Напоминание

"Знакомим детей с народным искусством"


Автор: Байдина Татьяна Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №15 "Малютка"
Населённый пункт: Павловский Посад
Наименование материала: сообщение
Тема: "Знакомим детей с народным искусством"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 15 комбинированного вида «Малютка»

СООБЩЕНИЕ

на тему:

«Знакомим детей с народным искусством».

Выполнила

старший воспитатель

Байдина Т.А.

Культуру России невозможно себе представить без искусства, которое

раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно

демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные

вкусы и является частью его истории. В силу своих художественных

особенностей искусство близко людям, доступно их пониманию,

воспроизведению в самостоятельной деятельности, а это способствует

появлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально

благоприятную обстановку для детей. В связи с этим, я считаю актуальной

работу по развитию у детей творческих способностей через произведения

народного искусства - они разносторонне воздействуют на ребенка, учат

образно мыслить, закладывают основы эстетической культуры.

Наш детский сад работает по программе "Детство". Свою работу по

развитию художественно-творческих способностей коллектив строит на

следующих принципах:

- на подборе художественного материала по различным видам искусства

(музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное);

- на интеграции работы в комплексе основ искусства с различными

направлениями воспитательной работы (ознакомление с природой, развитием

речи, различными играми);

- на условиях активного включения детей в разнообразные виды

художественной творческой деятельности: музыкальную, театрализованную,

игровую и др.;

- на позиции индивидуального подхода к детям, учета индивидуальных

способностей каждого;

- на создании эстетической среды в повседневной жизни, оформлении и

проведении праздников и досугов.

Русский педагог Константин Николаевич Вентцель писал, что на ребенка

надо смотреть не как на ученика, а как на маленького искателя истины:

опираться на собственный опыт ребенка, обучать в действии, побуждать к

наблюдению, экспериментированию.

Для решения этих задач мы пополнили предметно-развивающую среду; нами

приобретен новый ассортимент иллюстративного и методического

материалов, современного оборудования. Были разработаны информационно-

коммуникативные технологии. Развитие

творческих способностей у детей наши педагоги начинают с раннего

возраста. Это тематическое планирование тематических дней, использование

малых фольклорных форм в различных видах деятельности: игровой,

образовательной, во время прогулки, утренней гимнастики, труде, режимных

моментах. В работе используем нетрадиционные формы и методы,

стимулирующие детей к использованию малых форм, созданию ситуаций,

побуждающих к творческим действиям. В ходе занятий используются

народные игрушки-забавы, например, матрешка: "Вот сестрицы-матрешки,

каждая глазаста, румяна, нарядна". Интересом пользуются у детей красочные

дымковская и богородская игрушки. Дети охотно рассматривали, а потом

сами лепили, рисовали такие игрушки, составляли о них свои рассказы,

посредством которых у детей развивается память, внимание, речь.

Говоря о повседневных занятиях, следует отметить интегрированный подход

к ним. Мы стараемся продумывать и проводить занятия в сочетании

различных видов деятельности: музыкальной, изобразительной, театрально-

игровой, и это нам удается. Много уделяется знакомству детей с народным

искусством. Для этого мы оформили столовую в круглосуточной группе с

элементами росписи народных умельцев в стиле "хохлома". В этом русле

специально подбирались расписные изделия, скатерти, полочки. А во второй

младшей группе был оформлен уголок с городецкой росписью. Это находит

отражение в художественной деятельности детей, которые в своих работах

(рисунок, лепка) стараются передать элементы хохломы, городецкой росписи.

В старших группах у воспитателей Штаревой Т.Ю. и Шибилкиной О.Г.

интересно прошел цикл занятий знакомства детей с гжельской росписью:

дети побывали на выставке народных мастеров, знакомились с

композиционными основами узора, а потом сами передавали изящество

синего, голубого и белого цветов в видах художественной деятельности.

В своей практике мы используем различные формы работы по развитию у

детей художественных творческих способностей, например, проведение

совместных с родителями фольклорных праздников ("Масленица",

"Посиделки", "Русская березка"), постановок и развлечений по сказкам,

родительских собраний в нетрадиционной форме. В свою очередь родители

овладевают информацией о том, какие предпосылки для развития творческих

способностей нужно сформировать у детей: закрепить интерес через беседы

с детьми, через фольклор, семейные праздники и традиции. Опытом своей

работы по ознакомлению детей с искусством и развитию творчества

педагогический коллектив делится с педагогами района во время встреч на

семинарах и районных методических объединениях.



В раздел образования