Напоминание

"Роль фольклора в адаптации маленьких детей к ДОО"


Автор: Смирнова Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №11 "Семицветик"
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Сормовский район
Наименование материала: статья
Тема: "Роль фольклора в адаптации маленьких детей к ДОО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Роль фольклора в адаптации маленьких детей к ДОУ».

Воспитатель

МАДОУ «Детский сада №11 «Семицветик»

Смирнова Ирина Викторовна.

«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и

потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот,

который связан с детским бытом, с повседневной жизнью, который возник,

вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это –

детский фольклор.»

(Г.С. Виноградов)

Меня, как воспитателя, всегда угнетало состояние маленьких детей, впервые

переступивших порог детского сада. Как помочь им адаптироваться? Чем их

отвлечь от грустных мыслей о маме, доме, любимых игрушках?

Многолетняя практика показала, что использование в этот период малых

фольклорных

форм

песенок,

потешек,

приговорок,

попевок

помогает:

устанавливать

эмоциональный

контакт

воспитателя

и

малыша;

погасить

в

малыше

отрицательные

эмоции;

пробудить

чувство

симпатии

к

чужому

человеку; отвлечься; успокоится; познать и почувствовать окружающий мир,

быт и культуру своих предков; подготовить ребёнка к жизни в социуме;

Чтобы лучше понять, как решить эту проблему, я прежде всего изучила:

исследования русских и советских фольклористов М.Н. Мельникова, В.П.

Аникина;

труды и монограммы русских и советских педагогов К.Д. Ушинского, Е.И.

Тихеевой, Е.А. Флериной,А.П. Усовой, А.М. Мухиной;

книги,

рекомендованные

по

программе

«Детство»,

это

«Приобщение

детей к истокам русской народной культуры» (О.Л. Князева, М.Д. Маханёва),

«Красна изба …» (М.В. Тихонова, Н.С. Смирнова);

методическую литературу по развитию речи под редакцией Ф.А. Сохина,

А.М. Бородич;

многочисленные

статьи,

опубликованные

в

журналах

«Дошкольное

воспитание», «Обруч», «Наш малыш», газетах «Дошкольное образование»,

«Первое сентября».

рекомендации педагогов-психологов по проблеме адаптации маленьких

детей к дошкольному учреждению.

Анализ изученной литературы показал, что:

Проблема влияния фольклора на маленького ребёнка в период адаптации

к детскому саду малоизученна.

Данная проблема рассматривается в общей системе приобщения детей к

русской национальной культуре, преимущественно в аспекте социального

развития дошкольников.

Малые формы фольклора являются наиболее эффективным средством

воспитания детей дошкольного возраста.

Работу мы начали с обследования уровня освоения программы «Детство» по

речевому и познавательному развитию, а также социальным отношениям. Анализ

результатов обследования показал, что :

4,8% детей с удовольствием шли на контакт, внимательно слушали воспитателя, не

отвлекались, самостоятельно совершали игровые действия при чтении потешки, сказки,

пении песенки, требовали повторения, выражали бурную радость , быстро

переключались, отвлекались от негативных эмоций и в большинстве случаев не

возвращались к ним.

80,8% детей были невнимательны, принимали только те малые фольклорные формы,

которые требовали активных от ребёнка движений, сопровождались показом ярких

игрушек, предметов, картинок. Самостоятельные действия при чтении воспитателем

потешки, сказки, пении песенки, были невыразительные, бедные, однообразные. В

случае прекращения общения эти дети могли вернуться к негативным эмоциям.

14,4% плохо шли на контакт с воспитателем, находились постоянно в угнетённом

состоянии, ни на что не отвлекались.

Чтобы решить возникшие проблемы мы поставили перед собой следующие

задачи:

1.

выявить

основные

критерии

эмоционального

отклика

детей

при

ознакомлении с малыми фольклорными формами;

2.

систематизировать фольклорный материал, используемый при организации

педагогического процесса в период адаптации детей;

3.

обеспечить целенаправленное взаимодействие с родителями в

адаптационный период;

4.

воспитывать положительное отношение маленьких детей в общении с взрослыми и

сверстниками.

Мы

понимали,

что

без

участия

семьи

трудно

решить

поставленные

задачи. Поэтому, 2 этапом нашей работы стала организация целенаправленного

взаимодействие с семьёй.

Выбрать основные направления нам помогли такие формы работы, как:

анкетирование, опрос, беседы- в результате которых мы получили информацию об

использовании фольклора в семейном воспитании, об отношении родителей к малым

формам фольклора .

Было установлено, что большинство родителей:

использует малые фольклорные формы в семейном воспитании, в основном, это

колыбельные песни и сказки;

поддерживает работу ДОУ по ознакомлению детей с произведениями устного

народного творчества.

Исходя

из

этого,

мы

разработали основные

направления

в

организации

целенаправленного взаимодействия с семьёй это:

использование

оптимальных

индивидуально-дифференцированных

форм и методов в работе с семьёй: проводили индивидуальные беседы с

родителями

тех

детей,

которые плохо шли на контакт с воспитателем,

находились в угнетённом состоянии, приглашали этих родителей в группу,

советовали обратиться на консультацию к психологу и другим специалистам,

согласовывали щадящий режим, посещали семьи, совместно подбирали

любимые их детьми песенки, потешки, сказки и т.д.; Совместно с родителями

изготавливали маски животных (медведя, лисы и т.д.) для обыгрывания, книжки

самоделки по потешкам и загадкам;

создание системы массовых групповых мероприятий с использованием

разных

форм

фольклора:

организовывали

семейные

вечера,

отдыха,

чаепития, посиделки, народные праздники «Рождество», «Масленица»,

совместные утренники «Давайте познакомимся», «День именинника», в

сценарий которых включали песенки, потешки, народные игры;

выявление

опыта

семейного

воспитания

:

использовали

форму

«вопрос-ответ» или рубрику «Семейный опыт», где родители делились

своими находками

в использовании малых фольклорных форм, сами

отвечали на проблемные вопросы .

использование тематических консультаций, советов родителям по

ознакомлению с произведениями устного народного творчества : нами

были даны групповые консультации «Народная поэзия малышам», «Роль

фольклора

в

воспитании

и

развитии

малышей»,

«Русские

народные

потешки в жизни малышей», предлагали повторить и выучить потешки

дома, сделать вместе с детьми книжки-самоделки;

Таким

образом,

целенаправленная

работа

с

семьёй

помогла

заинтересовать большинство родителей малыми фольклорными формами,

побудила интерес к их использованию, активизировала на участие в жизни

группы. А нам помогла лучше понять каждого малыша, обеспечить в группе

психологический комфорт, сократить период адаптации до минимума.

На 3 этапе у нас возникла необходимость систематизировать фольклорный

материал:

подобрать содержание,

конкретизировать формы и методы индивидуально- дифференцированной

работы с детьми с учётом личностных особенностей каждого ребёнка.

В своей деятельности при отборе произведений устного народного творчества

для детей младшего возраста мы руководствовались следующими принципами:

доступности

, активности и посильной самостоятельности, образности, наглядности,

интонационной выразительности речи, принцип последовательности, поэтапности,

цикличности, повтора, возврата к пройденному.

Вводить народный фольклор в жизнь малышей мы начали в свободное от

занятий

время.

Сначала

использовали

колыбельные

песенки

и

потешки.

Больший

эффект

при

этом

давало использование игрушек. Мы старались с

помощью потешки мотивировать детей к активным движениям.

Использовали такие приёмы, как замена силы голоса (говорили тише,

громче), изменение тембра голоса (говорили грубым, низким голосом), использование

различной мимики, жестов, движений.

Подключали к работе специалистов на

музыкальных, физкультурных занятиях.

Успокаивали детей также колыбельными песнями. Мы пели, а дети,

подпевали, делали имитационные движения: баюкали, покачивались, сложив на

груди руки. Пели детям и перед укладыванием на сон: Надо отметить, что

пение всегда вызывало у всех детей радость и восторг, особенно, если имел

место

эффект

неожиданности.

Так,

после

сна,

когда

дети

ещё

вялые,

малоподвижные, мы пели: «А кто у нас хороший, кто у нас пригожий…», дети с

удовольствием называли свои имена.

Малые фольклорные формы нашли отражение

при проведении

режимных моментов, которые у большинства детей вызывали отрицательные

эмоции. Для того чтобы дети с удовольствием умывались, ели, раздевались,

готовясь ко сну, мы читали соответственно подобранные потешки.

Ритмичные

слова

вызывали

у

детей

радостное

настроение,

они

с

удовольствием заворачивали рукава, подставляли руки под струю воды.

Возникшие проблемы с причёсыванием, тоже решали с помощью песен и

потешек. Привыкнув к ритуалу причёсывания, дети сами просили спеть, неся

расчёску. Капризов значительно стало меньше.

А для того, чтобы ребенок освоил песенку, потешку, сказку, как художественное

произведение,

мы

старались

обеспечить

этому

процессу

творческий,

импровизационный характер. Так, предлагали детям перевоплощаться в игровой образ,

находясь в воображаемой игровой ситуации. Например: при чтении потешки "Расти

коса... ", мы предлагали детям показать, как мама бережно, осторожно причесывает

волосы, как ласково приговаривает при этом. В памяти детей вставал образ мамы .А

при

последующих повторениях эти действия уже сопровождались текстом. На

главные роли в играх выбирали детей с более высоким уровнем развития: с хорошей

выразительной речью, наиболее эмоциональных, что служило образцом для менее

активных и застенчивых.

Потешка, песенка, прибаутка помогала корректировать поведение детей,

создавала

у

них

хорошее

настроение. Мы старались включать народные

произведения в те режимные моменты, когда они наиболее полезны и понятны.

Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство

тревоги, тоски по маме, дому. Такое поведение не редкость в период адаптации

ребёнка к ДОУ. Детям, которые не хотели ложиться спать, мы, кладя рядышком

принесённую из дома любимую мягкую игрушку, ласково говорили:

«Вот и люди спят,

Вот и звери спят,

Детки все по люлечкам,

Спят- поспят.

Всему миру спать велят».

В начале привыкания к ДОУ наши малыши испытывали трудности в одевании.

Самостоятельно никто не умел одеваться, дети часто отвлекались, мешали друг

другу. Для того, чтобы дети освоили навыки одевания, мы вместе с младшим

воспитателем приговаривали потешку «Вот они –сапожки …»

Приятно было наблюдать, как дети использовали эти и другие потешки,

песенки во время сюжетно-ролевых игр, как бережно, с любовью относились к

своим куклам, игрушкам.

Эффективными

в

момент

адаптации

оказались

такие

приёмы,

как,

побуждение малышей активно участвовать в игровом взаимодействии со

взрослыми и сверстникам. Начинали от простых потешек: «Сорока, сорока,…» или

«Пальчик, пальчик, где ты был…». Потом мы стали подбирать потешки с более сложным

смыслом. Предлагали детям не только запомнить потешку, песенку, эмоционально

прочитать её, спеть, но и самим обыграть: «Спойте песенку Петушка, Колобка» или

«Пройдись. как лисичка, медведь, зайка…». Но не все дети могли передать характер

персонажа. Поэтому, благодаря таким приёмам, как подбадривание, поощрение,

похвала, пример взрослого, ребёнка никто у нас не оставался в стороне. В результате

каждый ребёнок чувствовал себя комфортно.

Вносили в предметную среду народные двигательные игрушки- забавы,

которые сделали сами или родители. Дети с удовольствием

играли с ними,

приговаривая: «Петушок, петушок, золотой гребешок,…»

Для решения поставленных задач использовали в разных режимных

моментах проблемные ситуации. Идём с детьми на зарядку в зал, а дорожке в

коридоре

лежала пушистая кошка – игрушка, читаем потешку «Киска, киска,

киска –брысь!...»

Далее, знакомя детей со сказками, подключали к работе разнообразные

театры:

би-ба-бо,

варежковый, ложковый, настольный, теневой и т.п. Вместе с

детьми инсценировали сначала потешки, а потом сказки. Так в сказке «Колобок»

детям с высоким уровнем предлагали главные роли «Колобка» и рассказчика, а

детям со средним и низким уровнем —зверей.

Использовали "живые картинки".

Например:

один

ребенок

читает

произведение, а другой показывает действия.

Предлагали игры в образные этюды. Например: песенка волка вначале сказки

(«Волк и семеро козлят») и в конце.

Использовали подвижные игры на импровизацию движений:

"День и ночь",

«Кто в домике живёт» и т.д.

Организовывали

деятельность

детей

и

в предметно-развивающей среде.

Красочный

домик

в

игровом

уголке

помогал

решать

многие

речевые,

познавательные и коммуникативные задачи. Так, ребят с низким и средним

уровнем побуждали ответить на вопросы из сказки:

«

Кто постучался в теремок ?

А еще кто? Что спросила лягушка-квакушка? А Мышка-норушка?» и т. д.

Детям высокого уровня предлагались вопросы :

Каким

голосом

кричал

Петушок, Ёжик, Лиса, Медведь?» или предлагали повторить диалог Лисы и

Петушка.

Многие настольные игры мы сделали на основе содержания знакомых

детям песенок, потешек, сказок. Так, предлагали игру "Заполни окошечки" - где

ребенок

с

низким

уровнем

подбирал и раскладывал картинки, на которых

изображена последовательность событий, происходящих в сказке или потешке,

ребёнок с высоким уровнем самостоятельно рассказывал её;

проводили игру

«Расскажи сказку (потешку)», в которой ребенок с помощью карточки, таблицы

или схемы воспроизводил события произведений; играли в словесные игры "Чудесный

мешочек» (Узнай игрушку, не вынимая её, и расскажи о ней потешку, вспомни из какой

она сказки).

Постепенно в группе появились: книжки - малышки, книжки - самоделки с

произведением устного народного творчества, изготовленные руками детей и

родителей; дидактические игры: « В гостях у сказки", "Назови сказку ", "Моя любимая

потешка " и др.;

папки с иллюстрациями: "Наши сказки ", альбом "Потешки";

книжки – раскраски; фонотека с записями сказок .

Анализ результатов обследования уровня освоения программы «Детство» за 2

квартал учебного года по речевому

и

познавательному

развитию,

а

также

социальным отношениям показал, что

47% детей находятся на высоком и среднем уровне развития, проявляют

активность в общении, охотно включаются в совместную деятельность,

сохраняют устойчивое настроение, знают потешки, стихи, песенки, сказки, охотно

исполняют их как самостоятельно, так и по просьбе взрослого, охотно вступают в

речевые

контакты

с

воспитателем

и

близкими

людьми,

знают

малые

фольклорные формы;

дети стали более самостоятельными, многим уже не требовалась поддержка

взрослого и они с удовольствием шли в группу, период адаптации сократился в

среднем до двух недель.

Т а к и м

о б р а з о м ,

проделанная нами работа позволяет сделать следующие

выводы:

малые фольклорные формы помогли взрослым наладить эмоциональный

контакт с детьми, способствовали развитию у них самостоятельности, уверенности

в себе, чтомаксимально сократило адаптационный период;

выявлены

основные

критерии

эмоционального

отклика

детей

на

использование малых фольклорных форм в педагогическом процессе;

систематизирован и дифференцирован фольклорный материал по степени

сложности и воздействию на познавательное и эмоциональное развитие

каждого ребёнка;

выявлены наиболее эффективные методы и приёмы работы с маленькими

детьми при использовании малых фольклорных форм;

систематизирована работа с семьёй, в результате которой, большинство

родителей

заинтересовались

малыми

фольклорными

формами,

стали

активно участвовать в жизни группы;

изменились в позитивную сторону взаимоотношения детей друг к другу;

большинство наших воспитанников проявляют активность в общении, охотно

включаются в совместную деятельность, сохраняют устойчивое настроение.

Перспективы работы следующие:

Продолжать работу по

формированию интереса у детей

к русскому

народному фольклору в разных видах деятельности.



В раздел образования