Автор: Тихонова Наталья Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №9"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Формирование универсальных учебных действий
на уроках в начальной школе
Тихонова Н.Ю
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №9» г. казань
Перемены,
которые
сегодня
происходят
в
нашем
обществе,
требуют
изменений в образовании. Действующие ранее стандарты акцентировали внимание
на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объём
знаний, умений, навыков (ЗУНы), который должен освоить выпускник школы. Но
сегодня становится, очевидно, что требования к уровню подготовки выпускника по
конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания
образовательного
учреждения,
умению
самостоятельно
организовать
свою
деятельность по решению задач и проблем, умению выстраивать отношения с
другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом
своей Родины. Теперь современному выпускнику школы важно не только усвоить
определенный объём знаний, но и приобретать умения учиться, добывать самому
знания
и
применять
их
в
жизненных
ситуациях,
которые
дают
учащемуся
возможность развивать самостоятельность в учении, овладевать определёнными
компетенциями.
Поэтому сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт
второго
поколения
для
начальной
школы
выдвигает
в
качестве
основного
приоритета
образования
формирование
у
учащихся
универсальных
учебных
действий (УУД), способности и готовности к саморазвитию.
Универсальные
учебные действия подразделяются на следующие виды:
регулятивные, познавательные, личностные и коммуникативные действия.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной
деятельности [1, с.29]. В процессе учебной деятельности ребёнок должен овладеть
способами и приёмами, которые помогут ему вести обучение самостоятельно. Даже
для
взрослого
человека,
например,
часто
сложно
ответить,
как
подготовить
сообщение или составить план, поэтому не трудно понять, почему ребёнок часто
испытывает затруднение при выполнении задания. Чем чётче и подробнее учитель
будет объяснять, как выполняется задание, разбирать алгоритм работы с заданием,
тем лучше ученики будут его выполнять. В начальной школе много внимания
должно
уделяться
осмыслению
и
формированию
различных
способов
учебной
деятельности
(различным
способам
вычисления,
способам
пересказа
текста,
способам подготовки сообщений). Так на уроках русского языка, например, при
изучении темы «Гласные, согласные звуки и буквы» ставится задача освоения
способов
выделения
гласного,
согласного
звука
и
его
фонетического
анализа.
Учитель сначала формулирует цель выполнения задания, потом объясняет способ,
алгоритм
выполнения
задания,
последовательность
действий;
затем
учащимся
предлагается
выполнить
аналогичное
задание
самостоятельно
и
обязательно
оценить полученный результат.
Таким образом, целеполагание, планирование, освоение способов действия,
освоение алгоритмов, оценивание собственной деятельности являются основными
составляющими
регулятивных
УУД,
которые
становятся
базой
для
учебной
деятельности.
Познавательные
универсальные
действия включают:
общеучебные,
логические
действия,
а
также
постановку
и
решение
проблемы.
Теперь
общеучебные
универсальные
учебные
действия
включают:
самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели; поиск и отбор необходимой
информации; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов
решения
задач
в
зависимости
от
конкретных
условий;
рефлексию
способов
и
условий
действия,
контроль
и
оценку
процесса
и
результатов
деятельности;
постановка и формулирование проблемы, действие со знаково-символическими
средствами [1, с.29 - 30]. Логические действия направлены на установление связей
и отношений в любой области знания. Это, прежде всего способность и умение
учащихся производить простые логические действия.
Интересно заметить, как можно формировать регулятивные и познавательные
действия на уроке одновременно. Так, например, на уроке русского языка при
изучении
темы
«Безударные
гласные
в
корне
слова»
учащимся
на
этапе
актуализации
знаний
можно
предложить
выполнить
задание
для
пробного
действия: записать слова гроза, волна, моряк. Затем учитель фиксирует результаты
детей на доске. А результаты разные. В классе сложилось два мнения: записали
слова
с
буквой
«а»
и
«о».
Возникает
вопрос:
кто
прав?
Учебная
проблема
определяется
как
вопрос.
Далее
учащиеся
постепенно
уже
сами
начинают
определять цель, формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации
поставленной
цели,
а
в
дальнейшем
учатся
строить
план
достижения
цели,
определять
способы
выхода
из
затруднений.
Так,
неоднократно
наблюдая
и
сравнивая слова, ученики приходят к выводу, что если изменить форму слова или
подобрать однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение, то
гласный звук, который до этого вызывал сомнение, слышится чётко, так как он
находится в ударной позиции: волна - во
лны, гроза - гро
зы, моряк - мо
ре.
Учащиеся сами приходят к мысли о наличии определённого правила и постепенно
обучаются составлению алгоритма своих действий.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-
смысловую
ориентацию
учащихся
(умение
соотносить
поступки
и
события
с
принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить
нравственный
аспект
поведения)
и
ориентацию
в
социальных
ролях
и
межличностных отношениях [1, с.28]. Формирование личностных УУД чаще всего
ведётся в форме поиска ответов на заданные учителем вопросы, способствующие
созданию
интереса,
любознательности
учащихся,
например:
«Как
бы
вы
поступили?», «Чтобы вы посоветовали?». Учитель способствует возникновению
личного,
эмоционального
отношения
учащихся
к
изучаемой
теме,
задавая,
например,
вопросы:
«Как
вы
относитесь...?»,
«Как
вам
нравится...?».
Таким
образом, планомерное целенаправленное формирование личностных УУД приводит
к
повышению
ответственности
за
свои
поступки,
поведения
у
младших
школьников.
Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и сознательную
ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в
диалог, участвовать в групповом обсуждении проблем, умении сотрудничать со
сверстниками
и
взрослыми.
А
для
того
чтобы
учебное
сотрудничество
было
плодотворным, нужны активные формы организации деятельности учащихся на
уроке: работа в парах, группах. У учителя спросить каждого ученика на уроке нет
возможности, а парная или групповая работа позволяют это сделать. Не секрет, что
ученик усваивает быстро и качественно то, что тут же после получения новой
информации применяет на деле или передает другим. Полученная информация,
знания
в
этом
случае
более
актуализируются,
конкретизируются,
лучше
закрепляются.
При
организации
работы
в
парах
и
группах
каждый
ученик
вынужден мыслить, а не просто сидеть на уроке, предлагать своё мнение, пусть оно
и неверное, нередко рождаются и споры, обсуждаются разные варианты решения,
идёт взаимное обучение детей в процессе дискуссии.
При изучении многих тем можно формировать все универсальные учебные
действия одновременно. Рассмотрим это на примере урока литературного чтения.
Изучая
произведение
«Чей
же
гриб?»
В.
Сутеева,
(учебник
Л.
Ф.
Климанова
«Литературное
чтение»
1
класс»,
УМК
«Перспектива»),
в
плане
развития
личностных УУД происходит формирование представлений о дружбе. Учитель
может предложить следующие вопросы для обсуждения: «Что значит дружить? Как
ты это понимаешь?», «Что ты посоветуешь друзьям?», «Как бы ты поступил на
месте мальчиков?». В процессе формирования познавательных УУД происходит
систематизация знаний о специфике различных видов текстов. Учитель может
предложить ребятам подумать над вопросом «Произведение В. Сутеева является
рассказом,
сказкой
или
познавательной
статьёй?».
Коммуникативные
УУД
формируются тогда, когда мы формируем у детей умение объяснять свой выбор.
Также здесь мы можем организовать работу в парах по обсуждению задания, есть
ли
разница
между
выражениями
«думать
о
хорошем»
и
«делать
хорошее».
Регулятивные УУД формируются тогда, когда учитель учит способам работы с
произведением, а также он может предложить учащимся составить рассказ по
плану о своём друге.
Очевидно,
что
достижение
ожидаемых
результатов
освоения
программ
начального образования в контексте формирования УУД - дело не одного урока. В
результате
изучения всех
без
исключения
предметов
в
начальной
школе
у
выпускников
будут
сформированы личностные,
регулятивные,
познавательные и
коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться [2,
с.14].
Таким образом, основными результатами обучения детей в начальной школе
должно
стать
формирование
универсальных
способов
действий,
воспитание
умения учиться. Сформированные универсальные учебные действия необходимы в
работе на любых уроках. Овладев ими, ученики на средней ступени обучения будут
грамотно
анализировать
учебные
статьи,
систематизировать
их
содержание,
выделять
главные
мысли,
сравнивать
понятия,
работать
с
таблицами
и
диаграммами.
Список литературы
1.
Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия. От
действия к мысли.— М.: Просвещение, 2008. -152с.
2.
Планируемые результаты начального общего образования [Л. Л. Алексеева,
С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б.
Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120с.
3.
Л. Ф. Климанова «Литературное чтение 1 класс» УМК «Перспектива» - М.:
Просвещение, 2009. - 96с.