Автор: Мусина Руслана Александровна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МДОУ "Д/с № 161 о.в." г. Магнитогорска Челябинской области
Населённый пункт: г. Магнитогорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Преемственность дошкольного и школьного обучения
Раздел: дошкольное образование
Мусина Руслана Александровна
Заведующий МДОУ «Д/с № 161 о.в.»
г. Магнитогорска Челябинской области
Преемственность дошкольного и начального образования
для детей 6-7 лет
Школа и дошкольное учреждение – это два важнейших звена в общей системе
образования, в которых происходит самое значимое психологическое и физическое
развитие детей. Неподготовленность детей к поступлению в школу, влечет за собой
негативные последствия. Поэтому очень часто в настоящее время, поступление детей
в школу сравнимо с «психотравмирующей ситуацией» как для самого ребенка, так и
для его родителей. Очень важно осознание этой проблемы, прежде всего педагогами
дошкольных учреждений и школ. Ведь родители, не до конца понимающие важность
готовности детей к школьному образованию, очень часто вносят отрицательные ноты.
Грамотный подход со стороны педагогов к проблеме готовности детей к обучению в
начальной школе, поможет не только детям, но
и родителям правильно подготовить
детей к важному новому этапу их жизни.
Именно поэтому в образовательной работе школы и дошкольного учреждения,
которые обеспечивают необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна
существовать
преемственность.
Преемственность
–
это
непрерывный
процесс
воспитания
и
обучения
ребенка,
имеющий
общие
и
специфические
цели
для
каждого
возрастного
периода.
При
этом
дошкольное
учреждение
обеспечивает
базисное
развитие
способностей
ребенка,
а
начальная
школа,
используя
опыт
дошкольного
учреждения,
способствует
его
дальнейшему
личностному
становлению. Обеспечение преемственности это необходимое условие адаптации
первоклассников
к
новому
виду
учебной
деятельности.
В
практике
многих
дошкольных учреждений и школ сложились продуктивные формы сотрудничества,
реализации программ и планов по подготовке дошкольников к систематическому
обучению
в
школе.
Однако
введение
и
принятие
новых
Федеральных
Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования,
требуют нового подхода к
осуществлению преемственности детского сада и школы, в целях обеспечения
непрерывности
образовательного
процесса
и
повышения
психологической
готовности детей к обучению в начальной школе. Дети 6 – 7 лет – это дети
дошкольного возраста, согласно периодизации Д.Б. Эльконина. В этом возрасте
в жизни детей происходят огромные изменения в физическом, познавательном,
эмоциональном и социально-личностном развитии, формируется готовность к
предстоящему школьному обучению.
К 7 годам ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной
роли
школьника,
усвоению
новой
(учебной)
деятельности
и
системы
конкретных и обобщенных знаний. То есть у него начинает формироваться
психологическая
и
личностная
готовность
к
систематическому
школьному
обучению.
Некоторые авторы, преимущественно зарубежные, предлагают отказаться от
задачи
подготовки
дошкольников
к
школе,
так
как
это,
по
их
мнению,
целенаправленная
подготовка
«отрицает
самоценность
проживания
периода
детства».
Во-первых,
любой
период
жизни
человека
обладает
самоценностью
и
уникальностью.
Во-вторых,
психическое
развитие,
это
стадиальный
процесс,
имеющий
кумулятивный (накопительный) характер. Это значит, что переход на более
высокую ступень развития возможен только тогда, когда на предыдущей стадии
сформированы
необходимые
для
этого
предпосылки
–
возрастные
новообразования. Если к концу возрастного периода они не сформированы, то в
этом случае говорят об отклонении или задержке в развитии. Следовательно,
подготовка ребенка к школьному периоду развития – одна из важнейших задач
дошкольного обучения и воспитания.
В-третьих,
главным
условием
полноценного
развития
в
детском
возрасте
является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых –
педагогов и родителей. А это, в свою очередь, возможно лишь тогда, когда
работа
с
ребенком
построена
на
ясном
понимании
закономерностей
психического развития и специфики последующих возрастных этапов, знании
того,
какие
возрастные
новообразования
являются
основой
дальнейшего
развития ребенка.
Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших
задач
обучения
И
воспитания
детей
дошкольного
возраста,
ее
решение
в
единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить
целостное гармоническое развитие детей.
Подготовка детей к обучению в школе начинается задолго до поступления
В
школу и осуществляется на занятиях в детском саду на основе привычных для
ребенка видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др. Знания и
представления
об
окружающем
мире
ребенок
может
усваивать
самыми
различными способами: манипулируя с предметами, подражая окружающим, в
изобразительной деятельности и в игре, в общении со взрослыми. Какой бы
деятельностью
ребенок
ни
занимался,
в
ней
всегда
присутствует
элемент
познания,
он
постоянно
узнает
что-то
новое
о
тех
предметах,
с
которыми
действует. Деятельность ребенка принимает форму учения, учебной деятельности
тогда,
когда
приобретение
знаний
становится
осознаваемой
целью
его
активности, когда он начинает понимать, что выполняет те или иные действия для
того, чтобы научиться чему-то новому.
В современной массовой школе обучение имеет классно-урочную форму,
при
этом
деятельность
учащихся
определенным
образом
регламентирована
(учащийся обязан поднимать руку, если хочет ответить или спросить о чем-то
учителя, необходимо вставать при ответе, во время урока нельзя ходить по
классу и заниматься посторонними делами и т. п.) Основным отличием учебной
деятельности от других (игры, рисования, конструирования) является то, что
ребенок принимает учебную задачу и его внимание сосредоточено на способах
ее решения. При этом дошкольник может сидеть за партой или на ковре,
обучаться индивидуально или в группе сверстников. Главное – он принимает
учебную задачу и, следовательно, учится. Следует обратить внимание, что
содержание обучения в первом классе и в подготовительной группе детского
сада во многом совпадает. Так, например дети старшей и подготовительной
группы достаточно хорошо владеют:
1.
Звуковым анализом слова, обладают достаточно большим словарным запасом;
четким
произношением,
знают
буквы,
обладают
фонематическим
слухом.
Владеют счетом в пределах 10, знают основные геометрические фигуры, имеют
пространственные
представления.
Правильно
сидят
за
столом;
выполняют
задания педагога на занятиях; знают правила поведения.
Фактически
в
первое
полугодие
обучения
в
школе
знания,
которые
получают
учащиеся
на
уроке,
большей
частью
были
им
известны
еще
в
дошкольный
период.
Однако
первое
полугодие
в
школе
считается
самым
трудным с точки зрения адаптации младших школьников. Все дело в том, что в
основе усвоения знаний в условиях начальной школы лежат другие механизмы,
чем это было раньше в привычных для ребенка видах деятельности. В школе
овладение
знаниями
и
умениями
является
осознанной
целью
деятельности
учащегося, достижение которой требует определенных усилий.
При подготовке ребенка к школе недостаточно просто развивать память,
внимание,
мышление
и
т.
д.
Индивидуальные
качества
ребенка
начинают
работать на обеспечение усвоения школьных знаний, то есть становятся учебно-
важными
тогда,
когда
они
специфицируются
по
отношению
к
учебной
деятельности
и
содержанию
обучения.
Так,
например,
высокий
уровень
развития образного мышления можно рассматривать как один из показателей
школьной
готовности
тогда,
когда
у
ребенка
сформирована
способность
к
анализу сложных геометрических фигур и синтезу на этой основе графического
образа.
Высокий
уровень
познавательной
активности
еще
не
гарантирует
достаточную мотивацию учения, необходимо, чтобы познавательные интересы
ребенка были связаны с содержанием и условиями школьного обучения.
К
концу
дошкольного
возраста
у
детей
должна
сформироваться
психологическая
готовность
к
школьному
обучению.
Психологическая
готовность состоит из нескольких параметров психического развития детей,
наиболее существенно влияющих на успешное обучение в школе:
1) Личностная
готовность
–
формирование
у
ребенка
готовности
к
принятию
новой
социальной
позиции
школьника,
имеющего
круг
важных
обязанностей и прав, занимающих иное по сравнению с дошкольниками
положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к
школе, учителям и учебной деятельности;
2) Мотивационная готовность – потребность ребенка занять определенную
позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир
взрослости и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он
не может удовлетворить дома;
3) Интеллектуальная готовность – дифференцированное восприятие,
концентрация
внимания,
аналитическое
мышление,
выражающееся
в
способности
постижения
основных
связей
между
явлениями;
возможность
логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие
тонких
движений
руки
и
сенсомоторную
координацию.
Понимаемая
таким
образом
интеллектуальная
зрелость
в
существенной
мере
отражает
функциональное сравнение структур головного мозга;
4) Волевая готовность заключается в способности ребенка трудиться, делая
то, что от него требуют учеба, режим школьной жизни.
Формирование
всех
параметров
психологической
готовно сти
дошкольников к обучению в начальной школе – это общая и совместная задача,
как
педагогов
дошкольного
образования,
так
и
педагогов
школы.
Однако
учитывая
специфические
цели
воспитания
и
обучения
детей,
важным
становится процесс преемственности дошкольного и начального школьного
образования.
Преемственность
между
дошкольной
и
школьной
ступенями
образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. В
дошкольном
возрасте
закладываются
важнейшие
черты
будущей
личности.
Необходимо
стремится
к
организации
единого
развивающего
мира
–
дошкольного и начального образования.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность
быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с
формами,
методами
работы
в
дошкольных
учреждениях,
поскольку
психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь
велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и
общественной
жизнью
школьников
дает
возможность
расширить
соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них
интерес к школе, желание учиться.
Преемственность дошкольного и начального образования в соответствии с
ФГОС
С момента вступления в силу закона «Об образовании в РФ» детский сад
является первой обязательной ступенью образовательного процесса. Качество
образования на этой ступень гарантировано государством.
С 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли
на
новый
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного и школьного образования (ФГОС ДО и ФГОС НОО). ФГОС по
сути являются важным этапом преемственности деятельности детского сада
и школы.
Введение
утвержденных
на
государственном
уровне
стандартов
образования
существенно
способствует
обеспечению
преемственности
и
перспективности повышения качества образования в целостной системе
«детский сад – семья – начальная школа».
Важнейшая
задача
образования
и
его
основной
результат
–
это
преемственность,
создающая
общий
благоприятный
фон
для
физического,
эмоционального и интеллектуального развития ребенка в ДОУ и начальной
школе.
В теоретических подходах преемственность рассматривают по трем объектам: к
личности
(возрастные
этапы
развития),
к
образовательным
процессам
(цели,
содержание, методы, формы и средства обучения) и к организационной структуре
(сеть
образовательных
учреждений).
Такое
понимание
преемственности
обеспечивает:
на
дошкольной
ступени
—
сохранение
самоценности
данного
возрастного
периода,
познавательное
и
личностное
развитие
ребенка,
его
готовность
взаимодействию
с
окружающим
миром;
развитие
ведущей
деятельности как фундаментального новообразования дошкольного периода; на
начальной
ступени
—
опору
на
личный
уровень
достижений
дошкольного
детства; индивидуальную работу в случаях интенсивного развития, специальную
помощь по корректировке несформированности интегративных качеств.
В настоящее время в обучении выделяют два блока преемственных связей:
содержательный и процессуальный.
К
характерным
признакам
содержательной
преемственности
относятся:
единообразие
в
трактовке
понятий,
в
терминологии,
в
используемом
языке;
постепенное повышение уровня абстракции при развитии понятий; системность
в
изучении
понятий;
использование
на
каждом
последующем
этапе
математических знаний, умений и навыков, полученных детьми на предыдущем
этапе, то есть актуализация опорных результатов обучения; перспективный
характер
обучения,
то
есть
возможность
на
каждом
предыдущем
этапе
закладывать основы для следующего развития.
К признакам процессуальной преемственности относятся: учет ведущего
типа деятельности в каждый период детства; взаимосвязь в методах, формах и
средствах обучения, то есть применение в ДОУ форм, методов и средств,
используемых при обучении в начальной школе; учет в начальной школе тех
форм,
методов
и
средств,
которые
использовались
в
процессе
обучения
дошкольников.
Задача
ФГОС
–
учить
детей
самостоятельно
учиться.
Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в
том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа
жизни,
нового
режима,
развить
эмоционально-волевые
и
интеллектуальные
способности
ребенка,
которые
дадут
ему
возможность
овладеть
широкой
познавательной
программой,
то
есть
развить
три
сферы:
личностную,
интеллектуальную и физическую.
На
современном
этапе
(в
связи
с
введением
ФГОС)
произошло
смещение
акцента
в
понимании
готовности
ребенка
к
обучению
в
школе
с
интеллектуальной
на
личностную
готовность,
которая
определяется
сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка
принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят
сформированные
познавательные
мотивы
обучения,
то
есть
сознательное
желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные
знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным
не
столько
обладать
инструментом
познания,
сколько
уметь
им
осознанно
пользоваться.
Новые
взгляды
на
воспитание,
обучение
и
развитие
детей,
обозначенные
во
ФГОС,
требуют
нового
подхода
к
осуществлению
преемственности
детского
сада
и
школы,
построения
новой
модели
современного выпускника ДОУ, у которого будут сформированы предпосылки
к
учебной деятельности, обеспечивающие успешность обучения на
последующих этапах образования.
Для реализации ФГОС в плане преемственности необходим ряд условий:
1. Высокопрофессиональные специалисты.
2. Специально организованная развивающая среда.
3. Методическое обеспечение.
4. Сотрудничество детского сада и школы, которое осуществляется по трем
основным направлениям:
– методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС
к выпускнику, обсуждение критериев «портрета выпускника»), поиск путей их
разрешения,
изучение
и
обмен
образовательных
технологий,
используемых
педагогами ДОУ и школы);
– работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация
совместных мероприятий);
–
работа
с
родителями
(получение
информации,
необходимой
для
подготовки
детей
к
школе,
консультирование
родителей
по
вопросам
своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является
создание единого образовательного пространства, связывающего дошкольные и
школьные годы. Ввиду чего, немаловажным является вопрос о формировании
универсальных учебных действий (далее УУД), в связи с переходом начальной
школы на новый ФГОС. Согласно ФГОС УУД – это совокупность способов и
действий,
благодаря
которым
ребенок
осваивает
все
компоненты
учебной
деятельности (познавательные мотивы, учебная цель, учебная задача, учебные
действия и операции). В составе УУД выделяется четыре основных блока:
личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД и познавательные
УУД.
В дошкольном возрасте нет УУД, а только формируются их предпосылки. Так, у
дошкольников личностный компонент УУД определяется, прежде всего
личностной готовностью ребенка к школьному образованию – степень
внутренней позиции школьника.
Предпосылки регулятивных УУД заключаются в:
1. Умении осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
2. Умении сохранять заданную цель.
3. Умении видеть указанную ошибку и исправлять ее.
4. Умении адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Предпосылки познавательных и коммуникативных УУД заключаются в
развитии определенного уровня общения детей. Чем больше ребенок общается
со сверстниками и взрослыми, тем более плодотворно происходит развитие
познавательных и коммуникативных УУД.
В результате, на ступени ДОУ у детей формируются предпосылки всех
УУД,
необходимых
на
ступени
начального
образования.
От
деятельности
педагогов ДОУ и СОШ по организации целостного образовательного процесса
в
большей
степени
зависит
переход
ребенка
от
совместной
учебной
деятельности
к
самостоятельной.
Ведь
наличие
знаний
само
по
себе
не
определяет
успешность
обучения,
гораздо
важнее,
чтобы
ребенок
умел
самостоятельно их добывать и применять. То есть ДОУ – это своеобразный
фундамент, а начальная школа – здание.
Сравнение ФГОС НОО И ФГОС ДО показывают наличие предпосылок для
реализации преемственности программ дошкольного и начального образования.
В условиях ФГОС результаты освоения программы дошкольного и начального
образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь
на: предметные, метапредметные и личностные . Связь программ дошкольного
и начального образования представлена в таблице 1
Преемственная связь программ дошкольного и начального образования в
условиях ФГОС
Дошкольное образование
Начальное образование
Знания, умения, навыки по
Предметные результаты
образовательным областям и в процессе
(знания, умения, навыки).
овладения разными видами деятельности.
Универсальные предпосылки учебной
Метапредметные результаты (школьно –
деятельности: умение слушать и слышать,
значимые функции): мелкая моторика,
доводить начатое до конца, воспринимать
слуховое и зрительное восприятие, умение
критику и др.
договариваться, ставить цель и др.
Характеристики мотивационного развития
Личностные результаты: формирование
(желание учиться, идти в школу).
адекватного поведения, развитие
самостоятельности и личной
Эмоционально волевое развитие, морально
ответственности за свои поступки, развитие
– нравственное (поступать не как я хочу).
навыков сотрудничества.
В основе ФГОС ДО и ФГОС НОО положена единая теоретическая основа
– системно – деятельностный подход, предполагающий воспитание и развитие
качеств личности, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию;
активную
познавательную
деятельность
детей;
построение
образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей детей.
Преемственность в методологии и структуре образовательных программ
ДОУ и СОШ заключается в:
1. Едином
структурно-организационном
подходе
к
структурным
компонентам
основной
образовательной
программы
и
образовательным
результатам.
2. Едином психолого-педагогическом методологическом подходе
(ориентация на деятельностный подход и понятие ведущей деятельности; опора
на зону актуального развития и ориентация на зону ближайшего развития
.
ребенка; понятие об УУД; ориентация на возрастные психофизиологические
особенности детей).
3. Организация инклюзивного образования (разработка адаптированных
образовательных программ при необходимости).
4. Направленность основных образовательных программ ДОУ и СОШ на:
– формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры,
личностное и интеллектуальное развитие детей;
– процесс успешной социализации ребенка;
–развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования;
– сохранение и укрепление здоровья детей.
Преемственность наблюдается также и в содержательной стороне проектов
ФГОС ДО и ФГОС НОО
Пять
образовательных
областей,
обозначенных
в
проекте
ФГОС
дошкольного образования имеют прямую проекцию на предметы основной
образовательной программы (далее ООП) начального общего образования.
Результаты освоения ООП ДО сформулированы как целевые ориентиры и
не подлежат непосредственной оценке, не являются основанием для сравнения
с реальными результатами детей.
Результаты
освоения
ООП
НОО:
личностные
(не
подлеж ат
персонифицированной
оценке,
метапредметные
(универсальные
учебные
действия)
и
предметные
результаты
подлежат
промежуточной
и
итоговой
индивидуальной оценке).
Отличием от ФГОС НОО является то, что освоение Программы в ДОУ не
сопровождается
проведением
промежуточных
аттестаций
и
итоговой
аттестации воспитанников.
Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:
– установление единства стремлений и взглядов на воспитательный
процесс между детским садом, семьей и школой;
– выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения
намеченных результатов;
– создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников
воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и
родителей;
– всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
– оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и
социальных
ресурсов,
способствующих
преодолению
проблем
при
поступлении ребенка в школу;
–формирование
в
семьях
позитивного
отношения
к
активной общественной и социальной деятельности детей.
Сравнивая портреты выпускников ДОУ и выпускника начальной школы,
выявляется, что по основным позициям они совпадают. То есть педагоги
формируют у детей одни и те же качества личности.
Таким образом, обобщая и сопоставляя требования к выпускнику ДОУ и
обучающихся начального образования,
в соответствии с ФГОС четко
выявляется преемственная связь.
Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои
способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал.
Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у
детей познавательных интересов в детском саду. Интерес ребенка дошкольного
возраста – это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного
интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры,
создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка
в
детском
саду
необходимо
научить
размышлять,
объяснять
получаемые
результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли
они,
наблюдать,
обобщать
и
делать
выводы.
Размышление
одного
ребенка
способствует развитию этого умения у других.
Подготовка
детей
к
школе
–
задача
комплексная,
многогранная
и
охватывает все сферы жизни ребенка. По определению Д.Б.Эльконина,
дошкольный
и
младший
школьный
возраст
–
это
одна
эпоха
человеческого
развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так
же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема
преемственности
может
быть
успешно
решена
при
тесном
взаимодействии
педагогов детского сада и школы и родителей воспитанников.
Особенности реализации педагогами форм и методов осуществления
преемственности
Механизм
осуществления
преемственности,
его
составные
части
функционируют
с
помощью
определенных
форм
и
методов,
реализуемых
в
процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов
ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и
безболезненного перехода детей в начальную школу.
Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными и их
выбор
обусловлен
степенью
взаимо связи,
стилем,
с од е р жа н и е м
взаимоотношений образовательных учреждений. Обычно в начале учебного года
педагогами составляется единый совместный план, целью которого и является
конкретизация работы по трем основным направлениям:
1. Работа с детьми:
1) Экскурсии в школу;
2) Посещение школьного музея, библиотеки;
3) Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками
начальной школы;
4) Участие в совместной образовательной деятельности, игровых
программах;
5) Выставки рисунков и поделок;
6) Встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики
начальной и средней школы);
7) Совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники,
выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и
первоклассников;
8) Участие в театрализованной деятельности;
9) Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий,
организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным
руководителем и др. специалистами школы).
Взаимодействие педагогов:
1) Совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
2) Семинары, мастер-классы;
3) Круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
4) Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и
учителей;
5) Проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
6) Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
7) Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых
уроков в школе;
8) Педагогические и психологические наблюдения.
3. Сотрудничество с родителями:
1) Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями
школы;
2) Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
3) Родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
4) Консультации с педагогами ДОУ и школы;
5) Встречи родителей с будущими учителями;
6) Дни открытых дверей;
7) Творческие мастерские;
8) Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия
семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
9) Образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей
предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
10) Семейные вечера, тематические досуги;
11) Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки,
почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
12) Заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-
родительских пар).
Важную
роль
в
обеспечении
преемственности
дошкольного
и
школьного
образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг
о
друге,
что
приведет
их
к
взаимодействию
и
разработке
совместных
рекомендаций.
И еще
важную
роль,
в
организации
преемственности
дошкольного
учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя.
Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша,
погладить
по
головке.
И
ребенок
тянется
к
своему
воспитателю.
Но
вот
сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Все сразу
изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем.
Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.
Поэтому основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:
1) Создание
психолого-педагогических
условий,
обеспечивающих
благоприятное
течение
процесса
адаптации
первоклассников
к
школьному
обучению (естественность перехода из детского сада в школу);
2) Улучшение подготовки к обучению в школе 6-7 летних детей;
3) Углубление интереса к жизни в школе;
4) Оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке
к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу.
5)
Развитие творческих способностей, любознательности, выносливости и
работоспособности, как основу повышения познавательной активности; умение
общаться со взрослыми и сверстниками, обеспечивая тем самым их успешную
адаптацию, плавный переход в школьную жизнь.
При
организации
преемственности
программ
педагоги
детского
сада
и
школы сталкиваются с некоторыми проблемами. Во-первых, выбор школы для
обучения
ребенка
и
выбор
программы
обучения
для
ребенка
остается
за
родителями,
которые
не
всегда
компетентны
в
этих
вопросах.
Во-вторых,
завышенные требования родителей к готовности ребенка к школьному обучению
ломают выстроенную и отлаженную систему воспитания и развития
дошкольников, вытесняют из жизни дошкольника специфичную для этого возраста
среду – игру, заменяя ее занятиями урочного типа. В-третьих, существует проблема
недостаточного использования игровой деятельности при поступлении детей в
начальную
школу,
что
зачастую
приводит
к
стрессу
и
дезадаптации
детей.
Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению
адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.
Решение проблем преемственности часто невозможно из-за недостаточного
количества педагогов-психологов в образовательном учреждении.
Для
решения
этих
и
других
проблем
необходимо
создание
программ
преемственности детского сада и школы. Время дошкольного детства является
благоприятным
периодом
для
формирования
и
развития
основополагающих
навыков
и
умений.
Ведущей
деятельностью
дошкольника
является
–
игра.
Развитие
основных
психических
процессов
–
памяти,
внимания,
мышления,
воображения также происходит активно в период дошкольного возраста.
При переходе из детского сада в школьное учреждение в организме и
психологии
ребенка
происходит
перестройка
в
сторону
произвольности
психических
процессов.
Переход
от
игры
к
учебной
деятельности
связан
с
возникновением некоторых трудностей в восприятии ребенком самого процесса
обучения.
Роль педагогов в организации преемственности программ в работе
детского сада и школы подразумевает:
1. Создание особой, целостной образовательной среды между этими
звеньями непрерывного образования в единой системе.
2. Выработку единого подхода к обучению и воспитанию, как главной цели,
стоящей перед учебными учреждениями.
3. Согласованной работы педагогов детского сада с педагогами начальной
школы,
что
позволит
оценить
психологическую
готовность
детей
6-7
лет
к
обучению в школе, оказать своевременную помощь и поддержку, основываясь на
наблюдениях за выпускниками, проведенных в детском саду.
Именно такое сотрудничество педагогов позволит добиваться положительных
результатов в работе.
Организационно-методическое обеспечение включает:
-
Совместные педсоветы по вопросам преемственности;
-
Заседания по вопросам эффективности работы педагогов и воспитателей
ДОУ по подготовке детей к обучению в школе;
-
Семинары-практикумы; взаимопосещение занятий и изучение опыта
использования вариативных форм, методов и приемов работы в практике
учителей и воспитателей; Разработка и создание единой системы
диагностических методик предшкольного образования.
Работа с детьми включает:
-
Организацию адаптационных занятий с предшкольниками;
-
Совместная работа по отслеживанию развития детей, определению
психологической готовности к обучению детей в школе;
-
Совместное проведение праздников и спортивных мероприятий.
Система взаимодействия педагога и родителей включает:
-
Совместное проведение родительских собраний;
-
Проведение дня открытых дверей;
-
Посещение уроков и адаптационных занятий родителями;
-
Открытые занятия педагогов ДОУ;
-
Консультации педагога и воспитателя;
-
Организация экскурсий по школе;
-
Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных
мероприятий.
Взаимодействие
ДОУ
и
начальной
школы
предполагает
создание
программы,
обеспечивающей
формирование
готовности
ребенка
к
школе
на
основе единых требований.
Работа педагогов по подготовке детей к школе должна
способствовать:
–
созданию и совершенствованию благоприятных условий для обеспечения
личностного развития детей, укреплению психического и физического здоровья,
формированию
социально-нравственных
норм
и
готовности
к
школьному
обучению,
–
преодолению разноуровневой подготовки;
созданию единой системы
диагностических методик за достигнутым
уровнем развития детей и
дальнейшего прогнозирования его развития;
–
совершенствованию форм организации учебно-воспитательного процесса
и методов обучения в ДОУ и начальной школе;
–
обеспечению более успешной адаптации детей к обучению в начальных
классах, сохранению желания дошкольников учиться и развиваться;
–
лучшая возможность понять детей и выстроить свою работу педагогу в
соответствии с их развитием.
Задачи программы:
1) согласование целей и задач дошкольного и начального образования;
2) создание
психолого-педагогических
условий,
обеспечивающих
сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития
дошкольника и младшего школьника;
3) обеспечение условий для реализации плавного перехода детей от игровой
деятельности к учебной;
4) преемственность учебных планов и программ дошкольного и начального
школьного образования.
Все занятия носили интегрированный характер по направлениям:
1. Речевое развитие.
2. Математическая ступенька.
3. Подготовка к письму.
4. Здоровье и физическая культура.
Значимым направлением работы по преемственности являлось проведение
адаптационных занятий, позволяющих преодолеть последствия имеющегося у
детей негативного опыта общения с социумом и предполагающие более легкую
адаптацию к условиям начальной школы.
Программа по реализации преемственности ДОУ и начальной школы
№п/п
Мероприятия
Цель мероприятий
1.
Оформление интернет
Информирование
странички на сайте
родителей о
школы
необходимости и
«Родителям
важности подготовки
будущих
детей к обучению в
первоклассников».
начальной школе.
2.
Проведение Дня
1. Создание для
Знаний – 1 сентября.
будущего выпускника
предшколы условия
возникновения
желания учиться в
школе.
2. Создание для
первоклассников
условия
возникновения
гордости быть
учеником.
3
Взаимное посещение
Определить
педагогами
возможную
предшкольной группы
преемственность
уроков в 1 классе
программ школьного
начальной школы и
и дошкольного
учителем начальных
учреждения.
классов занятий в
Выявить возможные
группе предшколы.
ошибки при обучении
и воспитании
первоклассников.
4.
Разработка программ
Выявление уровня
преемственности на
готовности
основе диагностики
дошкольников к
готовности
обучению в
дошкольников к
начальной школе
обучению в начальной
Создание
школе.
благоприятных
Изучение организации
условий адаптации к
учебно-
школе.
воспитательного
процесса
дошкольников в
адаптационный период
5.
Методическое
Знакомство
взаимодействие
воспитателей с
Предшкола –
системно-
Начальная школа по
деятельностным
теме: «Первые дни
подходом в обучении
ребенка в школе:
первоклассников (в
адаптационный
рамках внедрения
период» (открытый
ФГОС).
урок).Ознакомительная
экскурсия
предшкольников в
школу «Рабочее место
ученика».
6.
Работа школы
1. Создание условий
будущего
для личностного
первоклассника.
развития ребенка.
2. Обеспечение
успешной адаптации
к обучению в школе.
7.
Семинар по теме: «От
Выработка единых
карты готовности к
подходов в работе
ученическому
Предшколы и
портфолио».
Начальной школы.
Знакомство с опытом
Семинар-практикум
работы по
«Использование
использованию
здоровьесберегающих
здоровьесберегающих
технологий в работе
технологий на
Предшколы и
Предшкольной и
начальной школы».
начальной ступени
образования.
8.
Совместное заседание
Выработать общее
воспитателей
понима
ние и
Предшколы и
требов
ания к
начальной школы
готовности ребенка к
«Общие понимания и
школе.
требования готовности
Шефская помощь
ребенка к школе».
младших школьников
Выставка поделок,
воспитанникам
объемных открыток,
Предш
колы.
детское
Обмен опытом в виде
экспериментирование
театрализованной
«Новогоднее
деятел
ьности.
волшебство».
Выявить особенности
програ
мм по
Педсовет:
речевому развитию.
«Преемственность в
Подготовить к школе
речевом развитии детей
воспитанников
дошкольного и
Предшколы согласно
младшего школьного
програ
ммным
возраста»
требов
аниям
Предш
колы и
Начальной школы.
9.
Расширенное
Подгот
овка
родительское собрание
родителей старших
с родителями
дошкольников к
дошкольников и
переходу детей в
первоклассников
новый социальный
«Период адаптации
статус
–
ребенка к школьному
первоклассника.
обучению».
10.
Семинар-практикум
Опреде
ление
единых
«Подходы к
подход
ов
к
оцениванию
оценив
анию
достижений старших
достижений старших
дошкольников и
дошкол
ьников
и
младших школьников»
младших школьников
Портрет
первоклассника в
системе ФГОС
«Будущий
Привлечь родителей к
первоклассник – какой
обучению детей в
он?»
школе.
Проведение
Сформулировать
родительского
задачи Предшколы и
собрания «Подготовка
семьи в подготовке
к школе в системе
детей к
школе.
«детский сад – семья -
Обозна
чить
школа».
требования учителей
4
2
к уровню подготовки
выпускников
Предшколы к
обучению в школе.
11.
Экскурсия
Познакомить
воспитанников
воспитанников
Предшколы в школу
дошкольной группы
Консультации для
со школой. Создать
родителей будущих
для будущих
первоклассников «Как
первоклассников
правильно
условия
организовать свободное
возникновения
время ребенка»
желания учиться в
Родительское собрание
школе. Помощь
для родителей будущих
родителям в решении
первоклассников
педагогических
«Знакомимся со
проблем.
школой».
Показать с помощью
Праздник «Прощай
компьютерной
азбука!»
презентации школу.
Обозначить для
родителей будущих
первоклассников
программные
требования для
выпускников ДОУ.
Довести до каждого
родителя программу,
планируемую на
учебный год в школе.
1
.
Создать для
будущего выпускника
предшколы условия
возникновения
желания учиться в
школе.
2
.
Создание для
первоклассников
условия
возникновения
гордости быть
учеником.
12.
Организация
Выявить творческий
тематической
потенциал детей
выставки: «Вот что я
предшкольного и
умею!»
школьного возраста.
«Готовы ли взрослые
стать родителями
первоклассников?»
13.
Проведение
Выявление уровня
тестирования по
школьной зрелости у
определению школьной
старших
зрелости при
дошкольников.
поступлении в школу.
Подвести итоги
Круглый стол
совместной работы
«Вопросы
школы и Предшколы
преемственности
по решению
Предшколы и
проблемы
начальной школы»
преемственности.
14.
Участие
Создать для будущего
первоклассников в
выпускника
празднике «До
предшколы условия
свидания Предшкола!»
возникновения
желания учиться в
школе.
Планомерная работа педагогов ДО и НО с детьми позволяет сделать переход
детей в школу более мягким, позволяет детям быстрее адаптироваться к новым
условиям, расширить соответствующие представления дошкольников, развить у
них интерес к школе и желание учиться. Выявлено, что тесное планомерное
сотрудничество
педагогов
НО
и
ДО,
их
деятельность
по
организации
преемственности с применением разнообразных форм и методов
(семинаров-
практикумов,
педагогических
советов,
совместных
заседаний,
организация
и
проведение
внеурочных
мероприятий
с
детьми,
работа
с
родителями
воспитанников) создает предпосылки для развития личностной готовности детей
к школе. Что, собственно, является наиболее важным на современном этапе
развития и обучения детей, согласно ФГОС.
В результате проделанной работы по преемственности ДО и НО по
подготовке детей к обучению в школе педагогам удалось:
1. Повысить психологический уровень готовности детей к обучению в
школе. Благодаря занятиям с детьми, повысились показатели уровня развития:
памяти, внимания, мышления, восприятия. То есть происходит развитие
интеллектуального и речевого критериев уровня готовности детей к школе.
Повысить познавательный и мотивационный критерий уровня готовности детей
к обучению в школе. У детей усилилась мотивация к обучению в школе, школа
воспринимается детьми, в первую очередь, как место, где получают новые
знания.
2. Задания,
игры,
упражнения
с
детьми,
а
также
работа
с
родителями
воспитанников оказали существенное положительное влияние на формирование
«внутренней позиции школьника», что, согласно новых ФГОС,
является показателем личностной готовности детей принять на себя новую
социальную роль ученика.
Таким
образом,
у
детей
происходит
активное
формирование
познавательных мотивов обучения, то есть появляется осознанное желание
учиться. А это в свою очередь является доказательством эффективности работы
педагогов
дошкольного
образования
и
начальной
школы
по
организации
преемственности программ обучения и воспитания детей.
Список литературы
1. Авраменко, Н.К. Подготовка ребенка к школе / Н.К. Авраменко. –
Москва: Юникс, 2012. – 148 с.
2. Бабаева,
Т.И.
Примерная
образовательная
программа
дошкольного
образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – Санкт-
Петербург; ООО «Детство-Пресс», 2014. – 98 с.
3. Бабаева,
Т.И.
Примерная
образовательная
программа
дошкольного
образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – Санкт-
Петербург; ООО «Детство-Пресс», 2014. – 98 с.
4. Белая, К. Ю. Особенности планирования работы с учетом ФГОС / К.Ю.
Белая. – Москва: Издательский дом МЦФЭР – 2015. – № 11. – С. 18 – 21.
5. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе / Л.А. Венгер. – Москва:
Владос-Пресс, 2004. – 159 с.
6. Выготский, Л.С. Проблема возраста / Л.С. Выготский. – Москва:
Издательство МГУ, 2008. – 515 с.
7. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. –
Санкт Петербург: Питер, 2006. – 208 с.
8. Дубровина, И.В. Готовность к школе. Руководство практического
психолога/ И.В. Дубровина. – Москва: Академический проект, 2005. – 98 с.
9. Дяговец, И. Преемственность в работе детского сада и начальной школы
/ И. Дяговец // Современное образование. – 2015. – №15. – С 6 – 8.
10. Елжова, Н.В. Методическая копилка для педагогов ДОУ / Н.В. Елжова.
– Ростов на Дону: Феникс, 2012. – 292 с.
11. Журова,
Л.Е.,
Кочурова
Е.Д.
Диагностика
готовности
детей
дошкольного
возраста
к
обучению
в
школе
/
Л.Е.
Журова
//
Справочник
руководителей и учителей начальной школы. Родничок. – 2014. – №15. – С. 81 –
104.
12. Иршина, Л.И. Преемственность между детским садом и школой / Л.И.
Иршина //Справочник старшего воспитателя. – 2016. – №10. – С. 24 – 31.
13. Конева, О.Б. Психологическая готовность детей к школе: учебное
пособие / О.Б. Конева. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2012. – 132 с.
14. Коточигова,
Е.В.
Нормативно-правовое
обеспечение
введения
федеральных
государственных
требований
к
структуре
о сновной
общеобразовательной программы дошкольного образования / Е.В. Коточигова.
– Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2015. – 55 с.
15. Кравцова, Е.Е.Психологические проблемы готовности детей к
обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – Москва: Педагогика, 2013. – 268 с.