Автор: Кавторева Татьяна Ивановна
Должность: заведующий
Учебное заведение: ЧДОУ "Детский сад №3 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: Московская область, г. Химки
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность в дошкольном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО".
Раздел: дошкольное образование
Проектная деятельность в дошкольном учреждении в
условиях реализации ФГОС ДО.
Автор статьи: Заведующий ЧДОУ №3 ОАО «РЖД» Кавторева Т.И.
Современной дошкольной организации в условиях реализации
ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы
организации образовательной деятельности, которые формировали бы
активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников.
Современному дошкольнику необходимо уметь самому добывать
знания; у него должны быть развиты исследовательские, рефлексивные
навыки. Педагогу нужно сформировать умения, непосредственно
сопряженные с опытом их применений в практической деятельности, т. е.
компетенции.
Задача трудная, но выполнимая. Все вышеперечисленное может
обеспечить использование в практике детских садов метода проектов.
Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного
накопления детьми суммы знаний на овладение ими различными
способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.
Этому способствует личностно – ориентированный подход в воспитании
и образовании.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к воспитанию
и образованию, метод проектов развивает познавательный интерес к
различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и
означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». В
переводе с греческого проект – это путь исследования.
Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова )
рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного
метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического
процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника,
поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
В новое время этот термин связывается с понятием «проблема». Под
методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных
приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате
самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих
результатов.
Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет
значительно повысить самостоятельную активность детей, развить
творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами
находить информацию об интересующем предмете или явлении и
использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А
так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного
участия родителей.
Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей –
исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой
ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.
Выполнение любого проекта предусматривает основные этапы:
Выбор цели проекта - воспитатель помогает детям выбрать наиболее
интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.
Разработка проекта - составление плана деятельности по достижению
цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации,
подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами
научится работать для достижения цели.
Выполнение проекта - выполняется практическая часть проекта.
Подведение итогов - проводится оценка результатов и определение задач для
новых проектов.
Проекты бывают разных видов:
Творческие - после воплощения проекта в жизнь проводится оформление
результата в виде детского праздника.
Исследовательские - дети проводят опыты, после чего результаты
оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
Игровые - это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят
в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и
задачи.
Информационные - дети собирают информацию и реализуют ее,
ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы,
отдельных развивающих зон).
Внедрение проектного метода в нашем детском саду началось
несколько лет назад.
Чтобы добиться результатов в данном направлении наши воспитатели
освоили новую технологию (метод проектов, что позволило изменить стиль
работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность,
любознательность, вовлечь родителей в образовательный процесс, создать
предметно – пространственную среду в соответствии с требованиями
метода проектов.
Практика первых проектов доказала эффективность этого метода в
развитии и воспитании детей. Дети старшей/ подготовительной группы
получили Дипломы победителя в различных творческих конкурсах. Показали
хорошие знания по различным видам образовательной деятельности, в том
числе ранней профориентации.
Дети средней группы составляли проекты совместно с родителями
«Золотая осень», «Мамочка моя».
Работа по проектной деятельности способствовала развитию у детей
самостоятельности, они учились работать в группах; знания, умения и
навыки, приобретенные дошкольниками, усваиваются надолго, т. е.
повышается качество образования.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку
возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания,
развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет
ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения
и повысить качество работы педагогического коллектива по преемственности
между дошкольным учреждением и школой.