Автор: Сляднева Галина Борисовна Должность: учитель физики Учебное заведение: МОБУ СОШ №18 Населённый пункт: город Сочи Наименование материала: статья Тема: Организация внеурочной работы по физике Раздел: полное образование
внеурочной работы по физике.
В свете новых стандартов образования учитель должен не только дать
учащимся глубокие и прочные знания по изучаемому предмету, но и научить
применять их на практике. В идеале, дети должны самостоятельно добывать
знания.
Опыт показывает, что при формировании познавательных интересов
и
развития
компетенций
школьников
особое
место
принадлежит
внеклассным занятиям по предмету. Учащиеся должны быть вовлечены в
активную
познавательную
деятельность
на
уроке
и
за
его
пределами.
Установление тесной связи между уроком и внеурочными занятиями – один
из путей повышения качества образования.
Обучение и воспитание составляет единый педагогический процесс,
обеспечивающий
формирование
и
всестороннее
развитие
личности
учащегося, поэтому так важно, чтобы усилия родителей и учителей в этом
процессе были объединены. Педагогические задачи успешно решаются лишь
при органическом сочетании учебного и воспитательного воздействия на
детей в ходе урока и во внеурочное время, поэтому внеурочные занятия с
педагогами
и
родителями
справедливо
рассматриваются
как
важная
составная часть работы школы.
Одной из форм индивидуальной внеурочной работы по физике является
выполнение
учащимися
совместно
с
родителями
опытов
по
физике
в
домашних условиях. Такие практические задания я начала практиковать три
года назад. Наиболее актуальны они, как правило, в 7-8 классах. Включение
в домашнее задание выполнения простых опытов, несложных исследований
способствует формированию инициативы, познавательных способностей у
учащихся,
вызывает
интерес
к
учебе.
Мною
подготовлены
разработки
домашних
практических
заданий,
в
которых
пошагово
описан
ход
выполнения работы. Такая форма подачи материала делает его доступным
для
родителей,
большинство
из
которых
уже
давно
окончили
школу,
и
недостаточно
компетентны
по
данному
вопросу.
Под
руководством
родителей дети выполняют простые эксперименты в домашних условиях,
составляют
отчет
о
проделанной
работе,
делают
выводы.
Такой
вид
деятельности
делает
отношения
внутри
семьи
толерантными
и
доверительными, что, несомненно, повышает авторитет родителей.
Внеклассные занятия и формы их проведения должны быть интересны
всем участникам этого процесса: учителю, родителям и учащимся. Полное
удовлетворение любое дело принесет лишь в том случае, если оно опирается
на
потребности
ученика,
вызывает
положительные
эмоции.
Однако
надо
понимать, что
внеклассные занятия должны не только развлекать, но и
развивать
и
совершенствовать
личность
школьника.
Весной
и
осенью
ежегодно я совместно с родителями организую походы выходного дня. Этот
вид деятельности способствует более осознанному восприятию физики, так
как
она
подтверждается
конкретными
примерами.
Дети
и
их
родители
отыскивают явления природы, наблюдают, пытаются объяснить на основе
полученных ранее знаний. Таким образом, происходит актуализация знаний,
активное повторение пройденного материала. Это делает физику прикладной
наукой, способствует глубокому и прочному усвоению материала.
Внеклассные занятия оказывают большое влияние на урок. Сведения,
полученные во внеурочное время, делает ребенка более уверенным в своих
знаниях, что позволяет быть менее закомплексованным, дополнять ответы
товарищей, отстаивать аргументировано свое мнение, приводить интересные
примеры.
Дети
с
удовольствием
ставят
различные
опыты,
не
бояться
выступать перед классом, что способствует формированию определенных
компетенций. Следует отметить, что данная форма работы очень полезна и
для
учителя.
Она
помогает
лучше
узнать
своих
учеников,
достичь
взаимопонимания.
Общение
«за
страницами
учебника»,
в
неформальной
обстановке делает педагога интересным для ученика, помогает вести диалог
со своими воспитанниками.
Внеурочная работа способствует развитию исследовательской
деятельности, развивает интерес и любовь к физике, обогащает ученика
новыми
знаниями,
расширяет
кругозор.
Только
учитель,
умело
стимулирующий
и направляющий интересы учащегося
в нужное русло,
сможет
пробудить
интерес
к
такой
непростой
науке
как
физика
и
сформировать социально-значимые компетенции учащегося.