Напоминание

"Развитие фантазии и творческого потенциала детей в сюжетно-ролевых играх"


Автор: Уфимцева Лилиана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида 51"
Населённый пункт: Город Хотьково, Московская область
Наименование материала: Консультация
Тема: "Развитие фантазии и творческого потенциала детей в сюжетно-ролевых играх"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение ,,Детский сад

комбинированного вида № 51,,

Консультация

,,

Развитие фантазии и творческого потенциала детей в сюжетно-ролевых

играх.

,,

Составила: Уфимцева Лилиана Юрьевна

воспитатель старшей группы №5

Хотьково 2017

Развитие творческого потенциала в игровой деятельности - актуальная

проблема современной психологии и педагогики.

Детское творчество - это своеобразная самостоятельная сфера

духовной жизни. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве

происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его

индивидуальность.

Дошкольный возраст многие определяют, как самый податливый для

педагогического воздействия: у ребенка ещё не сформировано критическое

отношение ко всему, что вокруг него происходит, зато степень принятия,

«впитывания» чрезвычайно высока. Неслучайно многие ученые считают, чем

раньше ребенка обучают чему-либо, тем эффективнее оказываются результаты.

Л. С. Выготский выделяет один из очень важных вопросов детской психологии

и педагогики - это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о

значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.

Дошкольник живет в мире фантазий. В его сознании переплетаются реальное и

вымышленное, жизнь и сказка. Воображение проявляется во всех видах

деятельности малыша. Слабая критичность мышления определяет видимое

богатство воображения детей. И уже в самом раннем возрасте мы находим у

детей творческие процессы, которые всегда лучше выражаются в играх детей.

Особое значение в развитии творчества детей от 2 до 7 лет имеют

ролевые игры. А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец называют

ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.

Игра - понятие многообразное. Об игре сказано много добрых и

хороших слов. Её называют и источником радости, и королевой детства, и

восемь чудес света. Игра для ребенка - сама жизнь со всеми ее прелестями,

волнениями, тревогами, удачами и огорчениями. В наше время столько

разнообразных игр, которые увлекательны и любимы. Это игры «в кого-нибудь»

или «во что-нибудь»: летчики, дочки- матери, пожарники, в больницу, в школу,

в библиотеку. Психологи установили, что у 80 % детей самыми любимыми и

интересными играми считаются творческие.

Без умелого руководства взрослых дети могут задержаться на одном

уровне игры. Однако опыт показывает, что на пятом и даже на четвёртом году

жизни можно научить ребенка выбирать игру, ставить цели и распределять

роли. Дети постепенно приучаются определять некоторую последовательность

действий, намечать общий ход игры. Для того, чтобы воспитать детей в игре,

надо знать некоторые условия: отвести играм достаточно времени, организовать

удобную, спокойную обстановку, подобрать игрушки.

Развитие творческого потенциала в игре подтверждается тем, что,

играя, ребенок не просто копирует жизнь, а подражая тому, что видит,

комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к

изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но

педагоги помнят, что ребенок – не актер. Он играет для себя, а не для зрителей,

он создает свою роль по ходу игры. Поэтому воспитатели не просто наблюдают

за детской игрой, а управляют её развитием, обогащают её, включают в игру

творческие элементы. В младших группах игры детей носят предметный

характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень

важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же

предмет, пользоваться предметами-заместителями. Например, кубик может

быть столом, стулом, кусочком хлеба; несколько стульев дают возможность

изобразить дом, палатку, поезд и т.д. Это зависит от опыта ребенка и его

воображения.

Педагоги должны показать детям возможность различных способов

использования одних и тех же предметов. В средней группе начинает

складываться сюжетно-ролевая игра, которая предоставляет широчайшие

возможности для развития фантазии и творчества. Воспитателям необходимо

знать, как и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в

которые они играют. И если дети изо дня в день играют в одни и те же «дочки-

матери» или семью, воспитатель должен помочь им научиться разнообразить

сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные

сюжеты, принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала научиться

проявлять в игре свою творческую инициативу, планировать и направлять игру.

Кроме того, для развития воображения богатейшим источником развития

фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со

сказкой, которые воспитатели могут использовать для развития воображения

детей. В своей работе можно использовать следующие приёмы: «перевирание»

сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки,

изменение конца сказки, сочинение новой сказки вместе с детьми.

Сюжетно-ролевая игра строится на взаимодействии ребенка со

взрослыми. Ей присущи эмоциональная насыщенность и увлеченность детей,

самостоятельность, активность, творчество. Сюжетно-ролевая игра, как всякая

творческая деятельность, доставляет каждому ребенку радость и удовольствие

уже самим своим процессом. Основной источник, питающий игру ребенка - это

окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников; мнимая

или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на

себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

В сюжетно-ролевой игре развивается творческий потенциал ребенка.

Поэтому перед педагогом стоит задача — стимулировать творческую

активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением

в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных

литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных

персонажей. Включение в общий сюжет таких ролей активизирует воображение

детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты

событий, которые объединяют и делают осмысленным совместное

существование и взаимодействие таких различных персонажей. При этом

воспитатель учитывает игровые интересы детей, которые в обычных

совместных играх часто не могут реализоваться. Педагог в совместной с детьми

игре должен показать, как можно развернуть сюжет с такими, казалось бы,

несоединимыми ролями. Он всячески поощряет детей, которые вводят в

предварительный план игры новые ситуации, события и действующих лиц, так

как это является показателем свободного владения игровыми способами

деятельности и творческой активности ребенка.

Успешность сюжетно-ролевой игры зависит от организационной

деятельности педагога. Педагогу необходимы условия для развития игрового

сюжета, создание предметно- игровой среды с учётом возрастных и

индивидуальных особенностей дошкольника. Для развертывания сюжетно-

ролевых игр целесообразно использовать любое свободное время в режиме дня

(до завтрака, на прогулке, вечером). При проведении игр важно использовать

индивидуальный подход к каждому ребенку, помогать детям с трудностями

социализации. Например, у застенчивых детей необходимо выявлять

положительные качества и создавать условия для позитивного изменения

заниженной самооценки, чтобы улучшить их положение в системе

межличностных отношений. Широко используется похвала за положительное

поведение в игре и отказ от наказаний легковозбудимых детей, часто

конфликтующих с товарищами. Неуверенным в себе детям поручаются

интересные, но не сложные роли, которые не требуют организаторских

способностей. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и

эстетичными, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок.

Сюжетно – ролевая игра будет успешной только в том случае, если

педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей

последовательно и систематически, а не от случая к случаю.

Творчество вплетено в игровую деятельность. Причем для ребенка

важнее сам процесс игры, а не результат. Одним из важнейших условий

создания атмосферы, побуждающей к творчеству, является «эмоциональное

поглаживание», к которому относятся обращение к ребенку только по имени,

сохранение педагогом ровной, доброжелательной интонации, ласкового тона,

обязательно успокаивающие или ободряющие прикосновения к ребенку,

максимально положительные подкрепление его действий (похвала, одобрение).

Творческие сюжетные игры развивают у ребёнка воображение и способность

проигрывать в уме разные варианты развития событий, способность понимать

других людей и мотивы их поведения, умение гибко менять своё поведение при

изменении ситуации.

Творчество в игре дошкольника выражается в способности к замыслу,

его реализации, комбинированию своих знаний и представлений, в искренней

передаче своих мыслей и чувств, в способности к созданию образа,

продумыванию и воплощению его роли.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра представляет собой тип

деятельности ребенка, воплощающий в себе творческое отношение к

окружающей действительности через несовпадение игрового и реального

действия, что рождает новый, воображаемый смысл. Условия воображаемой

ситуации привлекают ребенка, расковывает его мышление, открывают простор

свободной творческой деятельности. В сюжетно-ролевой игре развивается

творческий потенциал ребенка.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический проект:

Альма Матер, 2005. - 702 с.

2. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов СЮ. Детство творческой

личности. - СПб.: Издательство Буковского, 1994. - 60с.

3. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском

саду). - Дошкольное воспитание. - 1994. - №1. - С. 17-19.

4. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -

1982.-№11.-С. 32-38.

5. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы пси-

хологии. - 1990. - №4. - С. 5-9.

6. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. -СПб.:

Союз, 1997. -92с.

7 . Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. -

Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2001. - 236 с.

8. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы пси-

хологии. - 1993. - №2. - С. 54-58.

9. Кудрявцев В., Синельников В. Ребѐнок - дошкольник: новый подход к

диагностике творческих способностей. - Вопросы психологии. -1995. - № 9. -

С. 52-59.

10. Кудрявцев В., Синельников В. Ребѐнок - дошкольник: новый подход к

диагностике творческих способностей. - Вопросы психологии. -1995. - № 10.

-С. 62-67.

11. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1993. - 56 с.

12. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978. - 125 с.

13. Никитин Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 1994. -. 256 с.

14. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - До-

школьное воспитание. - 2006. - №5. - С. 21-27.



В раздел образования