Напоминание

"Проблемы современного урока и пути их решения"


Автор: Пименова Елена Михайловна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОУ Елецкой оош
Населённый пункт: с. Ельцы Селижаровского района Тверской области
Наименование материала: реферат по географии
Тема: "Проблемы современного урока и пути их решения"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

Елецкая общеобразовательная школа

Селижаровского района Тверской области

Реферат

Проблемы современного урока географии и

пути их решения.

подготовила

Пименова Елена Михайловна

учитель географии

с. Ельцы

2017

2

Оглавление

Введение............................................................................................................... 3

Глава 1. Современное географическое образование в России........................3

Глава 2. Современный урок географии: проблемы и пути их решения.........4

2.1. Проблематика внедрения интерактивных технологий на уроках

географии.......................................................................................................... 4

2.2. Применение современных компьютерных технологий на уроках

географии.......................................................................................................... 5

2.3. Проектная работа на уроках географии.................................................. 7

Заключение...........................................................................................................9

Список используемой литературы...................................................................10

3

Введение

Современный урок, качественный урок, качественное образование – все эти

вопросы постоянно находятся в поле внимания не только учителей: они волнуют

выпускников, их обсуждают родители, работодатели, выдвигает государство как одну из

главных проблем обеспечения качественного образования. Педагоги на современном

этапе должны осознавать: чтобы образование было качественным, педагогическую

деятельность следует направлять не только на усвоение учащимися знаний, предметных

умений и навыков, но и на усвоение ими способов, методов и приемов, на развитие

способностей

в

познании

нового,

незнакомого,

на

создание

условий

для

развития

самостоятельности и приобретения еще в школьном возрасте опыта решения проблемы,

реализации своих попыток как в образовательной деятельности, так и в целом в

обществе.

Исходя

из

новых

реалий

и

потребностей

общества,

необходимо

понимать:

особенностью

современности

становится

то,

что

человек

для

самореализации

в

обществе должен приобрести умение самостоятельно, осознанно делать выбор, активно

действовать

и

естественно

воспринимать

изменения,

уметь

структурировать

свое

жизненное пространство и учиться в течение всей жизни.

Целью данной реферативной работы выступает изучение проблем современного

урока географии и определение путей их решения.

Глава 1. Современное географическое образование в России

Наиболее характерной чертой современного этапа развития процессов научного

познания окружающего мира является значительный рост объемов информации. Поток

новых

факторов

столь

стремительный

и

большой,

что

на

его

фоне

вчерашняя

информация

часто

кажется

устаревшей.

Возникли

новые

отрасли

наук.

Поэтому

становится особенно заметным уважительное отношение к старомодной географии,

которая кажется почти реликтовым предметом в системе наук. Сейчас основной задачей

ее является не просто землеописание, а изучение пространственных взаимосвязей

природных

и

антропогенных

факторов

и

особенностей

развития

различных

территориальных систем.

Географические исследования должны быть привязаны к территории и быть

комплексными

по

своему

характеру.

География

единственный

из

школьных

предметов, которая принадлежит одновременно и к естественному, и к гуманитарному

циклам

учебных

дисциплин.

Школьная

география

охватывает

всю

систему

«окружающая среда - общество - человек», что позволяет ей формировать у учащихся

комплексное,

системное

и

социально

ориентированное

представление

о

Земле

как

планете

людей.

Одной

из

главных

причин,

которая

определяет

необходимость

существования и дальнейшего развития школьной географии, является изучение ею

реальных объектов природы и общества. Тогда как многие другие школьные предметы с

поступательным развитием человечества становятся все более абстрактными, логично

схематизированными и теряют связь с окружающим миром, география, не нарушая

признаков фундаментальной науки и глубины явлений, которые исследуются, остается

предметом, который воспринимается конкретно.

Современный

этап

развития

географического

образования

в

России

характеризуется

новыми

требованиями

к

учебному

процессу

и

специфическими

условиями его организации. К ним необходимо отнести реалии общеобразовательной

школы, которые определяются становлением отечественного образования, внедрением

ФГОС, реализацией современной модели образования, в которой ученик должен стать

4

субъектом

учебной

деятельности.

Кроме

того,

существенно

меняется

отношение

учащихся и их родителей к школьному образованию. Эти изменения заключаются в

смещении

мотивационных

акцентов,

усилении

прагматизма,

и

как

следствие,

-

повышенных требованиях к конечному результату процесса обучения [6].

Опыт

показывает,

что

хотя

урок

и

остается

основной

формой

организации

обучения географии, однако он приобретает в современных условиях новое содержание

и провести его гораздо сложнее. Ученик получает огромный поток информации вне

школы,

вне

урока,

и

учитель

в

некоторой

степени

перестает

быть

для

учеников

первоисточником получения знаний, он все больше превращается в фасилитатора, то

есть старшего советника, консультанта, который поощряет и привлекает учащихся к

учебной деятельности, способствует развитию личностных характеристик ученика –

полноценного участника учебного процесса. Не формировать, а развивать личность в

процессе

сознательной

целевой,

индивидуальной

деятельности,

сделать

обучение

непринужденным и построить его так, чтобы ученик сам захотел получить знания – это

и есть главная задача, которая ставится сегодня перед педагогами – преподавателями

географии [1].

Коренные изменения происходят также и в методике обучения географии и

подходах

по

осуществлению

коррекции

и

контроля

знаний

школьников.

Переориентация

учебного

процесса

на

развитие

личности

ученика

предполагает

повышение качества и объективности оценивания. Поэтому контроль должен быть

объективным и давать учителю информацию о результатах учебного процесса, об

эффективности дидактической системы, которую он использует в своей педагогической

деятельности.

Глава 2. Современный урок географии: проблемы и пути их решения

2.1.

Проблематика

внедрения

интерактивных

технологий

на

уроках

географии

Развитие

общества

нашей

цивилизации

очень

динамично.

Знания

быстро

устаревают.

Это

приводит

к

появлению

принципиально

новых

требований

к

деятельности

учителя

и

учеников.

Новая

образовательная

философия

определила

главную

стратегию

педагогической

деятельности

направление

учебно-

воспитательного процесса на формирование духовного мира личности, утверждение

общих

человеческих

ценностей,

раскрытие

потенциальных

возможностей

и

способностей

учащихся.

В

условиях

личностно-ориентированного

обучения

происходит становление и развитие таких важных качеств личности, как спонтанность,

рефлективность,

умение

работать

с

информацией,

способность

анализировать

и

синтезировать

ее,

критичность

мышления,

умение

эффективно

и

самостоятельно

добывать

знания,

критически

относиться

к

обстоятельствам,

сравнивать

альтернативные точки зрения, способность перерабатывать информацию, обобщать ее,

отбирать самое главное, делать выводы; умение общаться, выдвигать новые идеи,

принимать взвешенные решения и отвечать за последствия собственных действий.

Проблема

в

том,

что

не

все

педагоги

владеют

пониманием

психолого-

педагогических

особенностей

интерактивных

технологий,

не

усматривают

необходимости их применения, то есть не придают им значения. Они хотят быть

хозяином в классе, диктатом в процессе познания. А детей надо готовить для быстрой

адаптивности

в

жизни,

воспитывать

способность

(через

критическое

взвешивание

своих

мыслей)

идти

на

риск

и

отстаивать

свою

точку

зрения,

развивать

коммуникабельность, уважение в общении, умение слушать других и способность идти

на компромиссы. Учитель должен уважать даже неверные предположения в отношении

5

проблем, которые рассматривает ученик, обязательно создавать ситуацию успеха и

лелеять воображение учащихся, вызвать интерес и положительное отношение к учебе.

Интерактивное (от англ «interact», где «inter» - взаимный и «act» - действовать)

обучение

обязательно

предполагает

взаимодействие,

диалог

между

учителем

и

учеником, между учениками. Оно должно происходить в комфортных условиях для

учащихся, чтобы каждый ученик осознавал свою интеллектуальную состоятельность. В

какой

бы

стратегии,

или

форме

не

происходило

интерактивное

обучение

оно

обязательно решает проблемы, решает их в сотрудничестве, во взаимообучении, где

учитель и ученик выступают как равнозначные субъекты обучения. Проблемность

обучения придает процессу обучения исследовательский характер. Проблемы обучения

на каждом уроке должны рождаться при формировании совместных целей (учителя и

учащихся). Учитель спрашивает, что ученики хотели бы знать, уметь по данной теме.

Ученики называют. А учитель формулирует их пожелания-проблемы как совместимые,

то есть и с его учителя целями. Тогда дети работают с восторгом, и не достигнутого для

них нет ничего, потому что они работают с собственной заинтересованностью [4].

Решение

проблем

формирует

критическое

мышление,

которое

и

создает,

и

совершенствует технологии мыслительной деятельности над научной информацией

(абстрагирование, сравнение, анализ, синтез, обобщение). Ученик учится творчеству, то

есть пытается превращать научную информацию, переносить познавательные действия

в подобные и новые ситуации. Обучение нужно всегда связывать с жизнью. Вот и

проблемные

ситуации

надо

брать

из

жизни.

Под

очень

корректным

руководством

учителя (то есть учитель может поддержать, одобрить, иногда что-то отклонить путем

вспомогательных

вопросов,

порекомендовать

что-то)

ученики

через

нахождение

взаимосвязей

и

взаимозависимостей

анализируют

процесс

деятельности,

делают

выводы, выдвигают идеи решения проблемы и делают попытку предсказать конечный

результат.

На

таких

уроках

учитель

должен

поощрять

со

стороны

учеников

доказательность

их

точки

зрения,

а

также

питать

изобретение

нескольких

альтернативных

путей

удовлетворительного

решения

научной

или

жизненной

проблемы.

Будущее открыто для тех, кто критически пропускает через себя информацию,

анализирует ее и восстанавливает свои собственные реальности.

Методы, стратегии, техники, приемы, используемые в интерактивном обучении,

которые помогают ученику раскрыться, проявить себя, свою позицию – развивают

критическое мышление, таковы: экспедиция, презентация, планирование дальнейших

действий, прогнозирование, обобщение идей, ролевые игры, дискуссия, незаконченные

предложения, КВН, брейн-ринг, ситуационные упражнения, групповая работа, работа в

парах,

полилог,

лекция,

семинар,

конференция,

круглый

стол,

путешествие,

эксперимент.

Проведение нестандартных уроков всегда является событием для учащихся. На

таких уроках они чувствуют себя более раскованно, живо реагируют на каждый вопрос,

реплику учителя и ответ своих одноклассников. Эти уроки моделируют жизненные

ситуации, привлекают учащихся к поисковой работе, воспитывают в них любовь к

географии, а главное – ученики ждут их с нетерпением и с радостью готовятся к ним.

Понятно, что на подготовку таких уроков тратится больше времени, но этот труд будет

вознагражден сияющими глазами детей, положительным результатом урока, общим

удовольствием и учителя, и учеников [3].

2.2.

Применение

современных

компьютерных

технологий

на

уроках

географии

Использование

компьютерных

технологий

на

уроках

географии

имеет

ряд

преимуществ:

6

во-первых, это экономит время;

во-вторых,

дает

возможность

многогранной

и

комплексной

проверки

знаний учащихся;

в-третьих,

повышает

мотивацию

к

обучению,

повышает

интерес

участников учебного процесса к урокам;

в-четвертых, работая за компьютером, каждый ученик выбирает свой

темп

работы;

одни

ученики

понимают

преподавателя

с

полуслова,

а

другим нужно повторять одно и то же несколько раз [2].

Диалог ученика с компьютером происходит индивидуально. Ученик должен

уметь

самостоятельно

анализировать,

сравнивать,

описывать,

а

для

этого

ему

необходимо уметь говорить. Поэтому только машинный контроль знаний учащихся для

школы

не

подходит.

Конечно,

никакая

даже

самая

умная

программа

не

способна

заменить

наблюдения

в

природе,

использование

отрывков

из

художественных

произведений при описании природы. А вот, например, спуститься на дно Мирового

океана или увидеть общую циркуляцию атмосферы из космоса, приходится далеко не

каждому. Именно в изучении этих аспектов природы компьютер станет ученику и

учителю верным помощником.

Использование компьютера на уроках нужно вводить не вместо, а наряду с

другими современными технологиями.

Поэтому

выделяются

следующие

задачи

использования

компьютера

при

обучении:

1) обеспечение обратной связи в процессе обучения;

2) обеспечение индивидуализации учебного процесса;

3) повышение наглядности учебного процесса;

4) поиск информации с широких источников;

5) моделирование процессов и изучаемых явлений;

6) организация коллективной и групповой работы.

По целям и задачам учебные компьютерные программы делятся на:

информационные

(мультимедийные

энциклопедии

-

«Большая

энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Атлас мира», «Электронный атлас

по экономической и социальной географии мира», «Атлас по географии

материков и океанов»);

контролирующие (тесты различных уровней);

мультимедийные

учебники

(«Экономическая

и

социальная

география

мира»);

моделирующие программы;

другие.

Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств:

на уроках усвоения нового материала используются демонстрационные

программы, которые позволяют в доступной, яркой, наглядной форме

довести до учеников теоретический материал;

на уроке закрепления изученного материала применяются программы-

контроллеры,

где

учащиеся

закрепляют

полученные

знания

и

необходимые навыки по данной теме;

на

контрольном

уроке,

используя

компьютер,

можно

в

совершенстве

проверить, насколько ученик усвоил объем изученного материала;

на

уроках-практикумах

учащиеся

совершенствуют

свои

умения

сопоставлять

карты,

заполнять

таблицы,

делать

выводы,

работать

со

статистическими таблицами.

Возможности

применения

компьютерных

технологий

огромны.

Рассмотрим

некоторые направления использования компьютерных технологий на уроках географии:

1.

Демонстрация материалов.

7

2.

Показ процессов.

3.

Практические работы.

4.

Проверка знаний.

5.

Выполнение презентаций.

6.

Использование Интернета.

7.

Выполнение научных работ.

Работа с применением компьютера по вышеописанным направлениям дает свои

результаты:

1) повышается мотивация обучения за счет новости деятельности;

2) повышается эффективность образовательного процесса.

3) успешное выступление учеников на олимпиадах по географии;

4) учениками и учителем создаются презентации по отдельным темам, которые

используются на уроках;

5) наблюдается собственный профессиональный рост учителя.

2.3. Проектная работа на уроках географии

В контексте развития новых образовательных технологий особое место занимает

метод проектов, как самый действенный способ максимального приближения личности

к реальной жизни и привлечение ее к решению конкретных задач в пространстве

межличностного и делового общения и сотрудничества. Работая над проектом, в группе

или

индивидуально,

ученик

оказывается

в

среде,

которая

способствует

развитию

умений

и

навыков

определения

проблемы,

определения

цели,

сбора

информации,

обсуждения

формы

работы

и

выработки

оптимальных

путей

ее

выполнения

и

презентации. Проект дает возможность каждому участнику, независимо от уровня его

подготовки, проявить свою индивидуальность и сделать личный вклад в общую работу.

Метод проектов помогает некоторым ученикам преодолеть психологический барьер [5].

В

зависимости

от

класса

предлагаемые

проекты

должны

постепенно

усложняться, учитывая возрастные особенности учащихся: от игровых и творческих

проектов (рисунков, фоторепортажей, интервью), познавательных проектов (реклам,

туристических

буклетов,

географических

журналов)

к

практико-ориентированным

проектам (компьютерным презентациям).

Время выполнения проекта зависит от содержания, целей и задач и может

длиться от нескольких недель до года.

Выполнение проекта предусматривает ряд этапов с конкретным содержанием и

результатами

деятельности

как

учащихся,

так

и

учителя

и

имеет

циклическую

структуру (рис. 1)

8

Этапы выполнения проектов

Ценностно-ориентированный

Оценочно-рефлективный

Презентационный

Конструктивный

Рис. 1. Этапы выполнения проекта

Данная технология требует от учителя инновационного мышления, ориентацию

на личность ученика в процессе обучения, его поддержку и поощрение.

Выбирая тематику проектов, необходимо руководствоваться такими критериями:

- значимость данной информации для учащихся;

- связь с темой учебного курса географии;

- возможность определения проблемы;

- реализация межпредметных связей;

- наличие в проекте воспитательного потенциала.

9

Заключение

Развитие творческого потенциала личности, формирование у учащихся опыта

творческой

деятельности

является

важнейшей

задачей

современной

школьного

образования. Совершенствование урока как формы обучения в наше время воплощается

в современных новых технологиях, которые позволят наиболее полно реализовать в

учебном процессе индивидуальные особенности учащихся, развивают их креативное

мышление, способствуют тому, что личность становится более раскованной в научном

плане, более смелой, творческой, успешной. Именно формированием опыта творческой

деятельности и отличается настоящее, его требования от прошлого, когда высоким

показателем образования было формирование творческого уровня, обучаемости, а не

действенности.

Методы, стратегии, формы и приемы интерактивного обучения очень разные.

Время их применения на уроке не регламентируется. Призвание преподавателя должно

быть одно – он выступает как организатор и консультант и обеспечивает равноправное

(а не авторитарное) партнерство в развитии личности, создает условия для умственной

и действенной работы, обязательно создает ситуацию успешности для каждого ученика,

способствует принятию учащимися решений и лелеет развитие ответственности за

конечный результат работы.

Использование

современных

компьютерных

учебников,

пособий

дает

возможность существенно перестроить и усовершенствовать школьное географическое

образование. Ведь компьютерное обучение учитывает индивидуальные особенности

развития

личности,

значительно

активизирует

познавательную

деятельность

школьников,

способствует

развитию

творческих

способностей,

обеспечивает

осуществление контроля за обратной связью с объективной диагностикой и оценкой

результатов.

Применение

компьютерных

технологий

обучения

комплексно

решает

проблему

постоянного

обновления

содержания

школьных

курсов

географии

и

использования различных форм и методов.

При

этом

изменяются

роль

и

функции

учителя

в

учебно-воспитательном

процессе – у педагога высвобождается время для реализации творческих замыслов и

проектов.

10

Список используемой литературы

1.

Гайсумова

Л.Д.,

Эльмурзаев

Р.С.,

Иразова

М . А .

Формирование

географических представлений на уроках географии в условиях современной

школы// Молодой ученый. - 2015. - № 5 (85). - С. 446-448.

2.

Кан

И.С. Использование

ИКТ

на

уроках

географии

(из

опыта

работы)//

Проблемы педагогики. - 2015. - № 3. - С. 14-16.

3.

Киштеева Е.С., Денисова О.О. Нестандартные уроки географии как способ

развития познавательных универсальных учебных действий// В сборнике:

Экология

Южной

Сибири

и

сопредельных

территорий

В

2

книгах.

Ответственный редактор В.В. Анюшин. - 2015. - С. 51-52.

4.

Нелюбина

Е.Г. Методические рекомендации по организации и проведению

интегрированных

уроков

по

географии/ /

В

с б о р н и к е : Эколого-

географические проблемы регионов России материалы VII всероссийской

научно-практической

конференции

с

международным

участием,

посвящённой 105-летию со дня рождения исследователя Самарской Луки,

к.г.н. Г.В.Обедиентовой. отв. ред. И.В.Казанцев. - 2016. - С. 442-447.

5.

Сапурина

М.Р. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на

уроках

географии

в

рамках

подготовки

к

реализации

ФГОС

ООО//

В

сборнике: Современное общество, образование и наука сборник научных

трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в

16 частях. - 2015. - С. 119-120.

6.

Сухоруков В.Д. География для человека и современные уроки по географии

России// География в школе. - 2015. - № 2. - С. 23-29.

11



В раздел образования