Автор: Пименова Елена Михайловна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОУ Елецкой оош
Населённый пункт: с. Ельцы Селижаровского района Тверской области
Наименование материала: реферат по географии
Тема: "Проблемы современного урока и пути их решения"
Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Елецкая общеобразовательная школа
Селижаровского района Тверской области
Реферат
Проблемы современного урока географии и
пути их решения.
подготовила
Пименова Елена Михайловна
учитель географии
с. Ельцы
2017
2
Оглавление
Введение............................................................................................................... 3
Глава 1. Современное географическое образование в России........................3
Глава 2. Современный урок географии: проблемы и пути их решения.........4
2.1. Проблематика внедрения интерактивных технологий на уроках
географии.......................................................................................................... 4
2.2. Применение современных компьютерных технологий на уроках
географии.......................................................................................................... 5
2.3. Проектная работа на уроках географии.................................................. 7
Заключение...........................................................................................................9
Список используемой литературы...................................................................10
3
Введение
Современный урок, качественный урок, качественное образование – все эти
вопросы постоянно находятся в поле внимания не только учителей: они волнуют
выпускников, их обсуждают родители, работодатели, выдвигает государство как одну из
главных проблем обеспечения качественного образования. Педагоги на современном
этапе должны осознавать: чтобы образование было качественным, педагогическую
деятельность следует направлять не только на усвоение учащимися знаний, предметных
умений и навыков, но и на усвоение ими способов, методов и приемов, на развитие
способностей
в
познании
нового,
незнакомого,
на
создание
условий
для
развития
самостоятельности и приобретения еще в школьном возрасте опыта решения проблемы,
реализации своих попыток как в образовательной деятельности, так и в целом в
обществе.
Исходя
из
новых
реалий
и
потребностей
общества,
необходимо
понимать:
особенностью
современности
становится
то,
что
человек
для
самореализации
в
обществе должен приобрести умение самостоятельно, осознанно делать выбор, активно
действовать
и
естественно
воспринимать
изменения,
уметь
структурировать
свое
жизненное пространство и учиться в течение всей жизни.
Целью данной реферативной работы выступает изучение проблем современного
урока географии и определение путей их решения.
Глава 1. Современное географическое образование в России
Наиболее характерной чертой современного этапа развития процессов научного
познания окружающего мира является значительный рост объемов информации. Поток
новых
факторов
столь
стремительный
и
большой,
что
на
его
фоне
вчерашняя
информация
часто
кажется
устаревшей.
Возникли
новые
отрасли
наук.
Поэтому
становится особенно заметным уважительное отношение к старомодной географии,
которая кажется почти реликтовым предметом в системе наук. Сейчас основной задачей
ее является не просто землеописание, а изучение пространственных взаимосвязей
природных
и
антропогенных
факторов
и
особенностей
развития
различных
территориальных систем.
Географические исследования должны быть привязаны к территории и быть
комплексными
по
своему
характеру.
География
–
единственный
из
школьных
предметов, которая принадлежит одновременно и к естественному, и к гуманитарному
циклам
учебных
дисциплин.
Школьная
география
охватывает
всю
систему
«окружающая среда - общество - человек», что позволяет ей формировать у учащихся
комплексное,
системное
и
социально
ориентированное
представление
о
Земле
как
планете
людей.
Одной
из
главных
причин,
которая
определяет
необходимость
существования и дальнейшего развития школьной географии, является изучение ею
реальных объектов природы и общества. Тогда как многие другие школьные предметы с
поступательным развитием человечества становятся все более абстрактными, логично
схематизированными и теряют связь с окружающим миром, география, не нарушая
признаков фундаментальной науки и глубины явлений, которые исследуются, остается
предметом, который воспринимается конкретно.
Современный
этап
развития
географического
образования
в
России
характеризуется
новыми
требованиями
к
учебному
процессу
и
специфическими
условиями его организации. К ним необходимо отнести реалии общеобразовательной
школы, которые определяются становлением отечественного образования, внедрением
ФГОС, реализацией современной модели образования, в которой ученик должен стать
4
субъектом
учебной
деятельности.
Кроме
того,
существенно
меняется
отношение
учащихся и их родителей к школьному образованию. Эти изменения заключаются в
смещении
мотивационных
акцентов,
усилении
прагматизма,
и
как
следствие,
-
повышенных требованиях к конечному результату процесса обучения [6].
Опыт
показывает,
что
хотя
урок
и
остается
основной
формой
организации
обучения географии, однако он приобретает в современных условиях новое содержание
и провести его гораздо сложнее. Ученик получает огромный поток информации вне
школы,
вне
урока,
и
учитель
в
некоторой
степени
перестает
быть
для
учеников
первоисточником получения знаний, он все больше превращается в фасилитатора, то
есть старшего советника, консультанта, который поощряет и привлекает учащихся к
учебной деятельности, способствует развитию личностных характеристик ученика –
полноценного участника учебного процесса. Не формировать, а развивать личность в
процессе
сознательной
целевой,
индивидуальной
деятельности,
сделать
обучение
непринужденным и построить его так, чтобы ученик сам захотел получить знания – это
и есть главная задача, которая ставится сегодня перед педагогами – преподавателями
географии [1].
Коренные изменения происходят также и в методике обучения географии и
подходах
по
осуществлению
коррекции
и
контроля
знаний
школьников.
Переориентация
учебного
процесса
на
развитие
личности
ученика
предполагает
повышение качества и объективности оценивания. Поэтому контроль должен быть
объективным и давать учителю информацию о результатах учебного процесса, об
эффективности дидактической системы, которую он использует в своей педагогической
деятельности.
Глава 2. Современный урок географии: проблемы и пути их решения
2.1.
Проблематика
внедрения
интерактивных
технологий
на
уроках
географии
Развитие
общества
нашей
цивилизации
очень
динамично.
Знания
быстро
устаревают.
Это
приводит
к
появлению
принципиально
новых
требований
к
деятельности
учителя
и
учеников.
Новая
образовательная
философия
определила
главную
стратегию
педагогической
деятельности
–
направление
учебно-
воспитательного процесса на формирование духовного мира личности, утверждение
общих
человеческих
ценностей,
раскрытие
потенциальных
возможностей
и
способностей
учащихся.
В
условиях
личностно-ориентированного
обучения
происходит становление и развитие таких важных качеств личности, как спонтанность,
рефлективность,
умение
работать
с
информацией,
способность
анализировать
и
синтезировать
ее,
критичность
мышления,
умение
эффективно
и
самостоятельно
добывать
знания,
критически
относиться
к
обстоятельствам,
сравнивать
альтернативные точки зрения, способность перерабатывать информацию, обобщать ее,
отбирать самое главное, делать выводы; умение общаться, выдвигать новые идеи,
принимать взвешенные решения и отвечать за последствия собственных действий.
Проблема
в
том,
что
не
все
педагоги
владеют
пониманием
психолого-
педагогических
особенностей
интерактивных
технологий,
не
усматривают
необходимости их применения, то есть не придают им значения. Они хотят быть
хозяином в классе, диктатом в процессе познания. А детей надо готовить для быстрой
адаптивности
в
жизни,
воспитывать
способность
(через
критическое
взвешивание
своих
мыслей)
идти
на
риск
и
отстаивать
свою
точку
зрения,
развивать
коммуникабельность, уважение в общении, умение слушать других и способность идти
на компромиссы. Учитель должен уважать даже неверные предположения в отношении
5
проблем, которые рассматривает ученик, обязательно создавать ситуацию успеха и
лелеять воображение учащихся, вызвать интерес и положительное отношение к учебе.
Интерактивное (от англ «interact», где «inter» - взаимный и «act» - действовать)
обучение
обязательно
предполагает
взаимодействие,
диалог
между
учителем
и
учеником, между учениками. Оно должно происходить в комфортных условиях для
учащихся, чтобы каждый ученик осознавал свою интеллектуальную состоятельность. В
какой
бы
стратегии,
или
форме
не
происходило
интерактивное
обучение
–
оно
обязательно решает проблемы, решает их в сотрудничестве, во взаимообучении, где
учитель и ученик выступают как равнозначные субъекты обучения. Проблемность
обучения придает процессу обучения исследовательский характер. Проблемы обучения
на каждом уроке должны рождаться при формировании совместных целей (учителя и
учащихся). Учитель спрашивает, что ученики хотели бы знать, уметь по данной теме.
Ученики называют. А учитель формулирует их пожелания-проблемы как совместимые,
то есть и с его учителя целями. Тогда дети работают с восторгом, и не достигнутого для
них нет ничего, потому что они работают с собственной заинтересованностью [4].
Решение
проблем
формирует
критическое
мышление,
которое
и
создает,
и
совершенствует технологии мыслительной деятельности над научной информацией
(абстрагирование, сравнение, анализ, синтез, обобщение). Ученик учится творчеству, то
есть пытается превращать научную информацию, переносить познавательные действия
в подобные и новые ситуации. Обучение нужно всегда связывать с жизнью. Вот и
проблемные
ситуации
надо
брать
из
жизни.
Под
очень
корректным
руководством
учителя (то есть учитель может поддержать, одобрить, иногда что-то отклонить путем
вспомогательных
вопросов,
порекомендовать
что-то)
ученики
через
нахождение
взаимосвязей
и
взаимозависимостей
анализируют
процесс
деятельности,
делают
выводы, выдвигают идеи решения проблемы и делают попытку предсказать конечный
результат.
На
таких
уроках
учитель
должен
поощрять
со
стороны
учеников
доказательность
их
точки
зрения,
а
также
питать
изобретение
нескольких
альтернативных
путей
удовлетворительного
решения
научной
или
жизненной
проблемы.
Будущее открыто для тех, кто критически пропускает через себя информацию,
анализирует ее и восстанавливает свои собственные реальности.
Методы, стратегии, техники, приемы, используемые в интерактивном обучении,
которые помогают ученику раскрыться, проявить себя, свою позицию – развивают
критическое мышление, таковы: экспедиция, презентация, планирование дальнейших
действий, прогнозирование, обобщение идей, ролевые игры, дискуссия, незаконченные
предложения, КВН, брейн-ринг, ситуационные упражнения, групповая работа, работа в
парах,
полилог,
лекция,
семинар,
конференция,
круглый
стол,
путешествие,
эксперимент.
Проведение нестандартных уроков всегда является событием для учащихся. На
таких уроках они чувствуют себя более раскованно, живо реагируют на каждый вопрос,
реплику учителя и ответ своих одноклассников. Эти уроки моделируют жизненные
ситуации, привлекают учащихся к поисковой работе, воспитывают в них любовь к
географии, а главное – ученики ждут их с нетерпением и с радостью готовятся к ним.
Понятно, что на подготовку таких уроков тратится больше времени, но этот труд будет
вознагражден сияющими глазами детей, положительным результатом урока, общим
удовольствием и учителя, и учеников [3].
2.2.
Применение
современных
компьютерных
технологий
на
уроках
географии
Использование
компьютерных
технологий
на
уроках
географии
имеет
ряд
преимуществ:
6
во-первых, это экономит время;
во-вторых,
дает
возможность
многогранной
и
комплексной
проверки
знаний учащихся;
в-третьих,
повышает
мотивацию
к
обучению,
повышает
интерес
участников учебного процесса к урокам;
в-четвертых, работая за компьютером, каждый ученик выбирает свой
темп
работы;
одни
ученики
понимают
преподавателя
с
полуслова,
а
другим нужно повторять одно и то же несколько раз [2].
Диалог ученика с компьютером происходит индивидуально. Ученик должен
уметь
самостоятельно
анализировать,
сравнивать,
описывать,
а
для
этого
ему
необходимо уметь говорить. Поэтому только машинный контроль знаний учащихся для
школы
не
подходит.
Конечно,
никакая
даже
самая
умная
программа
не
способна
заменить
наблюдения
в
природе,
использование
отрывков
из
художественных
произведений при описании природы. А вот, например, спуститься на дно Мирового
океана или увидеть общую циркуляцию атмосферы из космоса, приходится далеко не
каждому. Именно в изучении этих аспектов природы компьютер станет ученику и
учителю верным помощником.
Использование компьютера на уроках нужно вводить не вместо, а наряду с
другими современными технологиями.
Поэтому
выделяются
следующие
задачи
использования
компьютера
при
обучении:
1) обеспечение обратной связи в процессе обучения;
2) обеспечение индивидуализации учебного процесса;
3) повышение наглядности учебного процесса;
4) поиск информации с широких источников;
5) моделирование процессов и изучаемых явлений;
6) организация коллективной и групповой работы.
По целям и задачам учебные компьютерные программы делятся на:
информационные
(мультимедийные
энциклопедии
-
«Большая
энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Атлас мира», «Электронный атлас
по экономической и социальной географии мира», «Атлас по географии
материков и океанов»);
контролирующие (тесты различных уровней);
мультимедийные
учебники
(«Экономическая
и
социальная
география
мира»);
моделирующие программы;
другие.
Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств:
на уроках усвоения нового материала используются демонстрационные
программы, которые позволяют в доступной, яркой, наглядной форме
довести до учеников теоретический материал;
на уроке закрепления изученного материала применяются программы-
контроллеры,
где
учащиеся
закрепляют
полученные
знания
и
необходимые навыки по данной теме;
на
контрольном
уроке,
используя
компьютер,
можно
в
совершенстве
проверить, насколько ученик усвоил объем изученного материала;
на
уроках-практикумах
учащиеся
совершенствуют
свои
умения
сопоставлять
карты,
заполнять
таблицы,
делать
выводы,
работать
со
статистическими таблицами.
Возможности
применения
компьютерных
технологий
огромны.
Рассмотрим
некоторые направления использования компьютерных технологий на уроках географии:
1.
Демонстрация материалов.
7
2.
Показ процессов.
3.
Практические работы.
4.
Проверка знаний.
5.
Выполнение презентаций.
6.
Использование Интернета.
7.
Выполнение научных работ.
Работа с применением компьютера по вышеописанным направлениям дает свои
результаты:
1) повышается мотивация обучения за счет новости деятельности;
2) повышается эффективность образовательного процесса.
3) успешное выступление учеников на олимпиадах по географии;
4) учениками и учителем создаются презентации по отдельным темам, которые
используются на уроках;
5) наблюдается собственный профессиональный рост учителя.
2.3. Проектная работа на уроках географии
В контексте развития новых образовательных технологий особое место занимает
метод проектов, как самый действенный способ максимального приближения личности
к реальной жизни и привлечение ее к решению конкретных задач в пространстве
межличностного и делового общения и сотрудничества. Работая над проектом, в группе
или
индивидуально,
ученик
оказывается
в
среде,
которая
способствует
развитию
умений
и
навыков
определения
проблемы,
определения
цели,
сбора
информации,
обсуждения
формы
работы
и
выработки
оптимальных
путей
ее
выполнения
и
презентации. Проект дает возможность каждому участнику, независимо от уровня его
подготовки, проявить свою индивидуальность и сделать личный вклад в общую работу.
Метод проектов помогает некоторым ученикам преодолеть психологический барьер [5].
В
зависимости
от
класса
предлагаемые
проекты
должны
постепенно
усложняться, учитывая возрастные особенности учащихся: от игровых и творческих
проектов (рисунков, фоторепортажей, интервью), познавательных проектов (реклам,
туристических
буклетов,
географических
журналов)
к
практико-ориентированным
проектам (компьютерным презентациям).
Время выполнения проекта зависит от содержания, целей и задач и может
длиться от нескольких недель до года.
Выполнение проекта предусматривает ряд этапов с конкретным содержанием и
результатами
деятельности
как
учащихся,
так
и
учителя
и
имеет
циклическую
структуру (рис. 1)
8
Этапы выполнения проектов
Ценностно-ориентированный
Оценочно-рефлективный
Презентационный
Конструктивный
Рис. 1. Этапы выполнения проекта
Данная технология требует от учителя инновационного мышления, ориентацию
на личность ученика в процессе обучения, его поддержку и поощрение.
Выбирая тематику проектов, необходимо руководствоваться такими критериями:
- значимость данной информации для учащихся;
- связь с темой учебного курса географии;
- возможность определения проблемы;
- реализация межпредметных связей;
- наличие в проекте воспитательного потенциала.
9
Заключение
Развитие творческого потенциала личности, формирование у учащихся опыта
творческой
деятельности
является
важнейшей
задачей
современной
школьного
образования. Совершенствование урока как формы обучения в наше время воплощается
в современных новых технологиях, которые позволят наиболее полно реализовать в
учебном процессе индивидуальные особенности учащихся, развивают их креативное
мышление, способствуют тому, что личность становится более раскованной в научном
плане, более смелой, творческой, успешной. Именно формированием опыта творческой
деятельности и отличается настоящее, его требования от прошлого, когда высоким
показателем образования было формирование творческого уровня, обучаемости, а не
действенности.
Методы, стратегии, формы и приемы интерактивного обучения очень разные.
Время их применения на уроке не регламентируется. Призвание преподавателя должно
быть одно – он выступает как организатор и консультант и обеспечивает равноправное
(а не авторитарное) партнерство в развитии личности, создает условия для умственной
и действенной работы, обязательно создает ситуацию успешности для каждого ученика,
способствует принятию учащимися решений и лелеет развитие ответственности за
конечный результат работы.
Использование
современных
компьютерных
учебников,
пособий
дает
возможность существенно перестроить и усовершенствовать школьное географическое
образование. Ведь компьютерное обучение учитывает индивидуальные особенности
развития
личности,
значительно
активизирует
познавательную
деятельность
школьников,
способствует
развитию
творческих
способностей,
обеспечивает
осуществление контроля за обратной связью с объективной диагностикой и оценкой
результатов.
Применение
компьютерных
технологий
обучения
комплексно
решает
проблему
постоянного
обновления
содержания
школьных
курсов
географии
и
использования различных форм и методов.
При
этом
изменяются
роль
и
функции
учителя
в
учебно-воспитательном
процессе – у педагога высвобождается время для реализации творческих замыслов и
проектов.
10
Список используемой литературы
1.
Гайсумова
Л.Д.,
Эльмурзаев
Р.С.,
Иразова
М . А .
Формирование
географических представлений на уроках географии в условиях современной
школы// Молодой ученый. - 2015. - № 5 (85). - С. 446-448.
2.
Кан
И.С. Использование
ИКТ
на
уроках
географии
(из
опыта
работы)//
Проблемы педагогики. - 2015. - № 3. - С. 14-16.
3.
Киштеева Е.С., Денисова О.О. Нестандартные уроки географии как способ
развития познавательных универсальных учебных действий// В сборнике:
Экология
Южной
Сибири
и
сопредельных
территорий
В
2
книгах.
Ответственный редактор В.В. Анюшин. - 2015. - С. 51-52.
4.
Нелюбина
Е.Г. Методические рекомендации по организации и проведению
интегрированных
уроков
по
географии/ /
В
с б о р н и к е : Эколого-
географические проблемы регионов России материалы VII всероссийской
научно-практической
конференции
с
международным
участием,
посвящённой 105-летию со дня рождения исследователя Самарской Луки,
к.г.н. Г.В.Обедиентовой. отв. ред. И.В.Казанцев. - 2016. - С. 442-447.
5.
Сапурина
М.Р. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на
уроках
географии
в
рамках
подготовки
к
реализации
ФГОС
ООО//
В
сборнике: Современное общество, образование и наука сборник научных
трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в
16 частях. - 2015. - С. 119-120.
6.
Сухоруков В.Д. География для человека и современные уроки по географии
России// География в школе. - 2015. - № 2. - С. 23-29.
11