Автор: Кузнецова Лада Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ гимназия №16 "Интерес"
Населённый пункт: город Люберцы, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Фразеологизмы и их значения"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе, Кузнецова Л.Е.
Тема урока
Фразеологизмы и их значения.
Цель деятельности
учителя
Повторить сведения по лексике, познакомить с понятием «фразеологизм»;
научить определять фразеологизмы в текстах и объяснять их значения,
использовать в речи.
Ключевые идеи
Учатся работать в группе, парах, умеют слышать и слушать говорящего,
умеют задавать вопросы на понимание, распознают фразеологизмы в тексте,
учатся объяснять их значения, составляют с ними предложения.
Планируемые
образовательные
результаты:
(предметные):
знать
определение
фразеологизма,
уметь
находить
фразеологизмы в текстах и объяснять их значения, использовать в речи;
работать с фразеологическим словарем;
(метапредметные):
овладение
приемами
отбора
и
систематизации
материала; умение вести самостоятельный поиск информации;
(личностные):
понимание,
что
русский
язык
–
одна
из
основных
национально-культурных
ценностей
русского
народа;
осознавать
эстетическую ценность русского языка, проявлять уважительное отношение к
родному языку, иметь достаточный объём словарного запаса для свободного
выражения
мыслей
и
чувств
в
процессе
речевого
общения;
проявлять
способность к самооценке в процессе наблюдения за собственной речью.
Тип урока
урок получения новых знаний
Методы и формы
обучения
Метод наблюдений
Метод Джигсо
Частично-поисковый метод
Фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах, устный
опрос, практическая работа
Приемы
Велосипедная цепь, интрига, синквейн
Оборудование
Компьютер, проектор, раздаточный материал, словари
Ход урока
Время
Методы и
Действия учителя
Действия учеников
Оценива
Этапы урока
приемы
ние
1 этап. Актуализация
знаний (воспроизведение
ранее изученного).
5 мин.
«Велосипедн
ая цепь»
Предлагает
повторить
понятия и
термины по
изученной теме
«Лексика»
Воспроизводят
определение
термина, пример,
повторяют вслед друг
за другом изученный
теоретический
материал.
(лексика,
ЛЗ,
профессиональные
слова,
диалектные,
историзмы,
архаизмы,
заимствованные
слова,
неологизмы,
омонимы,
синонимы,
антонимы)
Записывают в
тетради число,
оставляют место
для темы
Фронтал
ьный
опрос
2 этап.
Побуждение интереса
- осознанно переходят в
учебную деятельность,
5 мин.
«Интрига»
Метод
наблюдений
Создает
проблемную
ситуацию.
Предлагает
внимательно
послушать заранее
подготовленного
учащегося с
монологом главного
героя рассказа Н.
Ходза «Хитрюшкин
вышел из себя» и
ответить на вопрос:
-Что придаёт
особую
эмоциональную
выразительность
монологу?
Какие запомнили?
- Какие моменты
монолога
изображены на
рисунках?
-Скажите, ребята,
почему мы
улыбались при
рассматривании
рисунков?
- Попробуйте
заменить в этих
выражениях одно
из слов
синонимом,
изменится ли
смысл?
- Определите тему
нашего урока,
запишите.
Слушают монолог
героя из рассказа
«Хитрюшкин вышел
из себя», отвечают
на вопросы учителя
Отвечают на
вопросы,
записывают.
Определяют тему
урока, записывают в
тетради
Фронтал
ьный
опрос
3 этап. Целеполагание.
Знакомство с
теоретическим
материалом.
15 мин.
Метод
Джигсо
(групповой
пазл)
- Разобраться в
новой теме вам
помогут
теоретические
сведения.
1 этап. Каждая
группа получает
одинаковое
задание: прочитать
свой микротекст,
найти ключевые
слова, запомнить
текст и пересказать
его, по очереди
объяснить тему для
своей группы.
После каждый член
группы становится
экспертом.
2 этап.
После
работы
с
текстом
группы
перераспределяют
ся таким образом,
чтобы
в
каждой
оказались
представители
всех трех групп.
3этап.
Представители
возвращаются
в
свои команды.
4
этап.
Проверка
учителем
усвоенного
материала.
Чтение
теоретических
сведений о
фразеологизме
Воспринимают
теоретическую
информацию,
осваивают
терминологию.
Учащиеся могут
записать опорные
слова, начертить
рисунки, схемы.
Затем по команде
учителя эксперты,
используя опорные
слова, передают
знания новичкам.
Новички по очереди
пересказывают
материал экспертам.
Воспринимают
теоретическую
информацию,
осваивают
терминологию.
Учащиеся могут
записать опорные
слова, начертить
рисунки, схемы.
Представители
возвращаются в свои
к о м а н д ы .
И
передают
полученные знания
остальным
членам
г р у п п ы .
П а з л
сложился.
Команда
обсуждает
о б щ у ю
тему,
состоящую
из
трех микротем.
2-3 представителя от
команды
пересказывают
теоретический
Балльное
оцениван
ие
4 этап. Закрепление
Обобщение и
систематизация знаний
по теме урока,
формирование
рациональных способов
применения их на
практике.
-понимают
предъявляемые к ним
требования
10 мин
Работа в
группах по
заданиям.
Предлагает
выполнить
практические
задания по теме
(заполнение
маршрутного
листа).
Задания:
1. Работа со
школьным словарем
фразеологизмов:
2. Выбрать
правильное
толкование
фразеологизмов.
3. Подобрать к
картинкам
фразеологизмы,
подобрать слова-
синонимы для
объяснения
значения
фразеологизмов.
4.
Найти четвёртый
лишний
фразеологизм.
Объяснить, почему
он «лишний».
Сделать вывод о
языковом явлении.
Заполняют
маршрутный лист,
выполняя работу в
группах.
Находят
фразеологизмы со
словами
1 группа «рука»
2 группа «ноги»
3 группа «зуб»
определяют
значение по
фразеологическому
словарю;
составляют по
одному
предложению.
Соотносят
фразеологизм и его
значения.
Соотносят картинку
и фразеологизм,
подбирают слова-
синонимы для
объяснения значения
фразеологизмов.
Записывают
фразеологизмы,
объясняют значение.
Балльное
оцениван
ие
4 этап.
Самостоятельная
работа с дальнейшей
взаимопроверкой.
Обобщение и
систематизация знаний
по теме урока,
формирование
рациональных способов
применения их на
практике.
Анализ работ.
Самостоятел
ьная работа
Предлагает
выполнить
самостоятельную
работу с
дальнейшей
взаимопроверкой.
Задания: Посчитать
количество
фразеологизмов в
тексте.
Обменяться
тетрадями,
проверить,
оценить
работу.
Выполняют
упражнение
Взаимопроверка,
оценивание работ
Балльное
оцениван
ие
5 этап. Домашнее
задание
5 мин
Домашнее
задание
(дифференци
рованное)
Озвучивает д/з,
комментирует.
Слушают.
Записывают
задание.
Задают уточняющие
вопросы.
Балльное
оцениван
ие
6 этап. Рефлексия
5 мин.
Синквейн
Предлагает
написать
синквейн на
основе изученного
материала.
Создают синквейн
на основе
изученного
материала.
Балльное
оцениван
ие
Монолог главного героя рассказа Н. Ходза «Хитрюшкин вышел из себя»,
Хотел купить вам «Чайку», пришёл в магазин, а продавец говорит: «Сейчас продал
последнюю «Чайку». Я прямо лопнул от досады. Потом успокоился, взял себя в руки и
пошёл в соседний магазин. Смотрю – на прилавке «Чайка». Я от радости даже подпрыгнул
до потолка. Но «Чайка» мне не досталась. Меня опередил другой покупатель. Тут я ну
просто вышел из себя и купил «Запорожец». Впрочем, я всё
нарисовал.
Посмотрите, что со мной было в магазине игрушек.
Задание
группе: прочитать свой микротекст, найти ключевые слова,
запомнить текст и пересказать его, по очереди объяснить тему для своей
группы
Фразеологизмы.
1 группа (микротема).
Фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов, обороты
р ечи.
В
т аких
о бо р от ах
отдельные
сло ва
тер я ют
с в о ю
самостоятельность.
Смысл
имеет
только
всё
выражение
в
целом.
Например,
фразеологизм «сломя голову»
означает «очень быстро, не
оглядываясь».
Подобных
устойчивых
словосочетаний,
цельных
по
своему
значению, в русском языке огромное количество. Их изучает раздел
науки о языке – фразеология.
2 группа (микротема).
По
происхождению
одни
фразеологизмы
являются
собственно
русскими,
другие
–
заимствованными.
Собственно
русские
фразеологизмы связаны с историей нашей Родины, с обычаями наших
предков.
Многие
возникли
из
пословиц: «собаку
съел»,
художественных
произведений: «на деревню дедушке». Фразеологизмы заимствовались
также из Библии: «соль земли», из мифов разных народов: «ахиллесова
пята».
3 группа (микротема).
Значение
фразеологизмов
разъясняется
во
фразеологических
словарях
русского
языка.
Наиболее
употребительные
фразеологизмы
встречаются в толковых словарях в качестве объяснений лексических
значений слов.
Чтобы
ёмко,
точно
и
эмоционально
выразить
свое
собственное
отношение
к
происходящему
в
разговорной
речи
используют
фразеологизмы.
Можно
встретить
их
и
в
художественных
произведениях.
Фразеологизмы
–
украшение
речи,
они
придают
ей
выразительность
и
образность
(то
есть
помогают
ярче
представить
картину).
Задание
группе: прочитать свой микротекст, найти ключевые слова,
запомнить текст и пересказать его, по очереди объяснить тему для своей
группы
Фразеологизмы.
1 группа (микротема).
Фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов, обороты
р ечи.
В
т аких
о бо р от ах
отдельные
сло ва
тер я ют
с в о ю
самостоятельность.
Смысл
имеет
только
всё
выражение
в
целом.
Например,
фразеологизм «сломя голову»
означает «очень быстро, не
оглядываясь».
Подобных
устойчивых
словосочетаний,
цельных
по
своему
значению, в русском языке огромное количество. Их изучает раздел
науки о языке – фразеология.
2 группа (микротема).
3 группа (микротема).
Задание
группе: прочитать свой микротекст, найти ключевые слова,
запомнить текст и пересказать его, по очереди объяснить тему для своей
группы
Фразеологизмы.
1 группа (микротема).
2 группа (микротема).
По
происхождению
одни
фразеологизмы
являются
собственно
русскими,
другие
–
заимствованными.
Собственно
русские
фразеологизмы связаны с историей нашей Родины, с обычаями наших
предков.
Многие
возникли
из
пословиц: «собаку
съел»,
художественных
произведений: «на деревню дедушке». Фразеологизмы заимствовались
также из Библии: «соль земли», из мифов разных народов: «ахиллесова
пята».
3 группа (микротема).
Задание
группе: прочитать свой микротекст, найти ключевые слова,
запомнить текст и пересказать его, по очереди объяснить тему для своей
группы
Фразеологизмы.
1 группа (микротема).
2 группа (микротема).
3 группа (микротема).
Значение
фразеологизмов
разъясняется
во
фразеологических
словарях
русского
языка.
Наиболее
употребительные
фразеологизмы
встречаются в толковых словарях в качестве объяснений лексических
значений слов.
Чтобы
ёмко,
точно
и
эмоционально
выразить
свое
собственное
отношение
к
происходящему
в
разговорной
речи
используют
фразеологизмы.
Можно
встретить
их
и
в
художественных
произведениях.
Фразеологизмы
–
украшение
речи,
они
придают
ей
выразительность
и
образность
(то
есть
помогают
ярче
представить
картину).
Маршрутный лист группы №1,2,3
Задание №1. Найти 2 фразеологизма со словом «рука», записать. Определить значение
каждого по фразеологическому словарю; составить одно предложение.
Задание №2. Выбрать правильное толкование фразеологизмов. Показать стрелками.
Вилами по воде писано -
о решительном, бравом, смелом человеке.
Выводить на чистую воду
очень сердитый.
Как с гуся вода -
разоблачить кого-либо
Море по колено -
ещё неизвестно, как будет, исход не ясен.
Мрачнее тучи -
кому-либо все нипочем.
Задание №3. Подобрать к рисункам фразеологизмы, записать значения фразеологизмов.
Фразеологизмы
Значение фразеологизмов
рис. №1 -
рис. №2 -
рис. №3-
Задание №4. В каждом из столбцов отметьте четвёртый лишний фразеологизм.
Хоть пруд пруди.
Слово в слово.
Во все лопатки.
Кот наплакал.
Тютелька в тютельку.
Сломя голову.
Тьма тьмущая
Вилами на воде писано.
Черепашьим шагом.
Яблоку негде упасть
Комар носа не подточит.
В мгновенье ока.
Письменно объяснить, почему он «лишний» (О каком языковом явлении идет речь?)
Самостоятельная работа
Посчитать
количество
фразеологизмов
в
тексте (фразеологизмы
подчеркните)
День я начал спустя рукава. Поводив маму за нос насчет уроков и покраснев
до кончиков ушей, когда она вывела на чистую воду и махнула на меня рукой,
я сломя голову помчался на стадион. На урок я опоздал, так как вышел из
себя из-за обидной шутки и подрался. Когда учительница вызвала меня
неожиданно к доске, я вылез из кожи, чтобы правильно ответить, попытался
взять себя в руки и не ударить лицом в грязь, но, в конце концов, я сел в
галошу. Ребята, читайте книжки дома от корки до корки, не считайте ворон и
не бейте баклуши, а то сядете в галошу, как я.
Количество фразеологизмов
Оценка в баллах
16
9
15
8
13 – 14
7
12 – 11
6
9 – 10
5
7 – 8
4
6 – 5
3
4 – 3
2
2 – 1
1