Напоминание

Дымковская игрушка


Автор: Шибаршина Марина Константиновна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ школа №1748 "Вертикаль"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка урока ИЗО 5 класс
Тема: Дымковская игрушка
Раздел: среднее образование





Назад




ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В 5 КЛАССЕ.

Автор – учитель изобразительного искусства

ГБОУ г. Москвы школа № 1748 «Вертикаль»

Шибаршина Марина Константиновна.

Тема урока:

«Древние образы, единство формы и декора в народных глиняных игрушках.

Роспись собственной модели Дымковской игрушки».

Цель урока:

формирование понятия о народной глиняной игрушке, ее видах, традициях

формы и росписи.

Задачи:

закрепить знания о традиционных видах декоративной росписи;

научиться видеть форму, цвет, декор игрушки и передавать единство этих

качеств в рисунках и объемных работах;

научатся

выполнять

эскизы

и

простейшие

геометрические

композиции,

кистевые упражнения по плоскости и макету из солёного теста;

уметь моделировать объемные формы;

уметь эстетически подходить к любому виду деятельности.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Вид урока: комбинированный.

Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, экран.

Раздаточный

материал:

Рисунки,

иллюстрации

с

изображением

дымковских игрушек, опорные таблицы с элементами узоров дымковской

росписи,

раздаточный

материал.

Игрушки

из

солёного

теста,

бумажные

эскизы, печатки-тычки различной формы и размера, краски темперные и

гуашевые, кисти, палитры, стаканчики-непроливайки, салфетки.

Необходимые пособия для учителей и учеников;

Учебник

Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство.

Декоративно

-

прикладное

искусство

в

жизни

человека»

5

класс,

под

редакцией Б.М. Неменского, Москва «Просвещение», 2012 год.

Иллюстративные

материалы

(образцы

росписи

Дымковских

игрушек,

таблицы орнаментов, комплекты открыток). Стихи о дымковской игрушке.

Презентация

к уроку в программе Powerpoint «Дымковская игрушка».

Мультимедийная презентация «Сказ о Дымковской игрушке», выполненная

учащимися.

Музыка

-

вариации

на

темы

русских

народных

мелодий

в

исполнении

ансамбля

русских

народных

инструментов

им.

Н.

Осипова,

песня «Дымковская карусель».

Планируемые результаты

Предметные:

понимать язык декоративного искусства;

уметь видеть форму, цвет, декор игрушки и передавать единство этих качеств

в рисунках и моделях;

метапредметные:

учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и

оценивать ее результаты;

сравнивать красочную роспись, анализировать собственную художественную

деятельность,

развивать

внимание,

навыки

самостоятельного

творческого

мышления;

готовность слушать и вести диалог;

формирование

умения

планировать

и

оценивать

учебные

действия

в

соответствии с поставленной задачей и условиями реализации;

личностные:

интерес

к

изучению

культуре

народа,

произведениям

декоративно-

прикладного

искусства,

способность

к

созданию

художественного

образа

дымковской игрушки;

мотивация

учебной деятельности и формирование личностного смысла

учения в произведениях декоративно-прикладного искусства.

План урока.

1.Мативация к учебной деятельности.

2.Актуализация и формулировка темы.

3.

Выявления проблемы и поиск путей решения.

4.Творческая работа

5. Рефлексия учебной деятельности.

Содержание урока.

1.Мативация к учебной деятельности.

Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности

включения в учебную деятельность. Подведение к формулировке темы и

постановки цели и задач урока учащимися.

2. Актуализация и формулировка темы.

Учитель.

Мы, ребята, провели большую работу на предыдущем уроке.

О какой глиняной игрушке мы сегодня продолжим разговор?

Перечислите, что мы узнали и чему научились?

Какую работу нам необходимо завершить?

На экране видео ряд с предыдущих уроков.

Учащиеся.

Узнали о традиционных глиняных ремесленных центрах глиняных игрушек.

Разобрали

принципы росписи Дымковской игрушки, нарисовали эскизы,

сделали заготовки из солёного теста. Сегодня на уроке распишем заготовки и

украсим ими ёлочку.

Учитель.

Назовите тему урока.

Какая цель и задачи перед нами стоят?

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

Учитель.

Добро пожаловать на итоговое занятие по теме "Древние образы, единство

формы и декора в народных глиняных игрушках.

Роспись собственной

модели Дымковской игрушки».

3. Выявления проблемы и поиск путей решения. Включение учащихся в

деятельность на личностно-значимом уровне.

Учитель. Что же мы знаем о глиняной Дымковской игрушке?

Ваши одноклассники, представят презентацию учебного проекта

«Сказ о глиняной игрушке».

Слайд презентация учащихся.

Обсуждение работы учащихся и ответы на вопросы.

Какое настроение вызывают Дымковские игрушки?

Из какой глины они делаются?

Почему игрушки, которые ты видишь, называются дымковскими?

Из какого материала они сделаны?

Что любили лепить мастера дымковской игрушки?

Почему они лепили людей, животных?

Какие элементы вы запомнили? Как они называются и что символизируют?

Вспомните и назовите промысел, о котором сегодня пойдет речь?

Как

вы

думаете,

зачем

нам

изучать

народные

традиции,

знакомиться

с

народным искусством?

Звучит музыка.

Учитель.

Хороша

сказка.

Скажите,

пожалуйста,

что

же

ещё

предстоит вам узнать и какую работу выполнить сегодня на уроке? (ответы

учащихся)

Заставка на экране игрушек и орнамента.

Учитель

Какой традиционный орнамент использовался в росписи игрушек?

Что символизирует этот орнамент?

Какая цветовая гамма использовалась художниками?

Давайте

вспомним

последовательность

выполнения

работы

по

росписи

Дымковской игрушки.

Выполнение задания в мультимедийной программе LearningApps

4.Творческая работа

Ребята делятся на группы (5-7 человек в группе).

Учитель:

Вы

знаете, что в конце декабре наступит необыкновенно

сказочный и волнующий праздник. С нарядной ёлкой

Дедом Морозом, Снегурочкой и подарками. Будет много гостей. В нашу

мастерскую поступил заказ на роспись сувенирных новогодних игрушек. Мы

должны очень постараться, чтобы у нас получились самые красивые игрушки

и в конце урока мы украсим ими нашу Ёлочку. Расскажите, в каком порядке

вы будете расписывать игрушку.

Учащиеся.

Сначала распределим по поверхности игрушки цветовые пятна, сохранив,

где это возможно, белую основу. Белый в сочетании с другими цветами

придаст

игрушке

праздничную

нарядность.

Все

мелкие

детали

росписи

выполним после того, как основные цветовые пятна уже будут найдены.

Украшая игрушку декоративными элементами, ритмически выстраивая их,

фантазируем, но старайтесь делать роспись в традициях промысла.

Учитель.

Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только

красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа

радовалась.

Учащиеся приступают к работе.

Во время работы учащиеся взаимодействуют друг с другом в подгруппах

(6-7 человек).

Самоконтроль

и

взаимоконтроль

выполнения

задания

в

подгруппах,

регулятивная деятельность экспертов - «главных художников».

Дополнительно.

Учитель

раскладывает

на

столы

текст,

стихи

о

дымковской

игрушке

и

предлагает

подобрать

четверостишие

соответствующее

образу

сделанной

игрушке.

Молодцы, ребята, вы все великолепно справились с поставленной задачей.

Предлагаю каждой команде составить СИНКВЕЙН и представить его классу.

Кто объяснит, что это за стихосложение?

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Группы читают составленный синквейн.

Зачитывает выбранное четверостишие о глиняной игрушке.

Каждая группа высказывает свое мнение о проделанной работе.

Наряжают ёлку расписанными игрушками (в центре стола стоит конусная

ёлка из бумаги). Отмечают свои успехи и недочёты.



В раздел образования