Автор: Уфимцева Лилиана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида 51"
Населённый пункт: Город Хотьково, Московская область
Наименование материала: Консультация
Тема: "Развитие фантазии и творческого потенциала детей в сюжетно-ролевых играх"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение ,,Детский сад
комбинированного вида № 51,,
Консультация
,,
Развитие фантазии и творческого потенциала детей в сюжетно-ролевых
играх.
,,
Составила: Уфимцева Лилиана Юрьевна
воспитатель старшей группы №5
Хотьково 2017
Развитие творческого потенциала в игровой деятельности - актуальная
проблема современной психологии и педагогики.
Детское творчество - это своеобразная самостоятельная сфера
духовной жизни. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве
происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его
индивидуальность.
Дошкольный возраст многие определяют, как самый податливый для
педагогического воздействия: у ребенка ещё не сформировано критическое
отношение ко всему, что вокруг него происходит, зато степень принятия,
«впитывания» чрезвычайно высока. Неслучайно многие ученые считают, чем
раньше ребенка обучают чему-либо, тем эффективнее оказываются результаты.
Л. С. Выготский выделяет один из очень важных вопросов детской психологии
и педагогики - это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о
значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.
Дошкольник живет в мире фантазий. В его сознании переплетаются реальное и
вымышленное, жизнь и сказка. Воображение проявляется во всех видах
деятельности малыша. Слабая критичность мышления определяет видимое
богатство воображения детей. И уже в самом раннем возрасте мы находим у
детей творческие процессы, которые всегда лучше выражаются в играх детей.
Особое значение в развитии творчества детей от 2 до 7 лет имеют
ролевые игры. А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец называют
ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.
Игра - понятие многообразное. Об игре сказано много добрых и
хороших слов. Её называют и источником радости, и королевой детства, и
восемь чудес света. Игра для ребенка - сама жизнь со всеми ее прелестями,
волнениями, тревогами, удачами и огорчениями. В наше время столько
разнообразных игр, которые увлекательны и любимы. Это игры «в кого-нибудь»
или «во что-нибудь»: летчики, дочки- матери, пожарники, в больницу, в школу,
в библиотеку. Психологи установили, что у 80 % детей самыми любимыми и
интересными играми считаются творческие.
Без умелого руководства взрослых дети могут задержаться на одном
уровне игры. Однако опыт показывает, что на пятом и даже на четвёртом году
жизни можно научить ребенка выбирать игру, ставить цели и распределять
роли. Дети постепенно приучаются определять некоторую последовательность
действий, намечать общий ход игры. Для того, чтобы воспитать детей в игре,
надо знать некоторые условия: отвести играм достаточно времени, организовать
удобную, спокойную обстановку, подобрать игрушки.
Развитие творческого потенциала в игре подтверждается тем, что,
играя, ребенок не просто копирует жизнь, а подражая тому, что видит,
комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к
изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но
педагоги помнят, что ребенок – не актер. Он играет для себя, а не для зрителей,
он создает свою роль по ходу игры. Поэтому воспитатели не просто наблюдают
за детской игрой, а управляют её развитием, обогащают её, включают в игру
творческие элементы. В младших группах игры детей носят предметный
характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень
важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же
предмет, пользоваться предметами-заместителями. Например, кубик может
быть столом, стулом, кусочком хлеба; несколько стульев дают возможность
изобразить дом, палатку, поезд и т.д. Это зависит от опыта ребенка и его
воображения.
Педагоги должны показать детям возможность различных способов
использования одних и тех же предметов. В средней группе начинает
складываться сюжетно-ролевая игра, которая предоставляет широчайшие
возможности для развития фантазии и творчества. Воспитателям необходимо
знать, как и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в
которые они играют. И если дети изо дня в день играют в одни и те же «дочки-
матери» или семью, воспитатель должен помочь им научиться разнообразить
сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные
сюжеты, принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала научиться
проявлять в игре свою творческую инициативу, планировать и направлять игру.
Кроме того, для развития воображения богатейшим источником развития
фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со
сказкой, которые воспитатели могут использовать для развития воображения
детей. В своей работе можно использовать следующие приёмы: «перевирание»
сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки,
изменение конца сказки, сочинение новой сказки вместе с детьми.
Сюжетно-ролевая игра строится на взаимодействии ребенка со
взрослыми. Ей присущи эмоциональная насыщенность и увлеченность детей,
самостоятельность, активность, творчество. Сюжетно-ролевая игра, как всякая
творческая деятельность, доставляет каждому ребенку радость и удовольствие
уже самим своим процессом. Основной источник, питающий игру ребенка - это
окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников; мнимая
или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на
себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.
В сюжетно-ролевой игре развивается творческий потенциал ребенка.
Поэтому перед педагогом стоит задача — стимулировать творческую
активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением
в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных
литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных
персонажей. Включение в общий сюжет таких ролей активизирует воображение
детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты
событий, которые объединяют и делают осмысленным совместное
существование и взаимодействие таких различных персонажей. При этом
воспитатель учитывает игровые интересы детей, которые в обычных
совместных играх часто не могут реализоваться. Педагог в совместной с детьми
игре должен показать, как можно развернуть сюжет с такими, казалось бы,
несоединимыми ролями. Он всячески поощряет детей, которые вводят в
предварительный план игры новые ситуации, события и действующих лиц, так
как это является показателем свободного владения игровыми способами
деятельности и творческой активности ребенка.
Успешность сюжетно-ролевой игры зависит от организационной
деятельности педагога. Педагогу необходимы условия для развития игрового
сюжета, создание предметно- игровой среды с учётом возрастных и
индивидуальных особенностей дошкольника. Для развертывания сюжетно-
ролевых игр целесообразно использовать любое свободное время в режиме дня
(до завтрака, на прогулке, вечером). При проведении игр важно использовать
индивидуальный подход к каждому ребенку, помогать детям с трудностями
социализации. Например, у застенчивых детей необходимо выявлять
положительные качества и создавать условия для позитивного изменения
заниженной самооценки, чтобы улучшить их положение в системе
межличностных отношений. Широко используется похвала за положительное
поведение в игре и отказ от наказаний легковозбудимых детей, часто
конфликтующих с товарищами. Неуверенным в себе детям поручаются
интересные, но не сложные роли, которые не требуют организаторских
способностей. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и
эстетичными, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок.
Сюжетно – ролевая игра будет успешной только в том случае, если
педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей
последовательно и систематически, а не от случая к случаю.
Творчество вплетено в игровую деятельность. Причем для ребенка
важнее сам процесс игры, а не результат. Одним из важнейших условий
создания атмосферы, побуждающей к творчеству, является «эмоциональное
поглаживание», к которому относятся обращение к ребенку только по имени,
сохранение педагогом ровной, доброжелательной интонации, ласкового тона,
обязательно успокаивающие или ободряющие прикосновения к ребенку,
максимально положительные подкрепление его действий (похвала, одобрение).
Творческие сюжетные игры развивают у ребёнка воображение и способность
проигрывать в уме разные варианты развития событий, способность понимать
других людей и мотивы их поведения, умение гибко менять своё поведение при
изменении ситуации.
Творчество в игре дошкольника выражается в способности к замыслу,
его реализации, комбинированию своих знаний и представлений, в искренней
передаче своих мыслей и чувств, в способности к созданию образа,
продумыванию и воплощению его роли.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра представляет собой тип
деятельности ребенка, воплощающий в себе творческое отношение к
окружающей действительности через несовпадение игрового и реального
действия, что рождает новый, воображаемый смысл. Условия воображаемой
ситуации привлекают ребенка, расковывает его мышление, открывают простор
свободной творческой деятельности. В сюжетно-ролевой игре развивается
творческий потенциал ребенка.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический проект:
Альма Матер, 2005. - 702 с.
2. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов СЮ. Детство творческой
личности. - СПб.: Издательство Буковского, 1994. - 60с.
3. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском
саду). - Дошкольное воспитание. - 1994. - №1. - С. 17-19.
4. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -
1982.-№11.-С. 32-38.
5. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы пси-
хологии. - 1990. - №4. - С. 5-9.
6. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. -СПб.:
Союз, 1997. -92с.
7 . Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. -
Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2001. - 236 с.
8. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы пси-
хологии. - 1993. - №2. - С. 54-58.
9. Кудрявцев В., Синельников В. Ребѐнок - дошкольник: новый подход к
диагностике творческих способностей. - Вопросы психологии. -1995. - № 9. -
С. 52-59.
10. Кудрявцев В., Синельников В. Ребѐнок - дошкольник: новый подход к
диагностике творческих способностей. - Вопросы психологии. -1995. - № 10.
-С. 62-67.
11. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1993. - 56 с.
12. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978. - 125 с.
13. Никитин Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 1994. -. 256 с.
14. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - До-
школьное воспитание. - 2006. - №5. - С. 21-27.