Автор: Жалыбина Александра Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №94 "Детский сад общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Осень золотая в гости к нам пришла
Раздел: дошкольное образование
Жалыбина Александра Владимировна
Воспитатель
МБДОУ №94 «Детский сад общеразвивающего вида», г.Кемерово
Конспект интегрированного занятия на прогулке во второй младшей группе «Осень
золотая в гости к нам пришла!».
Образовательные области: «Познание», «Физическая культура».
Интеграция ОО: «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «Труд»,
«Здоровье».
Форма: тематическая прогулка с экспериментированием.
Цели: формирование целостной картины мира, развитие познавательно-
исследовательской деятельности, расширение кругозора детей.
Задачи:
1. Учить определять признаки осени: листья на деревьях пожелтели, опадают, кружась, на
землю, идут дожди, перелетные птицы улетают на юг.
2. Дать представление о свойствах песка: сухой сыплется, влажный можно лепить.
3. Формировать у детей навык наблюдательности.
4. Побуждать к экспериментированию с песком, к самостоятельному выполнению
элементарных поручений.
5. Развивать любознательность, наблюдательность, зрительное восприятие и умение
связывать увиденное со словом.
6. Воспитывать интерес к живой и неживой природе, умение радоваться красоте, желание
бережно относиться к природе.
Методы и приёмы: организационный момент, беседа, эксперимент, наблюдение,
демонстрация, самостоятельная деятельность детей, труд, подвижная игра, итог.
Материалы и оборудование: ярко оформленное письмо, совки на каждого ребенка, сита,
воронки, пластмассовые бутылочки, детские лейки с водой.
Перед прогулкой воспитатель говорит детям: Ребята, сегодня рано утром, когда еще никого
из вас не было в детском саду, Голубка принесла вот такой конверт. Хотите узнать, что в
нем?
Воспитатель открывает яркий конверт, украшенный осенними листьями, и читает:
«Ребятушки, опаздываю к вам, приготовил для вас осенние листочки да пирожки из
песочка, но тут поднялся ветер-проказник. Разлетелись мои листочки в разные стороны,
испортил ветер все пирожки. Меня занесло листьями. Выручайте!»
Воспитатель: Кто это может быть? Кто бы это ни был, будем помогать нашему
незнакомцу? А как мы это будем делать?
Дети: Соберем осенние листья на участке, сделаем сами из песка пирожки, найдем его
среди листвы.
Воспитатель: Тогда собираемся.
Придя на участок, воспитатель обращает внимание детей на деревья, стоящие на участке.
Наблюдение за листопадом
Ход наблюдения:
Воспитатель: Обратите внимание на опавшие листья. У всех ли деревьев одинаковые
листья? Ребята, посмотрите, сравните их по цвету и форме. Одинаковые ли листья у
разных деревьев? (Воспитатель предлагает детям сравнить листья березки, рябины и ивы.)
Образовательная область «Художественное слово»
Воспитатель читает стихотворение:
У
меня
букет
осенний
,
Разноцветный
и
последний
.
В
нем
есть
клена
лист
резной
,
Лист
калины
расписной
.
Скромненький
листок
осины
И
алеет
гроздь
рябины
.
Вот
березки
желтый
листик
,
И
резной
тысячилистник
.
У
дубка
цвет
красный
,
яркий
,
Посмотрел
,
и
стало
жарко
.
Свой
букетик
засушу
,
Осень
в
зиму
приглашу
.
Воспитатель с детьми рассматривают собранные детьми листья и отбирают самые кра-
сивые.
Игра с листочками: в руках у детей листочки, педагог читает текст, а дети в соответствии с
ним выполняют движения.
Педагог говорит: «Ребята! Все вы будете листочками, выберите листочек, который
понравится: кто жёлтый, кто красный, кто большой, кто маленький».
Каждый ребёнок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.
Педагог рассказывает: «Листья лёгкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и
взмахивают руками).
Листопад! Листопад!
Листья жёлтые летят!
Кружатся красивые жёлтые листочки. (Действия выполняют дети с жёлтыми листочками).
Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными
листочками).
Покружились и уселись на землю. (Дети приседают). Сели! Уселись и замерли. (Дети не
шевелятся).
Прилетел лёгкий ветерок, подул. (Дует взрослый, за ним дети)
Педагог продолжает: «Поднялись листья, разлетелись в разные стороны. (Дети
разбегаются по площадке). Закружились, закружились, закружились!
Трудовая деятельность: сбор разноцветных листьев.
Воспитатель: Вот мы и выполнили первую просьбу незнакомца, а о чем он нас еще
просил?
Дети: Слепить из песка пирожки.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые предметы у нас для этого есть: сита, воронки,
пластмассовые бутылочки. Давайте насыплем в бутылочку песок. Его надо сыпать
аккуратно, через воронку, пользуйтесь совочками, не набирайте много песка, будьте
аккуратны. (Дети выполняют действия с песком, обратить внимание детей, у кого плохо
сыплется в бутылочку без воронки.) А кто хочет насыпать песок в сито? Что, не
получилось? Почему? Просыпается песок! Через сито можно только просеять песок.
Песок сухой, сыпучий! Можно ли из такого песка сделать пирожки?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как вы думаете, что нужно сделать с песком, чтобы из него можно было
лепить?
Дети: Полить водой.
Воспитатель: Давайте польем песок из лейки, перемешаем совком. Он стал влажный. (При
сравнении цвета сухого и влажного песка педагогу нужно добиться правильного ответа.)
Попробуйте насыпать влажный песок в бутылочку. Почему не сыплется? (Не сыпучий, не
сухой, влажный.) Попробуйте слепить из влажного песка пирожки с помощью совка.
(Дети из влажного песка формируют пирожки.)
Использование художественного слова во время изготовления пирожков:
Посреди двора — гора.
На горе идёт игра.
Прибегайте на часок,
Залезайте на песок:
Чистый, жёлтый и сырой.
Хочешь — рой, А хочешь — строй,
Хочешь — куклам испеки
Золотые пирожки.
Приходите к нам, ребята.
Не забудьте взять лопаты
Экскаваторы, совки,
Вёдра и грузовики.
Тут и крики, тут и смех,
И работа есть у всех
Воспитатель: Что мы можем сказать о свойствах песка?
Вывод: сухой песок сыплется, а влажный нет, из сухого песка ничего нельзя слепить, а из
влажного можно.
Воспитатель, увидев много листьев под деревом, подходит с детьми к дереву, разгребает
листву, находит маленького резинового ёжика.
Воспитатель: Вот кто к нам спешил! Посмотрите, ребята, нашелся наш незнакомец —
маленький ёжик. Да он не с пустыми руками, с корзинкой. (Находят в корзинке шишки.)
Шишки мы возьмем в группу и что-нибудь смастерим из листьев и шишек для ёжика.
Труд в природе: собрать осыпавшиеся листья в кучу.
Самостоятельная деятельность детей: игры с выносным материалом.
Игра с ёжиком «Найди свой домик».
Цели: учить детей быстро действовать по сигналу и ориентироваться в пространстве.
Итог прогулки: Кому мы помогали сегодня, как мы это делали?
В группе дети изготавливают поделки из природного материала и дарят ёжику.
Список литературы
1. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу А.И. Васильева. М.: Просвещение, 1972. - 126
с.
2. Венгер, Л.А. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1978. - 96с.
3. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском
саду. М.: ТЦ Сфера, 2003, - 56с.
4. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду.- М.: Просвещение, 1989.- 165с.
5.Кравченко И.В. «Прогулка в детском саду. Старшая и подготовительная группа». Методичкское
пособие, М.: Т.Ц. Сфера, 2013.-63с.