Напоминание

агрессивный ребенок


Автор: Неверова Нина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №12"
Населённый пункт: город Таштагол, Кемеровская область
Наименование материала: рекомендации для родителей
Тема: агрессивный ребенок
Раздел: дошкольное образование





Назад




АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК:

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Родителей начало настораживать поведение их ребенка:

злость,

драчливость,

всплески

агрессии,

постоянные

замечания

взрослых,

дети

которых

контактируют

с

их

сыном

или

дочерью,

и

ситуация

с

каждым

днем

усложняется.

Родители

в

недоумении:

непонятна

причина

формирования

такого

характера,

где

взялась необузданность и агрессия, что в этих случаях нужно делать?

Проявление детской агрессии: основные причины

Проблема детской агрессии, к сожалению, имеет все тенденции развития и сегодня

это проблема уже не отдельных семей, а всего общества. Беспричинные всплески

ярости, желание поломать, разорвать, ущипнуть и даже укусить заставляют взрослых

изолировать

ребенка

от

других

детей,

чтобы

предотвратить

предполагаемый

конфликт. Это мера предосторожности, но никак не решение проблемы – скорее

наоборот: ребенок может еще больше замкнуться в себе, а проявления агрессии

никуда не денутся, мало того, ситуация может выйти из-под контроля полностью.

Первое что нужно сделать – выяснить причину, это поможет не только контролировать

ситуацию, но и изменить всю проблему в корне. Детские психологи бьют тревогу:

родители поздно пытаются разрешить проблему, когда в ребенке агрессия прочно

пустила корни, а не тогда где все еще можно было решить родительской лаской,

специальными играми, занятиями.

Специалисты

выделяют

основные

причины,

которые

проявляются

в

детской

агрессии:

Особенности врожденного темперамента и нервной системы.

Неполное или неправильное воспитание.

Неуверенность в себе вызванная постоянным страхом или стрессами.

Проявление агрессии в окружающей ребенка среде (семья, детский коллектив).

Достижение лидерства в группе путем унижения достоинства других.

Специалисты отмечают проявление агрессивности в поведении ребенка, если у него

имеются какие-либо физические, или психологического рода изъяны.

Чувство

неполноценности

перед

другими

детьми,

насмешки

с

их

стороны

первоначально вызывают агрессию на уровне защитной реакции, но со временем

изменения в психологии ребенка могут перейти в другую форму – месть.

Нельзя забывать и о категории детей, которые большей частью предоставлены в играх

самим себе. Попадая в коллектив, они часто примеряют на себя новые образы, часто

подсмотренные в телевизоре или на улице, а это далеко не всегда положительные

прообразы.

Наиболее распространенными «семейными» причинами являются:

Неприятие

детей

родителями.

Даная

причина

агрессивности

присуща

не

только

детям. Статистика подтверждает, что часто приступы агрессивности проявляются у

нежеланных детей. Хотя родители и не говорят ребенку, что его не ждали и не хотели,

но он это чувствует по их жестам, интонации. Такие дети всеми способами пытаются

доказать,

что

они

имеют

право

на

существование,

что

они

хорошие

и

пытаются

завоевать право на родительскую любовь.

Безразличие или враждебность со стороны родителей. Дети очень тяжело

шоколада.

Повышенную агрессивность детей вызывают такие факторы, как уровень шума,

вибрации, теснота и температура воздуха.

Повышенная агрессивность может быть обусловлена также биологическими,

половыми, психологическими и социальными причинами.

Дети, как губка, впитывают в себя «семейные установки переживают, если

родители безразличны, а порой даже враждебны по отношению к ним.

Равнодушие

эмоциональных

связей

в

семье.

Повышенная

агрессивность

ребенка

может явиться следствием разрушения положительных эмоциональных связей как

между родителями ребенком, так и между родителями. Если между родителями часто

возникают ссоры, то эмоционально-психологическая атмосфера в такой семье для

ребенка становится настоящим испытанием. Особенно опасной будет ситуация, если

родители

используют

его

как

аргумент

в

споре

между

собой.

Ребенок,

живя

в

постоянном напряжении, страдая от конфликтов между самыми близкими для него

людьми,

либо

черствеет

душой,

либо

вырастает

прекрасным

манипулятором,

полагающим, что весь мир ему что-то должен.

Неуважение

к

личности

ребенка.

Некорректная

и

нетактичная

критика,

оскорбительные

и

унизительные

замечания

в

адрес

ребенка

вызывают

у

него

неуверенность в себе и своих силах, порождают глубокие и серьезные комплексы и

могут побудить откровенную ярость.

Наиболее распространенные «семейные» причины:

Избыток или недостаток внимания со стороны родителей. Если ребенку уделяется

чрезмерное внимание, родители стремятся предугадать каждое его желание, то он

вырастает избалованным и капризным. И если очередной его каприз не исполняют, то

в ответ получают вспышку агрессии.

Причиной агрессии может явиться отсутствие внимания со стороны родителей, их

занятость: «пусть лучше отчитают, отругают, чем не заметят».

Если мы не обращаем внимания на страдания детей, их душевную боль, то у ребенка

складывается

впечатление,

что

взрослые

не

могут

его

понять

и

помочь

и

его

охватывают чувства одиночества, незащищенности и беспомощности. В результате

проявляются неадекватные агрессивные реакции.

Чрезмерный контроль или полное его отсутствие. Чрезмерный контроль над

поведением

ребенка

(гиперопека)

как

и

полное

его

отсутствие

(гипоопека)

очень

вредны для ребенка. Если властные родители стараются во всем управлять своими

детьми, подавлять их волю, то это вызывает у них чувства угнетенности, страха. В этом

случае агрессивным поведением ребенок выражает протест против существующего

положения вещей, ситуации подчинения, постоянных запретов.

Запрет на физическую активность. Часто вспышки агрессивного поведения

ребенка являются следствием установок или запретов взрослых. Агрессия ребенка в

этом случае обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно,

не имеет свойства исчезать бесследно.

Чувство вины. Повышенную агрессивность могут проявлять дети с обостренным

чувством совести, потому что они испытывают чувство вины и стыда по отношению к

тем, кого обидели.

Плохое самочувствие, переутомление. Чаще всего дети ведут себя агрессивно,

если не выспались, плохо себя чувствуют или обиделись на кого-нибудь или что-

нибудь.

Влияние

продуктов

питания.

Доказана

взаимосвязь

между

повышением

тревожности, нервозности и агрессивности и употреблением». Именно поэтому очень

тревожит факт агрессивного поведения детей, вызванного расовыми предрассудками

и неприязнью.

Агрессивность ребенка проявляется, если:

• ребенка бьют

• над ребенком издеваются

• над ребенком зло шутят

• родители не умеют любить одинаково своих детей

• родители ребенку не доверяют

• родители настраивают ребенка друг против друга

• вход в дом закрыт для друзей ребенка

• родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку

• ребенок чувствует, что его не любят.

По сути, самой главной причиной агрессивного поведения детей оказывается

равнодушие к эмоциональному миру ребенка. Именно поэтому они и ополчаются

на весь мир, родителей и самих себя.

Общение ребенка с родителями имеет очень большое значение. Специалисты

считают,

что

агрессивное

поведение

своеобразный

крик

ребенка

о

помощи,

просьба о внимании к его внутреннему миру, в котором накопилось слишком много

разрушительных

эмоций.

Выплескивая

их,

он,

таким

образом,

борется

за

свое

психологическое выживание.

Психологи

советуют

родителям,

у

которых

дети

проявляют

излишнюю

раздражительность и агрессивность научится предупреждать своим вмешательством

эти

всплески.

Зная

к

какому

из

видов

относится

данное

проявление,

проще

проанализировать и взять ситуацию под контроль.

Специалисты определили пять основных вида проявлений агрессии у детей, начиная

с раннего возраста:

o

Физическая агрессия.

Прямая

(когда

нападение

производится

на

другого

ребенка

с

целью

унизить,

сделать больно);

символическая (неприличные жесты, мимика, словесные угрозы).

o

Вербальная

агрессия.

Реакция

в

виде

проявления

отрицательных

эмоций:

громкая ругань, угрозы. Причиной могут послужить боль, унижение, перенесенный

страх.

o

косвенная (используется разрушение каких-либо материальных, или духовных

ценностей);

Направленная форма агрессии. Выражается в виде злобного отношения к другим

детям

и

взрослым,

распространение

сплетен,

издевательские

насмешки,

злые

шутки.

Этот

мотив

агрессии

может

сформироваться

намного

раньше

самого

проявления, так называемый костяк своеобразной мести.

Ненаправленная форма агрессии. Дети часто остаются недовольны отсутствием

чего-то

или

ранее

им

обещанного,

или

каким-либо

одним

из

раздражающих

факторов, это возможно неправильное на их взгляд поведение взрослых громкие

крики, топанье.

o

Раздражение (грубость, вспыльчивость).

o

Негативизм (оппозиционная манера поведения)

Психологи отмечают развитие еще одного вида деткой агрессии – аутоагрессии.

Этот вид отличителен тем, что ребенок проявляет недовольство не чужим, а своим

поведением. Нередко этот вид имеет развитие в подростковом возрасте, где форма

самобичевания может переходить всякие рамки.

Выявлять

агрессивность

у

ребенка

необходимо

на

ранней

стадии.

Начиная

с

младенческого возраста когда родители, наблюдая, как их ребенок улыбается, хмурит

бровки,

сосредоточено

что-то

рассматривает

малыш,

познавая

мир,

развивается.

Ребенок реагирует, пусть своеобразно, но это и хорошо, что родители это примечают,

еще лучше, если они зафиксируют в своей памяти: какие именно эмоции испытывает

их малыш и когда. Ошибка, причем весьма распространенная в другом: родители

заостряют внимание на ключевых моментах, не обращая на мелочи, но именно они

составляют основу психологии ребенка. Невнимание родителей и неполное вникание

в развитие ребенка может привести к закреплению в психике первые проявления

недовольства. Ребенку в самом начале своей жизни сложно обмануть взрослых: он

сам еще учится жить и для специалиста определить и классифицировать развитие

агрессии

на

ранней

стадии

не

составит

труда.

Есть

специальные

тесты,

игры,

упражнения,

которые

помогают

определить

наличие

и

фазу

развития

раздражительности

у

ребенка.

Важно

определить

какой

из

факторов

заставляет

ребенка

нервничать,

переживать,

боятся.

Следует

понаблюдать,

как

ребенок

выполняет

средней

сложности

упражнения

на

терпеливость,

эрудированность

и

другие факторы. Родители, решившие серьезно заняться проблемой контроля раннего

проявления агрессии в психике их ребенка должны помнить – глядя на поведение

ребенка, они видят, как в зеркале отражение своего образа жизни. Телевидение часто

демонстрируют всяческие ужастики в фильмах и мультфильмах, нужно как можно

быстрее исключить их просмотр ребенком. Даже доброкачественная агрессия: как

защитить себя, друзей, является призывом уничтожить или ударить. Ребенок должен

чувствовать себя нужным: внимание, которое для него уделяется, должно проявляться

не от случая к случаю. Малыш не должен чувствовать себя обузой, когда мама или

папа

чем-то

заняты

своим,

даже

разговаривая

с

ним,

родители

участвуют

в

воспитании.

Личный

пример

родителей:

ласка,

теплота

отношений,

дружеское

поведение с другими родителями довершит обучение. Вовремя пресеченная агрессия,

как своего ребенка, так и со стороны чужих детей, должна быть постоянной. Нужно

освоить

несколько

игровых

комплексов,

помогающих

укротить

ярость:

детские

психотерапевты

предлагают

целую

систему

таких

занятий.

Родители

должны

отказаться

от

телесных

наказаний.

Нужно

исключить

разговоры

об

агрессивном

поведении ребенка в его присутствии. Ошибки родителей: советы психолога Лучшими

родителями

могут

быть

только

подготовленные

родители:

специальные

курсы,

литература, видеоуроки, можно и нужно использовать все, чтобы исключить ошибки в

общении

с

ребенком.

Главной

из

ошибок

родителей,

которые

вызывают

гнев,

и

раздражение ребенка является, конечно же, агрессия самих взрослых, направленных

на малыша. Гневные замечания, крики, телесные наказания никоим образом не имеют

положительного

результата.

От

ребенка

нельзя

в

раннем

возрасте

требовать

выполнять

все

беспрекословно

и

том

порядке,

который

нравится

родителям,

это

подавляет

инициативу.

Хуже

всего,

если

за

неповиновение

малыша

неправильно

наказывают: запрещают играть, не разговаривают с ним. Ребенок будет исполнителен,

но это может вызывать в его психике бунт и развивать агрессию. Доверие родителей,

любовь и спокойный микроклимат в семье, вот основные факторы, которые служат

основой развития нормальной психики у детей Если семья столкнулась с детской

агрессией, то следует набраться терпения и пробовать что-то менять, причем не только

в

самом

ребенке,

сколько

в

себе.

Изменив

свое

отношение

к

малышу,

можно

изменить и его реакцию

Слово «агрессия» (aggression) происходит от слова adgradi (где ad - на, gradus - шаг),

которое в буквальном смысле означает «двигаться на», «наступать». Ближайшими

словами-родственниками этого понятия являются «прогресс» (движение вперед, разви-

тие) и «регресс» (движение назад). В первоначальном смысле «быть агрессивным»

означало нечто вроде «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и

сомнения»

Более целесообразными представляются классификации, построенные не на основе

деления на группы, лежащие в одной плоскости, а согласно многомерному принципу.

Например, Э. Басс предлагает концептуальную рамку, включающую три оси: фи-

зическая - вербальная, активная - пассивная, прямая – непрямая (см. рис. 3).

Рисунок 3.

Классификация видов агрессивного поведения по Э. Бассу представлена в

нижеследующей таблице:

Разделение по

направленности

на объект

Гетероагрессия

- направленность на

окружающих: убийства,

изнасилования,

нанесение побоев,

угрозы, оскорбления,

ненормативная лексика и

т. д.

Аугоагрессия - направленность на себя:

самоуничижение вплоть до самоубийства,

саморазрушающее поведение,

психосоматические заболевания

Разделение по

причине

появления

Реактивная агрессия

- представляет собой

ответную реакцию на

какой-то внешний

раздражитель (ссора,

конфликт и пр.)

Спонтанная агрессия - появляется без видимой

причины, обычно под влиянием каких-то

внутренних импульсов (накопление

отрицательных эмоций, неспровоцированная

агрессия при психических заболеваниях)

Разделение по

целенаправлен-

ности

Инструментальная

агрессия - совершается

как средство достижения

результата: спортсмен,

добивающийся победы,

стоматолог, удаляющий

больной зуб, ребенок,

громко требующий от

матери, чтобы она купила

ему игрушку и пр.

Целевая (мотивационная) агрессия -выступает

как заранее спланированное действие, цель

которого - нанесение вреда или ущерба

объекту: школьник, который обиделся на

одноклассника и избил его, мужчина,

специально нецензурно бранящий жену и пр.

Разделение по

открытости

проявлений

Прямая агрессия

- направляется

непосредственно на

объект, вызывающий

раздражение, тревогу или

возбуждение: открытое

хамство, применение

физической силы или

угрозы расправы и пр.

Косвенная агрессия - обращается на объекты,

непосредственно не вызывающие возбуждения

и раздражения, но более удобные для

проявления агрессии (они доступны и

проявление агрессии в их адрес безопасно):

отец, придя с работы «не в духе», срывает

злость на всей семье, непонятно за что; мать

после конфликта с соседкой начинает

практически без повода кричать на ребенка и

пр.

Разделение по

форме

проявления

Вербальная- выражена в

словесной форме: угро-

зы, оскорбления, содер-

жание которых прямо го-

ворит о наличии отрица-

тельных эмоций и воз-

можности нанесения мо-

рального и материаль-

ного ущерба противнику

Экспрессивная - проявляется

невербальными средствами:

жестами, мимикой,

интонацией голоса и пр. В

таких случаях человек делает

угрожающую гримасу, машет

кулаком или грозит пальцем в

сторону противника, громко

извергает ненормативную

лексику

Физическая

-прямое

применение

силы для

нанесения мо-

рального и

физического

ущерба про-

тивнику

Подобная классификация имеет существенную практическую ценность, поскольку

человек обычно проявляет сразу несколько видов агрессии, причём они постоянно

меняются, переходя друг в друга.



В раздел образования