Автор: Тимофеенко Надежда Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: детский сад 65
Населённый пункт: Киселевский городской округ, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование инновационных форм работы в логопедической практике современного учителя-логопеда"
Раздел: дошкольное образование
«Использование инновационных форм работы в логопедической
практике современного учителя-логопеда»
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного
развития
детей.
Чем
богаче
и
правильнее
речь
ребенка,
тем
легче
ему
высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей
действительности,
содержательнее
и
полноценнее
отношения
со
сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое
развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании
речи
детей,
о
ее
чистоте
и
правильности,
предупреждая
и
исправляя
различные
нарушения,
которыми
считаются
любые
отклонения
от
общепринятых норм данного языка.
Согласно взглядам отечественных ученых (Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, А.
А. Бодалев, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, Л. А. Петровская, Т.
Н. Ушакова и др.), общение является одним из основных условий развития
ребенка,
важнейшим
компонентом
формирования
его
личности,
наконец,
ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и
оценку самого себя посредством других людей.
Организация обучения детей с нарушениями речи требует особого подхода,
который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку детей на
занятиях
и
их
интереса
к
изучаемому
материалу.
Задача
логопеда
–
заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в
процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными
уроками, а интересной игрой. Многократные повторения одного и того же
материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии
от
повторений
никуда
не
деться,
особенно
когда
нужно
отработать
правильный
артикуляционный
уклад,
научить
ребенка
слышать,
узнавать
звук, а затем и правильно его произносить. В отдельных случаях тяжело
дается постановка звука и каждый, даже самый незначительный шаг вперед
стоит больших усилий. А если этап автоматизации звука растягивается на
длительное время, тогда учителю – логопеду приходится долго и упорно
искать тот материал, который разнообразит занятия, чтобы они не наскучили
малышу.
Ведь
только
положительная
мотивация
будет
способствовать
эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.
Возникает вопрос, в какой же форме можно преподнести ребенку речевой
материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже
знакомые,
но
такие
сложные
и
не
всегда
доступные
правильному
произнесению слова?
Вспомните, как загораются глаза у малышей, когда Вы говорите: «А сейчас
мы поиграем в интересную игру!». Не надо быть тонким психологом, чтобы
понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.
Большое значение игре придавал А. С. Макаренко: «У ребенка есть страсть к
игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но
надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра». Потому
в
арсенале
каждого
логопеда
множество
наглядных
по собий,
демонстрационных и раздаточных материалов, игр.
Но в последнее время одним их эффективных средств в коррекции речи
стало применение инновационных технологий.
Введение ФГОС ДО позволяет говорить сегодня о становлении новой
системы
дошкольного
образования,
где
одним
из
ключевых
моментов
является необходимость использования всех педагогических ресурсов для
эффективного развития ребёнка. Приоритетным направлением в организации
образовательного
процесса
дошкольных
учреждений
должен
стать
индивидуальный подход к ребёнку. Это даёт современному педагогу свободу
в
выборе
форм
и
методов
организации
детской
деятельности,
главным
результатом этого выбора должны стать личностные качества ребёнка, а не
сумма его знаний, умений и навыков. Поэтому педагогическая деятельность,
сегодня должна стать качественно новой, более гибкой, инновационной.
Инновационные подходы в деятельности учителя - логопеда становятся
перспективным
средством
коррекционно-развивающей
работы
с
детьми,
имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных
средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов
в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне
комплексной
логопедической
помощи
инновационные
методы,
не
требуя
особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей.
В своей профессиональной деятельности самостоятельно апробирую и
успешно применяю элементы следующих технологий:
-
Здоровьесберегающие технологии: телесноориентированные техники
(артикуляционная
гимнастика
с
биоэнергопластикой,
упражнения
для
релаксации, дыхательные упражнения),
технология пальцевого и кистевого массажа (с элементами самомассажа),
«Су
—
Джок»
терапия;
массаж
ладонных
поверхностей
каменными,
металлическими или стеклянными разноцветными шариками; прищепочный
массаж; массаж орехами, массаж шестигранными карандашами;
- Кинезитерапия (логоритмика)
- Креативная игротерапия (крупотерапия)
- Игровые технологии
- Информационно-коммуникационные технологии
- Дидактический синквейн
Опыт по работе с инновационными технологиями позволяет сделать вывод
что,
использование
на
логопедических
занятиях
инновационных
форм
работы:
повышает эффективность коррекционной работы
оптимизирует образовательный процесс
индивидуализирует обучение детей с нарушениями речи
формирует успешность детей
повышает мотивацию
существенно сокращает время на преодоление нарушений речи.
Проведенные промежуточные мониторинги по динамике уровня речевого
развития показали положительную динамику в развитии устной речи по всем
параметрам языковых норм:
у воспитанников поставлены звуки на уровне предложений;
дети умеют дифференцировать звуки; при воспроизведении слов могут
ошибиться 1 -2 раза, с самостоятельной поправкой;
последовательно называют звуки в словах, определяют позицию звука в
слове: начало, середина слова. Допускают единичные ошибки в словах;
фразы
производятся
точно,
отмечается
несколько
сниженный
темп,
запинки;
устранены грубые нарушения грамматического строя речи. Дети могут
подбирать однородные прилагательные, подбирать подходящее по смыслу
слово,
под
контролем
взрослого
образовывать
новые
слова.
Отмечается
сложность в употреблении сложных предлогов;
воспитанники умеют составлять рассказы в сравнении, устанавливать
связность и последовательность высказывания.
Таким образом, внедрение инновационного подхода в коррекционно-
образовательный процесс позволяет более успешно осуществлять коррекцию
нарушенных речевых навыков, формировать познавательные процессы
у
детей
с
речевой
патологией,
развивать
языковые
средства,
создавать
у
детей устойчивую
мотивацию
и
заинтересованность
в
занятиях,
что
способствует
повышению
эффективности
всего
коррекционно-
образовательного процесса в целом.