Автор: Кожанова Ольга Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 10 "Колобок"
Населённый пункт: Г.Бор, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проектная работа " Береги зубы с детства "
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 10 "КОЛОБОК"
Проектная работа
« Береги зубы с детства »
Выполнил: воспитатель Кожанова О.В.
высшая квалификационная категория
1
Городской округ г. Бор
2017-2018 уч.г
Вид проекта: информационно - исследовательский
Продолжительность : сентябрь – май
Участники проекта:
- дети 4 – 7 лет
- воспитатель
- родители воспитанников
- врачи стоматологического центра
- специалисты ДОУ
Цель проекта:
Дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья; выработать на основе
полученных знаний необходимые гигиенические навыки и привычки через
исследовательскую деятельность. Обеспечить осознанное выполнение родителями
профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний полости
рта.
Задачи:
Личностно – ориентированные:
Развивать исследовательские умения и навыки:
- умения задавать вопросы;
- умение собирать совместно со взрослыми необходимую информацию (источники -
художественная литература, встреча со специалистами, беседа с воспитателями и
родителями, просмотр видеофильмов);
- умение делать первые выводы;
- умение представлять свой опыт в форме продуктов исследования (рисунки, плакат,
фоторепортаж, книжки- малышки со сказками о зубах, альбом, коллаж).
Образовательные:
Познакомить детей со строением зубов, их назначением и функциями. Узнать о причинах
повреждения зубов и правилами ухода за полостью рта.
Обучающие:
Формировать умение правильно и последовательно чистить зубы, пользоваться зубной
щеткой;
Воспитательные:
2
Воспитывать желание заботиться о своем здоровье и положительное отношение к
посещению врача стоматолога.
Предполагаемые результаты:
Сформированные знания детей о зубах и правилах ухода за ними, о причинах
возникновения кариеса;
Методические разработки занятий по теме;
Коллаж «Береги зубы»;
Дидактическое пособие «Полезно – вредно»;
Альбом со стихами и загадками;
Книжки- малышки со сказками о зубках;
Фоторепортаж в форме стенгазеты «Здоровые зубки!»;
Доброжелательное отношение детей к посещению стоматологического кабинета, к встрече
с врачом-стоматологом;
Оказание консультативной помощи родителям по результатам осмотра детей.
Роль родителей в реализации проекта
Подбор наглядно – дидактических материалов и оборудования для занятий,
экспериментов.
Участие в подготовке и проведении экскурсии в поликлинику к стоматологу
Участие в оформление фоторепортажа, информационного плаката «Хорошо – плохо», в
оформлении альбомов со стихами, загадками, пословицами; оформление папок-
передвижек
Участие родителей в оформление книжки – малышки «Сочиняем сказки о здоровых
зубках», участие в викторине «Береги зубы с детства»
Участие родителей в открытом итоговом занятии по проекту «Путешествие к Королеве –
Зубной щетке».
Участие специалистов ДОО
Мед. сестра
Обучение правильно чистить зубы «Каждый день чистить зубки нам не лень». Чистка
зубов после завтрака с использованием схемы последовательности действий, полоскание
полости рта после каждого приема пищи.
Размещение информации о правильном уходе за зубами. Рекомендации по проведению
гигиенических процедур дома.
3
Оформление стендов « Береги зубы смолоду», «Здоровые зубы здоровью любы»,
«Поговорим о полезных и вредных для зубов продуктах питания», «Правила ухода за
зубами».
Инструктор по физической культуре
Подвижные игры «Я знаю правила здоровых зубов»,
игра – эстафета «Кто больше принесет полезных продуктов для зубов».
Педагог – психолог
Сюжетно-ролевые игры: «Стоматологический центр»,
«У зайчика заболели зубы», «Проверим наши зубки», «На приеме у зубного врача», «У
куклы Даши заболел зуб».
Проблемная ситуация: «Что делать, если зуб заболел? »
Беседа «Как вести себя на приеме у стоматолога», «Как нужно вести себя при лечении
зубов».
Логопед
Беседа «Я знаю правила здоровых зубов», заучивание стихов о зубах, отгадывание
загадок, проведение артикуляционной гимнастики.
Сочинение рассказов на тему «Как зубы стали здоровыми», составление описательного
рассказа: «Моя зубная щетка»
Сказка «О веселом язычке, которому нужны здоровые зубы, чтобы хорошо говорить».
Педагог по изобразительному искусству
Рисование «Здоровый и грустный зубик», иллюстрации к сказке «Королева Зубная
щетка»
Составление коллажа «Полезные продукты»,
Рисование на тему: «Чтобы зубы нам сберечь»
Музыкальный руководитель
Слушание музыкальных произведений П.И.Чайковского «Здоровая и больная кукла»,
детских песенок «Улыбка».
прослушивание аудио-видео записей: «Мойдодыр», «Айболит», «Королева Зубная Щетка»
Проведения развлечения «Праздник здоровой улыбки»; праздника «Береги зубы с
детства».
4
Воспитатели:
Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», Н. Коростелев «Королева
Зубная щетка», А. Анпилов «Зубки заболели», Б. Заходер «Все о зубах», С.
Михалков «Как у нашей Любы»
Разучивание стихов: С. Чудин «Зубная щетка», «Как поел почисти зубы», «Кариес» и др.
Беседы на темы: «Чистота и здоровье», «Витамины», «Кариес», «Моя зубная щетка»,
«Полезная и вредная еда», «Почему нужно полоскать рот после еды», «Как мы ходили в
кабинет стоматолога».
НОД «Чтобы зубки блестели!», «Зубы», «Чтобы зубы были крепкими», «Наши зубы»,
«Полезно, не полезно».
Дидактические игры: «Хорошо – плохо», «Составь целое», «Цепочка действий»,
«Здоровый малыш», «Запрещается-разрешается», «Цепочка действий», «Повтори – не
ошибись», «Вредное и полезное»
Изготовление памяток для родителей: «Здоровые зубы - хорошее настроение», «Секреты
белоснежной улыбки», «Пять правил здоровых зубов», «Ешьте то, что полезно для зубов».
Экспериментирование «Отчего появляются трещины в зубах?»
Старший воспитатель – организация экскурсии в стоматологический кабинет, оказание
помощи в подборе материалов.
Продукт проектной деятельности:
Оформление стенда для родителей «Как сохранить зубы здоровыми и красивыми»; Папка-
передвижка «О ротовой гигиене»
Коллажи «Береги зубы», «Блюдо полезных продуктов»
Дидактическая игра « Полезно – вредно»
Альбом «Чтобы зубы не болели» со стихами, загадками, пословицами и поговорками.
Книжки - малышки со сказками
Фоторепортаж в форме стенгазеты «Здравствуй, доктор!», фотовыставки «Здоровые зубки
– красивая улыбка»
Оформление информационного уголка для родителей
Консультации для родителей « 12 мифов о чистке зубов» «Как научить ребенка правильно
ухаживать за зубами? », «Содержите в чистоте зубную щетку».
5
Выставки рисунков на темы: «Чтобы зубы нам сберечь», «Мой зуб», «Веселый и
грустный зубик»
Работы детей по аппликация «Полезно – вредно», «Зубная щетка», Пластилинографии
«Мой зуб»
Коллекция зубных щёток
Открытое занятие на тему «Путешествие к Королеве Зубной Щетке».
Презентация детям фильма о проделанной работе.
Круглый стол «Подведение итогов о проделанной работе».
Этапы проекта
Подготовительный
Изучение психолого – педагогической и медицинской литературы по проблеме
«Профилактика кариеса у детей». Подбор наглядности, видеофильмов и мультфильмов по
теме.
Распределение заданий между участниками проекта
Анкетирование родителей, диагностика знаний детей.
Размещение информации о введении проекта в родительском уголке, ознакомление с
проблемой, целью и задачами проекта.
Оформление консультаций «Как научить ребенка чистить зубы?», « 12 мифов о чистке
зубов»
Подготовка выставки книг для детей по теме, разработка дидактических игр «хорошо –
плохо», «эта вредная еда»;
Основной
Предварительная беседа с детьми о зубах
Познавательное занятие «Познакомимся с зубами поближе»
Занятие: «Здоровые зубы - Здоровью любы!»
Разучивание физкультминуток и пальчиковых игр по теме
Экскурсия в стоматологический кабинет
Игровая деятельность, продуктивная деятельность, игровые ситуации,
чтение сказок, стихов, разучивание стихов, прослушивание аудио-видео записей:
Дидактические игры и упражнения, сюжетно – ролевые игры
Работа с родителями
6
Консультации для родителей на темы: «Как сохранить зубы здоровыми и красивыми»,
«Профилактика кариеса», «Гигиена полости рта», «Вредные привычки»
Изготовление памяток для родителей: «Здоровые зубы - хорошее настроение», «Секреты
белоснежной улыбки», «Пять правил здоровых зубов», «Ешьте то, что полезно для зубов».
Семинар-практикум: «Профилактика кариеса зубов у детей и взрослых»
Итоговый этап
Диагностика знаний детей, обработка результатов и их анализ, открытое занятие на тему
«Путешествие к Королеве Зубной Щетке».
Кукольный спектакль «Как ослик лечил зубы»
Обработка и оформление материалов проекта; оценка результатов работы всех участников
проекта;
7
Непосредственная Образовательная Деятельность
«Наши зубы»
Интегрированное для старшего дошкольного возраста
Задачи по образовательной области «Познание»
Расширять представление детей о труде зубного врача-стоматолога.
Формировать у детей исследовательскую деятельность через элементарную опытную
работу.
Формировать представление детей о функциях передних и задних зубов.
Уточнить знания детей, что полезно и вредно для зубов.
Развивать интерес детей.
Развивать умение отстаивать свое мнение.
Развивать внимание, наблюдательность, мышление, умение классифицировать и
обобщать.
Воспитывать культуру общения детей друг с другом.
Задачи по образовательной области «Здоровье»
Формировать привычку следить за чистотой полости рта.
Формировать умение самостоятельно чистить зубы.
Расширять представление детей о важных компонентах в уходе за зубами.
Расширять представления о роли гигиены в жизни человека.
Воспитывать культуру общения детей друг с другом.
Задачи по образовательной области «Развитие речи»
Формировать правильное произношение звуков «З» и «С» и их дифференциации.
Формировать умение различать эти звуки на слух и в произношении, произносить их
протяжно, на одном выдохе, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками.
Развивать фонематическое восприятие и речевое дыхание.
Развивать подвижность и гибкость языка, умение им управлять.
Воспитывать культуру общения детей друг с другом.
Задачи по образовательной области «Художественная литература»
Вспомнить произведения С.Михалкова.
Познакомить с новым произведением С.Михалкова «Как у нашей Любы...»
Приобщать к восприятию художественных произведений.
Развивать интерес к художественной литературе.
8
Развивать умение отстаивать свое мнение.
Воспитывать культуру общения детей друг с другом.
Методы и приемы:
1. Словесные: (художественное слово, наводящий вопрос, ТРИЗ, проблемная ситуация,
словесная инструкция, словесная игра)
2. Наглядные: (сюрпризный момент, рассматривание)
3. Практические (опыт)
Ход
Дети стоят на ковре в кругу. Раздается стук в дверь. Появляется медведь Потап. Дети
здороваются с ним.
Потап: Доброе утро всем, кто проснулся,
Доброе утро, кто улыбнулся!
Доброе утро людям и птицам,
Доброе утро приветливым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
Ведь доброе утро длится до вечера.
Воспитатель: Ребята, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь Потапу, улыбнитесь нашим
гостям. Как приятно посмотреть на красивую улыбку, на белоснежные ровные зубки, как в
рекламе по телевизору. Настроение у нас хорошее, бодрое! Потап пришел посмотреть, как
мы с Вами живем в детском саду. Я приглашаю Вас пройти за столы и начать нашу
интересную историю, историю про зубы.
Дети проходят за столы.
Воспитатель: Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб-всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю.
Дети, что это за белые звери?
Зубы.
Воспитатель: Сегодня к нам в гости еще пришли друзья-зубы и принесли каждому из Вас
зеркальце. Посмотрите на свои зубки в зеркало. Погладьте язычком передние зубки и
задние зубки.
Что Вам подсказало зеркало и язычок?
Одинаковые зубы или нет?
Передние зубы какие?
9
Задние?
А как Вы думаете, если зубы разные, одинаковую ли они выполняют работу, когда мы
кушаем?
Давайте проверим?
Разные.
Острые.
Широкие.
Разную.
Дети откусывают кусочки груши (заранее приготовленные).
Какими зубами откусывали?
А жевали?
Да, действительно, Вы правильно догадались, что передними зубами мы откусываем, а
широкими задними зубами –жуем.
Дети, а мы с Вами не заметили, что зубки-то разные. Это какой?
А этот?
Верно.
Передними.
Задними.
Радостный, веселый.
Грустный, расстроенный.
Воспитатель достает портрет советского писателя С.Михалкова и показывает детям.
Дети, кто помнит, как зовут этого писателя?
А давайте вспомним, какие произведения этого писателя мы знаем?
Да. А я хотела бы Вас сегодня познакомить с еще одним произведением С.Михалкова
«Как у нашей Любы…»
Сергей Михалков.
Дядя Степа.
Воспитатель читает произведение С.Михалкова «Как у нашей Любы…»
Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные -
Детские, молочные...
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит:
- Мне сегодня не до вас!
10
Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит -
Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять!
Тут же бабушка хлопочет,
Дать совет полезный хочет -
Как лечили в старину.
Только дедушка спокоен -
Он бывалый, старый воин,
Не одну прошёл войну.
Заглянул он внучке в рот:
- Всё до свадьбы заживёт!
Воспитатель с детьми обсуждает прочитанное произведение.
Воспитатель:
Как называется произведение?
Какой это жанр произведения?
Что случилось с героиней произведения?
Какой зубик жил у Любы?
Как Вы думаете, почему заболели зубы у Любы?
Почему появилось повреждение в зубе?
«Как у нашей Любы…»
Стихотворение.
Заболели зубы.
Грустный, больной.
В зубе появилось повреждение-дырочка.
Много кушала сладкого, грызла орехи, ела слишком горячую или слишком холодную
пищу.
Физкультурная минутка.
Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, какой звук в слове зуб первый?
Правильно.
А давайте поиграем с нашим язычком. Звук «З»
11
Воспитатель с детьми выполняют артикуляционную гимнастику для выработки
артикуляционных укладов звуков «З» и «С»:
-накажем непослушный язычок
-лопатка
-качели
-почистим зубки
А теперь давайте вспомним, какую песенку поет звук «З».
А звук «С»?
Молодцы!
Давайте с Вами условимся, если Вы услышите звук «З»-хлопайте в ладоши, а звук»С»-
умывайтесь, не касаясь лица.
Песенку комара: з-з-з-з-з-з.
Песенку воды из крана: с-с-с-с-с-с
Воспитатель показывает движения под произношение звуков.
Воспитатель: Дети, звук за мной не повторяйте, а лишь показывайте те или иные
движения.
Воспитатель проговаривает 3-4 звука, проверяя, как дети поняли задание.
Далее произносит вперемешку 9-11 звуков.
Воспитатель: А теперь, я буду произносить слова, а Вы внимательно слушайте и
называйте, какой звук- «З» или «С» слышится в словах:
Слон Зебра Зеленый Зуб Синий
Дети выполняют задание.
Воспитатель: А теперь не называйте звук, а как при выполнении первого задания, жестами
показывайте, что слышите:
Заря Синичка Золотой Серебряный Солнце Звезда
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы!
Дети, а Потап пришел к нам не только в гости, но еще и рассказать свою историю. Хотите
послушать?
Всем известно, что медведи
Любят сладкое, как дети.
Вот и наш медведь Потап
В этом деле был не слаб.
Слопал полный улей меду,
Не спеша умял второй.
12
И под мышку взяв колоду
Он отправился домой.
Тяжело идти к берлоге-
Отдувается медведь…
Вдруг у мишки по дороге
Зубы начали болеть.
Больно так, что нету мочи!
На лугу он выл полночи.
На заре Потап рыча
Побежал искать врача.
Врач в лесу известный – дятел
Если зуб у вас гнилой,
Он его законопатит
Самой лучшей смолой.
Дятел ловко в пасть влезает,
Глубоко свой клюв вонзает,
Поднатужился – и хруп!
Вырвал заболевший зуб!
Мед Потап как прежде любит,
Дело ясное - медведь!
Но теперь медвежьи зубы
И не думают болеть!
Дважды в день он полоскает
Пасть свою водой речной.
И везде с собой таскает
Щетку с пастою зубной!
Что случилось с медведем?
Почему у него заболели зубы?
Кто ему помог?
А теперь у Потапа зубы болят?
А почему они у него не болят?
Ребята, Потап просит у Вас совета: он очень любит мед, но не хочет, чтобы у него болели
зубы. Что бы Вы могли посоветовать?
Да, Потап. Мед полезен, но много меда вредно для зубов. Мед можно есть, но немного.
Ребята, давайте мы с Вами напомним Потапу, что нужно делать, чтобы зубы не болели.
13
Дети, а давайте покажем Потапу как правильно чистить зубы!
Зубы заболели.
Много меда съел.
Дятел.
Нет.
Он поласкает рот и чистит зубы.
Есть поменьше меда.
Полоскать рот теплой водой.
Не есть очень холодную и теплую пищу.
Не грызть твердые предметы (орехи, кости).
Чистить зубы 2 раза в день: утром и вечером.
Воспитатель с детьми показывает, как правильно чистить зубы.
Воспитатель: А если у Вас все-таки заболели зубки, что нужно сделать?
Да, правильно.
Есть врач, который лечит только зубы -стоматолог. А если зубы заболели вечером, кода
стоматолог закончил работать, что делать?
Зуб перестал болеть. А может уже и не надо идти к стоматологу?
Дети, наши друзья-зубы предлагают Вам поиграть в игру «Полезно-вредно».
У Вас на столах у каждого есть карточка. Внимательно рассмотрите ее, подумайте, то что
на ней нарисовано полезно для Ваших зубов или вредно. К веселому зубику нужно
положить карточку, где полезно, а к грустному - где вредно.
А медведь Потап проверит, правильно ли Вы справились с заданием.
Сказать маме, обратиться к врачу.
Прополоскать рот соленой водой.
Зуб надо вылечить.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Дети, Потапу пора уходить, он обещал зайти в гости к ребятам в другую
группу. Он хочет Вас попросить, что бы Вы нарисовали картинки «Что полезно для зубов
и что вредно». Он их покажет своими лесным друзьям и научит их как правильно
ухаживать за зубами.
Ребята и Потап! На прощание я хотела бы Вам дать совет:
Как поел, почисти зубки,
Делай так 2 раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
14
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идем
В год 2 раза на прием.
И тогда улыбки свет
Сохраним на много лет.
15
«Чтобы зубки блестели».
Для средней группы
Ц е л и : продолжать
знакомить
детей
с
правилами
личной
гигиены;
дать
представление о детской зубной щетке и детской зубной пасте, подвести к пониманию их
назначения; познакомить детей с правилами ухода за зубами: чистка зубов, полоскание рта
после еды, посещение стоматолога при зубной боли и в целях профилактики зубных
болезней;
закрепить
знание
последовательности
процесса
чистки
зубов;
рассказать
о
пище, необходимой для сохранения здоровья зубов.
Материал:
отрывок
из
м/ф
«Птичка
Тари»,
зеркала,
эмалированная
кружка
с
отбитой эмалью, кусочки черного хлеба, салфетки, подносы, игрушка Крокодил, щетка
одежная,
щетка
обувная,
зубные
щетки:
детская
и
взрослая,
макеты
зубов,
макеты
продуктов, памятки, презентация «Зубы».
Ход занятия:
– Здравствуйте дети! Меня зовут Юлия Владимировна. Какие вы все красивые
здоровые. Сядьте удобно и правильно: спина прямая, ноги вместе.
– Внимание на экран! (отрывок из м/ф «Птичка Тари»)
– Почему Крокодил плачет? Что с ним случилось?
– Возьмите зеркала. Посмотрите на свои зубки. Какого они цвета?
– Сверху зубы покрыты белым твердым веществом, которое называется эмаль
(презентация слайд № 2). Она хоть и твердая, но все же может треснуть. Видите, как
отбилась эмаль у этой кружки. Когда эмаль разрушается, идет разрушение зуба и на месте
трещин появляются дырочки (презентация слайд № 3). И поэтому зуб может заболеть. А
еще зубы могут заболеть из-за микробов. Микробы питаются остатками пищи. Как же это
происходит? Возьмите кусочек черного хлеба, положите в рот, прожуйте.
– Прожевали? Посмотрите в зеркала. Осталась пища, крошки от хлеба? Конечно,
даже я вижу крошки на ваших зубах.
– Как удалить остатки пищи? Верно, прополоскать рот водой, что мы и сделаем
после занятия, или почистить зубы.
– Представьте это мои зубы (воспитатель использует руку, сжатую в кулак, между
пальцами которой вставлены кусочки белой бумаги). Посмотрите, если я буду чистить
зубы вот так (делает движения зубной щеткой в горизонтальном направлении движениями
вперед-назад), что происходит с остатками пищи? Они остаются. А надо чистить так
16
(делает движения зубной щеткой в вертикальном направлении движениями вверх-вниз),
тогда крошки вылетают. Все вылетело и ничего не осталось.
– Ах, посмотрите, кто это у нас тут? Крокодил, да еще и с коробкой. Крокодил, ты
не из м/ф? Из него, как ты говоришь тебя зовут?
– Тотоша, покажи свои зубки. Фу, какие они у тебя желтые, грязные. Ты их не
чистишь совсем? Да у тебя во рту микробов целая куча. Они там кусаются, вот у тебя
зубки и болели.
–
Ребятки,
Крокодил
просит
подуть
ему
скорей
сильно-сильно
и
сдуть
всех
микробов. Вот так. (Дыхательная гимнастика: выдох длиннее вдоха в 4 раза).
– Дети, мы сдули микробов у Крокодила? Нет конечно, так микробов не сдуешь. А
что нужно сделать, чтобы зубки были чистенькие, беленькие и никогда не болели? Нужно
чистить их, а чем? Конечно щеткой.
– Тотоша, а что у тебя в коробке? Щетки? Ты хочешь, чтобы ребята тебя чистить
зубы научили? Ну давай посмотрим на твои щетки.
Воспитатель достает обувную щетку:
– Это вот этой щеткой ты зубы чистить собрался? Какая она черная. Ребята, можно
такой щеткой зубы чистить? Почему? Какая это щетка? Что ей делают? Это обувная щетка.
Ей чистят обувь.
– Что ты говоришь? У тебя еще есть щетка? Давай посмотрим. Вот эта? Какая это
щетка, ребята? Что ей делают? Правильно ей чистят одежду. Это одежная щетка.
Физминутка.
Помогаем маме, пол мы подметая,
В этом нам поможет щетка половая.
До блеска обувь натираем – спешит помочь нам щетка обувная.
Во всем всегда надежная – щеточка одежная.
– Что, что, Тотоша? Еще щетка есть? Какая вот эта? Какая это щетка, ребята?
– Зубная щетка. Можно ей чистить зубы? Этой нельзя. А почему? Все ли Крокодил
сделал правильно? Где у него лежала зубная щетка? Да в коробке вместе с другими
щетками. Не надо ей чистить зубы, она грязная. Мы подарим Тотоше новую зубную щетку.
– Щетки бывают разные детские и взрослые (презентация слайд № 4). Чем они
отличаются (прикладывает щетины щеток друг к другу)? У детской зубной щетки щетина
короткая, а у взрослой – длинная. Почему?
– Помощницей зубной щетки является зубная паста. Она бывает детская, взрослая и
для всей семьи. Посмотрите.
17
– Поднимите руки те, кто дома чистит зубы. У вас есть зубная щетка? Где она
хранится?
– Вот, Тотоша, и ты поставь свою новую зубную щетку в стакан (презентация слайд
№ 5).
– Что ты говоришь, Тотоша? Ты не умеешь чистить зубы? Мы с ребятами тебя
научим.
Дети встали к макетам зубов.
– Ой, у вас есть щетки, а у меня нет. Как же я вас научу? Что, Тотоша, ты
предлагаешь взять твою зубную щетку? А можно использовать чужую зубную щетку,
ребята? Нет, Тотоша, эта щетка теперь твоя и только твоя, а я возьму свою.
– А теперь представьте, что это ваши верхние передние зубы их мы будем чистить
движениями сверху вниз, дальние зубы будем чистить движениями вперед-назад, изнутри
все зубы чистим выметающими движениями. (Аналогично с нижней челюстью).
Дети садятся на свои места. Воспитатель предлагает 2 детям почистить зубы
Крокодилу (нижние – 1 ребенок, верхние – 2 ребенок). Воспитатель убирает желтые
полоски. Зубы у Крокодила стали белые и чистые. Крокодил читает свое стихотворение:
«Крокодильчик я зубастый, дайте щетку мне и пасту. Чистить зубы мне лень, я их чищу
каждый день».
– Я приготовила для тебя, Тотоша, угощения. Что ты говоришь, боишься испачкать
свои зубы. Правильно боишься, оказывается зубы можно не только испачкать, но и
повредить некоторыми продуктами зубную эмаль. Например, если грызть орехи, леденцы,
сухари. Посмотрите что происходит.
Опыт: макет зубов покрыт толстым слоем белой гуашевой краски, воспитатель
ударяет металлической чайной ложкой по толстому слою краски, откалывая кусок.
– То же самое происходит с зубной эмалью, в этом месте образуется дырочка и зуб
начинает болеть.
– Но есть и продукты, помогающие укрепить наши зубы – это все молочные
продукты, есть такие которые помогают очищать наши зубы – это овощи и фрукты, а вот
про сладости нам расскажет знакомый Доктор Кролик (отрывок из м/ф «Путешествие за
ослепительными улыбками»).
Игра «Полезно – неполезно»: полезный продукт – 1 хлопок, вредный – 2 хлопка.
Итог:
Итак, поднимите руки те, кто чистит зубы 1 раз, а теперь те, кто 2 раза. Молодцы!
Зубы надо чистить 2 раза в день, а после каждого приема пищи не забывать полоскать рот.
Тотоша, ты все запомнил?
18
Как поел – почисти зубки!
Делай так 2 раза в сутки!
Предпочти конфетам фрукты –
Очень важные продукты.
К стоматологу идем
В год 2 раза на прием.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!
А на память о нашей встрече я подарю вам вот эти памятки «Как правильно
чистить зубы» (презентация слайд № 6), вы повесите их в ванной комнате у себя дома и
расскажите об этих правилах родителям.
Прощание
с
Крокодилом,
звучит
песня
«Улыбайся»
из
м/ф
«Путешествие
за
ослепительными улыбками».
19
"Чтобы зубы не болели"
для детей средней группы
Программные задачи: познакомить детей о необходимости ухода за зубами, как
правильно чистить зубы, с техникой чистки зубов, с правилами ухода за зубами,
поддерживать желание ухаживать за зубами;
закрепить полученные знания о правилах здорового питания;
воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, привычку к здоровому образу
жизни.
Оборудование:
Зубные щетки и расчески по количеству детей, зубная паста, вспомогательные картинки с
изображением мороженого, торта, врача, орехов, овощей, фруктов, сока; вата, макет зубов,
рисунок- схема “Как правильно чистить зубы”.
Ход занятия
Дети заходят в группу, здороваются с гостями и садятся на стульчики полукругом
напротив воспитателя.
Воспитатель: Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать ее.
Разгрызешь стальные трубы,
Если часто чистишь…………(зубы)
Если дети затрудняются отгадать, воспитатель сама называет отгадку, и вместе с детьми
рассуждают, почему так говорят.
Воспитатель: Это зубы. Сегодня мы поговорим о зубах и как правильно за ними
ухаживать. Скажите, где расположены зубы?
Дети: Во рту.
Воспитатель: Зачем они нам нужны?
Дети: Чтобы кушать, пережевывать пищу, четко и красиво разговаривать.
Воспитатель: Это только на первый взгляд кажется, что наши зубы очень крепкие и
прочные. Но если не соблюдать некоторые правила, то можно остаться без зуба. Хотите
узнать эти правила?
Дети: Да.
Воспитатель: А чтобы вам легче было запомнить эти правила, я буду говорить, и
показывать картинку.
Не ешь и не пей горячего.
20
А так же и холодного.
Не ешь много сладкого.
Не грызи зубами орехи и другие твердые предметы.
Воспитатель: Запомнили эти правила? Давайте еще раз вместе с вами проговорим.
Дети повторяют правила
Воспитатель: И еще, чтобы сберечь зубы надо:
Чистить зубы два раза в день: утром и вечером.
Больше кушать молочных продуктов. Назовите, какие вы знаете молочные продукты?
Кушать овощи, фрукты, ягоды.
Пить соки.
Воспитатель: Запомните эти правила! Если их соблюдать, то зубы у вас будут здоровые.
Воспитатель: Ребята, а скажите, для того чтобы быть здоровыми, красивыми, не болеть,
чем надо заниматься?
Дети: Спортом, зарядкой.
Воспитатель: Давайте и мы вместе с вами сделаем зарядку:
Это лёгкая забава –
Повороты влево - вправо.
Нам известно всем давно –
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте)
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает и расскажет, как правильно надо чистить зубы?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас ребята я вам покажу, как правильно надо чистить зубы.
Воспитатель подходит к столу берет макет зубов, зубную щетку и показывает действия
правильной чистки зубов на макете.
Воспитатель: Чистить зубы надо сверху - вниз, от корней зубов к их кончикам. Каждый зуб
должен быть прочищен не менее 10 раз с одной стороны и столько же раз с другой
стороны. Когда мы едим, мелкие частички пищи скапливаются между зубов. Если их
вовремя не убрать, то на зубах образуется большое количество микробов, которые со
временем могут разрушить весь зуб. Зубы надо чистить два раза в день: утром и вечером.
21
Перед тем, как чистить зубы, надо вымыть руки, вымыть с мылом щетку, поместить пасту
на всю длину щетки. Когда зубы почистили, хорошо прополощите рот водой и промойте
щетку с мылом, а затем поставьте щетку в стаканчик или подставку.
Воспитатель: Запомнили, как правильно надо чистить зубы? Хотите сами попробовать?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Подходите к столам, берите расческу, зубную щетку.
На заранее подготовленных столах лежат по количеству детей зубные щетки, расчески, на
которых между зубцов вставлены не большие кусочки ваты. Имитация зубов- расческа,
вата- остатки пищи между зубов. Дети вместе с воспитателем пробуют, как правильно
надо чистить зубы. Воспитатель помогает детям, кто затрудняется. После того, как задание
дети выполнили, наступает сюрпризный момент: Открывается дверь, заходит Крош,
держится за щеку лапой.
Воспитатель: Здравствуй Крош, что с тобой случилось?
Крош: У меня сильно разболелись зубы.
Воспитатель: Крош, а ты зубы чистишь?
Крош: Я никогда не чищу зубы. Зачем это надо?
Воспитатель: Ребята, подскажите Крошу зачем надо чистить зубы?
Дети: Зубы надо чистить для того, чтобы они были здоровыми, крепкими, красивыми.
Крош: А конфеты можно есть?
Дети: Конфеты можно есть, но только немного. Лучше есть овощи, фрукты, ягоды, пить
соки. А еще, чтобы зубы не болели, надо есть творог, сыр, молоко пить.
Воспитатель: Но это еще не все Крош. Дети, что еще необходимо делать?
Дети: Зубы надо чистить два раза в день: утром и вечером.
Крош: Я все понял. Пойду в умывальную комнату и почищу зубы.
Воспитатель: Крош, а зубная щетка у тебя есть?
Крош: Нет, но у вас же много их, мне кто - нибудь даст свою щетку. Я быстренько почищу
и верну щеточку.
Дети: Свою зубную щетку давать никому нельзя.
Воспитатель: Ребята, давайте подарим Крошу новую зубную щетку и зубную пасту. Пусть
Крош пройдет в умывальную комнату и почистит зубы.
Воспитатель: А пока Крош чистит зубы, мы с вами поиграем в игру “Хлопни правильно”.
Воспитатель: Проходите на стульчики.
Воспитатель зачитывает детям предложения, а дети должны хлопнуть в ладоши, если
данное утверждение соответствует правилам, чтобы зубы были здоровыми.
Чистить зубы надо каждый день: утром и вечером.
22
Можно пользоваться чужой зубной щеткой.
Есть овощи и фрукты.
Чистить зубы надо детским кремом.
После чистки зубов, зубную щетку промываем мылом.
Можно открывать зубами крышки бутылок.
Есть много сладкого.
Есть молочные продукты.
Раскалывать зубами орехи.
Воспитатель хвалит детей.
Выходит Крош из умывальной комнаты, радостный, веселый.
Крош: Спасибо вам ребята, я теперь знаю, что зубы надо чистить два раза в день: утром и
вечером.
Воспитатель: Но этого Крош мало, зубы не только два раза в день чистят, но еще надо
знать как правильно чистить зубы.
Воспитатель: Зубную пасту и зубную щетку мы тебе уже подарили, и еще мы с ребятами
хотим тебе Крош подарить памятку, как правильно чистить зубы.
Воспитатель вместе с детьми дарят Крошу рисунок- схему “ Как правильно чистить зубы”.
Крош: Большое вам спасибо! Я эту памятку повешаю у себя в умывальной комнате и
никогда не буду забывать, как правильно ухаживать за зубами.
Воспитатель: Крош, наши дети приготовили для тебя стихи, из которых ты узнаешь, как
быть здоровым.
Крош: С удовольствуем послушаю.
Дети рассказывают стихи.
Стихи:
Рано утром просыпайся,
Ты зарядкой занимайся,
Обливайся, вытирайся,
Всегда правильно питайся.
Как поел, почисти зубки,
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам - фрукты,
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идем,
23
В год два раза на прием.
И тогда улыбки свет,
Сохранишь на много лет!
Крош благодарит детей и прощается.
Воспитатель: Ребята, кто скажет какие полезные советы и правила по уходу за зубами вы
сегодня узнали?
Предполагаемые ответы детей:
Пользоваться только своей зубной щеткой.
Промывать зубную щетку мылом.
Зубы чистить сверху - вниз, два раза в день, и т.д.
Воспитатель выслушивает все ответы детей.
Воспитатель: Ребята, мы с вами такие молодцы, и Крошу помогли, и вы все правила
запомнили. Давайте себе похлопаем!
24
Путешествие к королеве Зубной щетке.
Конспект занятий в детском саду
В занятии использовались дидактические игры, которые представляют собой
многоплановое педагогическое явление: они являются и игровым методом обучения детей
дошкольного возраста, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством
всестороннего воспитания личности ребенка.
Цель: Развивать речевую активность детей через дидактические игры и упражнения,
социо-игры.
Задачи:
способствовать расширению и уточнению представлений об умывальных
принадлежностях;
формировать осведомленность ребенка в вопросах личной гигиены, осознанного
отношения к своему здоровью;
развивать умение узнавать предметы по заданным признакам, логическое мышление,
память, внимание;
расширять и активизировать словарный запас детей.
Предварительная работа: Чтение и обсуждение стихотворения А.Л.Барто “Девочка
чумазая”, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, предметных картинок,
умывальных принадлежностей.
Материал: “сказочные” умывальные принадлежности (щетка, мыло, расческа мыльница,
зубная паста, губка), домик, озеро из цветной бумаги, цветы, деревья, модель капельки
воды, разрезные картинки, конверт с заданиями.
Методы и приемы: Наглядный. Словесный. Практический: дидактические игры, социо-
игры. Словесные: упражнения, оценка, вопрос. Наглядные: показ, красочность. Игровые:
вопросы – шутки, игровые персонажи.
Ход занятия
I. Воспитатель обращает внимание детей на появление в группе необычного гостя (на окне
модель капельки воды).
Закрепить капельку на мольберте, рассмотреть ее внимательнее.
1. Беседа:
– Кто к нам пришел? Вы узнали?
– Где ее можно встретить?
– А где она живет в нашей группе?
– Какая вода течет из крана?
– Для чего нужна вода?
25
– Какую песенку поёт вода? (С-с-с) (Когда открыт кран.)
– Мы сильно открываем кран, песенка громкая, а закрываю кран, песенка звучит тише,
тише и наконец, исчезла.
2. Д/у “Охотник”.
– А сейчас мы поиграем. Попробуйте поймать песенку воды, хлопнув в ладоши.
А – о – у – с – и – с – о – ы – с
ра – ба – ма – сы – су – на – са – ша
Сок – рак – мак – сын – суп – бак – сок
– Передавайте капельку друг другу, придумайте сами слова, в которых есть песенка воды.
Вывод: Вы все справились с заданием? Кто часто ошибался? Как думаете, почему?
II. Раздается стук в дверь, (входит чумазая девочка).
1. Диалог.
1-й ребенок: Ох, ты девочка чумазая, где ты носик так измазала?
Девочка: И вовсе я его не измазала. Я на солнышке лежала, носик кверху держала, вот и
он и загорел.
2-й ребенок: Ох, ты девочка чумазая где ты щеки так измазала?
Девочка: И вовсе я их не измазала. Я на солнышке лежала, щечки кверху держала. Вот они
и загорели.
3-й ребенок: Ох, ты девочка чумазая, где ты ручки так измазала?
Девочка: И вовсе я их не измазала. Я на солнышке лежала, ручки кверху держала. Вот они
и загорели.
1-й ребенок: А мне кажется, что тебе срочно нужно умыться!
Девочка: Ой – ой – ой! Не хочу я мыться!
Я не буду белая, я ведь загорелая!
– Как – то нехорошо нашу гостью называть девочкой чумазой, ведь у нее есть имя.
Давайте с ней познакомимся. (гостью зовут Машенька.)
2. Социо-игра “Назови имя ласково”.
– Передайте капельку по кругу, посмотрите соседу в глаза, улыбнитесь и назовите свое
имя (начинает гостья).
3. У Машеньки заболел зуб.
Машенька: Ой! Ой!
– Что случилось?
Машенька: У меня болит зуб.
– Что же нам делать?
(Дети предлагают разные варианты.) Решили завязать щеку платком.
26
– Тебе стало лучше?
Машенька: Да.
Воспитатель: Но зуб может снова заболеть! Знаете, капелька предлагает нам отправиться в
волшебную страну к королеве Зубной Щетке. Вот кто сможет нам помочь!
Вы согласны?
– Как попадем? (Волшебные слова.)
– Закройте крепко глаза, возьмитесь за руки и 3 раза произнесите волшебные слова.
(Дети выполняют задание, звучит музыка, убрать ширму, за которой стоит стол с жителями
волшебной страны, декорации из кукольного театра, умывальные принадлежности, как
герои из сказки).
III. Путешествие в волшебную страну.
1. Дети рассматривают жителей, называют, кого узнали.
– А кто это с короной на голове? (Ответы детей.)
– Капелька говорит, что королева давно ждала нас и вам поможет, если вы выполните ее
задания. Согласны?
2. Загадки:
а) Частая, зубастая вцепилась в волосы вихрастые (расческа).
– Капелька спрашивает: Неужели расческа нужна, чтобы вас за волосы дергать? Вот
капелька совсем без расчески обходится. А вы как думаете?
(Ответы детей.)
б) Резинка – Акулинка пошла, гулять по спинке и пока гуляла, спинка розовою стала,
(мочалка).
Капелька: Наверное, мочалка ее розовой краской покрасила? (Ответы детей.)
в) Палочка с бородой чистит зубы нам с тобой (щетка).
Капелька: – Щеткой можно и одежду чистить, и обувь, да и пол подмести, если надо. Вы
согласны? (Ответы детей.)
3. Воспитатель наклоняется к королеве.
– Тихо, тихо, а то я ничего не слышу.
– Королева зубная Щетка просит помочь жителям волшебной страны решить их спор: кто
из них самый необходимый?
– А вы как думаете?
4. Социо-игра “Зеркало”,
– Что нужно сделать, чтобы узнать чистое ли у тебя лицо, аккуратная ли прическа?
(Посмотреть в зеркало.)
– Сейчас мы с вами поиграем.
27
Глазами найдите себе пару, возьмитесь за руки. Один из вас будет зеркало, а другой –
человек. Человек выполняет различные действия с умывальными принадлежностями, а
зеркало все за ним повторяет.
(Машенька смотрит, учится у детей.)
5. Д/и “Соберите картинку”.
– Жителям волшебной страны будет очень приятно, если вы соберете их портреты их
разрезных картинок и расскажете, что надо делать этим предметом.
(Дети выполняют задание.)
6. Подарок королевы Зубной щетки.
– Пришла пора прощаться. Королева Зубная Щетка благодарит вас за выполненные
задания и дарит вам полезные подарки.
Детям – фигурное мыло.
Машеньке – умывальные принадлежности.
– Как вы думаете, почему вы получили такие подарки? (Чтобы не забывали мыть руки с
мылом, а Машеньке умываться и чистить зубы.)
– Что бы вы посоветовали Машеньке? (Ответы детей.)
– Зачем надо чистить зубы? Мыть руки? – Сколько раз надо чистить зубы?
– Мы возвращаемся в группу.
(Взялись за руки, произнесли волшебные слова, волшебная страна скрылась за ширмой.)
IV. Возвращение в группу.
– Вы хотели бы еще побывать в волшебной стране?
– Капелька предлагает вам нарисовать портреты жителей волшебной страны, а когда она
вернется в королевство, то передаст ваши подарки.
Машенька: Я хочу быть такой же чистой как вы! А сейчас я срочно побегу чистить зубы. А
вам советую никогда не забывать о королеве Зубной щетке.
28
Сценарий развлечения
"Путешествие к Королеве Зубной Щетке"
Цель: Закрепить у детей знания об уходе за ротовой полостью.
Закрепление знаний о правильном уходе за ротовой полостью, формирование правильных
артикуляционных укладов, работа над плавным выдохом, выполнение коррекционных
упражнений по профилактике зубочелюстных аномалий и укреплению лицевых и
мимических мышц, автоматизация поставленных звуков, развитие фонематического слуха,
развитие речевых навыков, развитие психических процессов (установление причинно-
следственных связей, развитие мышления), развитие умения работать в коллективе.
Предварительная работа: Просмотр детьми мультфильмов о бережном отношении к
зубам, например “Кругосветное путешествие за ослепительной улыбкой”, познавательное
занятие о предметах гигиены за полостью рта, экскурсия в стоматологический кабинет и
беседа с врачом-стоматологом о назначении зубов и как правильно о них заботиться,
творческий конкурс рисунков, поделок, групповых газет по теме “Сохраним зубы
здоровыми”.
Оборудование: эмблемы для команд, запись разных звуков природы, “ветрячки” для 2-х
команд, баночки с мыльными пузырями для 1 команды, 3 стола с муляжами продуктов, 2
больших разрезных картинки: зубная паста, зубная щётка, жевательная резинка Орбит, 3
зубных пасты с разным запахом фруктов и ягод, музыкальные композиции.
Ход занятия
Дети под музыку заходят в зал вместе с Зубной щёткой, становятся в круг.
Королева Зубная щётка:
Доброе утро, ребята! Я – королева Зубная щётка! Я очень рада видеть вас! Скажите, с чего
надо начинать новый день? (Ребёнок отвечает, что с умывания.) Правильно. Давайте
покажем, как мы это должны делать.
Лицевой массаж. (Под музыкальное сопровождение дети повторяют за Королевой Зубной
щёткой.)
Водичка, водичка, умой моё личико (ладошками рук ведём по лбу от центра к вискам)
Чтобы глазки блестели (от уголков глаз по скулам к вискам)
Чтобы щёчки краснели (круговыми движениями ладошками растираем щёчки)
Чтоб смеялся роток (указательными пальцами рук от центра над верхней губой, а затем
под нижней губой ведём к краям губ)
Чист и бел был зубок (улыбнуться, показать зубки и удержать продолжительное время).
Cоздание эмоционального настроя.
29
Королева Зубная щётка: Давайте поздороваемся со всеми (выполняется вместе с детьми).
Здравствуйте, наши ладошки! (хлоп-хлоп)
Здравствуйте, резвые ножки! (топ-топ)
Эй, язычки, просыпайтесь! (цокают)
Глазки, скорей открывайтесь! (моргают)
Здравствуй, дружочек, здравствуй, дружок,
Давай оживим наш волшебный кружок!
Руку мне дай, и я тебе дам,
И будет весело нам!
Крикнем мы дружно на весь белый свет:
“Солнце, привет! (Машут солнцу.) Гости, привет! (Машут гостям.)”
А сейчас хочу пригласить вас в моё королевство на праздник здоровья и чистоты. Но
сначала мы разделимся на команды: слоники (В команду слоников попадают дети с
логопункта), змейки, лошадки (всем детям предлагают сесть на стулья по командам).
Предлагаю проверить вашу готовность.
Артикуляционная разминка.
Королева Зубная щётка: Слоники, готовы? Вытяните ваши хоботы, погудите в хоботок
(Дети: у-у). А теперь все вместе повторите, как делают слоники.
Змейки, готовы? Вдохнули носиками, округлили губки и зашипели “ш-ш” (Дети шипят).
Повторите все, как змейки.
Лошадки готовы? Покажите, как вы цокаете язычками (Дети цокают). А теперь все вместе
поцокали.
Развитие фонематического слуха
Королева Зубная щётка: По дороге мы можем услышать разные звуки окружающего мира.
Послушайте и угадайте. (Дети слушают разные звуки в записи и называют.)
Физкультминутка с элементами упражнений на мимические мышцы.
Встали, к солнцу потянулись,
Раз нагнулись, 2 нагнулись.
Соседу рады – улыбнулись,
Чуть-чуть с насмешкой – ухмыльнулись,
Коль непонятно – удивились
А если надо – рассердились,
Ручками похлопали, ножками потопали.
Спать пора – закрыли глазки
И заснули сладко-сладко.
30
А проснулись – потянулись
И к путешествию вернулись.
Упражнение на длинный выдох ртом стоя.
Королева Зубная щётка: Все готовы? Пора в путь. Но отправимся в королевство на …
мыльных пузырях. Команды “лошадки” и “змейки” создают ветер (дуют на ветрячки), 3-я
команда – “слоники” выдувают мыльные пузыри.
Королева Зубная щётка: Давайте присядем, отдохнём.
Вдруг раздаётся плач и в зал входит Незнайка, держась за щёку.
Королева Зубная щётка: Здравствуй, Незнайка, что с тобой случилось, расскажи нам.
Незнайка: Да вот яблоко откусил, и зубы разболелись.
Королева Зубная щётка: Ой, что-то, мне не верится, что от яблока у тебя заболели зубы, а
что ты ещё ел сегодня.
Незнайка: Да так, ничего особенного:
Шоколад и лимонад, Очень вкусный мармелад,
Полкило конфет, варенье И в корзиночке печенье,
Два мороженных на палке, Как не съесть– ведь было жарко.
Газировкой всё запил… Ой! Про яблоко забыл,
Только дольку откусил, Стало больно нету сил.
Королева Зубная щётка: Ребята как вы думаете, от чего у Незнайки заболели зубы.
(Ответы детей.)
Вот, Незнайка, не надо есть много сладостей.
Королева Зубная щётка: А теперь послушай, Незнайка, советы слонят.
(Дети рассказывают стихотворение.)
Посмотрите-ка, ребятки, Леденец, конечно, сладкий,
Но поешь его – беда (показ больного зуба): В нем лишь сахар и вода.
Для зубов здоровых пир – Свежий с дырочками сыр!
Много сахара в конфете Их не ешьте много, дети!
А морковь сорвете с грядки, С зубами будет все в порядке.
Тортом вы не увлекайтесь, Портить зубы не старайтесь.
Лучше выпейте пока Стакан парного молока.
Да возьмите бутерброд – С молочком и прямо в рот.
Лимонад нам пить не надо, Ведь молоко полезней лимонада.
У орехов вкус особый, Распознать его попробуй!
А печенье зубы портит Так же, как кусочек торта.
Съешь-ка, лучше ты скорей Травку с грядки – сельдерей!
31
Незнайка: И что, ребята знают, какие продукты полезны для зубов?
Королева Зубная щётка: Конечно, и сейчас мы это проверим.
Игра “Полезно – Вредно для зубов”.
На столах лежат продукты (молоко, творог, сыр, кефир, мясо, овощи, фрукты, газировка,
конфеты, чупа-чупсы..). У каждого стола находится корзина. Надо положить в корзину
только те продукты, которые полезны для зубов. Королева Зубная щётка приглашает
команды к столам. По сигналу дети коллективно выполняют задание и подходят к
Королеве. Затем идёт проверка продуктовых корзин. Когда Королева подходит к команде
“слоников”, то берёт один из продуктов и спрашивает у детей, чем он полезен (дети
вспоминают, что в яблоке – много витаминов, развиваются лучше зубки и мышцы речи; а в
молочных продуктах – есть кальций для роста и укрепления зубов и костей организма,
убивает микробы; мясо богато белками для развития мышц и роста организма).
Незнайка (появляется с тяжёлой корзиной): Я тоже справился с заданием, теперь буду есть
только эти продукты.
Королева: Давай посмотрим: (У Незнайки всё правильно, но только есть коробочка с
сахаром.) Ребята, что не следовало брать Незнайке? (Много сахара.)
Давайте поможем Незнайке убрать сахар.
Игра
Команде слоников раздаются одноразовые ложки, ребята зажимает ложку губами, кладут в
неё кусок сахара и переносят в коробку у двери. Потом садятся на стульчики.
Королева Зубная щётка: Молодцы! И не только полезные продукты помогут тебе
сохранить зубы и быть всегда здоровыми, но и правила гигиены. Скажи-ка, мой дружок,
ты зубы свои чистишь?
Незнайка: Нет, а зачем? они и так у меня чистые.
Королева Зубная щётка: Вот тут ты, Незнайка, ошибаешься, они у тебя не просто грязные,
но на них, наверняка, поселился зубоед Кариес,
Незнайка: А что делает кариес?
Дети: В зубах образуются дырки, и если их не полечить, зубы могут выпасть.
Незнайка: Подумаешь, 1–2 зуба выпадут. Даже прикольно!
Дети: Без зубов твоя речь станет непонятной, улыбка будет некрасивой, не сможешь
кусать и жевать свежие овощи и фрукты – заболит живот от крупных кусочков и не
получишь витамины – станешь весь больной и слабый,
Королева Зубная щётка: Эх, Незнайка, даже дети знают, как заботиться о своих зубах.
Вот послушай стихотворение о зубах.
Зубы есть у всех детишек: У послушных, шалунишек,
32
У малышек и больших – Что вы знаете о них?
Каковы же из себя В белой твердой шубке,
Наши лучшие друзья – Беленькие зубки.
Сядьте, дети, вкруг меня Расскажу про зубик я:
Как растет и от чего Знать вам надо про него.
Вырастает он не сразу, И растет не видно глазу,
Постепенно появляясь Важным органом являясь.
Пищу, он нам измельчает, Говорить нам помогает.
Словно крепенький дубок В чистом, чистом поле.
Корнем держится зубок В лунке – альвеоле.
Обнимает зуб десна Ну-ка так сумей-ка!
И из желобка видна Нам зубная шейка.
Возвышаясь над десной, Все кусает звонко,
Все: Мы чистим, чистим зубы и весело живем,
А тем, кто их не чистит, мы песенку споем: Песня В. Шаинского “От улыбки” с
повторением движений за Королевой Зубной щёткой.
Королева Зубная щётка: А теперь широко улыбнитесь соседу справа, теперь соседу слева,
Незнайке. Приятно посмотреть на улыбку с чистыми белыми зубами! Правда?!
Незнайка проходит, смотрит и соглашается, но заявляет: “Да нет у меня никакого
Кариеса!” (Звучит музыка Грига “В пещере горного короля”.) Появляется Кариес и
начинает обнимать Незнайку, который плачет от боли в зубе:
Кариес: Как это нет?! От лучшего друга отрекаешься! Леденцы грыз? Газировку пил? Я
даже дырочку в зубе сделал, там так хорошо!
Незнаюшка, я так тебя очень люблю, не слушай никого, и я буду твоим лучшим другом. Да
и зубы чистить не надо.
Королева Зубная щётка: Ребята нам срочно нужно спасать Незнайку.
Кариес: Да что ты, Незнайка, не слушай их, я же твой лучший друг. Пойдём Незнайка,
скорее от сюда, у меня есть “ВО-О!” сколько конфет! Леденцов! Кока-колы!
Королева Зубная щётка: Незнайка, пойдем лучше с нами в моё королевство и мы поможем
избавиться от зубной боли.
Незнайка садится посреди зала между Кариесом и Зубной щёткой, подперев щёку с
растерянным видом, тянется к Кариесу (конфе-е-ты), но вдруг хватается за зуб: “Ребята, я
с вами пойду, мне так больно”.
Кариес: Ну, это мы ещё посмотрим, кто из нас победит.
33
Королева Зубная щётка: Ну что, в путь! Дети идут по залу (физкультминутка на месте со
словами и движениями).
Подходят к королевству.
Королева Зубная щётка: Ну, вот мы и дошагали к моему королевству. А зайти сюда могут
только те ребята, кто повторит код замка.
Развитие фонематического слуха: Дети закрывают глаза и слушают ритм, потом
повторяют. Затем ритм задают слоникам.
Незнайка: А кто тут живёт?
Королева Зубная щётка: Каждой команде нужно собрать разрезную картинку
1-я картинка – “зубная паста”.
Кариес: Фу, зубная паста. Горькая, бе-е.
Королева Зубная щётка: Для тебя, Незнайка, и всех детей зубная паста бывает разная по
вкусу и запаху, вот понюхайте и отгадайте какая здесь паста?
Упражнение на носовой вдох.
Незнайка нюхает неправильно (сначала вдох ртом, потом , поднимая плечи) и называет
неправильно. Дети делают глубокий вдох и отгадывают по запаху 3 пасты (яблоко,
клубника, банан).
Ко 2-й собранной картинке загадывается загадка.
“Чистить зубы каждый день мне нисколечко не лень.
Чистит быстро, чистит четко в моих руках зубная ….” (Щетка.)
Проверяется собранная картинка.
Королева Зубная щётка: А вот и сами зубные щёточки пожаловали.
Щётка-ребёнок читает стихотворение (С. Волков “Азбука здоровья”):
Чтобы зубки не болели, Чтоб крепчали и белели
Зубки чистить по утрам Надо даже малышам!
Катя щётку достаёт, Тюбик с пастою берёт
Очень вкусная она, Ароматна и нежна
Освежает паста ротик, но потом болит животик
Если пасту проглотить! Её надо с зубок смыть,
Рот водой прополоскать, Улыбнуться и сказать:
“раз-два-три, три-два-раз, зубки белые у нас”
Королева Зубная щётка: Зубные щёточки, станцуйте свой танец – пусть зубки засияют от
чистоты.
Девочки танцуют танец зубных щёток.
34
Незнайка: Ну-у, с такой пастой и такими щётками я почищу зубы, попробую. (Чистит
неправильно.)
Королева: Так ты никогда не вычистишь зубы.
Незнайка: А как?
Гимнастика для язычка.
Выходит ребёнок и показывает на макете, а дети и Незнайка повторяют язычком, сначала
снизу вверх, затем сверху вниз.
Упражнение для щёк и губ.
Королева Зубная щётка: теперь нужно прополоскать ротик, сначала с левой стороны, затем
справой, теперь передние зубки. Повторим всё ещё раз вместе.
3-я команда собрала рисунок “Жевательная резинка Орбит”.
Незнайка: Ой, а её я готов жевать с утра до вечера.
А вы что скажете, ребята!
Дети: Её жуют 5–10 минут после еды, чтобы очистить зубы от остатков пищи.
Незнайка: Ладно, пойду и куплю красивую жевательную резинку..
Дети: Она должна быть без сахара.
Королева Зубная щётка: Ребята, а чем ещё можно чистить зубы? (Ответы: зубы чистят,
зубной пастой, зубным порошком, полощут зубным эликсиром, между зубами прочищают
зубной нитью, жевательной резинкой “Орбит без сахара”.) (Если дети затрудняются
ответить, то предметы – ответы лежат в коробочке.)
Незнайка: Ой, а у меня зуб стал намного меньше болеть после чистки зубов. Вот только
дырка осталась (плачет).
Королева Зубная щётка: А кто поможет залечить дырку?
Дети: Врач-стоматолог.
Ребёнок читает стихотворение:
Да, бывает иногда с зубками у нас беда
Если зубик заболеет, если зубик почернеет,
К стоматологу беги, чтобы зубик свой спасти.
Кариес: Что-то силы я теряю, съешь скорее, Незнайка, конфет, чтобы мне полегчало.
Незнайка: Нет, Кариес, не буду я есть столько сладостей! (Кариесу становится хуже.) И
зубы буду чистить как положено (тихонечко обращается к ребятам: “Сколько?”).
Дети: 2 раза в день.
Кариес падает от бессилия: А как же я? отпускает Незнайку .
Незнайка: Нет, Кариес, нам с тобой не по пути.
Королева Зубная щётка: Так что нам сказали зубки, если бы могли бы говорить?
35
ВСЕ произносят чистоговорку:
“Ты нас чисти, чисти, не спеши! И с наружи и внутри нас почеши”
Королева Зубная щётка: Ребята нарисовали рисунки, как беречь зубы, а чтобы никто не
забыл правил ухода, давайте и нашим гостям подарим замечательные работы. (Дарят
гостям.)
Королева Зубная паста: Надеюсь, все вы ,ребята, теперь не будете лениться, и каждый день
будете чистить зубы два раза в день, правильно питаться, полоскать рот после еды и
ходить к доктору -стоматологу 2 раза в год.
Королева Зубная щётка:
А теперь в нашем королевстве большой дружный танец “топ и хлоп”.
Совместный танец.
Королева Зубная щётка: (после танца)
А я тоже хочу вам сделать подарок.
(Раздаёт щётки, сок, а на группу жидкость для полоскания рта.)
36
Консультация для родителей
сохранение и укрепление здоровья зубов с детского возраста.
«Наша улыбка»
Из всех болезней, поражающих человечество, кариес зубов является, без сомнения, самой
распространенной.
Не ешь столько конфет — будут дырки в зубах! » — как часто мы слышали эти слова в
детстве от взрослых и как часто сами сейчас повторяем своим детям…
Стоматологическим здоровьем население в России не могло похвастаться ни тридцать лет
назад, ни сейчас. Согласно данным ВОЗ, в мире кариесом страдает 99% населения, а во
многих странах — 100%.
На первом месте среди причин такой плачевной ситуации — отсутствие знаний и навыков
грамотной профилактики кариеса и других заболеваний зубов и полости рта. Во многих
других сферах мы ведем себя гораздо цивилизованнее. Но удивляет, что вполне вменяемые
и образованные люди аккуратно и планомерно ухаживают за двигателем своей машины
или за кожей рук, но в плане здоровья зубов действуют сугубо по принципу «гром не
грянет — мужик не перекрестится». Что в переводе означает: пока от боли ночью на стену
не полезу, к стоматологу не пойду!
О том, чтобы по завету врачей чистить зубы после каждого приема пищи (или хотя бы
ополаскивать водой, пользоваться пенкой для нейтрализации бактерий, вызывающих
кислотную атаку на эмаль и, как следствие, кариес зубов) даже речи не идет. На это
правило (которое, по сути, является краеугольным камнем профилактики кариеса) смотрят
как на капризы врачей-стоматологов, а то и на происки производителей зубной пасты.
Почему же ситуация практически зашла в тупик? Увы, в нашем обществе не
сформировалась культура постоянного ухода за зубами и профилактики кариеса.
Пломбирование «дырок» и удаление нерва как следствие острого пульпита — вот это наш
метод! И самое опасное то, что именно в такой же атмосфере взрослеют наши дети.
Врачи-стоматологи констатируют: кариес зубов перешел в форму эпидемии, особенно
среди детей дошкольного и младшего школьного возраста. Причинами такого явления
стало то, что родители стали давать детям гораздо больше продуктов питания, которые
прошли предварительную промышленную термическую обработку промышленным
образом и больше соков с сахаром и газировки.
Наши дети могут расти, не зная зубной боли и пломб, но именно мы, взрослые, должны
привить правильные навыки гигиены полости рта, научить профилактике кариеса зубов,
37
помочь воспитать волю и сформировать потребность в постоянном поддержании чистоты
в полости рта.
Проблема кариеса зубов имеет большое медицинское и социальное значение. Несмотря
на определенные успехи в профилактике и лечении этого заболевания,
распространенность и интенсивность кариеса у детей остаются очень высокими.
На медицинских осмотрах у дошкольников выявляются заболевания зубов, челюстей уже с
2-3 летнего возраста. К врачу стоматологу родители приводят детей только в случае
возникновения зубной боли. Такая ситуация во многом обусловлена неправильным
отношением родителей к молочным зубам. Первые зубы рассматривают, как временное
явление и поскольку они скоро выпадут заботиться о них не надо. И это крайне опасное
заблуждение! Заботиться о молочных зубах очень важно, ведь именно они определяют
правильное расположение постоянных зубов. Вовремя невылеченный зуб может
повредить, а иногда и полностью погубить зачаток постоянного зуба. Кроме того,
здоровые молочные зубы способствуют правильному развитию челюстей, формированию
правильного прикуса и правильному произношению звуков. Хотя многие знают, что наша
местность представляет фактор риска для заболеваний зубов, причина тому недостаток
минеральных веществ в воде. А если к этому фактору присоединяется неумение и
нежелание ухаживать за зубами, беречь их, то дети обречены на очаг хронической
инфекции, заболевания желудочно-кишечного тракта, речевой и эстетический дефект.
При систематической работе формируется мотивация к проведению гигиенических
процедур по уходу за зубами. Прочно усваиваются детьми знания, представления о зубах и
влиянии их состояния на организм в целом.
Вовлекаются родители в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и
детского сада по профилактике кариеса у детей.
Учите ребенка ухаживать за зубами с самого раннего возраста. Собственный пример
немаловажен — все дети хотят быть похожими на родителей. Чистите зубы вместе после
завтрака и обязательно перед сном.
38
12 интересных фактов о зубах
1. Самое твердое вещество в человеческом теле — зубная эмаль.
2. Каждый второй американец самым запоминающимся первым
впечатлением от человека считает улыбку.
3. Самый дорогой зуб был продан за 4650 долларов, после чего
купивший его аристократ вставил его в кольцо. Дело происходило в
1727 году, после смерти знаменитого Исаака Ньютона, кому и принадлежал зуб.
4. В Древнем Риме некоторые горожане занимались отбеливанием
зубов с помощью мочи. Как видим, Малаховых хватало и в то время.
5. В качестве первых зубных щеток использовались палочки с
распушенными кончиками.
6. Первая зубная паста в формате тюбика — выпущена в 1892 году.
7. Только в Америке ежегодно покупается 53 000 000 литров зубной
пасты, которой можно наполнить до 30 олимпийских бассейнов.
8. Кстати, название «молочные зубы» дал Гиппократ, который был
убежден, что самые первые зубы ребенка формируются из молока.
9. Первая электрическая зубная щетка была запатентована в
Швейцарии после Второй мировой войны. Она работала от
электрической сети. Электрическая зубная щетка быстро завоевала популярность. Сейчас
12% людей во всём мире пользуются электрической зубной щёткой.
10. Люди, которые чистят зубы три раза в день, реже страдают от
избыточного веса. К такому выводу пришли, изучив образ жизни 14
тыс. человек.
11. 99% всего кальция в организме находится в зубах и костях.
12. Вы когда-нибудь задавались вопросом, сколько раз можно
заново изобретать зубную щетку? Представьте себе, по данным
статистикис 60-х годов прошлого века было запатентовано более 3000 моделей зубных
щеток!
39
Перспективно-тематический план работы
Месяц,
ответствен.
Тема, форма мероприятия
Сентябрь
М.сестра
Физорг
Психолог
Музорг
Воспитатель
Оформление стенда «Поговорим о полезных и вредных для
зубов продуктах питания»
Игра – эстафета «Кто больше принесет полезных продуктов
для зубов»
Проблемная ситуация: «Что делать, если зуб заболел? »
Просмотр мультфильма «Айболит»
Консультация для родителей «Содержите в чистоте зубную
щетку», чтение К. Чуковский «Мойдодыр», беседа на тему
«Витамины»,
Октябрь
М.сестра
Психолог
Логопед
Музорг
Изорг
Воспитатель
Оформление стенда «Правила ухода за зубами»
Сюжетно-ролевая игра «У зайчика заболели зубы»
Беседа «Я знаю правила здоровых зубов
Слушание П.И.Чайковского «Здоровая и больная кукла»
Аппликация «Полезно – вредно», «Зубная щетка»
НОД «Чтобы зубки блестели!»
Ноябрь
М.сестра
Психолог
Изорг
Музорг
Логопед
Воспитатель
Оформление стенда «Здоровые зубы здоровью любы»
Сюжетно-ролевая игра «У куклы Даши заболел зуб»
Рисование «Здоровый и грустный зубик»
Праздник «Береги зубы с детства»
Разучивание стихов С. Чудин «Зубная щетка» и др.
Беседа на тему: «Моя зубная щетка»
Декабрь
40
Логопед
М.сестра
Психолог
Музо
Воспитатель
Разучивание стихов: «Как поел почисти зубы» и др.
Оформление стенда « Береги зубы смолоду»
Сюжетно-ролевая игра «На приеме у зубного врача»
Просмотр мультфильма «Мойдодыр»
Памятка для родителей «Ешьте то, что полезно для зубов»
Беседа на тему «Чистота и здоровье»
Январь
Психолог
Логопед
Воспитатель
Музорг
Сюжетно-ролевая игра «Стоматологический центр»
Сказка «О веселом язычке, которому нужны здоровые зубы,
чтобы хорошо говорить»
Разучивание стихов: «Кариес» и др.
Консультация для родителей «Как научить ребенка правильно
ухаживать за зубами? Беседа на тему «Кариес»
Слушание детской песенки «Улыбка».
Февраль
Физорг
Психолог
Изорг
Воспитатель
Подвижные игры «Я знаю правила здоровых зубов»
Беседа «Как вести себя на приеме у стоматолога»
Составление коллажа «Полезные продукты»
Чтение С. Михалков «Как у нашей Любы»
Март
Логопед
Изорг
Музо
Ст.воспитател
ь
Воспитатель
Составление описательного рассказа: «Моя зубная щетка»
Рисование на тему: «Чтобы зубы нам сберечь»
Проведения развлечения «Праздник здоровой улыбки»
Экскурсии в стоматологический кабинет
Консультация для родителей « 12 мифов о чистке зубов»
Чтение Б. Заходер «Все о зубах»
Апрель
Логопед
Сочинение рассказов на тему «Как зубы стали здоровыми»
41
Изорг
Воспитатель
Рисование иллюстрации к сказке «Королева Зубная щетка»
Аппликация «Полезно – вредно»
Памятка для родителей: «Здоровые зубы - хорошее
настроение»
Чтение А. Анпилов «Зубки заболели»
Май
Изорг
Воспитатель
Логопед
Музо
Старший
воспитатель
Пластилинографии «Мой зуб»
Фотовыставка «Здоровые зубки – красивая улыбка»
Чтение Н. Коростелев «Королева Зубная щетка
«Как мы ходили в кабинет стоматолога»
Просмотр мультфильма «Королева Зубная Щетка»
Открытое занятие на тему «Путешествие к Королеве Зубной
Щетке»
Презентация детям фильма о проделанной работе
Круглый стол «Подведение итогов о проделанной работе»
42