Автор: Власова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №6 - центр развития ребёнка"
Населённый пункт: город Сергиев Посад
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: Педагогический проект по самообразования для детей среднего возраста "Идём дорогами добра!" (социально – коммуникативное развитие)""
Раздел: дошкольное образование
Педагогический проект по самообразованию для детей среднего
возраста «Идём дорогами добра!»
(социально – коммуникативное развитие).
Содержание проекта
Актуальность реализации проекта
Направленность проекта:
Формирование нравственных чувств; привитие моральных норм поведения
ребенку с окружающим миром.
Актуальность проекта:
В последние годы много говорят о кризисе нравственности и без духовности. Этот кризис проявляется,
прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению
представлений детей о таких добродетелях, как доброта, отзывчивость, милосердие, великодушие,
справедливость. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это
отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного
сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей
дошкольного возраста. Поэтому работа педагогов ДОУ, главной целью которой является формирование
первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях представляется на сегодняшний
момент очень актуальной.
Современное общество заинтересовано в воспитании высокоразвитой неповторимой личности. Умение
справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь,
сочувствовать и сопереживать другим людям, доброта – вот те необходимые качества, которые необходимо
заложить в раннем возрасте.
Сроки проведения: сентябрь - май 2017 - 2018 г.
Режим работы
дневная (в рамках организации педагогического процесса во время образовательной
деятельности и проведения режимных моментов; в повседневной жизни).
Количество участников проекта:
Участники проекта: воспитатели, дети – 22 ребёнка, родители детей.
Возраст детей: 4 - 5 лет.
Тип проекта:
социально-личностный, общественно-полезный, практико-ориентированный,
долгосрочный.
Образовательные области:
Социально коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Формы работы:
игровая, познавательно - исследовательская, продуктивная, взаимодействие с
родителями.
Основной целью
этого проекта является:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Задачи развития:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Эпиграф проекта:
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
(Н. Тулупова.)
Гипотеза проекта:
Дети будут проявлять доброжелательность к окружающему и совершать добрые
поступки, если будут созданы специальные условия и развивающая среда в группе.
Цель проекта:
воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению
коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Задачи:
Учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
Формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми; положительное
отношение ко всем людям.
Воспитывать умение оценивать поступки окружающих.
Развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных
произведениях; уверенность в себе и своих возможностях.
Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.
Развивать представления детей о понятиях «добро». и «зло»., их важности в жизни людей.
Сохранение и укрепление здоровья детей.
Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.
Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
Закреплять знание правил вежливого общения.
Поощрять стремление детей совершать добрые поступки.
Предварительная работа:
Познакомить детей и родителей с темой проекта, обозначить значимость выбранной темы.
В ходе работы над проектом подвести детей к пониманию того, что добро приносит радость, что
добрый человек – хороший друг.
Доброта украшает наш мир, и чем ее больше тем красивее и светлей мир вокруг нас.
Работа с родителями:
1.
Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей»..
2.
Консультация для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью»..
3.
Акция «Полечите книжку». (ремонт книг дома совместно родителей и детей).
Ожидаемый результат:
Дети имеют четкое представление о доброте, добрых поступках.
Дети знают стихи, пословицы о доброте, считалки, мирилки. Они стали охотнее их применять в
совместной деятельности. Обогатился словарный запас по данной теме.
Пополнение центра литературы в группе книгами о добре и добрых поступках.
Дети стали бережнее относится к живому миру природы.
У детей повысилась способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку.
Для родителей оформлены рекомендации по коррекции социальных отношений у детей.
У родителей повысился интерес к жизни группы.
Формы организации проекта:
1. Образовательная деятельность:
ознакомление с окружающим, развитие речи, рисование, лепка, аппликация, конструирование, музыка,
ознакомление с художественной литературой, физическая культура.
2. Совместная деятельность:
дидактические игры, беседы, игровые ситуации, драматизация, подвижные игры, разучивание мирилок,
физкультминутки, ролевая гимнастика, пальчиковые игры.
3. Самостоятельная деятельность:
трудовая деятельность, художественная деятельность, игровая деятельность.
Этапы осуществления проекта
Первый этап. Целеполагание.
Раздел «Нравственное воспитание». Включен почти во все образовательные программы, адресованные
детям дошкольного возраста. Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к
сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не
только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные
чувства.
Второй этап. Разработка проекта.
1. Довести до участников важность данной темы.
2. Подбор методической литературы.
3. Сбор литературы о добре: стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, мирилки, песни.
4. Подбор картин, фотографий, иллюстраций.
5. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
6. Разработка НОД, определение тематики бесед.
7. Подбор музыкального репертуара.
8. Изготовление пособий, дидактических игр, тематических альбомов.
9. Подборка материалов для консультаций «Вежливость воспитывается вежливостью»..
10. Изготовление папки-передвижки «Как воспитать ребенка вежливым»..
Третий этап. Выполнение проекта.
Форма работы
Тема
Сентябрь
1 неделя
1.
Беседа «Добрые слова улучшают настроение».
2.
д/и «Путешествие по сказкам».
3.
2 неделя
4.
Рассказ воспитателя «Как отличить хороший поступок от плохого».
5.
Ситуативный разговор «Чем порадовать друга».
6.
3 неделя
7.
Чтение А. Барто «Вовка- добрая душа».
8.
Рассматривание книги «Правила поведения дошкольников».
9.
4 неделя
Просмотр мультфильма «Кот Леопольд».
Лепка «Солнце счастья».
Октябрь
1 неделя
1.
Словесная игра «Что доброго делают люди этой профессии».
2.
Д/и «Скажи наоборот».
3.
2 неделя
4.
Чтение сказки «Два жадных медвежонка».
5.
Аппликация «Подари прохожему улыбку».
6.
3 неделя
7.
Просмотр мультфильма «Кот Леопольд».
8.
Прослушивание песни из мультфильма «Кот Леопольд».
9.
4 неделя
1.
Пальчиковая гимнастика «Ты мой друг и я твой друг».
2.
Словесная игра «Круг пожеланий».
3.
Чтение сказки «Красная шапочка».
Ноябрь
1 неделя
1.
Беседа «Какими могут быть добрые дела?»
Этюд «Скажи доброе слово другу».
2.
2 неделя
3.
Конструирование из бумаги «Гирлянда добрых сердец».
4.
Чтение сказки «Три сына».
5.
Д/и «Оцени поступок».
6.
3 неделя
7.
П/и «Не сердись, улыбнись».
8.
Просмотр серий из мультфильма про Лунтика.
9.
4 неделя
Рассматривание книги «Правила поведения дошкольников».
Рисование «Мой папа самый лучший».
Декабрь
1 неделя
4.
Беседа «К чему ведут ссоры».
Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей».
5.
2 неделя
6.
Оформление «Дерева добра» с высказываниями детей о доброте.
7.
Чтение В. Осеевой «Добрые слова».
8.
3 неделя
Рассматривание иллюстраций с изображением добрых и злых героев.
9.
Разучивание стихотворения «Доброе утро».
4 неделя
Прослушивание песни группы «Барбарики». «Доброта».
Игровая ситуация «Помогаем другу в беде».
Рисование «Подарок другу».
Январь
1 неделя
1.
Беседа «Почему нужно уметь уступать».
Словесная игра «Как помочь другому человеку».
2.
2 неделя
Беседа «Природа добрая и злая».
Д/и «Лови бросай».
3.
3 неделя
П/и «Круг пожеланий и благодарений».
Просмотр серий из мультфильма про Лунтика.
4.
Слушание звуков природы.
Февраль
1 неделя
Чтение В. Маяковского «Что такое хорошо и, что такое плохо».
Разучивание песенки из мультфильма «Крошка Енот».
Игра малой подвижности «Ручеёк».
2 неделя
Проблемная ситуация «Карлсон, который не знает добрых слов».
Рисование ладошкой «Два весёлых гуся».
1.
3 неделя
2.
Д Чтение Е. Благининой «Подарок».
3.
Д/и «Хорошо - плохо».
4 неделя
Рисование «Какого цвета доброта».
Просмотр мультфильма «Крошка Енот».
4.
Работа с сюжетными картинками «Правила для добрых детей».
Март
1 неделя
1.
Беседа «Добрые дела, я люблю трудиться».
2.
Составление рассказа «Я помогаю дома».
3.
2 неделя
4.
Конструирование из бумаги «Цветок добра».
Речевая ситуация «Помощь котёнку».
5.
3 неделя
6.
Чтение сказки «Снежная королева».
7.
Просмотр познавательного фильма тётушки Совы «Уроки доброты».
8.
4 неделя
Чтение В. Маяковского «Что такое хорошо и, что такое плохо».
Разучивание песенки из мультфильма «Крошка Енот».
9.
Игра малой подвижности «Ручеёк».
Апрель
1 неделя
Беседа-обсуждение «Как помочь товарищу в трудную минуту или если он поступает
неправильно».
Труд «Уход за комнатными растениями».
2 неделя
Чтение В. Осеевой «Синие листья».
Рисование «Дерево с синими листьями».
3 неделя
Работа с тематическим альбомом «Наши эмоции».
Просмотр мультфильма «Как ослик счастье искал».
4 неделя
Д/и «Скажи наоборот».
Составление рассказа «Почему добро побеждает зло».
П/и «Вежливые жмурки».
Май
1 неделя
1.
Составление загадок о доброте.
Консультация для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью».
2.
2 неделя
Беседа «Добрые дела, я люблю трудиться».
3.
Составление рассказа «Я помогаю дома».
4.
3 неделя
5.
Лепка «Добрый волшебник».
6.
Чтение сказки «Золушка».
7.
4 неделя
С/р игра «Больница».
Труд «Наводим порядок в группе».
8.
Просмотр познавательного фильма «Уроки тётушки Совы».
4 этап. Продукт проектной деятельности.
Фотовыставка «Наши добрые дела».
Оформление выставки детских работ «Страна доброты».
Постановка сказки «Репка».
Список используемой литературы.
1.
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада
Воронеж: ТЦ «Учитель». 2004.
2.
Киселёва Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.:
АРКТИ, 2006.
3.
Островская Л.Ф. "Правильно ли воспитываем малыша?", пособие для воспитателя детского сада,
М., 1979.
4.
Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2008.
ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Если добрый ты …» по социально –
коммуникативному развитию Разработана на основе парциальной программы дошкольного образования по
социально-коммуникативному развитию «Дорогою добра» Коломийченко Л.В. Серпухов 2015г. ПРИНЯТА на
заседании педагогического совета Протокол № ___ от «____»____________20___года УТВЕРЖДАЮ: Заведующий
МДОУ – детского сада №32 «Рябинка» Власова Л.Д. _____________________ «_____»___________20___года 2 О
1.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи парциальной программы «Если
добрый ты ….» Цели парциальной программы: Своевременное, соответствующее возрастным,
половым, этническим особенностям детей дошкольного возраста, и качественное, обеспечивающее
достижение оптимального уровня, социально-коммуникативное развитие дошкольников. Задачи
парциальной программы: Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение
норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка,
формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развитие
общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и
эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и
доброжелательного отношения к окружающим. Формирование готовности детей к совместной
деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со
сверстниками. Ребенок в семье и сообществе. Формирование образа Я, уважительного отношения и
чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности. ЗАДАЧИ РАЗДЕЛА «ЧЕЛОВЕК
СРЕДИ ЛЮДЕЙ» Познавательные сведения В зависимости от возраста и уровня развития детей. —
сообщать элементарные сведения; — формировать первоначальные представления; — уточнять,
дополнять, конкретизировать, систематизировать, дифференцировать, обобщать знания;
способствовать формированию понятий о: — человеке как биопсихосоциальном существе (его
внешние признаки, различия между людьми разного возраста и пола; настроения, чувства,
переживания; поступки, взаимоотношения с другими людьми); — истории появления и развития
отдельного человека; — особенностях поведения детей в зависимости от половых различий; —
доминирующих видах деятельности и увлечениях детей разного пола; — способах проявления
заботы, внимания, интереса к лицам своего и противоположного пола; — необходимости и
значимости проявления дружеских, уважительных отношений между детьми разного пола,
понимания между ними; — способах передачи своих желаний, чувств, настроения; — собственных
чертах характера, привычках; — определенной половой принадлежности взрослых людей; —
различных функциях, выполняемых ими в процессе жизни (коммуникативная, трудовая,
экономическая, производственная, фелицитарная, репродуктивная); — специфике внешнего вида
мужчин и женщин (физическое строение, одежда, обувь, прическа), характерных аксессуарах; —
специфических видах деятельности (труд, спорт, профессии, искусство), отдыхе, увлечениях,
интересах взрослых людей; внешней и внутренней красоте мужчин и женщин; 6 — особенностях,
нормах и правилах поведения взрослых людей в зависимости от
2.
— потребности в любви, дружбе, заботе, привязанности к людям противоположного пола; — семье
как совокупности людей разного возраста и пола, объединенных родовым началом; — особенностях
возрастных и половых проявлений членов семьи; — особенностях поведения и взаимоотношений
людей разного пола и возраста в семье; — значимости и красоте семейных обычаев, традиций,
жилища; — адекватном своему возрасту и полу поведении в семье; — правилах взаимоотношений с
членами семьи; — различных социальных функциях людей разного пола в семье: мальчик — сын,
брат, папа, дядя, дедушка; девочка — дочь, сестра, мама, тетя, бабушка; — нормах и правилах
взаимоотношений, приемлемых в российской коммуникативной и психосексуальной культуре.
Развитие чувств и эмоций В зависимости от возраста, пола, уровня развития детей: — способствовать
проявлению интереса к сверстникам своего и противоположного пола (их предпочтения в играх,
игрушках, в видах деятельности; увлечениях, поступках); — способствовать становлению полового
самосознания, чувства полоролевой самодостаточности, потребности в проявлении себя как
представителя определенного пола; — стимулировать проявления сопереживания, сочувствия во
взаимоотношениях с детьми своего и противоположного пола; — воспитывать толерантное,
уважительное отношение к представителям противоположного пола; — актуализировать и
поддерживать проявления симпатии, привязанности детей друг к другу; — способствовать принятию
ситуативных состояний, нехарактерных поведению мальчиков и девочек (мальчик может плакать от
обиды, жалости, девочка — стойко переносить неприятности); — способствовать проявлению
познавательного интереса к различным аспектам жизни взрослых людей разного пола:
стимулировать проявление потребности в ориентации на социально одобряемые поступки взрослых
как образцы своего поведения; — воспитывать чувство восхищения достижениями взрослых мужчин
и женщин, проявлениями внешней и внутренней красоты; — актуализировать стремление быть
похожим на настоящих мужчин и настоящих женщин; — воспитывать уважение к взрослым людям
разного пола, бережное отношение к процессу и результату их труда; — воспитывать чувства родовой
чести, привязанности; сопричастности к общим делам, любви и уважения к членам семьи; —
актуализировать проявление заботы, бережное отношение к родным; — способствовать проявлению
познавательного интереса к истории семьи, ее родословной; — вызывать восхищение процессом и
результатом труда взрослых в семье, их достижениями на работе, успехами братьев и сестер; —
стимулировать потребность в подражании одобряемым в семье поступкам; — формировать
общественно-значимые мотивы поведения в семье; — воспитывать толерантное отношение к членам
семьи, уважение к увлечениям, интересам каждого; — способствовать становлению чувства
человеческого достоинства. 7 Формирование поведения В зависимости от возраста, пола и уровня
развития детей обучать способам, развивать умения и формировать навыки: — социальной
перцепции, предвосхищения возможностей развития ситуации взаимодействия с другими людьми (в
зависимости от возраста и пола); — восприятия детьми друг друга как представителей разного пола;
— проявления доброжелательных, бережных взаимоотношений между детьми разного пола; —
положительно направленного интереса к детям своего и противоположного пола; бесконфликтного
поведения в общении детей друг с другом с учетом половых различий; — культуры межполового
общения; — выполнения специфических «мужских» и «женских» операций в разных видах
деятельности; — проявления симпатии, заботы, доброжелательного отношения к детям своего и
противоположного пола; — произвольности управления своим поведением; — восприятия взрослых
людей как представителей определенного пола; — проявления заботливого, доброжелательного
отношения к взрослым людям разного пола; — адекватного коммуникативной и психосексуальной
культуре поведения в отношении к людям разного возраста и пола; — проявления бережного
отношения к процессу и результатам труда взрослых; — достойного поведения в отношении с
людьми разного возраста и пола; — культуры поведения в семье; — проявления заботы,
доброжелательного отношения к членам семьи, ближайшим родственникам; — взаимодействия с
членами семьи с учетом их и своего возраста и пола; — бесконфликтного поведения в семье; —
проявления бережного отношения к семейным реликвиям; — практического применения
информации о человеке в различных видах деятельности. 1.1.2. Принципы и подходы к
формированию парциальной программы «Если добрый ты…» В соответствии с концепцией
социально-коммуникативного развития и социального воспитания детей дошкольного возраста в
программе нашли отражение следующие теоретические положения: — признание детства как
культурного феномена; — отношение к ребенку как к субъекту жизнедеятельности, способному к
культурному саморазвитию и самоизменению; — отношение к педагогу как к посреднику между
ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры; — отношение к воспитанию как к
процессу, обеспечивающему приобщение к культурным ценностям, их интериоризацию и
культуротворчество; — отношение к образовательной организации как к целостному культурно-
образовательному пространству, где воссоздаются идеалы культурных взаимоотношений детей и
взрослых, происходят культурные события, культуротворчество и воспитание человека культуры.
Отбор содержания различных видов социальной культуры, приобщение к которым возможно на
протяжении дошкольного возраста, осуществлен в соответствии со следующими принципами: 8 —
научности, предполагающим отражение в предъявляемом материале основных закономерностей
развития социальных объектов, возможность усвоения знаний на уровне первоначальных,
дифференцированных и обобщенных представлений, стимулирование познавательного интереса
детей к сфере социальных отношений; формирование основ научного мировоззрения; —
доступности, обеспечивающим адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых,
национальных, этнических особенностей личностного развития детей дошкольного возраста; —
прогностичности, ориентирующим на осознанное восприятие детьми предлагаемого содержания, на
возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих по- ступков, отношений в
сфере социального взаимодействия, на проявление потребностей и мотивов социально значимого и
одобряемого поведения; — последовательности и концентричности, обеспечивающим постепенное
обогащение содержания различных видов социальной культуры по темам, блокам и разделам,
возвращение к ранее пройденным темам на более высоком уровне формирования знаний (от
элементарных представлений по отдельным признакам к обобщенным представлениям по системе
существенных признаков), познание объектов социального мира в процессе их исторического
развития; — системности, предполагающим формирование у дошкольников обобщенного
представления о социальном мире как системе систем, в котором все объекты, процессы, явления,
поступки, переживания людей находятся во взаимосвязи и взаимозависимости; становление основ
диалектического понимания социальной действительности; — интегративности,
предусматривающим возможность использования содержания социальной культуры в разных
образовательных областях (познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое
развитие), и его реализацию в разных видах деятельности; — культуросообразности и регионализма,
обеспечивающим становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего
народа, ближайшего социального окруже- ния, познании историко-географических, этнических
особенностей социальной действительности своего региона; — «диалога культур», ориентирующим
на понимание детьми временной и исторической последовательности развития материальных и
духовных ценностей, взаимопроникновения и дополняемости культур разных народов. 1.2.
Характеристика особенностей развития детей младше
3.
1.3. Планируемые результаты 1.3.1. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения парциальной
программы «Если добрый ты…» (в соответствии с ФГОС ДО). В качестве целевых ориентиров
социально-коммуникативного развития во ФГОС ДО представлены: — самостоятельность,
целенаправленность и саморегуляция собственных действий как интегративные личностные
качества, раскрывающие возможность ребенка без участия взрослого выбирать вид деятельности,
способы взаимодействия с другими людьми, ПУТИ решения прикладных и творческих задач,
определять пели деятельности и выбирать действия по ее осуществлению в соответствии с заранее
определяемым результатом; регу- лировать свое поведение в соответствии с нормами социальной
культуры; — «эмоциональный интеллект» как способность распознавать. осознавать, принимать и
регулировать эмоциональные состояния и чувства других людей и самого себя; — «социальный
интеллект» как способность, проявляющаяся в умении использовать знания основ социальной
культуры в объяснении и аргументации социального взаимодействия, в понимании мыслей, чувств,
намерений других людей в ситуациях межличностного диалога, в прогнозировании последствий
общения; — «эмоциональная отзывчивость» (эмпатия), проявляющаяся в сопереживании,
сочувствии, сострадании, «сорадости», содействии сверстникам, литературным персонажам,
взрослым людям в ситуациях социальной коммуникации. 1.3.2. Реализация образовательных целей и
задач парциальной программы «Если добрый ты…» направлена на достижение следующих
возможных достижений воспитанников младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет):
Показатели развития К четырем годам ребенок: — владеет первоначальными представлениями: — о
себе как о человеке (специфика внешнего вида, особенности биологических и социальных
потребностей, эмоциональных проявлений); — собственной половой принадлежности
(аргументирует ее по ряду признаков: одежда, прическа, игрушки); — возрастных и половых
различиях взрослых людей; — составе своей семьи, возрастных и половых различиях родственников;
— эмоциональных состояниях людей; — элементарных правилах поведения; — назначении
отдельных помещений детского сада и его сотрудниках; — способах проявления внимания и заботы
по отношению к другим людям; — отдельных средствах цивилизации (транспорт, связь); — знает свое
имя, имена близких родственников (папы, мамы, дедушки, бабушки, сестер, братьев); 12 — умеет
распознавать человека на картинках, фотографиях, иллюстрациях, дифференцируя по возрасту и
полу; — различает полярные (веселый — грустный) эмоциональные состояния близких людей,
сверстников; проявляет внимание, заботу по отношению к ним; — адекватно идентифицирует себя с
представителями своего пола; — дифференцирует людей по возрасту и полу, распознает детей,
взрослых, стариков на фотографиях, иллюстрациях, в реальной жизни; — использует в общении
слова приветствия, прощания, благодарности; проявляет внимание, заботу по отношению к людям
разного возраста и пола; включается в совместную деятельность, выполняет требования к поведению
в детском саду и семье. К пяти годам ребенок: — имеет дифференцированные представления о себе
(имя, фамилия, адрес, номер телефона, чувства, поступки, поведение); о собственной половой
принадлежности, аргументирует ее по ряду признаков (внешний вид, фемининные и маскулинные
качества); о членах семьи, различающихся по половым и возрастным признакам, об отдельных
нормах и правилах по- ведения в семье, о доминирующих интересах родственников разного пола;
осознает право каждого на любимое занятие; о внешних проявлениях мужчин и женщин (одежда,
отдельные аксессуары, телосложение), об особенностях наиболее распространенных мужских и
женских профессий, видах отдыха, о специфике поведения в общении с другими людьми, об
отдельных фемининных и маскулинных качествах; о назначении, помещениях, деятельности
взрослых в детском саду; необходимости помощи взрослым и поддержании помещений и участка
детского сада в чистоте и порядке; проявлении заботы взрослых и детей друг о друге; дне рождения
детского сада; об отдельных средствах цивилизации (транспорт, связь); различает эмоциональные
состояния (веселье, грусть, страх, обида, огорчение) близких взрослых и детей, проявляет адекватные
способы разрешения конфликтных ситуаций; — проявляет сопереживание, сочувствие, сострадание,
стремление помочь, чувства любви и привязанности к близким людям, сверстникам, работникам
детского сада, литературным персонажам; — владеет первоначальными культурно-гигиеническими
навыками, способами самообслуживания; элементарными правилами поведения в повседневном
общении в детском саду и семье (здоровается, прощается, благодарит, приносит извинения,
аккуратно ест, следит за своим внешним видом, замечает собственную неопрятность), во время игр
(бесконфликтно распределяет игрушки, роли, не кричит, не дерется); основными способами
самообслуживания; — проявляет стремление к оказанию помощи в различных видах деятельности,
адекватных собственной половой роли (девочки помогают накрывать на стол, протирать в доступных
местах пыль во время уборки, собирать цветочные букеты; мальчики помогают выносить мусор,
нести сумки с продуктами, подают девочке одежду); — использует полученную информацию о
человеке в различных видах деятельности (игровая, театрализованная, музыкальная,
изобразительная, конструктивная, трудовая, коммуникативная); — не инициирует общение с
незнакомыми людьми. 1.4. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по
4.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Описание образовательной деятельности в рамках парциальной
программы «Если добрый ты…» 2.1.1. Содержание психолого-педагогической работы с детьми
младшего и среднего дошкольного возраста по образовательной области «Социально-
коммуникационное развитие. Младшая группа (от 3 до 4 года) Блок «Я —человек; я —мальчик, я —
девочка» Человек — живое существо: он питается, дышит, двигается. У
5.
Средняя группа (4-5 года) Блок «Я —человек: я — мальчик, я —девочка» Человек живет среди людей.
Люди бывают разными: про одних говорят, что они добрые, заботливые, про других — что они
сердитые, злые. О том, добрый или злой человек, можно узнать по его поступкам, по тому, как он
ведет себя с другими. Поступки бывают разными: хорошими и плохими. Хорошие поступки нравятся
людям, они их радуют: плохие — не нравятся, огорчают. Людям нравится, когда им помогают,
называют по имени, говорят добрые слова, заботятся о них. Не нравится, когда обзывают, пугают,
грубо разговаривают, жадничают, капризничают. Для того чтобы не огорчать друг друга, люди
сдерживают себя: не кричат на других, не мешают им заниматься делами. Каждый человек
рождается свободным и имеет равные права с другими людьми. Приятен для других людей тот, кто
считается с ними: следит за собой (умывается, чистит зубы), благодарит за помощь, управляет своими
желаниями, приветливо разговаривает, не ссорится, не обижает, не капризничает. Люди уважают
права и свободу друг друга, не мешают заниматься любимым делом. Каждый человек хочет быть
нужным другим людям. Если делать им приятное, то они будут относиться с благодарностью. Для
того чтобы встречаться с родственниками, друзьями, добираться до работы, люди придумали
средства передвижения. Это машины, трамваи, троллейбусы, самолеты, вертолеты, поезда, корабли,
метро. То, при помощи чего человек перемещается по земле, воздуху и воде и перевозит грузы,
называется транспортом. Сейчас люди пользуются наземным, подземным, воздушным,
железнодорожным и водным транспортом. Там, где этого транспорта нет или не построены дороги,
люди ездят на животных: собаках, оленях, слонах, лошадях, верблюдах. Если люди не могут долго
встретиться друг с другом, они общаются при помощи почты и телеграфа, а также отправляют
электронные письма или связываются по Интернету. На почте принимают письма, посылки; на
телеграфе — телеграммы; при помощи телефона звонят в другие города. На почте работают
почтальоны, на телеграфе — телеграфисты, на переговорных пунктах — телефонисты. Их работа
очень нужная, целый день вокруг них очень много людей. Им нужно быть терпеливыми и
заботливыми. Особенно трудная работа у почтальонов: им приходится доставлять письма и посылки
в отдаленные от крупных 21 населенных пунктов места; они перевозят почту на самолетах,
вертолетах, пароходах, собаках, оленях. Труд почтальонов очень почетный, люди их любят и уважают.
Каждый человек должен знать свои имя, фамилию, отчество, улицу, номер дома, квартиры, т.е. свой
адрес, а также номер домашнего телефона. В жизни бывают разные ситуации, когда необходима
помощь врачей, пожарных, полицейских. У них тоже есть номера телефонов, по которым можно
позвонить, но они приедут на помощь, когда человек назовет свой адрес. Адрес нужно знать, чтобы
не заблудиться, чтобы приглашать друзей в гости и получать от них письма, посылки, телеграммы,
сообщать о необходимости помощи. Все дети вырастают. Мальчики становятся мужчинами, а
девочки — женщинами. Быть настоящими мужчинами и женщинами непросто, готовиться к этому
нужно с детства. Настоящие мужчины честные, сильные, смелые. Они заботятся о своих друзьях,
родственниках, девочках (уступают им место в транспорте, защищают, утешают, если они
расстроены), уважают старших. Настоящие мужчины умеют многое делать: забивать гвозди,
ремонтировать игрушки, переносить тяжести. Они всегда поступают так, чтобы беречь и охранять
девочек, будущих женщин. Каким будет мальчик, когда вырастет, видно с детства. Если он знает
вежливые слова, не кричит, не дерется — он будет культурным. Если не обманывает, не нарушает
правил в игре — он будет честным. Если не разбрасывает одежду, умывается, причесывается, чистит
обувь — он будет аккуратным. Если не боится защищать слабых (малышей, животных, девочек) — он
будет смелым. Если занимается гимнастикой — он будет сильным. Если любит слушать интересные
книжки — он будет умным. Настоящих мужчин — смелых, сильных, честных, умных, аккуратных —
любят друзья, родственники. Настоящие женщины добрые, заботливые, внимательные, ласковые,
красивые. Чтобы быть доброй, внимательной и заботливой, нужно уметь чувствовать других людей:
замечать, если кому-то плохо, утешать его. Настоящие женщины не кричат, не ругаются, не дерутся.
Они аккуратны, ухаживают за собой, следят за одеждой, обувью, вовремя причесываются, носят
красивые платья, ленточки, заколки. У настоящей женщины все в доме красиво, поэтому девочке
нужно уметь наводить порядок, украшать свою комнату цветами, картинами. Для того чтобы стать
настоящей женщиной, девочке нужно знать добрые, ласковые слова, колыбельные песенки,
обращаться с родными и друзьями бережно и заботливо, стараться их радовать и не огорчать. У
мальчиков и девочек бывает разное настроение. Если они заботливо и бережно относятся друг к
другу, оно хорошее, а если грубо и невнимательно — плохое. Чтобы людям хорошо было вместе, они
не обижают друг друга, не говорят грубых слов, не мешают за- ниматься интересными делами, не
отбирают игрушки, не ссорятся. Люди должны соблюдать определенные правила поведения:
здороваться при встрече, прощаться при расставании, просить прощения за доставленное
беспокойство, благодарить за помощь, внимание. Блок «Мужчины и женщины» Мужчины и
женщины отличаются друг от друга не только одеждой и прическами. Они занимаются разными
делами. Мужчины любят те занятия, в которых нужно проявить силу, выносливость, смелость,
изобретательность. Женщины больше любят заниматься тем, что требует доброты, терпения,
аккуратности, заботы. Поэтому мужчины и женщины по-разному работают и отдыхают. Мужчины
чаще бывают военными, летчиками, моряками. Это настоящая мужская работа. Мужчины должны
быть сильными, ловкими, смелыми, чтобы защищать свою страну, город, семью. Чтобы быть
настоящими мужчинами, мальчикам с детства нужно заниматься физкультурой, закаливанием,
спортом. Женщины чаще работают воспитателями, медицинскими сестрами, библиотекарями,
швеями. Их работа требует доброты, терпения, аккуратности. Для того чтобы быть 22 настоящими
женщинами, девочкам нужно научиться играть с детьми, знать много песен, стихов, уметь
приласкать, успокоить расстроенного человека, испуганного малыша. Взрослые люди много
работают, поэтому им необходим отдых. Мужчины и женщины по- разному отдыхают: мужчины
любят охотиться, ловить рыбу, смотреть телевизор, заниматься спортом, а женщины — гулять, вязать,
вышивать. Отдыхают люди в основном вечером, после работы, в выходные дни, в свой отпуск. Чтобы
взрослые больше отдыхали, дети должны помогать им работе по дому. Не следует мешать взрослому
во время отдыха, нужно дать ему возможность заниматься любимым делом. Мужчины и женщины
отличаются своим внешним видом: у мужчин более широкие плечи, ступни большего размера, у
женщин плечи уже, их руки меньше, чем руки мужчин. Мужчины носят галстуки, брюки, запонки на
рубашках; женщины украшают свою одежду брошками, цепочками, волосы — бантами, заколками.
Движения мужчин более резкие, стремительные, чем движения женщин. Женщины перемещаются
плавно, размеренно. В поведении мужчин и женщин ценятся разные поступки. Настоящий мужчина
должен защищать слабого, выполнять тяжелую работу. Настоящая женщина должна быть нежной,
доброй, заботливой, аккуратной. Мужчины помогают женщинам войти в транспорт, пропускают их
вперед; выходя из поезда, автобуса, подают женщине руку. Мужчины первыми приглашают женщин
танцевать, после танца провожают их на место. Блок «Моя семья» В семье живут люди разного
возраста и пола: мальчики и девочки (братья и сестры) — дети; мужчины и женщины (папы, мамы,
тети, дяди) — взрослые; пожилые люди (бабушки, дедушки). В семье каждый занимается своим
делом: дети ходят в детский сад, учатся в школе, взрослые работают, пожилые люди отдыхают,
занимаются домашними делами. В семье все заботятся друг о друге, каждый выполняет свои
обязанности. Женщины и девочки следят за порядком, чистотой в доме, убирают, стирают, готовят.
Мальчики и мужчины выполняют ту работу, которую тяжело делать женщинам: покупают продукты,
приносят домой тяжелые сумки, ремонтируют квартиру, передвигают мебель, строят дом. Для того
чтобы маме и папе хватало времени на отдых, дети им помогают: убирают посуду после еды, выносят
мусор, подметают и т.д. Если все дела в доме делаются сообща, папа и мама успевают поиграть с
детьми, погулять во дворе, посмотреть телевизор. У каждого в семье есть любимый уголок, игрушки,
предметы. Девочки любят играть с куклами, строить для них дома, украшать комнаты. Мальчики
чаще играют с машинами, собирают конструктор. Мамы и бабушки любят шить, вязать, для этого у
них есть швейные и вязальные машинки, нитки, иголки, красивые лоскутки. Папы и дедушки могут
ремонтировать мебель, телевизор, они пользуются специальными инструментами (плоскогубцы,
молоток, отвертки). Всем в семье нравится, когда вещи лежат на своих местах, и их в любое время
можно найти. Поэтому в доме ничего нельзя брать без разрешения, чтобы не огорчать и не обижать
друг друга. Для того чтобы все в семье жили дружно, были приветливыми, нужно выполнять правила:
желать доброго утра и спокойной ночи, приятных снов, здороваться при встрече, просить прощения
за доставленные неудобства, благодарить за проявленную заботу. Больше всего внимания в семье
уделяют маленьким детям (потому что многое они еще не умеют делать сами) и пожилым людям
(потому что многие дела для них уже непосильны). Мужчины в семье заботятся о женщинах: подают
им пальто, помогают в домашних делах. Семья состоит не только из тех, кто живет в одном доме
(квартире). В семье есть много родственников: папа, мама, сестры, братья, дяди, тети, бабушки,
дедушки. Тети, дяди, сестры, братья, бабушки, дедушки могут жить в других домах, на других улицах,
в других городах. 23 По праздникам семья собирается вместе. Это бывает в дни рождения, Новый
год. Родственники скучают друг без друга, поэтому они очень рады встрече. Во время праздников все
стараются порадовать друг друга: готовят вкусную еду, надевают красивую одежду, дарят подарки,
читают стихи, поют песни. Все приветливо здороваются, улыбаются, шутят, танцуют. Пожилые люди —
бабушки и дедушки — быстрее устают, нуждаются в отдыхе. Для того чтобы их порадовать, нужно о
них заботиться: помогать, разговаривать ласково, делать подарки, не шуметь, когда они отдыхают, не
капризничать. Когда дома чисто, уютно, красиво, все заботятся друг о друге, у всех хорошее
настроение, тогда туда хочется возвращаться. Блок «Детский сад — мой второй дом» В детский сад
дети ходят не только потому, чтобы не оставаться одним дома, но еще и потому, что там много
интересных занятий, многому можно научиться. В детском саду много помещений: группы,
музыкальный, физкультурный залы, кабинеты (заведующего, его заместителя, медицинской сестры),
кухня, где готовят еду, прачечная, где стирают. В детском саду работают много людей, которые
заботятся о детях: воспитатель проводит занятия, играет с ними; няня поддерживает чистоту,
приносит и раздает еду, моет посуду; прачка стирает белье; повар готовит еду на завтрак, обед,
полдник, ужин; медицинская сестра заботится о здоровье, лечит; музыкальный работник учит петь,
танцевать, слушать музыку; шофер привозит книжки, игрушки, продукты; дворник убирает участки,
заботится о растениях; заведующий руководит всеми, следит за тем, чтобы детям было хорошо,
уютно, чтобы было много игрушек, красивой мебели. Все взрослые люди в детском саду очень любят
детей. Дети им благодарны за заботу и стараются сделать приятное: здороваются, улыбаются при
встрече, готовят подарки к праздникам. На территории детского сада есть участок, куда дети выходят
на прогулку. Там всегда чисто и красиво, много растений. В любое время года на участок прилетают
птицы. С ними хорошо и радостно, они поют свои песни, заботятся о птенцах. Зимой птицам трудно
добывать еду под снегом, поэтому на участках вывешивают кормушки. Если дети забывают кормить
птиц, они могут погибнуть. О чистоте на участке заботится дворник. Его радует, когда дети не бросают
мусор, не топчут и не рвут цветы, не ломают постройки. В группе детского сада много игрушек. После
игры их нужно складывать на место. В группе много разных уголков, где удобно читать книги,
рассматривать картинки, строить. Есть место, где ребенку можно побыть одному, посмотреть
фотографии своей семьи. Если кто-то хочет побыть один, ему не нужно мешать. Дети в группе живут
дружно. Если обижать друг друга, то у всех будет плохое настроение. Без человеческого тепла,
улыбок в группу приходят «великие холода», сердца у людей черствеют. Чтобы этого не произошло,
нужно быть очень внимательными друг к другу: быть приветливыми, обращаться друг к другу по
имени, быть дружными, не огорчать друг друга. Дети — хозяева в своей группе: они поддерживают в
ней чистоту и порядок, хорошее настроение и теплоту отношений. Дети и взрослые любят детский
сад, заботятся о нем, празднуют день его рождения. В этот день празднично украшают группы, залы,
участок; встречают гостей, которые работали раньше в детском саду, людей, которые помогают
детскому саду; готовят подарки, праздничную еду; поют песни про любимый детский сад, танцуют,
читают стихи; говорят добрые слова друг другу. 24 2.1.2. Перспективный тематический план по
парциальной программе «Если добрый ты…» «Человек среди людей» Младшая группа Месяц Тема
Блок Сентябрь Питание человека «Я – человек: я – мальчик, я – девочка» Транспорт и средства связи
Октябрь Мы такие разные Настроение Ноябрь Человек среди людей Что такое хорошо и что такое
плохо Декабрь Разное настроение «Мужчины и женщины»
6.
о Средняя группа Месяц Тема Блок Сентябрь Мы растем «Я – человек: я – мальчик, я – девочка»
Транспорт и средства связи Октябрь Настоящие мальчики и девочки Разное настроение Ноябрь
Этикет Человек и его поступки Декабрь Правила безопасного поведения Права и обязанности
человека Январь Труд «мужской» и «женский» «Мужчины и женщины» Мужчины и женщины
Февраль Моя семья «Моя семья» Такие разные интересы Март Этикет и взаимоотношения в семье
Семейные праздники, традиции Апрель Кто работает в детском саду «Детский сад – мой второй дом»
Территория детского сада Май Взаимоотношения в детском саду Что такое хорошо – и что такое
плохо 25 2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации программы. 2.2.1. Психолого-
педагогические условия реализации программы. Организация образовательного пространства •
обеспечено эмоциональное благополучие детей; • созданы условия для формирования
доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям; • созданы условия для
развития детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности); • для развития
детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности. Задачи: • проявлять уважение
к личности ребенка и развивать демократический стиль взаимодействия с ним и с другими
педагогами; • создавать условия для принятия ребенком ответственности и проявления эмпатии к
другим людям; • обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их,
вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение друг к другу; • обсуждать с детьми важные
жизненные вопросы, стимулировать проявление позиции ребенка; • обращать внимание детей на
тот факт, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям, обсуждать, как это влияет на их
поведение; • обсуждать с родителями (законными представителями) целевые ориентиры, на
достижение которых направлена деятельность педагогов Организации, и включать членов семьи в
совместное взаимодействие по достижению этих целей. Обеспечение эмоционального благополучия
ребёнка Обеспечение эмоционального благополучия ребенка достигается воспитателями за счет
уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональному состоянию, поддержки его
чувства собственного достоинства. В дошкольном учреждении педагоги создали атмосферу принятия,
в которой каждый ребенок чувствует, что его ценят и принимают таким, какой он есть; могут
выслушать его и понять. Для обеспечения в группе эмоционального благополучия педагог: •
общается с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз; • внимательно выслушивает детей,
показывает, что понимает их чувства, помогает делиться своими переживаниями и мыслями; •
помогает детям обнаружить конструктивные варианты поведения; • создает ситуации, в которых
дети при помощи разных культурных средств (игра, рисунок, движение и т. д.) могут выразить свое
отношение к личностно-значимым для них событиями явлениям, в том числе происходящим в
детском саду; •обеспечивает в течение дня чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и
могут при желании побыть в одиночестве или в небольшой группе детей. Организация предметно-
пространственной среды для обеспечения эмоционального благополучия ребёнка. Для обеспечения
эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду создана располагающей, почти
домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции.
Помещения группы оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и
свободно. Комфортная среда - это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может занять
интересным, любимым делом. 26 Формирование доброжелательных, внимательных отношений Для
формирования у детей доброжелательного отношения к людям педагог: • устанавливает понятные
для детей правила взаимодействия; • создает ситуации обсуждения правил, прояснения детьми их
смысла; • поддерживает инициативу детей старшего дошкольного возраста по созданию новых норм
и правил (когда дети совместно предлагают правила для разрешения возникающих проблемных
ситуаций). Развитие самостоятельности Для формирования детской самостоятельности педагог
выстраивает образовательную среду таким образом, чтобы дети могли: • учиться на собственном
опыте, экспериментировать с различными объектами, в том числе с растениями; • находиться в
течение дня как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах; • изменять или конструировать
игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями; • быть автономными в
своих действиях и принятии доступных им решений. С целью поддержания детской инициативы
педагоги регулярно создают ситуации, в которых дошкольники учатся: • при участии взрослого
обсуждать важные события со сверстниками; • совершать выбор и обосновывать его (например,
детям можно предлагать специальные способы фиксации их выбора); • предъявлять и обосновывать
свою инициативу (замыслы, предложения и пр.); • планировать собственные действия
индивидуально и в малой группе, команде; • оценивать результаты своих действий индивидуально и
в малой группе, команде. Организация предметно-пространственной среды для развития
самостоятельности. Среда вариативна, состоит из различных площадок (мастерских,
исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр.),
которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно- пространственная среда
меняется в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько месяц.
Создание условий для развития свободной игровой деятельности С целью развития игровой
деятельности педагоги: • создают в течение дня условия для свободной игры детей; • определяют
игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь; • наблюдают за играющими детьми и
понимают, какие именно события дня отражаются в игре; • отличают детей с развитой игровой
деятельностью от тех, у кого игра развита слабо; • косвенно руководят игрой, если игра носит
стереотипный характер (например, предлагать новые идеи или способы реализации детских идей).
Организация предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности. Игровое
оборудование разнообразно и легко трансформируемо. Создание условий для развития
познавательной деятельности Стимулируя детскую познавательную активность, педагог: • регулярно
предлагает детям вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления; •
регулярно предлагает детям открытые, творческие вопросы, в том числе проблемно-
противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы; 27 • обеспечивает в ходе
обсуждения атмосферу поддержки и принятия; • позволяет детям определиться с решением в ходе
обсуждения той или иной ситуации; • организует обсуждения, в которых дети могут высказывать
разные точки зрения по одному и тому же вопросу, помогая увидеть несовпадение точек зрения; •
строит обсуждение с учетом высказываний детей, которые могут изменить ход дискуссии; • помогает
детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях; • помогает организовать дискуссию; • предлагает
дополнительные средства (двигательные, образные, в т.ч. наглядные модели и символы), в тех
случаях, когда детям трудно решить задачу. 2.2.2 Формы работы с детьми по образовательной
области «Социально- коммуникативное развитие». Формы образовательной деятельности
Организованная образовательная деятельность Режимные моменты Самостоятельная деятельность
детей Формы организации детей Индивидуальные Подгрупповые групповые Групповые
Подгрупповые Индивидуальные Индивидуальные подгрупповые
Наблюдение
Чтение
Игра
Игровое упражнение
Проблемная ситуация
Беседа
Совместная с воспитателем игра
Совместная
со сверстниками игра
Индивидуальная игра
Праздник
Экскурсия
Ситуация морального выбора
Проектная деятельность
Интегративная деятельность
Коллективное обобщающее занятие
Совместные действия
Дежурства
Рассматривание
Просмотр и анализ
Игровое упражнение
Совместная с воспитателем игра
Совместная со сверстниками игра
Индивидуальная игра
Ситуативный разговор с детьми
Педагогическая ситуация
Беседа
Ситуация морального выбора
Проектная деятельность
Интегративная деятельность
Просмотр и анализ мультфильмов,
телепередач
Чтение
Совместная со сверстниками игра
Индивидуальная игра
Во всех видах
самостоятельной детской деятельности
Создание соответствующей предметно- развивающей среды
28 мультфильмов, телепередач
Экспериментирование 2.3. Взаимодействие взрослых с детьми При
взаимодействии с детьми используются технологии:
Здоровьесберегающие (пальчиковые игры,
артикуляционная гимнастика и др.)
Игровые (все виды игры)
Личностно-ориентированные
Проектная деятельность
Исследовательская деятельность 2.4. Взаимодействие педагогического
коллектива с
7.
Методическая литература Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. 1.
Нравственное воспитание в детском саду. В.Г. Нечаева. М.: «Просвещение», 1975г. 2. Добрые сказки.
Этика для малышей. О.Н. Пахомова. М.: «Прометей», 2003г. 3. Вежливые сказки. Этикет для
малышей. Т.А. Шорыгина. М.: «Прометей», 2002г. 31 4. Воспитание культуры поведения у детей
дошкольного возраста. С.В. Петерина. М.: «Просвещение», 1986г. 5. Нравственное воспитание в
детском саду. В.И. Петрова, Т.Д. Стульник, М.: «Мозаика- Синтез», 2006г. 6. Воспитание нравственных
чувств у старших дошкольников ред. А.М. Виноградовой. М.: «Просевщение», 1989г. 7. Нравственно-
этические беседы и игры с дошкольниками. Е.А. Алябьева. М.: «Сфера», 2003г. 8. Этические беседы с
детьми 4-7 лет. В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. М.: «Мозаика- Синтез», 2007г. Ребенок в семье и
сообществе. 1. Приобщение детей к истокам Русской народной культуры. О.Л. Князева, М.Д.
Маханева. СПб.: «Акцидент», 1997г., СПб.: «Детство-Пресс», 2004г. 2. Мой родной дом. Ред. Т.И.
Оверчук. М.:, 2004г. 3. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного
возраста. М.Д. Маханёва. М.: «Аркти», 2004г. 4. Знакомство детей с русским народным творчеством.
Л.С. Куприн. СПб.: «Детство- Пресс», 2004г. 5. Народный календарь – основа планирования работы с
дошкольниками. С.Р. Николаева и др. СПб.: «Детство-Пресс», 2004г. 6. День Победы. Сценарии
праздников для ДОУ. М.Ю. Картушина. М.: «Сфера», 2005г. 7. Приобщение младших школьников к
краеведению и истории России. М.Д. Маханева. М. «Аркти», 2005г. 8. Л.А. Кондрыкина. С чего
начинается Родина? 9. Дошкольникам о защитниках Отечества. ред. Л.А, Кондрыкинской.М.:
«Сфера», 2006г. 10. Дни воинской славы. М.Б. Зацепина. М.: «Мозаика – Синтез», 2008г. 11. Мы
живем в России. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. средняя гр., подгот. гр. М.: «Скрипторий», 20008г. 12.
Патриотическое воспитание дошкольников. Н.В. Алешина. Конспекты занятий. М.: «Перспектива»,
2008г. 13. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. И.А.Агапова, М.А. Давыдова. М.:
«Сфера», 2005г. Трудовое воспитание. 1. Воспитание дошкольника в труде. Под ред. Нечаевой В.Г. 2.
Художественный труд в детском саду. И.А. Лыкова. М.: «Карапуз», 2009г. 3. Нравственно – трудовое
воспитание ребенка – дошкольника. Куцакова Л.В. 4. Трудовое воспитание детей дошкольного
возраста. Под ред. Васильевой М.А. 5. Трудовое воспитание в д/с. Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова. М.:
«Мозаика-Синтез», 2006г. 6. Воспитание трудолюбия у дошкольников. Т.А. Маркова. Наглядно-
дидактические пособия Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. «Роль семьи в
воспитании ребёнка», «Я и моё поведение», «Я расту», «Уроки вежливости», «В мире мудрых
пословиц». Ребенок в семье и сообществе воспитание. «Права ребёнка», «Расскажи про детский сад»
Трудовое воспитание. «Профессии», «Люди мужественных профессий», «Кем быть?» 32 Игровая
среда. • Уголок книги: - дидактические игры: «Собери сказку», «Путешествие в мир сказок», «В гостях
у сказки», «Расскажи сказку», «Угадай сказку». • Уголок природы: - календарь погоды, - комнатные
растения, паспорт растений, - оборудование для труда в природе: фартуки, косынки, тряпочки,
палочки, рыхлители, грабли, лопатки, совочки, стаканчики, лейки, вёдра и др.; - поделки из
природного материала; - альбомы, иллюстрации, репродукции, наборы открыток: «Времена года»,
«Деревья и листья», «Живая природа», «Кто в домике живёт», «Домашние и дикие животные»,
«Животные и их детёныши», «Домашние и дикие птицы»; - дидактические игры, лото, домино,
пазлы, парные и разрезные картинки: «Времена года», «Деревья и листья», «Живая природа», «Кто в
домике живёт», «Животные и их детёныши», «Домашние и дикие животные», «Домашние и дикие
птицы», «Овощи», «Что растет в лесу, на лугу и на клумбе», «Грибы съедобные и ядовитые»,
«Птицы», «Кто как кричит», «Насекомые» и др.; • Уголок русского быта: - мини-макет «Русская изба»;
- предметы русского быта: самовар, прялка, гладильные доски, рушники, коврики, куклы- обереги; -
предметы русского народного творчества: хохлома, городец. • Уголок познавательного развития: по
ознакомлению с предметным окружением, социальным миром: «Наведи порядок», «Предметы
вокруг нас», «Игрушка», «Логический домик», «Все профессии важны», «Логический поезд»,
«Сюжетные картинки», «Парные картинки», «Лото «Сказка», «Птицы на кормушке», «День рождения
куклы Алены», «Лото «Мальчик и девочка», «Наведем порядок», «Кто что делает», «Чудесный
мешочек», «Обувь», «Одежда», «Головные уборы», «Продукты питания», «Игрушки», «Посуда»,
«Мебель», «Транспорт» «Профессии» и др. • Уголок по правилам дорожного движения: -
дидактические игры: «Дорожные знаки», «Дорожная азбука», «Красный, жёлтый, зелёный», «Стойте
– идите», «ОБЖ на дорогах»; - макет дороги, микрорайона; - набор дорожных знаков. • Уголок
художественно-эстетического развития: - демонстрационный материал (альбомы, иллюстрации,
репродукции, наборы открыток): по декоративно-прикладному искусству («Народные промыслы»,
«Хохлома», «Дымка», «Городец», «Каргопольские игрушки», «Филимоновские игрушки»,
«Богородские игрушки», «Матрёшки»), по ознакомлению с изоискусством (живописью, архитектурой,
скульптурой, графикой, книжной иллюстрацией); - предметы народно-прикладного искусства,
скульптуры малых форм; - раздаточный материал (по количеству детей): рисование: альбомы, кисти,
подносы, салфетки, гуашь, акварель, восковые мелки, карандаши, фломастеры, простые карандаши,
точилки, цветные ручки, стаканчики, банки 33 для воды, оборудование для нетрадиционного
рисования (паралоновые тычки, ватные палочки, печатки, свечи и др.); лепка: цветной пластилин,
стеки, салфетки, доски, игрушки для обыгрывания) и др.; аппликация и прикладное творчество:
цветная бумага, цветной и гофрированный картон, ножницы, кисти, клей, салфетки, природный
материал, ткань, нитки, иголки, пуговицы и др. • Музыкальный уголок: - детские музыкальные
инструменты (барабан, металлофон, дудки, гитара, бубны, погремушки, свистульки, гармошка, губная
гармошка и др.); - атрибуты к различным видам музыкальной деятельности (платочки, султанчики,
ленточки, косынки, цветы, веночки, деревянные ложки, колокольчики, шапочки, медальоны,
ободочки и др.); • Уголок дежурств: - фартуки, косынки, пилотки; - стенд и карточки дежурных. •
Уголок для родителей: - уголок детского творчества; - стенд; - папки-раскладушки, папки-передвижки.
• Уголок для сюжетно-ролевых игр: - комплект игрового оборудования (мебели, игрушек, сервизов,
постельного белья, одежды, продукты, медицинские принадлежности) и атрибутов к сюжетно-
ролевым играм: «Семья», «Детский сад», «Больница» («Поликлиника»), «Магазин», «Строители»,
«Парикмахерская» («Салон красоты»), «Водители» («Правила дорожного движения») • Уголок
конструирования: - комплекты строительного материала: из дерева, пластмассы (крупного, мелкого,
лего), - разнообразные двигатели, машины, игрушки для обыгрывания построек. • Уголок сенсорики
и дидактики: конструктор «Лего», цветные шарики, строитель настольный и напольный, фигурные
вкладыши, мягкие вкладыши, пирамидки, матрешки, кубы-вкладыши и др. - дидактические
игры:«Вкладыши», «Пирамидки», «Молоточек», «Мозаика», «Красный, желтый, зеленый», «Лото
«Собирай-ка»», «Формы», «Вкладыши», «Пазлы», «Объемные пазлы», «Шнуровка», «Разноцветные
ленточки», «Матрешки» 3.5 Финансирование парциальной программы. Реализация ООП
осуществляется в казённом образовательном учрежден
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №6 – центр развития ребёнка»
Проект по самообразованию
по теме «Добро и доброта!»
( социально – коммуникативное развитие)
Подготовила: воспитатель Власова Н.А.
2017г.