Автор: Бушкина Марина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 18"
Населённый пункт: город Абакан, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности"
Раздел: начальное образование
«Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности»
Бушкина Марина Юрьевна,
учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №18», г. Абакан
Духовно-нравственное
воспитание
предполагает
становление
отношений
ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к
самому
себе,
и,
соответственно,
развитие
качеств:
патриотизма,
толерантности,
товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Все
родители
хотят,
чтобы
их
ребенок
был
добрым,
умным,
порядочным
и
благовоспитанным. Но, к сожалению, в современном обществе зачастую дети растут
капризными,
жадными,
драчливыми
и
непослушными.
Что
делать?
Можно
ли
воспитать счастливого ребенка, если сам педагог или семья ребенка несчастливы? И
какова тогда роль педагога?
Уверена, наша задача – увлечь ребёнка своей верой в
прекрасное,
оптимизмом
и
умением
на
занятиях
создавать
другой
мир,
альтернативный агрессии, бездуховности, глупости и безнравственности.
По мнению кандидата философских наук Леонида Юрьевича Писарчика школа
должна давать основы фундаментальных наук, развивать интеллект и, опираясь на
достижения гуманитарных наук и лучшие образцы искусства, углублять духовные
интересы учащихся. Главные силы и способности человека формируются духовным
творчеством, культурой, моралью, интеллектуальным напряжением. Действительно,
состоятельность наша, как Человека с большой буквы, зависит от уровня развития
нашей духовно-нравственной культуры. Можно иметь большой багаж знаний, но при
этом не иметь элементарных представлений о взаимопонимании, любви, милосердии,
доброте, культуре общения, можно потерять себя, не найти свое призвание, не смочь
выразить чувство любви ко всему живому.
Конечно
же,
общее
образование
детям
даёт
школа,
но
развитию
личности,
раскрытию
его
способностей
и
духовно-нравственному
воспитанию
способствует
именно внеурочная деятельность. Нравственные знания, которые дети приобретают на
внеурочных занятиях, информируют их о нормах поведения в современном обществе,
дают представление о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного
поступка для окружающих людей, формируют терпимость и учат взаимопониманию.
Достаточно продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения
ребёнка и можно развивать его общечеловеческие ценности:
любовь к матери, к Родине, патриотизм, свободу воли, понятие добра и зла, совесть,
веру в себя, надежду.
Сегодня
в
начальной
школе
есть
все
условия
для
духовно-нравственного
воспитания детей через внеурочную деятельность. Оно имеет целый ряд направлений.
В
своей
работе
использую
коммуникативные,
исследовательские
и
игровые
технологии. На внеурочных занятиях через игру, анализ ситуаций, взятых из жизни,
через
проявление
творческих
способностей
помогаю
учащимся
познать
себя
и
окружающий мир. Учу их ценить труд людей, свободу свою и чужую, любить всё
живое, терпимо относиться к окружающим.
Огромные возможности для реализации духовно – нравственного воспитания
дают занятия кружка «Знай и люби свой край». Программа внеурочной деятельности
позволила учащимся приблизиться к понятию «я - гражданин». Решая нравственные
задачи, ребята развивают в себе способность к общепринятому поведению в обществе,
формируется
готовность
к
принятию
ответственных
решений
в
проблемных
жизненных ситуациях на основе усвоенных знаний и ценностей данного сообщества.
Таким
образом,
воспитание
активных
граждан
начинается
с
начальной
школы,
примером тому могут служить классные часы: «Моя Родина - Россия», «Кто нас
защищает?», «Мы помним – мы гордимся» и др.
На внеурочных занятиях, посвящённых проектной деятельности, одной из тем
был проект «Я горжусь тобой мой родной Абакан ». Все обучающиеся были включены
в работу. В ходе проекта дети изучили историю создания города. Его становление.
Провели экскурс в историю. Итогом проекта стал классный час, на котором дети
представляли свои доклады в виде виртуальной экскурсии по городу прошлого и
настоящего. Продолжена работа по исследованию своей малой родины, по изучению
прав и обязанностей школьников и др. В ходе этой работы у ребят воспитывается
уважение
к
Родине,
стремление
быть
похожими
на
выдающихся
людей,
желание
делать добрые и полезные дела.
На занятиях кружка был подготовлен проект «Моя семья». Семья - это источник
нравственности. Упор был сделан на жизненный опыт учеников. Тема им близка и
понятна, и как следствие, интересна. В рамках этого проекта были сформированы
следующие духовно-нравственные качества семейной культуры:
положительное отношение к семье, как основе российского общества;
уважительное отношение к родителям, осознанное и заботливое отношение к
старшим и младшим;
представления о семейных ценностях, семейных ролях и уважения к ним.
Реализуя интеллектуальное направление, стремлюсь не только к усвоению
программного
материала, но
и
расширению
общего
кругозора,
формированию
и
развитию умений самостоятельно добывать необходимые знания, приобретать умения
и навыки.
На занятиях «Мастерская речи» ребята развивают свои мыслительные качества,
речь. Дети с удовольствием проверяют свою эрудицию на интерактивных тренажёрах,
учатся
работать
с
компьютером.
Готовят
самостоятельно
праздники,
устраивают
поэтические гостиные, на которых декламируют стихи не только известных поэтов, но
собственного сочинения.
Оздоровительная
программа,
реализуемая
на
занятиях
«В
мире
игр»
и
«Спортландия» ориентирована на формирование у школьников признания ценности
здоровья,
чувства
ответственности
за
его
сохранение
и
укрепление.
Во
время
спортивного часа учащиеся не только разучивают
новые спортивные и народные
игры, но и учатся гуманным отношениям между собой во время игр, отношениям
взаимного сотрудничества и коллективизма, общительности и коммуникабельности.
Во
время
занятий
у
ребят
воспитываются
такие
важные
качества,
как
воля,
сознательная дисциплина. Дети приучаются к соблюдению правил, справедливости,
умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки
других.
Конечно,
трудно
перечислить
все
нравственные
качества
человека
будущего
общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется,
чтобы детство наших детей было счастливым.
Формирование нравственных понятий - это очень сложный и длительный
процесс. Он требует постоянных усилий учителя, воспитателя, систематической и
планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов
образовательного процесса в любом классе. Оно помогает вырастить честных, добрых,
трудолюбивых людей. А в дальнейшем поможет нашим детям найти своё место в
жизни и использовать полученные знания и умения на благо Родины.
Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном
образовательном
стандарте
общего
образования,
где
внеурочной
деятельности
школьника
уделено
особое
внимание,
определено
пространство
и
время
в
образовательном процессе.
«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный
тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком – то
заботится,
о
ком-то
печётся
и
беспокоится,
кому-то
отдаёт
своё
сердце».
В.А.Сухомлинский