Автор: Зинченко Эмилия Михайловна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУ "Школа искусств"
Населённый пункт: Когалым, Ханты-Мансийский АО
Наименование материала: Проект взаимодействия с родителями
Тема: "Ступеньки к мастерству"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств»
Проект взаимодействия с родителями
«Ступеньки к мастерству»
Автор проекта
преподаватель
высшей квалификационной категории
МОУ «Школа искусств»
Зинченко Эмилия Михайловна
Когалым-2014
1
«Ступеньки к мастерству»
Проект взаимодействия с родителями
Разработан Зинченко
Эмилией Михайловной,
преподавателем по классу
фортепиано школы
искусств г. Когалыма
Государственной программой «Развитие образования в ХМАО-Югре на
2014-2020 годы» поставлена задача: «Создание условий для наиболее полного
раскрытия интеллектуальных и творческих способностей человека…». В течение
многих
лет мною
ведется
системная
подготовка
учащихся
к
конкурсам
различного уровня. В соответствие с современными потребностям общества в
повышении
доступности
качественного
образования,
его
открытости
и
привлекательность для обучающихся и их родителей, мною создан и внедрен в
практику
проект
взаимодействия
с
родителями
учащихся «Ступеньки
к
мастерству».
Данный проект является формой совместной творческой
деятельности
ДШИ,
ребенка
и
его
семьи
в
области
конкурсной
деятельности
учащихся,
которая
осуществляется
в
рамках
общешкольного
проекта
«Прикоснись
к
прекрасному». Направленность проекта взаимодействия с родителями учащихся
2
соответствует принципам и формам воспитательной деятельности школы. Работа
в этом направлении является неотъемлемой частью образовательного процесса
ДШИ
и
служит
серьезной
поддержкой
для
творчески
одаренных
детей.
Подготовка, участие в конкурсах и тем более победы в них – все это становится
значимым результатом работы ученика, частью его целостного и гармоничного
развития.
В
рамках
проекта
раскрываются
различные
подходы
к
организации
конкурсной подготовки, определяются пути и формы взаимодействия с семьями
конкурсантов.
Проект
«Ступеньки
к
мастерству»
разработан
с
целью
создания
для
ребенка комфортной развивающей среды, поддержки и взаимопонимания со
стороны родителей, способствующих повышению его творческого потенциала и
уровня исполнительского мастерства.
Не каждый учащийся обладает яркими способностями, необходимыми для
конкурсной деятельности. Но участие одноклассников-«звездочек» в конкурсах,
обсуждение
результатов
конкурсной
работы
на
классных
мероприятиях
и
родительских
собраниях
создают
среди
учащихся
атмосферу
здоровой
конкуренции: зарождают желание не отставать, воодушевляют всех остальных
учащихся стремиться к большему.
Перспектива
участия
в
конкурсах
является
сильнейшим
стимулом
для
упорной работы, как учащихся, так и преподавателя, укрепляет интерес ребенка
к публичным выступлениям, создает в условиях ФГТ предпосылки к дальнейшей
музыкальной профессиональной ориентации.
Школа
и семья – это те составляющие, которые изначально призваны
взаимодействовать
и
дополнять
друг
друга.
Современные
федеральные
государственные требования подразумевают изменение культурного уровня и
степени
педагогической
компетентности
родителей,
побуждают
наряду
с
традиционными формами взаимодействия школы и родителей учащихся, искать
новые, более эффективные приемы и методы работы.
Подготовка
ребенка
к
музыкально-исполнительскому
конкурсу
процесс
долгий, кропотливый, требующий дисциплины и аккуратности, организованной
и системной домашней работы, что является полезной и перспективной формой
сотрудничества преподавателя и семьи ребенка.
Идея проекта заключается в изменении устаревших форм взаимодействия
музыкальной
школы,
преподавателя
по
специальности
(он
же
–
классный
руководитель) и семьи. Школа становится учреждением комплексной поддержки
и содействия развитию родительской компетентности. Сотрудничество между
ней
и
родителями
становится
уже
обязательным
условием
обеспечения
полноценного развития ребенка.
Актуальность проекта обусловлена:
-
социальной
потребностью
в
выявлении
юных
дарований,
развитии
их
творческих способностей в музыкальной области;
3
-
потребностью
в
практических
совместных
действиях
школы,
родителей
и
ребенка на пути к мастерству.
В
процессе
реализации
проекта
становится
очевидным,
что
понятие
«работа с родителями» уступает место понятию «взаимодействие с родителями».
Т.
о.,
основу
проекта
составляют
совместные
мероприятия
конкурсной
направленности,
которая
занимает
значимое
место
в
деятельности
всего
образовательного учреждения, а результаты конкурсной деятельности служат
показателем уровня качества образовательного процесса всей школы.
Участники проекта: ДШИ, учащиеся, их родители.
Цель проекта: повышение эффективности творческого развития учащихся
путем выстраивания отношений доверия, сотрудничества и партнерства с их
родителями.
Задачи проекта:
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
создать
творческую
атмосферу
на
основе
сотрудничества,
общности
интересов,
взаимопонимания
и
эмоциональной
поддержки
в
вопросах
подготовки, организации и участия в конкурсных мероприятий для всех
участников проекта;
развивать
социально-личностную
сферу
деятельности
обучающегося
посредством совместной творческой деятельности с его родителями;
повышать педагогическую компетентность родителей,
поддерживать их
уверенность в собственных педагогических возможностях.
Срок реализации: 3 года.
Ожидаемые результаты:
создание положительной эмоциональной среды общения между детьми,
родителями и педагогом;
развитие
креативных
способностей
детей
и
родителей
в
совместной
конкурсной деятельности;
укрепление в семье общности интересов;
обобщение опыта семейного воспитания;
повышение уровня педагогической компетентности родителей;
увеличение
доли
участия
родителей
в
проведении
конкурсных
мероприятий;
сближение
взрослых
и
детей,
на
основе
совместного
труда
и
положительных эмоций.
Показатели результативности:
сравнительный анализ результатов выступлений на конкурсах в начале
и после реализации проекта;
степень активности учащихся в подготовке к конкурсам;
степень качества конкурсных выступлений;
степень активности родителей в реализации проекта;
эмоциональный настрой учащихся и их родителей.
4
В заключении можно сказать, что конкурсная деятельность учащихся класса
развивается и расширяет свои границы. Проект взаимодействия с родителями в
этом направлении работы в полной мере соответствует поставленной цели и
решает все сопутствующие задачи для достижения главной цели –
повышает
эффективность
исполнительского
развития
учащихся
и
способствует
творческому сближению учащихся, педагогов и родителей.
Этапы реализации проекта в течение каждого учебного года
№
Этапы
Виды деятельности
Сроки
1
Подготовительный
Совместное с родителями учащихся
планирование конкурсной работы: изучение
графика детских исполнительских конкурсов и
конкурсов-фестивалей всех уровней: школьный,
муниципальный, окружной, всероссийский,
Международный. Выбор программ,
определение маршрутов поездок.
Сентябрь
2
Основной
(практический)
Реализация проекта
сотрудничества с родителями.
Октябрь-май
3
Заключительный
Анализ конкурсной деятельности, обсуждение
трудностей, проблем, возникших в ходе
конкурсных мероприятий.
«Посиделки» (классный час для детей и
родителей) - поздравление участников
конкурсов, подарков и сувениров.
Обсуждение дальнейших планов конкурсной
деятельности.
май
План реализации проекта «Ступеньки к мастерству»
(
2012-2013 учебный год)
Тема
мероприятия
Форма проведения
Сроки
проведения
Цель
Знакомство с вновь
прибывшими
(поступившими в класс)
учащимися и их
родителями.
Личные встречи,
беседы с
родителями.
Классное
родительское
собрание.
Сентябрь
Формирование представления
о
эстетических ценностях, о
цели обучения в школе
искусств. Формирование
единой стратегии обучения и
воспитания.
Чему и как учат
исполнительские конкурсы.
Индивидуальные
беседы с
родителями.
Октябрь
Привлечение внимания
родителей к конкурсной
деятельности учащихся.
«Конкурсное направление
внеклассной работы. О
комплексе навыков,
Родительское
собрание с показом
видеоматериалов
Ноябрь
Формирование у родителей
представлений о требованиях
к конкурсному выступлению.
5
необходимых для участия в
школьном конкурсе»
«Ступень к мастерству».
детских
исполнительских
конкурсов.
Обсуждение с родителями
учащихся условий и
технических вопросов
участия в I
Международном конкурсе
видеозаписей в г. Омске.
Индивидуальные
встречи с
родителями.
Декабрь
Решение организационных
вопросов, помощь родителей
в подготовке и осуществлении
записи конкурсных
материалов.
Школьный конкурс
пианистов «Ступень к
мастерству»
Совместное с
родителями и
учащимися класса
прослушивание
конкурсных
выступлений.
Февраль.
Сплочение команды
единомышленников, помощь
конкурсантам, моральная
поддержка.
Городской конкурс «Браво,
дуэт!»
Совместное
прослушивание
конкурсных
выступлений.
Февраль.
Сплочение команды
единомышленников, помощь
конкурсантам, моральная
поддержка.
Подготовка к поездке на
Всероссийский конкурс-
фестиваль «Зарни пилем» в
г. Ижевск.
Индивидуальные
встречи с
родителями.
Февраль-
март
Решение организационных
вопросов и вопросов
психологического настроя.
Подготовка к поездке на X
Региональный конкурс
юных пианистов «Наши
надежды» в г.
Нефтеюганск. Подготовка
к Международному
конкурсу по видеозаписям
в г. Магнитогорске.
Индивидуальные
беседы и встречи с
родителями.
Апрель.
Решение организационных
вопросов. Вопросы
психологического настроя.
Подготовка к видеосъемке.
Подведение итогов
обучения, предварительное
планирование конкурсной
работы на следующий
учебный год. «Работа над
ошибками: проблемы и
трудности
обучения, вопросы
улучшения домашней
подготовки».
Консультации,
посещения уроков.
Родительское
собрание.
Анкетирование.
Май.
Изучение мнения родителей
по вопросам проектирования
конкурсной деятельности.
Определение качества и
степени важности
проведенных мероприятий
для повышения творческого
потенциала учащихся и
воспитательно-
образовательного
потенциала их родителей.
План реализации проекта «Ступеньки к мастерству»
(2013-2014 учебный год)
Тема
мероприятия
Форма проведения
Сроки
проведен
ия
Цель
6
Знакомство с вновь
прибывшими
(поступившими в класс)
учащимися и их
родителями.
Классное
родительское
собрание.
Сентябрь
Формирование представления об
эстетических и моральных
ценностях, о цели обучения в
школе искусств.
1.Чему и как учат в
исполнительском классе
ДШИ.
2. «Управление
творчеством возможно
путем создания
благоприятных для этого
условий»
1.Беседа.
2.Анкетирование.
Октябрь
1. Формирование единой
стратегии обучения и
воспитания.
2.Мониторинг представлений
родителей о требованиях по
предмету «специальность».
Подготовка к
Международному
интернет-конкурсу
«Планета талантов»
Индивидуальные
встречи и беседы с
родителями.
Ноябрь
Привлечь родителей к
организации записи конкурсных
видеороликов.
Подготовка к поездке на
Международный конкурс-
фестиваль «Новые
вершины» в г. Н.-
Новгород.
Индивидуальные
встречи и беседы с
родителями.
Декабрь
Решение организационных
вопросов, графика
дополнительных занятий,
вопросов психологического
настроя.
Подготовка к
общешкольному конкурсу
«Праздник виртуоза»
Родительское
собрание с
концертом учащихся.
Январь-
февраль.
Помощь в организации
домашних занятий при
подготовке к конкурсу.
Подготовка к
Международному
интернет-конкурсу
«Зимняя карусель»
Индивидуальные
встречи и беседы с
родителями.
Март-
апрель.
Создание комфортной
эмоциональной обстановки при
подготовке к конкурсу.
Подготовка к поездке на
VII Окружной конкурс
юных пианистов
«Волшебные клавиши» в
г. Сургут.
Индивидуальные
встречи и беседы с
родителями.
Январь-
март.
Помощь в организации
домашних занятий при
подготовке к конкурсу,
организационные вопросы
поездки на конкурс.
«Посиделки» - проблемы
и трудности при
подготовке к конкурсам.
Творческий отчет
участников конкурсов
2013-2014 учебного года.
Классный час для
детей и родителей.
Концерт учащихся.
Май.
Определение качества и степени
важности проведенных
мероприятий. Подведение итогов
творческой деятельности
учащихся класса за 2013-2014
учебный год. Поздравления и
награждение конкурсантов
сувенирами.
7
8