Автор: Тараторкина Марина Николаевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 67 города Тюмени имени Героя Советского союза Бориса Константиновича Таныгина Населённый пункт: город Тюмень Наименование материала: статья Тема: История Привольненской школы Раздел: среднее образование
ИСТОРИЯ ПРИВОЛЬНЕНСКОЙ ШКОЛЫ.
ПЛАН:
1.
Введение.
2.
Открытие школы грамоты в селе.
3.
1903 год – строительство специального здания для школы.
4.
Ликвидация безграмотности в селе.
5.
Школа во время войны.
6.
Воплощение цели государства о всеобщем восьмилетнем образовании.
7.
1984 год – реформа школы.
8.
Моя школа сегодня.
В новых условиях капиталистической России во много раз возросла потребность в
широком слое грамотных людей. Грамотность начинает высоко цениться не только в
городе, но и в деревне. Стремление привольненских жителей к просвещению пробуждало
в
нём
собственную
инициативу.
По
воспоминаниям
Лукьянчикова
Сергея
Константиновича: «Мой отец, рождения 1889 года, учился в школе по дворам. Деньги
собирали с каждой семьи». Мы делаем предположение, что школа организовалась в 1897
году. Учителя приглашали на зиму, на сельском сходе ему определяли жалование, которое
собирали с родителей. Учитель жил на квартире, тут же проходили занятия.
В неурожайные годы, когда материальный уровень крестьянства резко снижался, они
отказывались сдавать помещение для школ и содержать учителей. Пытаясь сохранить
школы, священники просили у вышестоящих чиновников разрешения расходовать на
каждую
школу
по
15
рублей
церковных
денег,
чтобы
частично
оплачивать
наём
помещений и работу учителей. Следует отметить: каких-либо ограничений в приёме в
школу не существовало, однако многие жители села неохотно отдавали своих детей –
работников и помощников – на обучение; в школу чаще всего отдавали мальчиков, девочек
готовили к домашнему быту. Длительность занятий связывалась с сельскохозяйственным
трудом. С началом весенних полевых работ занятия в школе прекращались. Учебный год,
как правило, начинался после уборки урожая, и учителям приходилось формировать
изучение
программного
материала.
В
курганском
архиве
сохранились
документы
Лопатинского РОНО за 1928 год, в котором говорилось, что привольненские ученики
приступили к занятиям в октябре месяце.
Развитие
народного
образования
во
второй
половине XIX
–
начале XX века шло
поступательно,
прогресс
был
виден
постоянно.
С
указания
Управляющего
Западно-
Сибирским
учебным
округом
в
селе
начали
строить
специальное
здание
(можно
предположить – на деньги жителей). В 1903 году строится Белая школа, т.к. она снаружи
была побелена. Находилась она примерно между домами Алпеевой Т.К. и Устюгова В.В.
Строили здание специально для школы, лес возили из Лебяжьего. Но сначала в нём был
молельный дом. Здесь были класс, комната для учителя, в которой он жил, и комната для
технички. Дровами школу обеспечивали селяне. Староста назначал, кто привезёт дрова и
его слушались. Эта была школа с низшим типом начального обучения. Крестьянских детей
обучали чтению и письму.
У нас нет данных о первых учителях в нашем селе. По другим источникам, иногда
грамотные, смышленые девушки соглашались по собственному желанию учительствовать
и
без
вознаграждения,
из
года
в
год
увеличивалось
количество
учениц
в
церковно-
приходских школах: в 1903 году в 42 школах Курганского уезда мальчиков училось 1184, а
девочек
–
491.
особенно
привлекала
крестьянских
девочек
в
обучении
система
дополнительных уроков по рукоделию, которая с каждым годом распространялась всё
более и более. На них настаивали как крестьяне, так и руководство школ, чтобы научить
девочек
вполне
доступному,
лёгкому,
вполне
полезному
домашнему
труду.
Знания
оценивались по трехбалльной системе: хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.
1
Неудовлетворительные
знания
во
время
проверок
показали
до
10%
всех
учащихся
церковно-приходских школ. С 1905 г.Учредительный съезд Всероссийского крестьянского
союза
решил,
чтобы
все
школы
стали
светскими,
и
признал
необязательность
преподавания Закона Божьего.
Первые светские школы были открыты именно в сельской местности. Находившиеся
первоначально
в
ведении
Министерства
государственных
имуществ,
они
затем
были
переподчинены Министерству народного просвещения.
В 1909 году открывается школа в с.Сухмень. В 1915 г. – в с.Воздвиженка. Этот факт
говорит о том, что местные власти стремились улучшить народное образование.
На усвоение знаний влияло наличие либо отсутствие учебных пособий. В школе
использовали работы прогрессивных русских педагогов: Ушинского, Бунакова, Корфа,
Л.Н.Толстого. Так, учебники Бунакова «Книжка-первинка» и «В школе и дома» знакомила
детей с окружающей средой, животными и птицами, общественной жизнью и трудом
человека.
В
пособии
для
чтения
были
включены
произведения
устного
народного
творчества и фрагменты художественных произведений Пушкина, Кольцова, Некрасова,
Крылова.
Большой
популярностью
среди
учителей
и
учащихся
пользовалась
книга
Водовозова
«Рассказы из русской истории», в которой в доступной и занимательной
форме
излагались
основные
факты
русской
истории
до
конца XV
в.
В
учебнике
содержались летописные рассказы, былины, «Слово о полке Игореве». Природа, сельское
хозяйство, животный и растительный мир были широко представлены в учебной книге
Корфа «Наш друг». Она стала необходимой и особенно популярной в сельских школах.
Среди учебников и учебных пособий досоветского периода определённую роль сыграли
книги
Л.Н.Толстого
«Новая
азбука»
и
четыре
«Книги
для
чтения».
Материал
в
них
запоминался легко и быстро. Маленькие рассказы из «Азбуки» производили большое
психологическое воздействие на детей, вызывая у них или грусть, или радость, или
откровенный смех.
Одной из самых насущных задач культурного строительства в 20-е годы являлась
ликвидация массовой неграмотности населения. В Привольном учителя местной школы
организовали ЛИКБЕЗ для женщин. Вечерами женщины собирались у кого-нибудь на
дому и учились читать и писать. Борьба с неграмотностью разворачивалась в сложных
условиях экономического кризиса. На местах практически не было учебников, тетрадей,
карандашей, перьев. Вместо тетрадей использовали обёрточную бумагу, газеты, перья
зачастую заменяли гвоздями с нарезкой, чернила готовили из сажи, иногда пользовались
доской и углём.
В 20-е годы наиболее быстро развивались семилетние школы. В этот период такая
школа появилась в Сухмене и в Лопатках, где продолжали учебу Привольненские ученики.
В 1924 году в нашей школе было 3 группы и 1 учитель, 54 мальчика и 6 девочек.
(Лопатинский архив. Документ ф. 48 -1, д. 2, л. 86.) В эти годы происходила коренная
перестройка
содержания
школьного
обучения.
В
школьных
программах
отрицался
предметный принцип изложения. Учебный материал располагался по комплексным темам,
вокруг
трёх
колонок
–
природа,
труд,
общество.
Устанавливались
надуманные,
искусственные связи между учебными дисциплинами. Происходило становление новой
структуры,
новых
принципов
и
форм
развития
общеобразовательной
школы.
Было
допущено
немало
ошибок.
Развитие
школы
во
многом
сдерживалось
отсутствием
материальной базы и недостатком государственных средств.
К
концу
40-х
годов
завершился
переход
к
всеобщему
семилетнему
образованию.
Количество учеников значительно возрастает и под школу отдают дом Бушуева Андрея
Петровича, раскулаченного и выселенного из села. Дом был с резными наличниками, по
углам сливные трубы, крыша покрыта жестью. За красоту школа была названа «Красной».
В эти годы коренным образом изменилось содержание и методы обучения в школе.
Основной
формой
организации
учебного
процесса
стал
урок,
вводилось
строгое
расписание внутреннего распорядка. По воспоминаниям Михалёвой Нины Тимофеевны
2
(р. 1928 г.): «В классе у нас было 40 человек. Учились в две смены. Книги и карандаши
были школьные. Нас учили учителя: Смирнов Семён Евстропович, Крапивина Екатерина
Фроловна, Николай Григорьевич (?), Ираида Васильевна (?)».
Рядинских
Пётр
Анисимович
(1924
г.р.)
вспоминает
учителей:
братьев
Роговых,
Лапочкину, Дору Александровну и Сусанну Александровну».
По воспоминаниям Михалёвой Н.Т.: «Уроки начинались с 8 часов утра и длились 40
минут. Основные предметы были: русский язык, арифметика, физкультура и рисование».
В условиях Великой Отечественной войны все учреждения образования, культуры и
искусства направляли свою работу на максимальную мобилизацию народных сил на
помощь фронту. Привольненская начальная школа тоже приняла активное участие в сборе
средств на танковую колонну. Всего было собрано 700 рублей. Ученица 4 класса – Алпеева
Нина принесла 90 рублей. Кроме этого школьники и учителя вместе с жителями села,
отрывая от себя, недоедая, они собирали посылки на фронт. Так на новый 1943 год
сельскохозяйственная артель им.Будёного послала бойцам действующей армии: 3 гуся, 10
кругов жаренного мяса , 6 кур, 170 штук яиц, 25 кг сдобных пряников, сухари, носовые
платки, мыло.
За годы войны число учащихся в школе значительно сократилось. Многие бросили
школу, чтобы помогать взрослым. Из-за участия в сельскохозяйственных работах учебные
занятия нередко начинались только в сентябре. Кроме того, частыми были перерывы в
учёбе ввиду отсутствия в школе дров. Отсутствие
тетрадей приводило к сокращению
количества письменных работ. Это отражалось на уровне подготовки детей.
После войны школьная жизнь оживилась: количество учащихся увеличилось за счёт
детей из сёл Бородинка, Неверовка, Рыбное. В области не хватало учебных заведений
готовящих учителей, и поэтому специалистов направляли из других областей. Так в 1947
году, закончив Аксубаевское
педагогическое училище в Татарии, была распределена в
Курганскую
область
Захарина
(Жемкова)
Мария
Фёдоровна.
В
Привольненскую
семилетнюю школу она была переведена в 1950 году. Сначала Мария Фёдоровна работала
преподавателем русского языка 5 – 6 классов, потом её перевели на младшее звено. Также
по направлению в Привольненскую семилетнюю школу попала в 1963 году Трубчанинова
(Менщикова) Валентина Евстафьевна.
Следует отметить, что от успехов в хозяйственной жизни села зависила школа. В 1947
году начинает обновляться Сухменский МТС. В колхозе требуется больше трактористов,
доярок, что сказывается на количестве рождаемости. До 1950 года школа была начальной,
с 1951 года – семилетней. Но в 1957 году снова стала начальной. Этой объясняется тем,
что в этом году колхоз им.Будёного вошёл в состав Сухменского совхоза, и в селе Сухмень
открывается средняя школа с интернатом. Привольненские ученики стали там учиться.
В 60-е годы в селе происходили перемены к лучшему: укрепляется материально-
техническая
база
совхоза,
увеличивается
поголовье
скота
(было
около
800
голов)
и
возрастает
потребность
в
грамотных
рабочих.
Государство
поставило
перед
общеобразовательной школой цель – обеспечить всеобщее восьмилетнее образование. В
связи с этим в 1963 году Привольненская школа стала восьмилетней, она располагалась в
двух зданиях, отдельно мастерская, некоторое время была столовая, но потом сделали
буфет в одном здании с медпунктом. В 1967 году в село приехали историки выпускники
Челябинского
университета
Кутеповы
Владимир
Иванович
и
Нелли
Михайловна.
Владимир Иванович был директором школы, а Нелли Михайловна вела историю и создала
школьный исторический музей и написала первую летопись села.
Каждый
год
происходила
смена
учителей,
Отработав
год,
они
уезжали
из
села.
Причина в том, что не было жилья и тяжёлые сельские условия.
В 1975 году школа ещё раз стала начальной, а в 1981 году закрылась совсем, т.к.
молодёжь уезжала в город, а из учителей остались пенсионерка Захарина М.Ф. и молодая
учительница Трубчанинова Валентина Евстафиевна.
3
В
начале
80-х
годов,
с
образованием
совхоза
«Привольненский»
начинается
строительство
жилья
в
селе.
Из
города
Шадринска
вернулись
Кузевановы
Валерий
Николаевич и Нина Ивановна, которая к этому времени закончила Шадринский физико-
математический факультет отделение математики. На Молодёжной улице выделяют одну
квартиру, где была открыта начальная школа. Нина Ивановна – директор и учитель в
одном лице.
В 1987 году завершилось строительство двухэтажного типового здания восьмилетней
школы. По направлению сюда были направленывыпускники педучилищ – Исингазина
Амина Хусаиновна, Захарина
(Новотеева) Алима Тумарзиновна, Сахинбгариева З.Р.;
выпускники КГПИ – Бухтоярова Елена Валентиновна (иностранный язык), Бабакина
Надежда Николаевна (русский язык и литература). Вскоре возвращаются Тараторкины
Георгий
Иосифович
и
Елена
Николаевна
(учитель
начальных
классов),
Сафронов
Александр Иванович (физкультура).
В 2003-2004 учебном году в педагогический состав входило 14 человек: 13 женщин и
один
мужчина.
Из
них
8
имеют
высшее
образование,
2-
средне-специальное
педагогическое, 2- средне техническое, 1- общее среднее образование.
В данный момент в школе 47 учащихся. Ребята активно участвуют в районных и
общероссийских олимпиадах.
И С Т О Ч Н И К И :
1. История Курганской области. Т. 2, Курган. Изд. «Зауралье», 1996 год, с. 453.
2. История Земли Курганской. Часть 2, курган, 1998 год, с. 126.
3. История Земли Курганской. Часть 3. Курган, 2001 год.
4. Лопатинский архив. Документ ф. 48-1, д. 2, л. 86.
5. Из воспоминаний Михалёвой Нины Тимофеевны, Рядинских Петра Анисимовича,
Лукьянчикова Сергея Константиновича.
4