Напоминание

"Воспитание пианистической техники".


Автор: Хакимова Лилия Ильдаровна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МОУ ДО "Школа искусств им. С. Сайдашева" Высокогорского муниципального района РТ
Населённый пункт: Город Казань,Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание пианистической техники".
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья

« Воспитание пианистической техники».

Хакимовой Лилии Ильдаровны

преподавателя по классу фортепиано МБУ ДО школы исскуств

им. С.Сайдашева Высокогорского муниципального района РТ

2017 г

Мировой пианистический опыт прошлого и наших дней накопил немало

ценнейших достижений в области овладений пианистической техники.

Педагог должен тщательно следить за развитием техники ученика,

анализировать свою работу, вовремя замечать упущенное и не отягощать

ребенка абстрактными техническими задачами.

В чем специфика методов работы над техникой с начинающими пианистами?

В уславиях раннего исполнительства в работе над техникой необходимо,

избегая сухих дидактических рекомендаций, насытить обучение

конкретными, доступными, наглядными для восприятия детей приемами

педагогического воздействия.Например, проверка свободного движения

всей руки в плечевом суставе: «Сидя на стуле, закрой глаза, постарайся

расслабиться и почувствуй, будто твоя рука вяло свисает, как у спящего

человека», далее: «Теперь я слегка трону, толкну твою руку, и пусть она сама,

как маятник, раскачивается вперед и назад». Или, например, ощущение

прикосновения пальца к клавиатуре при исполнении разных оттенков

стаккатной игры может ассоциироваться у ученика со щипковыми

движениями пальца по струне. Педагог должен активизировать воображение

ученика, тем самым достигая в обучении желаемого результата. При

несогласованности движений пальцев с движениями руки в локтевом суставе

нужно разъяснить ребенку, что локоть как бы ведет пальцы, руководит ими:

«Взгляни на мой локоть, он как рулевой, ведет за собой кисть и пальцы».

Приспособление ученика к двигательному приему сразу же положительно

отражается на характере пианистического движения, звучании инструмента.

Гибкость приспособления двигательного аппарата к пианистическим

приемам, к манере звукоизвлечения у всех учащихся разная, поэтому, чем

менее гибок ученик в техническом отношении, тем разнообразнее должны

быть средства эмоционального воздействияна него в сочетании с показом-

вмешательством в движение.

Одновременно с усвоением технических навыков появляется необходимость

показа ученику различных приемов специальной работы над

техникой.Техника игры - это подвижность пальцев, навык подкладывания

первого пальца, растяжка кисти. Главная роль в освоении техники

принадлежит гаммам, арпеджио, аккордам и этюдам.

Прежде чем начинать работать над этими упражнениями, необходимо

объяснить ученику, что гамма,арпеджио, аккорды - это составная часть

музыкальных произведений. Играя их, ученик приучает свои пальцы

работать и облегчает себе преодоление трудностей в художественных

произведениях.

Сначала упражнения исполняются отдельно каждой рукой. На первом этапе

разучивания необходимо добиваться от ученика верной аппликатуры,

навыка подкладывания первого пальца (без рывка), свободного аппарата.

Для помощи ученику найти верный звук и качество, можно придумать

подходящий образ или ассоциативную картинку каждому упражнению.

Например, поступенное движение гаммы вниз – это сбегание по лестнице

многоэтажного дома, арпеджио можно сравнить с плавными движениями

морской волны и т.д.

Только после того как упражнения выучены и исполнены отдельно каждой

рукой , можно переходить к их исполнению двумя руками.Здесь помимо

аппликатуры, свободного аппарата и ровности движения, обращаем

внимание на синхроность звучания.

Конечно , сначала упражнения исполняются в медленном темпе, лишь затем

необходимо «нагонять» движение. Для ровного исполнения можно

отсчитывать ритм: в гаммах - по 4, в хроматической - по 6,в арпеджио – по 6.

Для развития техники и воспитания координации также можно проигрывать

гаммы и арпеджио в разных штрихах: левая рука - нон легато, правая –

легато. Целесообразно, при этом, проигрывать их, как в прямом, так и в

расходящемся виде.

На втором этапе исполнения гамм и упражнений главная цель - звук, темп и

агогика.

Все упражнения следует изучать постепенно, умело дозируя ежедневные

нормы работы и выбирая для каждого ученика те упражнения, которые ему

необходимы в данный момент. Последовательность обучающего материала

индивидуальна для каждого ученика, и его выбор зависит от способностей

ребенка, его первоначальных умений и навыков.Каждое упражнение

основано на многократном повторении одной технической детали, и чтобы

добиться нужного результата, нужно приложить много труда и усидчивости.

Успешное развитие техники происходит на основе одновременного

овладения разными типами фортепианного изложения.

Примером такого типа является этюд- инструментальная пьеса, небольшого

объема, предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

Приобретенные навыки исполнения аккордов, гамм и арпеджио ученик

применяет в практике изложения нового материала. Репертуар выбирается

по методу от простого к сложному и для каждого ученика индивидуален.

Правильная, последовательная работа над гаммами,арпеджио, аккордами и

этюдами в младших классах дает основу для развития техники в дальнейшем

обучении, дает возможность освоения сложного музыкального материала,

дает возможность творить музыку.

Выбор форм работы по развитию техники учащегося является предметом

постоянной заботы педагога.



В раздел образования