Автор: Костюхина Анастасия Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП детский сад "Колосок" ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с. Большая Глушица
Населённый пункт: с. Большая Глушица, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Удивительный мир природы в произведениях В.Бианки"
Раздел: дошкольное образование
СТРУТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №1
«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР» ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В. И. ФОКИНА С. БОЛЬШАЯ
ГЛУШИЦА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БОЛЬШЕГЛУШИЦКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ «ДЕТСКИЙ
САД «КОЛОСОК», РЕАЛИЗУЮЩЕЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«Разработка детского проекта
«Удивительный мир природы в произведениях В.Бианки»
в старшей группе
Воспитатель:
Костюхина Анастасия Алексеевна
с. Большая Глушица, 2017
Информационная карта проекта:
1.
Полное
название
проекта:
«Удивительный
мир
природы
в
произведениях
В.Бианки»
2.
Автор проекта: Костюхина Анастасия Алексеевна
3.
Руководитель проекта: Костюхина Анастасия Алексеевна
4.
Кадры:
Воспитатель: Костюхина Анастасия Алексеевна
5.
Большеглушицкий район, с. Большая Глушица.
6.
Самарская
область,
муниципальный
район
Большеглушицкий,
с.
Большая
Глушица, ул. Луговая, 34.
7.
Телефон: 8 (84673) 2-17-57
8.
Тип проекта: исследовательско - творческий, фронтальный, краткосрочный.
9.
Цель
проекта: Продолжить работу по ознакомлению детей с литературой, с
творчеством русских писателей.
10.Краткое
содержание
проекта:
НОД
на
тему:
«Путешествие
по
книгам
В.Бианки»,
«Весна
в
жизни
лесных
зверей»;
Беседа:
«О
жизни
писателя-
натуралиста В. Бианки» , «О творчестве детского писателя В. Бианки», «О тех,
кто летает»; «Загадки о животных», «Загадки о птицах», «Пословицы о птицах»;
Чтение
художественной
литературы:
«Синичкин
календарь»
(февраль,март);
«Чей нос лучше»; «Лесные домишки» ; «Лупленый бочок»; «Как муравьишка
домой спешил» ; «Мышонок Пик»; П/и «Мышеловка», «Охотники и зайцы;
лепка мышонок Пик; опыт с водой по сказке «Мышонок Пик»; изобразительная
деятельность «Мышонок Пик» ; аппликация по сказке «Как муравьишка домой
спешил»; изготовление скворечников для птиц;
11. Место проведения проекта: групповая комната, спортивный зал.
12.Сроки проведения проекта: 2-я – 3-я недели марта.
13.Количество участников проекта: 23 ребенка, 20 родителей, 1 педагог.
14.Возраст детей: 5-6 лет.
15.Форма проведения: тематические недели.
16.Ожидаемые результаты: При условии реализации данного проекта можно
предположить следующие результаты.
В группе созданы необходимые условия по ознакомлению детей с творчеством
В.В. Бианки:
а) создание библиотеки произведений В.В. Бианки;
б) подбор фонотеки «Голоса птиц», «Звуки леса»;
в) электронное дидактическое пособие по сказкам В.Бианки
Большинство детей относятся к книге не только как к развлечению, но и как к
источнику познавательных интересов.
Дети более бережно относятся к живому миру природы.
Дети могут высказывать идеи и предложения, договариваться, оказывать друг
другу поддержку
Проблема: отсутствие интереса у детей к чтению художественной литературы о
природе.
Цель: Расширять знания детей о животном и растительном мире через произведения
писателя — натуралиста В. Бианки.
Задачи проекта:
-Познакомить детей с творчеством В. Бианки.
-Формировать интерес к художественному творчеству писателя.
-Воспитывать бережное отношение к книгам.
-Обогащать лексический запас детей. Развивать связную речь.
-Расширять знания детей о мире живой природы.
-Учить передавать впечатления от прочитанного в продуктивных видах деятельности:
лепке, аппликации, рисовании.
-Воспитывать общепринятые нормы и правила взаимодействия со взрослыми
и сверстниками, любовь к живой природе.
Вид проекта: исследовательско - творческий, фронтальный, краткосрочный.
Форма презентации проекта: презентация
Этап
Формы работы
Задачи
Срок
реализа
ции
Время
в
режиме
дня
Место
проведе
ния
I
Обсуждение реализации
проекта детьми
Развивать
умение
отстаивать
свою
точку зрения.
Пн
I
полови
на дня.
Группов
ая
комната
II
Рассматривание
произведений В.В. Бианки о
птицах, животных,
насекомых
О б с у д и т ь
с
детьми
тематику
проекта,
заинтересовать
предстоящей
деятельностью.
Пн
I
полови
на дня.
Группов
ая
комната
III
Беседа: «О жизни писателя-
натуралиста В. Бианки»
Познакомить
детей
с
жизнью
писателя
Пн
II
полови
на дня.
Группов
ая
комната
Чтение художественной
литературы «Лесные
домишки»
Изучить, где
живут птицы,
воспитывать
интерес к
природе,
наблюдательность
, развивать
память, речь,
мышление.
Пн
II
полови
на дня.
Группов
ая
комната
Проведение консультации -
Расширить
Пн
II
Группов
«Как привить любовь к
книге»
представления
р о д и т е л е й
о
детской
литературе,
п р и о б щ а т ь
к
семейному
чтению.
полови
на дня.
ая
комната
IV
Беседа «О творчестве
детского писателя В. Бианки»
Познакомить
с
творчеством
детского писателя
Вт
I
полови
на дня
Группов
ая
комната
.
V
1.
НОД ««Весна в жизни
лесных зверей»
2.
Чтение художественной
литературы «Мышонок
Пик»
О б о г а щ а т ь
и
систематизироват
ь
представление
д е т е й
о б
изменениях,
происходящих
в жизни диких
ж и в о т н ы х
в
весенний
период,
их
п о в е д е н и и ,
повадках.
Прививать
л ю б о в ь
к
художественной
литературе; учить
характеризовать
героев
художественных
произведений
Вт
I
полови
на дня
II
полови
на дня.
Группов
ая
комната
.
VI
1.НОД:
Лепка
«Мышонок
Пик»
2. Опыт
с водой по сказке
«Мышонок Пик»;
3.Пословицы о животных
формировать
у
детей
навыки
в
л е п к е ;
у ч и т ь
в ы р а ж а т ь
в
поделке
характерные
особенности
мышки
Познакомить
детей с
пословицами
Ср
I
полови
на дня
II
полови
на дня.
Группов
ая
комната
.
VII
1.
Чтение художественной
литературы «Мышонок Пик»
Продолжать
знакомить детей с
произведением
Ср
II
полови
на дня.
Группов
ая
комната
.
1.Чтение
художественной
литературы
«Мышонок
Пик»
2.
Изобразительная
деятельность
«Мышонок Пик»
Продолжать
знакомить детей с
произведением,
прививать любовь
к художественной
литературе; учить
характеризовать
героев
художественных
произведений
Чт
II
полови
на дня.
Группов
ая
комната
.
1.
Бе седа
«О
тех
кт о
летает»
2.
П/и «Мышеловка».
Уточнить
знания
о птицах
Развивать
двигательную
активность.
Пт
I
полови
на дня.
Группов
ая
комната
.
Спорти
вный
зал
1.
Чтение «Синичкин
календарь»
Систематизироват
ь
и
у г л у б и т ь
представления
о
зимующих
и перелетных
птицах.
Пт
II
полови
на дня.
Группов
ая
комната
НОД: «Путешествие по
книгам В.Бианки»
3.
Загадки о животных
4.
Ч т е н и е
« Лу п л е н ы й
бочок»
5.
П / и
« О х о т н и к и
и
зайцы»
Развитие
познавательных
способностей
через
художественную
литературу.
учить отгадывать
описательные заг
адки
учить
характеризовать
героев
художественных
произведений
Развивать
двигательную
активность.
Пн
I
полови
на дня.
II
полови
на дня
Группов
ая
комната
Группов
ая
комната
Спорти
вный
зал
1.
Чтение «Как
муравьишка домой спешил»
2.
Аппликация
по
сказке
«Как
муравьишка
домой
спешил»
Продолжать
знакомить детей с
произведением,
прививать любовь
к художественной
литературе
Совершенствоват
ь
навыки
работы
с
к л е е м ,
ножницами,
воспитывать
аккуратность.
Развивать
двигательную
активность.
Вт
I
полови
на дня
II
полови
на дня.
Группов
ая
комната
1.
Ч т е н и е
« Ч е й
н о с
лучше»
2.
Изготовление
скворечников
3.
Загадки о птицах
Продолжать
формировать
и н т е р е с
и
потребность
к восприятию
познавательной
сказки.
Приобщить
р о д и т е л е й
к
изготовлению
скворечников
Привить
желание
з а б о т и т ь с я
о
птицах
развивать
способность
отгадывать
загадки,
мышление детей
Ср
II
полови
на дня
Группов
ая
комната
VIII
Продумывание
электронного
дидактического
пособия
по
сказкам В.Бианки
Чт
II
полови
на дня.
Группов
ая
комната
IX
Электронное
дидактическое
пособие по сказкам В.Бианки
Закрепить
знания
детей
о
сказках
В.Бианки;
Пт
I
полови
на дня
Группов
ая
комната
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по аппликации с элементами рисования
Тема: «Как муравьишка домой спешил»
в старшей группе
Цель: Закрепить технику вырезывания окружности из квадрата и прямоугольника.
Программное содержание:
1.
Изобразительная
задача:
учить
детей
создавать
выразительную
композицию,
соединяя в одном рисунке разные техники изображения;
2.
Техническая задача: учить плавным поворотам руки при вырезании, вырезать из
прямоугольника
овал,
срезая
углы;
совершенствовать
технику
работы
с
ножницами;
3.
Воспитательно-эстетическая
задача:
формировать
аккуратное
и
бережное
отношение к материалам; любовь к насекомым;
4.
Творческая задача: поощрять желание выполнить работу по-своему;
5.
Коррекционная
(развивающая)
задача:
развивать
мелкую
ручную
моторику,
творческое мышление, воображение
Предварительная работа:
Чтение сказки «Приключение муравьишки»,
Беседа о пользе муравьев, рассматривание иллюстраций,
Демонстрационный
материал:
иллюстрация
с
изображением
муравейника,
Образец, выполненный воспитателем. Презентация «Аппликация «Муравьишка»
Материалы
к
занятию:
бумаги
белого
цвета,
цветная
бумага:
квадраты
и
прямоугольники коричневого цвета, ножницы, клей.
Логика образовательной деятельности:
Организационный момент.
1.Приветствие.
2.Вводная беседа.
- Загадка:
Вижу домик – теремок.
Он не низок, не высок.
Чей, домишка из иголок
На земле из старых елок?
Кто в домишке, том живет?
Беседа.
- Ребята,скажите чей это дом? (ответы детей)
- Совершенно правильно, это муравейник. А кто живёт в муравейнике? Что вы
знаете про муравьёв?
(дети высказываются)
- Какую сказку мы читали про муравьишку?
2. Основная часть.
Физминутка «Друзья помогли»
От друзей муравьишка отстал.
(Дети приставляют ладони к щекам, ритмично покачивают головой).
Ножку тонкую он поломал.
(Ритмично сгибают и разгибают ноги).
Травкой быстро ее обмотал
В муравейник скорей побежал.
(Ритмично бегут на месте).
Ну, а солнце за лес уж зашло.
(Медленно приседают)
Стало сразу так страшно, темно.
(Закрывают глаза ладонями).
Хорошо, что друзья помогли,
(Шагают)
Муравьишку домой принесли.
Мо-лод-цы! (Делают ритмичные хлопки).
- А вы, ребята, хотите потрудиться и сделать для муравьишки друзей?
Воспитатель показывает образец, презентацию «Аппликация «Муравьишка» -
этапы
выполнения
работы»,
вместе
с
детьми
обсуждает
план
выполнения
работы.
-
Обязательно
нарисуйте
глазки,
усики
и
лапки.
Кто
мне
сможет
ответить,
сколько лапок у муравья? И где они находятся?
Практическая часть.
Дети
начинают
работать,
воспитатель
оказывает
индивидуальную
помощь
детям.
3. Заключительная часть.
Итог занятия.
- Как все здорово получилось! Ребята, хотите поиграть?
Подвижная игра «Муравьи и дождик»
Беседа «О жизни писателя-натуралиста В. Бианки»
Цель: Познакомить детей с жизнью писателя-натуралиста В.Бианки
Виталий
Валентинович
Бианки (11.02.1894
-
10.06.1959)
–
орнитолог
по
признанию, исследователь, следопыт и путешественник по образу жизни, поэт
по
мироощущению,
деятельный
и
трудолюбивый
по
натуре,
обладающий
незаурядными литературными способностями, хороший рассказчик и просто
добрый, общительный, имеющий массу друзей и последователей. Он был одним
из
основателей
целого
направления
в
литературе
для
детей,
посвятив
свое
творчество научно-художественному отображению жизни леса и его обитателей.
«Во мне живет некая жизнерадостная сила. Вижу: все, что у меня было и есть
хорошего, светлого в жизни... – от этой силы. Благословенна она и во мне и в
других – в людях, птицах, цветах и деревьях, в земле и в воде», – записывал он в
своем дневнике.
Любовь к природе и интерес к науке сформировались у Бианки еще в детстве.
Родился он в 1894 году в Петербурге, в семье ученого-орнитолога, хранителя
отдела
птиц
в
Зоологическом
музее
Российской
Академии
наук
Валентина
Львовича Бианки. Семья Бианки жила в одном из флигелей Зоологического
музея, поэтому сыновья Валентина Львовича (а их было трое – Лев, Анатолий и
Виталий) часто бывали в музее и хорошо его знали. Не случайно все они в
дальнейшем связали свою жизнь с наукой. Настоящий музей был и в самой
квартире,
где
жили
Бианки:
многочисленные
клетки
с
птицами
от
пола
до
потолка, аквариум с рыбами, террариум с черепахами, ящерицами и змеями.
Лето вся семья обычно проводила в деревне, увозя на природу и обитателей
клеток
и
вольеров.
Маленькому
Виталию
особенно
запомнились
выезды
в
Лебяжье, что находится на Финском заливе под Ораниенбаумом.
На всю последующую жизнь Бианки сохранил традицию проводить лето на
природе, в деревне. Где только ни побывал он! Но особенно тепло вспоминал он
природу
Алтая,
Новгородской
и
Ленинградской
областей.
С
детства
отец
приучил его записывать в тетради все интересное. В многочисленных тетрадях
Бианки
хранил
наблюдения
о
повадках
птиц
и
животных,
местные
слова,
пословицы,
охотничьи
рассказы
и
рассказы
бывалых
людей.
Нередко
путешествовавший
вместе
с
ним
брат
Анатолий
делал
фотоснимки.
Так
накапливался материал для будущих книг.
Беседа «О творчестве детского писателя В. Бианки»
Цель: Познакомить детей с творчеством писателя В.Бианки
- Здравствуйте ребята! Мы сегодня с вами продолжим знакомство с одним из
замечательных писателей, который в основном писал о природе. Посмотрите.
Показать портрет писателя Виталия Валентиновича Бианки
- Ребята, чей это портрет? (ответы детей)
- Что вы знаете о писатели В. В. Бианки? (ответы детей)
- Виталий Бианки был писателем и учёным, изучал родную природу, много
путешествовал, наблюдал за жизнью птиц, насекомых, животных, рыб. А потом
все свои наблюдения он описывал в рассказах и сказках. В. Бианки очень любил
детей, любил рассказывать им о тайнах природы. Вел для ребят передачи по
радио о природе. Эти передачи назывались «Лесные газеты», «Вести из леса».
Подвести детей к выставке книг В. Бианки
- На нашей выставке представлено много книг писателя. Чему же научили вас
книги В. Бианки? (ответы детей)
- Да! Правильно, быть любознательными и наблюдательными, жить в дружбе с
животными и растениями, оберегать и охранять их.
Беседа «О тех, кто летает»
Ц е ль:
У точ нит ь
и
ра с ширит ь
пред с т а вле ния
д е т е й
о
п т и ц а х ;
Воспитатель: Ребята, а у нас сегодня гость послушайте. Вы узнали, кто это?
(ответы детей, 2 слайд – фото снегиря)
Воспитатель: Правильно, к нам прилетела в гости красивая птичка – снегирь.
Эту птичку можно увидеть в нашем городе зимой. А каких еще птиц мы с вами
видели на нашем участке? (голуби, воробьи, вороны, синицы и др.) Мы с вами
послушали, как поет наш гость – Снегирь. Скажите, все птицы поют одинаково?
(ответы детей)
3 слайд
Воспитатель: Ребята, кто знает, что это за птица?
Дети: Воробей.
Воспитатель: Правильно, это воробей. А как же он поет? Кто знает? (ответы
детей).
Воспитатель: Кто же это?
Дети: Ворона. (слайд 4)
Воспитатель: Правильно, ворона. Ворона умеет «разговаривать» ... кто знает
как? (ответ детей).
Воспитатель: Какая ворона по размеру? (Большая) (слайд 5)
Воспитатель: А какой по размеру воробей? (маленький)
Воспитатель: Какого цвета ворона? (туловище - серое, голова, крылья и хвост -
черные)
Воспитатель: Какого цвета воробей? (коричневый)
Воспитатель: Все у вороны и воробья разное. Ворона большая, а воробей…
(Маленький). Ворона ходит, а воробей…(Прыгает). Ворона каркает, а воробей…
(Чирикает).
Воспитатель: Снегирь, воробей, ворона – их можно назвать одним словом -
птицы. Другие птицы тоже другого цвета, другого размера. Но чем-то все птицы
п о х о ж и .
( 6 с л а й д ) .
Ч е м
ж е ?
Воспитатель: Сколько у всех птиц ног? (две)
Воспитатель: Чем покрыты все птицы? (перьями)
Воспитатель: Как едят все птицы? (7 слайд) (Клюют, у всех есть клюв)
Воспитатель: Что еще есть у всех птиц? (Крылья)(8 слайд).
Воспитатель: Покажите, как птицы летают.
Воспитатель: У кого еще есть крылья? (У бабочки) (9 слайд).
Воспитатель: Похожа ли бабочка, например, на воробья? Почему нет? (У нее
нет клюва, перьев, у нее не две ноги). Можно бабочку назвать птицей? (нет) (10
слайд).
Воспитатель: Что еще летает? (Самолет) (11 слайд).
Воспитатель: Чем самолет не похож на птиц?(12слайд) (не умеет петь, клевать,
он не живой, ему не надо кушать и т.п.) Можно самолет назвать птицей? (нет)
Почему? (у него нет перьев)
Воспитатель: Ребята вспомните, чем питаются птицы?
(Жуки, червяки, семена и т.д.)
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Но
зимой
нет,
ни
жуков,
ни
червяков,
ни
цветов,
ни
семян.
Поэтому мы должны позаботиться о птицах.
Воспитатель: Чем мы можем помочь птицам? (Сделать кормушки и покормить
птиц хлебными крошками, семечками) 13 слайд
Воспитатель: Ребята, надо беречь окружающую природу, не причинять вреда
птицам, заботиться о них. И когда мы будем выходить гулять на участок, всегда
будем приносить им корм.
Тема: В. Бианки «Лесные домишки»
Цель: Изучить,
где
живут
птицы,
воспитывать
интерес
к
природе,
наблюдательность, развивать память, речь, мышление.
Ход занятия
1.Введение в тему.
–Ребята, угадайте загадку: без рук, без топоренка построена избенка? (гнездо)
– Ребята, а где живут птицы? Все ли птицы живут в гнездах? Давайте узнаем это
из рассказа Виталия Бианки.
Чтение рассказа «Лесные домишки».
3.Обсуждение. Вопросы:
- Расскажите как потерялась Ласточка-береговушка?
- С кем познакомилась Береговушка на пути к дому?
- Где живет Зуек? (в камнях)
-
Какой
домик
у
лесного
голубя
Вытютня?
Понравился
ли
его
домик
Береговушке? Почему?
- Кто жил в маленьком легком домике, похожем на розу? (осы)
- На что похож домик иволги? (на плетеную корзиночку)
- Почему домик Иволги не понравился Береговушке? (качается)
-
Где
жила
Пеночка?
(в
шалашике
в
траве?)
Почему
не
осталась
у
ней
Береговушка?
- Какой домик у Чемги? (посреди воды на тростниковом островке)
- Кто еще живет в домиках на дереве? (белки)
- Нашла ли Береговушка свой домик?
- Где находился домик Ласточки-Береговушки?
- Ребята, чей домик вам больше всего понравился?
- Чей домик вам показался самым удивительным?
Тема: В. Бианки «Чей нос лучше»
Цель:
Продолжать
формировать
интерес
и
потребность
к восприятию
познавательной сказки.
1. Ребята, отгадайте, у человека ногти, а у птицы – (когти), у человека - нос, а у
птицы - (клюв).
2. Чтение рассказа.
3. Беседа. Вопросы:
- Как называется нос у птицы? У всех ли птиц клювы одинаковые?
- Чей клюв вам показался самым удивительным?
- Какой клюв у Мухолова-Тонконоса? Покажите его на рисунке.
-
Какой
клюв
у
Дубоноса?
Зачем
ему
такой
клюв?
(расщелкивать
орешки,
шишки). Покажите Дубоноса.
- Какой клюв у Клеста-Крестоноса?
Ребята, а вы знаете, что название птицы клест произошло от старого русского
слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой
птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен. (от слова «клестить»
произошло и слово «клещи». Их передняя часть тоже сжата, сдавлена).
Для
чего
Бекасу-Долгоносу
длинный
и
прямой
клюв?
(козявок
из
тины
доставать)
- Какой клюв у Шилоноса? (длинный и загнутый к верху) Зачем ему такой клюв?
(в воде живность поддевать).
- Почему у Кроншнепа-Серпоноса клюв вниз смотрит? (чтоб червяков и букашек
из травы доставать)
- Какой нос у Широконоса? (толстый как лопата)
- В чем особенность клюва у Козодоя-Сетконоса? (клюв и сетка и глотка)
- Какой клюв у Пеликана?
- Что делает своим клювом Дятел?
- Что стало с Мухоловом?
Загадки о животных
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком. (Собака)
* * *
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)
* * *
Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое. (Корова)
* * *
Посреди двора
Стоит копна:
Спереди вилы,
Сзади — метла. (Корова)
* * *
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран)
* * *
С бородой родится,
Да никто этому не дивится. (Козёл)
* * *
Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца.
Ест и пьёт он из корытца. (Поросёнок)
* * *
Не пахарь, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник. (Лошадь)
* * *
Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а он и не знает. (Крот)
* * *
Зверёк бурый, неуклюжий,
Он не любит зимней стужи.
До весны в норе глубокой
Посреди степи широкой
Сладко спит себе зверёк.
Как зовут его? (Сурок).
* * *
На овчарку он похож:
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
Зимой спит,
Летом ульи ворошит. (Медведь)
* * *
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (Медведь)
* * *
Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины.
И добротные плотины. (Бобры)
* * *
То рыжая, то серая,
А по названью белая. (Белка)
* * *
И по соснам, и по елям
Быстро бегает она,
Видит, шишки где поспели,
Где грибная целина. (Белка)
* * *
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке — летом. (Белка)
* * *
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)
* * *
Вьётся верёвка,
На конце головка. (Змея)
* * *
Травы копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
* * *
В лесу живёт,
Кур в деревне крадёт. (Лиса)
* * *
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
Как зовут её? (Лиса).
* * *
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
* * *
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы? (Заяц)
* * *
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки — ни одной. (Ёж)
* * *
Смотри: лежит под ёлками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да вдруг побежала. (Ёж)
Загадки
о птицах
На шесте — дворец,
Во дворце — певец. (Скворец)
* * *
Чёрный жилет, красный берет,
Нос — как топор, хвост — как упор. (Дятел)
* * *
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. (Дятел)
* * *
Угадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
* * *
Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песни, и полёт
Вошли в стихотворения. (Жаворонок)
* * *
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
* * *
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
* * *
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (Соловей).
* * *
Всю ночь летает — мышей добывает.
А станет светло — спать летит в дупло. (Сова)
* * *
Птица сверху налетает
И цыплят внизу хватает. (Ястреб)
* * *
Стали братья на ходули,
Ищут корму по пути.
На бегу ли, на ходу ли —
Им с ходулей не сойти. (Журавли)
* * *
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тюкнет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
* * *
Мать-отца не знаю,
Но часто называю.
Детей знать не буду —
Чужим их сбуду. (Кукушка)
* * *
Что за весенняя чёрная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя чёрная птица
Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)
***
Звонко песенки поет
Желтогрудка-крошка.
И за крик всегда зовут
Ее – лесная кошка.
(Иволга)
***
Воробей- певец лесной,
В камзол одетый золотой.
Он то, мяукает , как кот,
А то, как флейта запоёт.
Ты трогать птаху не моги
Жар-птицы местной ... (Иволги)
Пословицы
про животных
Не гони коня кнутом, а гони его овсом.
Хорошо накормишь — плохой конь будет хорошим скакуном.
Веди за скотиной уход, будешь иметь доход.
Не верь козлу в огороде, а волку в овчарне.
Кошки грызутся — мышкам раздолье.
Не та собака кусает, что лает, а та, что молчит да хвостом виляет.
Не бойся собаки брехливой, а бойся молчаливой.
Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.
Лиса всё хвостом прикроет.
Близ норы лиса на промысел не ходит.
Старую лисицу не травят молодыми собаками.
Лиса и во сне кур считает.
Назначили лису воеводой в лесу: пера много, а птицы нет.
Каждая лиса свой хвост нахваливает.
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.
Консультация для родителей
«Прививаем любовь к книге»
Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет
найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя,
переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того
или иного произведения.
Книга-это воспитатель человеческих душ. Малыш растет, а это значит, что
каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и
совершает
множество
открытий.
Получает
все
больше
разнообразной
информации
необходимой
ему
для
дальнейшего
правильного
физического,
психического
и
умственного
развития.
Новые
знания
дети
получают
от
окружающих их людей, в первую очередь от родителей , а также из книг.
Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру
телепрограмм
и
видеофильмов,
компьютерным
фильмам.
Эта
печальная
реальность должна заставить нас родителей задуматься и попытаться, как то
и с п р а в и т ь
п о л о ж е н и е
в е щ е й .
С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг.
Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как
мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится
ребенку.
Учеными
установлено,
что
ребенок,
которому
систематически
читают,
н а к а п л и в а е т
б о г а т ы й
с л о в а р н ы й
з а п а с .
Читая
вместе
с
мамой,
ребенок
активно
развивает
воображение
и
память.
Именно
чтение
выполняет
не
только
познавательную,
эстетическую,
но
и
воспитательную
функцию.
Поэтому,
родителям
необходимо
читать
детям
книжки с раннего детства.
Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в
любой
книге,
в
том
числе
и
детской,
самое
главное-содержание.
Рекомендации по приобретению литературы:
У
детей
4-5
лет
происходит
активизация
словарного
запаса,
идет
развитие
связной
речи.
Читая
ребенку
литературные
произведения,
нужно
обращать
внимание
на
отдельные
слова
и
выражения.
Можно
учить
пересказывать
короткие
тексты
русских
народных
сказок.
Потихоньку
п р и с т у п а й т е
к
з а у ч и в а н и ю
с т и х о т в о р е н и й .
В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных авторов, с
богатырскими
народными
сказками,
с
рассказами
о
природе
и
животных
В.Бианки, Е.Чарушин, Н.Сладков, с творчеством К. Чуковского.
Советы для родителей.
• Чаще говорите о ценности книги;
• Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии
своей семьи;
• Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал,
значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
• Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
• Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
• Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
• Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;
• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
• Чаще устраивайте семейные чтения.
Чтение
для
детей
должно
стать
ежедневной
привычкой,
стать
необходимостью.
Приходит книга в дом любой.
Коснись её страниц,
Заговорит она с тобой
Про жизнь зверей и птиц.
Увидишь ты разливы рек,
Услышишь конский топот
Придут к тебе и Чук, и Гек,
Тимур и дядя Стёпа.
Ей вьюга злая не страшна
И не страшна распутица
С тобой беседует она,
Как умная попутчица.
Ну, а взгрустнется вдруг,
Не огорчайся слишком:
Как самый лучший верный друг
Развеет скуку книжка. (Аркадий Марков)
Совместным
чтением
вы
открываете
для
своего
ребенка
интересный
и
красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите
своему ребенку огромное количество счастья и любви.
Конспект занятия по лепке в старшей группе
Тема: «Мышонок Пик»
Программное содержание:
Изобразительная
задача:
продолжать
формировать
навыки
работы
с
пластилином,
Техническая
задача:
побуждать
воспитанников
к лепке
мышат
п о
представлению, добиваясь выразительности передачи формы, строения;
Воспитательно-эстетическая задача: воспитывать интерес к лепке, любовь к
животным;
Творческая задача: -создать условия для творчества детей
Коррекционная
(развивающая
задача): развивать
и
укреплять
мелкую
моторику рук
Логика образовательной деятельности:
1.-Ребята,
вспомните
кто
такой
Виталий
Валентинович
Бианки? (Русский
писатель, который писал сказки, рассказы о животных, птицах).
- А
в ы
п о м н и т е ,
м ы
ч и т а л и
с к а з к у
о мышонке,
с к а ж и т е ,
к а к
звали мышонка? (Пик).
-А что случилось с мышонком? (ответы детей).
-На чем уплыл мышонок? (на лодочке).
-А как вы думаете, правильно поступили дети? (ответы детей).
-Кто во время путешествия хотел обидеть мышонка? (ответы детей).
-И сегодня, я хочу вам предложить, слепить мышонка
2. Показ воспитателя приёмов выполнения работы.
Физминутка. Вышли мышки как-то раз
Посмотреть который час.
Раз, два, три, мыши дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон.
3. Работа детей.
4. Итог занятия.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в
старшей группе на тему «Путешествие по книгам В.Бианки»
Программное содержание:
Образовательно-познавательная задача: Развитие познавательных способностей
через художественную литературу.
Речевая задача: Учить узнавать произведения по отрывкам.
Словарная задача:
-Обогатить: листопадничек
- Активизировать: бекас, пеликан
Воспитательная задача: Воспитывать любовь к птицам и интерес к книге
Развивающая задача: развивать речь, внимание, память, мышление;
Логика образовательной деятельности:
Воспитатель: - Ребята, вы верите в чудеса?
Дети: - Да.
Воспитатель: - У нас в группе сегодня произошло настоящее чудо! Вы хотите
увидеть?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Тогда закрывайте глаза и не подглядывайте ( дети закрывают
глаза), педагог достает книгу – Королеву!
- А теперь откройте и смотрите. Чудо? Видите, это Королева-
Книга, какая она красивая? Она вам нравится? ( Да). Давайте
откроем и заглянем на первую страницу. Что же нас там ждет?
Здесь ребята правила обращения с книгой.
Дети: - Книги брать чистыми руками.
- Книги нельзя мять.
- Книги нельзя рвать.
- Нельзя рисовать на книгах.
- Нельзя загибать углы.
Воспитатель: - Молодцы ребята! Умеете правильно обращаться с книгой. Но
Королева Книг подсказывает нам еще одно правил, которое надо запомнить: «
Книги
любят
тишину»
-
поэтому
нельзя
громко
разговаривать,
шуметь
и
баловаться, надо быть внимательным, если хотите что то сказать или ответить,
надо руку поднимать. Все, запомнили это правило. ( Да)
- Как мы должны себя вести?
Дети: - Тихо.
Воспитатель: Вот теперь мы можем заглянуть на следующую страницу, что же
нас там ждет? ( портрет В.Бианки)
- Кто это ребята?
Дети: - В.Бианки.
Воспитатель: - Правильно. Сегодня Королева – Книг приглашает нас в гости к
вашему любимому писателю которого любят взрослые и дети, к В.Бианки.
(Дети проходят присаживаются на стульчики).
Воспитатель: - В доме маленького Виталика было очень много животных. Это
был
настоящий
домашний
зоопарк:
котята,
собаки,
обитали
они
в
доме,
в
большом саду, на окнах висели клетки с птицами, стоял аквариум с рыбками, но
самым лучшим другом маленького Виталика был пес Бобка. Он всегда лежал на
лестнице, все об него спотыкались, а Виталик жалел его и разговаривал с ним. В
6 лет маленький Виталик тяжело заболел и Бобка не отходил целый месяц от его
постели, они вместе читали книги о животных, В.Бианки стал рисовать к ним
иллюстрации. Так начался первый опыт общения с книгой писателя.
- Сейчас предлагаю вам совершить путешествие по произведениям В.Бианки: я
буду зачитывать отрывок, а вы мне назовете из какого оно произведения.
1. « Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли – один
воздух вышел из них. Никакого пения»
« Кто чем поет»
2.
«
Только
успел
муравьишка
вскарабкаться
жужилище
на
спину,
она
как
пустится бежать! Ноги у нее ровные. Как у коня. Бежит шестиногий конь, бежит
не трясет, будто по воздуху летит»
« Приключения муравьишки»
3. « А какая у Витютня хата? Один пол, да и тот как решето – весь в дырьях.
Просто прутики на ветви на киданы как попало. На прутиках белые голубиные
яйца лежат. Снизу их видно: просвечивают сквозь дырявый пол»
« Лесные домишки»
Воспитатель: - Хорошо спасибо. Переворачиваем следующую страницу нашей
волшебной книги, здесь нас ждут вопросы:
- У какой птицы самый длинный язык? ( у дятла)
- Кого называют листопадничками? ( зайчат родившихся осенью)
- У кого самый удивительный нос? ( у клеста- крестом)
- Назовите птицу рыболова из произведения « Чей нос?» ( пеликан)
- Какая птица не высиживает яиц? ( кукушка)
- Птица с абсолютно черным оперением? ( Ворон)
- Птица истребляющая грызунов? ( Сова)
- Какая птица поет хвостом? ( бекас)
Воспитатель: - Спасибо, молодцы! Переворачиваем следующую страницу нашей
книги, на ней разные птицы, а задание такое, вспомнить пословицы и поговорки,
в которых упоминается о птицах.
- Молодость пташкой, а старость черепашкой.
- Курица по зернышку клюет, да сыта живет.
- Ворон ворону глаз не выклюет.
- Птице крылья, а человеку разум.
- Яйца курицу не учат.
- Всякая птичка свои песенки поет.
- Наряд соколиный, а походка воронья.
- Одна ласточка весны не делает.
- Слово не воробей, вылетит не поймаешь.
- Жаворонок к теплу, а зяблица к стуже.
Воспитатель: - Ну что устали маленько отдохнем.
Физкультминутка: Руки подняли и помахали,
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули
Ветер срывает росу.
В стороны руки плавно помашем,
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, сразу покажем.
Крылья сложим назад.
Воспитатель:
-
Открываем
следующую
страницу
нашей
книги,
на
ней
нарисована волшебная палочка, значит произойдет волшебство, одним взмахом
руки я превращу вас в птиц, а вот в каких вы расскажите сами.
Журавль: Я – журавлик длинноногий,
Нас осталось так немного.
Мы не любим города,
Мы – где чистая вода.
Синица: Я – проворная синица,
Мне на месте не сидится,
Я мороза не боюсь:
Вместе с солнышком проснусь.
Воробей: Я – воробушек обычный,
К русской зимушке привычный.
Хоть свирепы холода,
Мне морозы не беда.
Грач: Я – большой и важный грач
Для садов деревьев врач,
Собираю червяков
И вредителей жуков.
Ворона: Я – умнейшая ворона,
Мне бы царство да корону.
Хоть живу в своем гнезде
Воспитатель:
-
Вот
и
закончились
страницы
в
нашей
волшебной
книге
–
Королеве. А значит и подошла к концу встреча с писателем В.Бианки.
- Ребята, В. Бианки очень любил детей. Для них он писал интересные, веселые,
познавательные рассказы и сказки. Давайте еще раз назовем их.
(Дети перечисляют)
- Почему вам, ребята нравятся эти сказки?
Дети: - Потому что они добрые, веселые, интересные, поучительные.
- Чему нас учат произведения?
Дети: - Быть добрыми, любить окружающую природу вокруг нас, восхищаться
ею.
Воспитатель: - Спасибо вам ребята. Я надеюсь, что мы ни раз еще встретимся с
произведениями В.Бианки.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в
старшей группе на тему «Весна в жизни лесных зверей»
Программное содержание:
Образовательно-познавательная
задача:
Обогащать
и
систематизировать
представление детей об изменениях, происходящих в жизни диких животных в
весенний период, их поведении, повадках.
Речевая задача: Обогащать и активизировать словарь детей по теме
Воспитательная
задача:
В о с п и т ы в а т ь л ю б о в ь
к
ж и в о т н о м у
миру. Воспитывать умение слушать ответы сверстников и дополнять их.
Развивающая задача: развивать речь, внимание, память, мышление;
Логика образовательной деятельности:
Ребята, посмотрите к нам в окно стучится птичка. Давайте пустим её.
Подхожу к окну и беру игрушку. Дети здороваются с птичкой. Её зовут Зинька.
На улице сегодня холодный ветер, она замерзла, пускай она погреется у нас
на занятии. Посиди Зинька на веточке цветка и послушай, о чём мы будем
говорить с ребятами.
Читаю медленно и выразительно рассказ «Жил был медведь». Походу чтения
показываю картины «Медвежья берлога», «Медведи весной».
Понравился вам рассказ ребята. Вы поняли содержание рассказа?
Вера, как медведица проводит зиму? Маша, чем питаются медведи весной?
Никита, кто рождается в берлоге? Как забавляются медведи? Как они готовятся к
зиме? (ответы детей).
Читаю стихотворение Г. Ладонщикова.
«Медведь проснулся».
Без забот и без тревоге
Спал медведь в своей берлоге
Спал всю зиму до весны
И, наверно, видел сны.
Вдруг проснулся косолапый,
Слышит: каплет – вот беда!
В темноте пошарил лапой
И вскочил – кругом вода.
Заспешил медведь наружу:
Заливает не до сна
Вылез он и видит лужи,
Тает снег…
Пришла весна!
Ребята, посмотрите, а Зинька заскучала. Давайте пригласим её с нами поиграть.
Игра: птицы в гнездах.
Ребята, я приглашаю вас на выставку картин. Рассмотрите их и расскажите, как
проходит весна в лесу для других животных. Что делает белка? Кто знает про
нее загадку.
Хожу в густой я шубке
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу.
Что же в это время делают зайцы, белки, ёж, волк, лиса?
(ответы детей).
Хвост пушистый
Мех золотистый
В лесу живет
В деревне кур крадет.
Через поле напрямик
Скачет белый воротник.
(ответы детей).
Ребята, посмотрите, как разные птицы строят гнезда. Куда летают птицы, что
они носят в клювах.
Читаю отрывок из сказки В. Бианки. «Лесные домишки».
Зиньку тоже прошу послушать а том, как разные птицы устраивают свои гнезда.
Ребята, а Зиньке пора улетать в лес, она согрелась и знает как строить гнездо. До
свидание, Зинька!
Подвижная игра «Мышеловка»
Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами,
ловкость. Упражняться в беге и приседании, построении в круг и ходьбе по
кругу. Способствовать развитию речи.
Описание: Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая образует круг-
«мышеловку»,
остальные
«мыши»-
они
находятся
вне
круга.
Играющие,
изображающие
мышеловку,
берутся
за
руки
и
начинают
ходить
по
кругу,
приговаривая: «Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же,
плутовки, доберемся мы до вас. Вам поставим мышеловки, переловим всех
сейчас». Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх, образуя
ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По слову воспитателя:
«хлоп»,
дети
стоящие
по
кругу,
опускают
руки
и
приседают-
мышеловка
захлопнулась.
Играющие,
не
успевшие
выбежать
из
круга,
считаются
пойманными.
Пойманные
мыши
переходят
в
круг
и
увеличивают
размер
мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями.
Правила:
Опускать
сцепленные
руки
по
слову
«хлоп».
После
того,
как
мышеловка захлопнулась, нельзя подлезать под руки
Варианты: Если в группе много детей, то можно организовать две мышеловки и
дети будут бегать в двух.
Подвижная игра «Охотники и зайцы»
Цель: Совершенствовать навыки прыжков и метания в цель на обеих ногах.
Развивать ловкость , скорость и ориентирования в пространстве.
Оборудование: мяч.
Разделение ролей: Выбирают одного или двух «охотников», которые становятся
с одной стороны площадки, остальные дети — «зайцы».
Ход игры.
Зайцы сидят в своих «норках», расположенных с противоположной стороны
площадки. «Охотники» обходят площадку и делают вид, что ищут «зайцев»,
потом идут на свои места, прячутся за «деревьями» (стульями, скамья).
На слова воспитателя:
Зайчик прыг-скок. прыг-скок
В зеленый лесок
«Зайцы» выходят на площадку и прыгают. На слово «Охотник!» «зайцы» бегут к
своим «норкам», один из «охотников» целится мячом им под ноги и в кого
попадет, тот забирает с собой. «Зайцы» вновь выходят в лес и «охотник» еще раз
охотится на них, но бросает мяч второй рукой. При повторении игры выбирают
новых «охотников».
Указания к игре. Следить, чтобы «охотник» бросал мяч как правой, так и левой
рукой. «Охотники» бросают мяч только под ноги «зайцам». Мяч поднимает тот,
кто его бросил.