парных и групповых проектов с использованием
английского языка.
3.
Обеспечить каждому участнику проектной работы дополнительную
практику в английском языке в процессе поиска и обработки доступной
школьникам информации на иностранном и родном языке .
Как правило, проектная работа завершает работу над определённой темой
и позволяет учащимся обобщить всё изученное и обсуждённое по данной
теме. Учащиеся могут использовать разные типы проектов. Существуют
различные классификации проектов. Так, Е.С. Полат предлагает критерии,
по которым различают типы проектов:
По количеству участников:
1) личностные;
2) парные.
По продолжительности:
1) краткосрочные;
2) средней продолжительности;
3) долгосрочные.
По типу деятельности:
1) творческий; который развивает креативные способности школьников.
2) исследовательский;
3) ролевой-игровой; который предлагает участникам принять на себя
роли ,определённые содержанием проекта.
4) практико-ориентированный ;результат которого ориентирован на
социальные интересы участников проекта.
5) информационный, реализуя который участники собирают информацию
о каком-либо объекте или по определённой проблеме, анализируют и
обобщают полученные данные, а затем информируют других участников о
полученных сведениях.
По количеству предметов:
1) моно-проект;
2) межпредметный проект.
В качестве возможного конечного продукта проекта могут служить постер,
презентация, страница вебсайта, рассказ, спектакль,
В процессе проектной работы ответственность за обучение
возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок сам определяет
тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация.
Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются
определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя.
Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит
оценивание результатов деятельности. Работа над проектом - дело
творческое.
Под проектом понимается самостоятельная творческая работа
учащихся, выполненная от идеи до воплощения в жизнь под контролем и при
консультировании учителя. Решающим звеном внедрения проектного
обучения в учебно-воспитательный процесс школы является учитель.
Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации, сообщающего
ученикам то, что, по его мнению, они должны знать, пассивно усвоив,
учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу
по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и
информации из различных источников. На начальном и среднем этапе
обучения предпочтительными являются проекты краткосрочные (1-2 урока) с
открытой координацией, когда учитель планирует каждый этап проекта;
следит, направляет и контролирует работу участников, при необходимости
организует отдельные этапы проекта и деятельность отдельных учащихся. В
средних и старших классах учителю необходимо контролировать и при
необходимости помочь по запросу учащегося.
Выполнение проекта по иностранному языку можно оценить по следующим
параметрам:
Активность каждого участника проекта в соответствии с его
индивидуальными способностями и возможностями;
Коллективный характер принимаемых решений;
Характер общения и взаимопомощи участников;
Привлечение знаний из других областей;
Эстетика оформления результатов выполнения проекта;
Культура презентации результатов проектной деятельности.
Необходимо также оценить речь учащихся на английском языке:
соответствие высказывания теме проекта; фонетическая, грамматическая,
лексическая правильность используемых фраз; разнообразие
употребленных речевых образцов в случае диалога участников- наличие в
составе реплик фраз, которые стимулировали бы собеседника к
продолжению разговора. Если результатом проекта, помимо устных
сообщений учащихся по теме, предусматривается письменное оформление
результатов работы, то письменную часть работы можно оценить по
следующим критериям: соответствие формы представленной работы теме
проекта; правильность работы с точки зрения лексики, грамматики и
орфографии. Критерии оценивания могут варьироваться в зависимости от
целей, контекста, количества участников и ситуации, в которой
организуется проектная деятельность. Результаты проектной деятельности
могут быть включены в Портфель достижений ученика и могут послужить
средством объективной оценки достижения планируемых результатов по
английскому языку – как для самого ученика, так и для любого
проверяющего.
В составе основных видов универсальных учебных действий,
соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить
четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия
саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный
.
Универсальные Учебные Действия:
Личностные универсальные действия обеспечивают ценностно-
смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и
межличностных отношениях.
Регулятивные универсальные действия дают учащимся организовать
их учебную деятельность.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные,
логические, а также постановку и решение проблемы.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную
компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или
деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в
коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми. Формирование познавательных, коммуникативных и
регулятивных универсальных учебных действий, возможно, проследить при
организации проектной деятельности на уроке английского языка
Рассмотрим основные этапы работы над проектом и соотнесем их с
формируемыми УУД.
1. Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели
и задач.
Регулятивные действия – целеполагание.
Познавательные действия – самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
2. Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение
роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной
деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм
презентации проектного продукта.
Регулятивные действия – планирование и прогнозирование.
Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов
взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации.
3. Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная
работа учащихся. Оформление полученных результатов.
Регулятивные действия - саморегуляция и оценка, контроль и коррекция.
Познавательные действия - структурирование знаний; контроль и оценка
процесса и результатов деятельности; моделирование.
Коммуникативные действия – умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
4. Презентация результатов.
Познавательные действия – осознанное и произвольное построение речевого
высказывания в устной и письменной форме.
Коммуникативные действия – владение монологической и диалогической
формами
речи.
Формирование УУД происходит на всем протяжении работы над проектом.
Этапы работы над проектом
Общеучебные УУД
1.Определение проблемы проекта,
его задач, его типа, количества
участников
1.самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели;
2.Определение структуры подтем,
обсуждение путей решения
основных проблем
2.постановка и формулирование проблемы,
самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера.
3.Распределение ролей
3.определение основной и второстепенной
информации;
4.Самостоятельная работа
учащихся (сбор информации,
анализ, синтез)
4.структурирование знаний;
свободная ориентация и восприятие текстов
художественного, научного, публицистического и
официально-делового стилей; понимание и
адекватная оценка языка средств
массовой информации;
5.Промужуточное обсуждение
,работа над структурой проекта
5.поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в
том числе с помощью компьютерных средств;
осознанное и произвольное построение речевого
высказывания в устной и письменной форме;
6.Защита проекта, презентация
6.выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий;
7.Рефлексия (коллективное
обсуждение, экспертиза,оценка,
прогнозирование возможных
ошибок)
7.рефлексия способов и условий действия,
контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
Развитие УУД в процессе проектной деятельности
Этапы проекта
Роль учителя
Роль ученика
Формируемые УУД
Замысел
Организатор
Участник
замысливани
я
В сфере личностные УУД - учащихся
формируется внутренняя позиция, адекватная
мотивация учебной деятельности, включая
учебные и познавательные мотивы.
В сфере регулятивные УУД - учащиеся
овладевают всеми типами учебных действий,
направленных на организацию своей работы,
включая способность принимать и сохранять
учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию, контролировать и оценивать свои
действия.
В сфере познавательные УУД - учащиеся учатся
искать информацию, овладевают действием
моделирования.
В сфере коммуникативных УУД - учащиеся
приобретают умения организовывать и
осуществлять инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации, оценивать и точно
выражать свои мысли.
Деятельностный
этап
Консультант
Творец
В сфере личностные УУД - формирование
мотивации учебной деятельности, личной
ответственности, развитие познавательных
интересов, чувства взаимопомощи.
В сфере регулятивные УУД - формирование
всех типов учебной деятельности,
направленных на организацию своей работы,
умение планировать деятельность и действовать
по плану, умение взаимодействовать со
сверстниками в учебной деятельности.
В сфере познавательные УУД — умение
сравнивать данные, находить отличия.
В сфере коммуникативные УУД — учиться
договариваться, находить общее решение, уметь
аргументировать свое предложение, убеждать и
уступать, понимать позицию других людей.
Представление
работы
Координатор
Актер
В сфере личностне УУД-самоопределение,
действия нравственно-этического характера.
В сфере регулятивные УУД - учащиеся учатся
определению последовательности
высказываний с учетом конечного результата.
В сфере познавательные УУД - учащиеся
учатся строить сообщения в устной форме.
В сфере коммуникативные УУД — учащиеся
учатся адекватно использовать речевые
средства для решения коммуникативных задач.
Проектная деятельность дает возможность совершенствовать
коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, развивать
языковые средства и навыки пользования ими, формировать
социокультурную осведомленность, применяя общеучебные и специальные
учебные умения.