Автор: Байдина Татьяна Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №15 "Малютка"
Населённый пункт: Павловский Посад
Наименование материала: сообщение
Тема: "Знакомим детей с народным искусством"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 15 комбинированного вида «Малютка»
СООБЩЕНИЕ
на тему:
«Знакомим детей с народным искусством».
Выполнила
старший воспитатель
Байдина Т.А.
Культуру России невозможно себе представить без искусства, которое
раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно
демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные
вкусы и является частью его истории. В силу своих художественных
особенностей искусство близко людям, доступно их пониманию,
воспроизведению в самостоятельной деятельности, а это способствует
появлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально
благоприятную обстановку для детей. В связи с этим, я считаю актуальной
работу по развитию у детей творческих способностей через произведения
народного искусства - они разносторонне воздействуют на ребенка, учат
образно мыслить, закладывают основы эстетической культуры.
Наш детский сад работает по программе "Детство". Свою работу по
развитию художественно-творческих способностей коллектив строит на
следующих принципах:
- на подборе художественного материала по различным видам искусства
(музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное);
- на интеграции работы в комплексе основ искусства с различными
направлениями воспитательной работы (ознакомление с природой, развитием
речи, различными играми);
- на условиях активного включения детей в разнообразные виды
художественной творческой деятельности: музыкальную, театрализованную,
игровую и др.;
- на позиции индивидуального подхода к детям, учета индивидуальных
способностей каждого;
- на создании эстетической среды в повседневной жизни, оформлении и
проведении праздников и досугов.
Русский педагог Константин Николаевич Вентцель писал, что на ребенка
надо смотреть не как на ученика, а как на маленького искателя истины:
опираться на собственный опыт ребенка, обучать в действии, побуждать к
наблюдению, экспериментированию.
Для решения этих задач мы пополнили предметно-развивающую среду; нами
приобретен новый ассортимент иллюстративного и методического
материалов, современного оборудования. Были разработаны информационно-
коммуникативные технологии. Развитие
творческих способностей у детей наши педагоги начинают с раннего
возраста. Это тематическое планирование тематических дней, использование
малых фольклорных форм в различных видах деятельности: игровой,
образовательной, во время прогулки, утренней гимнастики, труде, режимных
моментах. В работе используем нетрадиционные формы и методы,
стимулирующие детей к использованию малых форм, созданию ситуаций,
побуждающих к творческим действиям. В ходе занятий используются
народные игрушки-забавы, например, матрешка: "Вот сестрицы-матрешки,
каждая глазаста, румяна, нарядна". Интересом пользуются у детей красочные
дымковская и богородская игрушки. Дети охотно рассматривали, а потом
сами лепили, рисовали такие игрушки, составляли о них свои рассказы,
посредством которых у детей развивается память, внимание, речь.
Говоря о повседневных занятиях, следует отметить интегрированный подход
к ним. Мы стараемся продумывать и проводить занятия в сочетании
различных видов деятельности: музыкальной, изобразительной, театрально-
игровой, и это нам удается. Много уделяется знакомству детей с народным
искусством. Для этого мы оформили столовую в круглосуточной группе с
элементами росписи народных умельцев в стиле "хохлома". В этом русле
специально подбирались расписные изделия, скатерти, полочки. А во второй
младшей группе был оформлен уголок с городецкой росписью. Это находит
отражение в художественной деятельности детей, которые в своих работах
(рисунок, лепка) стараются передать элементы хохломы, городецкой росписи.
В старших группах у воспитателей Штаревой Т.Ю. и Шибилкиной О.Г.
интересно прошел цикл занятий знакомства детей с гжельской росписью:
дети побывали на выставке народных мастеров, знакомились с
композиционными основами узора, а потом сами передавали изящество
синего, голубого и белого цветов в видах художественной деятельности.
В своей практике мы используем различные формы работы по развитию у
детей художественных творческих способностей, например, проведение
совместных с родителями фольклорных праздников ("Масленица",
"Посиделки", "Русская березка"), постановок и развлечений по сказкам,
родительских собраний в нетрадиционной форме. В свою очередь родители
овладевают информацией о том, какие предпосылки для развития творческих
способностей нужно сформировать у детей: закрепить интерес через беседы
с детьми, через фольклор, семейные праздники и традиции. Опытом своей
работы по ознакомлению детей с искусством и развитию творчества
педагогический коллектив делится с педагогами района во время встреч на
семинарах и районных методических объединениях.