Автор: Кобытева Анна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №51"
Населённый пункт: г.Хотьково, Московская область
Наименование материала: Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений в сстаршей группе ДОУ
Тема: "Дома моего города"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по формированию элементарных математических
представлений в старшей группе. Тема: «Дома родного города.»
Образовательная область: «Познание»
Задачи: упражнять детей в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с
помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух, зрительно). Отвечать
на вопрос «Сколько?». Закреплять умение сравнивать два предмета по двум
параметрам величины (длина-высота дома, ширина), обозначая результат
сравнения словами «выше чем,..», «меньше, чем…». Совершенствовать
умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед,
направо, налево, назад. Закреплять умение определять геометрические
фигуры и тела (шар, куб, квадрат,прямоугольник, треугольник, круг и т.д)
осязательно-двигательным путем.
Уметь различать левую и правую руки, определять пространственные
направления и обозначать их словами: налево, направо, слева, справа.
Закреплять знания о родном городе.
Словарная работа: налево, направо, слева, справа.
Демонстрационный материал: дома-одинаковые прямоугольники
(красные), дома-разные по ширине и длине прямоугольники (синие), окошки
из цветной бумаги, фланелеграф, «волшебный мешочек», шар, куб, конус,
цилиндр, квадрат, круг, треугольник, прямоугольник. Цифры от 1 до 5
Раздаточный материал: 5 домов одинаковой величины (красные), 5
прямоугольников разной длины и ширины(синие), квадратики-окна, наборы
цифр от 1 до 5, линейки для выкладывания фигур.
Ход:
1.Воспитатель: Ребята, вспомните, как называется наш город?. (ответ детей:
Хотьково) Правильно! Ребята, а в нашем городе много домов или мало?
(Много). Они все одинаковые или разные? (Разные). Посмотрите, эти дома
похожи на дома у нас в городе? (На фланелеграфе или доске вывешиваю 5
домов .). (похожи). Скажите мне, пожалуйста, как узнать, сколько тут домов?
(Если у ребят возникли затруднения, напоминаю, что их надо посчитать.)
Считаем все вместе дома.
Воспитатель: ребята, посмотрите, какие фигуры есть у вас на столе? (Ответ
детей: квадраты и прямоугольники). Выложите в верхнем ряду линейки
столько прямоугольников, сколько домов у нас на доске.
2.Дети в ходе выполнения заданий выкладывают у себя на столе количество
прямоугольников равное количеству домов. (Красные)
Меняю на доске дома на одинаковые прямоугольники-основы многоэтажек.
Как у детей разложены на столах.
Считаю дома , и делаю обобщающий жест, интонационно выделяя итоговое
число. Уточняю у детей: «Сколько домов мы видим?»
Затем предлагаю кому то из детей выстроить многоэтажки. Для этого нужно
на каждый дом выложить в ряд окошки-квадраты, при этом, прошу
проговаривать свои действия: «Один этаж - ставлю одно окошко, два этажа-
два окошка». Затем, считаем в каждом доме окошки и спрашиваю у ребят:
«Сколько этажей в доме? Что можно сказать о количестве этажей в домах?»
Дети вместе со мной делают вывод: «поровну, если одинаковое количество
этажей». «больше, меньше»
Добавляю в трехэтажку еще этаж и спрашиваю: «К трем этажам достроили
еще этаж» и выясняю: «Как узнать сколько теперь в доме этажей?
(Посчитать). А как сделать, чтоб этажей в 2 и 3 этажке, например, стало
поровну? (ответ детей: добавить к 2этажке этаж или от 3этажки отнять этаж)
Дети выкладывают у себя на столе такие же многоэтажки: С помощью
квадратов делают окошки.
Предлагаю в нижней части линейки выложить цифру, соответствующую
количеству этажей в доме 1-5. Дети выполняют задание. На доске под
каждым домом я выкладываю цифры, соответствующие кол-ву этажей.
3.Сравниваем дома по высоте.
На доске вывешиваю различные по высоте и ширине прямоугольники-дома.
Ребята, скажите мне, а какой дом самый высокий? Почему?
А какой самый низкий? Почему? Какой самый широкий? Узкий? Какой стоит
справа? Слева? И т.д.
III. Заключительная часть:
Игровое упражнение «Волшебный мешочек»
Последовательно показываю детям шар, куб, конус, цилиндр. Уточняю
название формы и цвет геометрических тел. Затем кладу их в мешочек.
Дети по очереди нащупывают, называют их и показывают остальным, чтобы
проверить ответ.
Игра повторяется 3-6 раз.
Аналогичные действия дети выполняют с геометрическими фигурами
кругом, квадратом и треугольником, прямоугольником
Игровое упражнение «Поручение»
Предлагаю детям поочередно спрятать за спину правую и левую руку.
Уточняю, какую руку они спрятали, какую показали.
Прошу ребят посмотреть направо (налево) и сказать, что они видят справа
(слева). Хвалю детей за выполнение поручения.