Напоминание

"Музыкальные инструменты симфонического оркестра"


Автор: Солкина Наталья Николаевна
Должность: преподаватель по классу теории музыки и фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусств им. С. Сайдашева"
Населённый пункт: с. Высокая Гора, Республика Татарстан
Наименование материала: Наглядное пособие
Тема: "Музыкальные инструменты симфонического оркестра"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Музыкальные

инструменты

симфонического

оркестра

Составитель

Н

.

Н

.

Солкина

с

.

Высокая

Гора

2017

Оркестр (от др.-греч. ὀρχήστρα орхестра, площадка для хора в

античном театре) – многочисленный коллектив музыкальных

инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные

для данного состава.

В зависимости от состава оркестры имеют различные выразительные, тембровые и

динамические возможности и носят разные наименования:

симфонический оркестр (большой и малый),

камерный, оркестр народных инструментов,

духовой,

эстрадный,

джазовый.

В современном симфоническом оркестре инструменты делятся на следующие группы:

I. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.

II. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.

III. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы.

IV. Ударные:

а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). Их

партии записываются на одной нотной линейке – “нитке”.

б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон,

вибрафон, челеста.

V. Клавишные: фортепиано, орган, клавесин, клавикорд.

VI. Добавочная группа: арфа.

Полное звучание оркестра называется “tutti” – (“все”).

Дирижёр – (от французского – “управлять, руководить”) осуществляет руководство

коллективом музыкантов – исполнителей, ему принадлежит художественная трактовка произведения.

На пульте перед дирижёром лежит – партитура (полная нотная запись всех партий

оркестровых инструментов).

Партии инструментов каждой группы записываются одна под другой, начиная с самого высокого

звучания инструментов и заканчивая самым низким.

Переложение оркестровой музыки для исполнителя на фортепиано называется клавиром.

Характеристика групп симфонического оркестра

I. Cтрунно-смычковые

Все смычковые струнные инструменты состоят из вибрирующих струн, натянутых на

резонирующий деревянный корпус (дека). Для извлечения звука используется смычок из конского

волоса, зажимая струны в различных положениях на грифе, получают звуки разной высоты. Эти

инструменты сходны по виду и окраске звука (тембру). Семейство смычковых струнных

инструментов - самое большое в составе современного симфонического оркестра, сгруппированное в

огромную секцию с музыкантами, исполняющими одинаковую линию музыки.

Скрипка - 4-струнный

смычковый музыкальный

инструмент. Самый высокий по

регистру в скрипичном семействе,

которое составило основу

симфонического оркестра

классического состава и

струнного квартета.

Самый

виртуозный и выразительный

инструмент этой группы. По

звучанию она напоминает голос

певца. Она отличается нежным,

поющим тембром. Скрипке обычно

поручают главную мелодию произведения. В оркестре есть I и II скрипки.

Они играют разные партии.

Альт — смычковый струнный музыкальный

инструмент такого же устройства, что и

скрипка, но несколько бо́

льших размеров, отчего

звучит в более низком регистре. Струны альта

настроены на квинту ниже скрипичных и на

октаву выше виолончельных — c, g, d1,a1 (до,

соль малой октавы, ре, ля первой октавы).

Наиболее употребительный диапазон — от c (до

малой октавы) до e3 (ми третьей октавы), в

сольных произведениях возможно употребление

более высоких звуков. Ноты пишутся в альтовом

и скрипичном ключах.

Виолончель - большая

скрипка, на которой играют

сидя, удерживая инструмент

между коленями и упирая его

шпилем в пол. Инструмент

басового и тенорового

регистра, такого же

строения, что и скрипка или

альт, однако значительно

больших размеров. Виолончель

имеет богатый низкий звук,

широкие выразительные

возможности.

Вошла в

музыкальный быт во второй половине XVI века. Своим созданием она

обязана искусству таких выдающихся инструментальных мастеров, как

Маджини, а позже - Амати и Страдивари.

Контрабас - самый низкий

по звучанию и самый большой

по размеру (до 2-х метров)

среди семейства смычковых

струнных инструментов.

Контрабасисты должны

стоять или сидеть на высоком

стуле, чтобы дотянуться до

верха инструмента.

Контрабас обладает густым,

хриплым и несколько

глуховатым тембром и

является басовым

фундаментом всего оркестра.

II. Деревянные духовые инструменты.

Большая семья различных инструментов, не обязательно сделанных из дерева. Звук

порождается вибрацией воздуха, проходящего по инструменту. Нажатие клавиш

укорачивает или удлиняет воздушный столб и меняется высота звука. Каждый инструмент

обычно имеет свою сольную линию, хотя исполнять её могут и несколько музыкантов.

В группу деревянных духовых инструментов входят флейты, гобои, кларнеты,

фаготы. Каждый из них имеет обычно самостоятельную партию. Уступая смычковым в

тембровой насыщенности, динамических свойствах и разнообразии приемов игры,

духовые обладают большой силой, компактностью звучания, яркими красочными

оттенками.

Общепринято, что партии деревянных духовых инструментов должны размещаться

на верхних строчках партитур. Само название деревянных духовых инструментов

произошло в результате того, что изначально все они делались из дерева. Со временем в

их изготовлении стал использоваться и другой материал, но название деревянных

сохранилось.

Флейта

деревянный духовой

инструмент. Она

появилась очень

давно, когда люди на

срезанном

тростнике с

закрытым концом

делали отверстия и

извлекали из него

звуки. В средние века

были

распространены два

рода флейт: прямая — ее держали прямо, как кларнет, и поперечная,

которую держали под углом. Со временем, уже на пороге 19 века,

поперечная флейта стала более востребованной и затмила своей

практичностью прямую. В группе деревянных духовых инструментов

именно флейта имеет самое высокое звучание. Это наиболее подвижный

из всех в техническом плане инструмент. Трудно исполнять медленные

мелодии и выдержанные ноты, так как большое количество воздуха

используется при игре на ней (воздух об острый край отверстия

разбивается и частично пропадает). Так образуется характерное для

флейты звучание. Диапазон поперечной флейты - с первой по четвертую

октавы.

Гобой – деревянный

духовой инструмент, с

двойной тростью. Как и

флейта, это старинный

представитель семейства

свирелей. Его предками

были бомбарда, волынка,

дудук, зурна. Гобой,

благодаря своей

певучести и мягкому

тембру (хотя в верхнем

регистре он резкий),

является излюбленным инструментом как профессиональных

композиторов и музыкантов, так и любителей. В техническом плане он

тоже подвижен, но уступает в этом вопросе флейте. Внешне это

трубка в виде конуса, верхний конец которого – двойная трость, а

нижний конец – раструб в виде воронки.

Кларнет - Это цилиндрическая

деревянная трубка с

венчикообразным раструбом на

одном конце и тростью-

наконечником на другом. Из всех

деревянных духовых только кларнету

доступно гибкое изменение силы

звука. Это и многие другие качества

кларнета сделали его звук одним из

самых богатых по выразительности

голосов оркестра.

Он бывает нескольких размеров,

в зависимости от требуемой высоты звучания. У кларнета только один

язычок (трость), а не двойной как у флейты или фагота. Кларнет

обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и

предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.

Виды кларнета: Малый, Бассетгорн, Басовый.

Фагот - деревянный духовой

инструмент басового, тенорового и

частично альтового регистра. Самый

низкий по звучанию из деревянных

духовых инструментов, используется

как для басовой линии, так и в качестве

альтернативного инструмента

мелодии. В оркестре обычно три-

четыре фагота.

Предком фагота

считается старинная басовая свирель -

бомбарда. Пришедший ей на смену

фагот был построен каноником

Афраньо дельи Альбонези в первой

половине XVI века. Большая деревянная,

перегнутая вдвое трубка напоминала

вязанку дров, что и отразилось в названии инструмента (итальянское

слово fagotto означает "вязанка").

Саксофон –тростевой духовой

музыкальный инструмент, по принципу

звукоизвлечения принадлежащий к семейству

язычковых деревянных духовых музыкальных

инструментов. Семейство саксофонов

сконструировано в 1842 году бельгийским

музыкальным мастером Адольфом Саксом и

запатентовано им четыре года спустя. С

середины XIX века саксофон используется в

духовом оркестре, реже - в симфоническом,

также в качестве солирующего инструмента

в сопровождении оркестра. Является одним

из основных инструментов джаза и

родственных ему жанров, а также

эстрадной музыки. Инструмент обладает

полным и мощным звучанием, певучим тембром и большой технической

подвижностью.

III. Медные духовые инструменты

Наименование «медные» исторически восходит к материалу, из которого

изготавливались эти инструменты. В наше время для их изготовления помимо меди

нередко используется латунь, реже серебро, а некоторые из инструментов эпохи

Средневековья и барокко с подобным способом звукоизвлечения (например, серпент)

были выполнены из дерева.

Самая громкая группа инструментов симфонического оркестра. На звучание медных

инструментов влияет сила воздушного потока и положение губ музыканта. Изначально

подобные инструменты могли издавать только звуки натурального звукоряда, но, со

временем они обросли механизмами, позволяющими извлекать хроматические тона.

Наиболее известными представителями медных духовых инструментов можно назвать

тубу, тромбон, валторну, а также различные виды трубы. Музыкальный инструмент такого

типа может разнообразить любую композицию своим ярким и сочным звучанием. Каждый

инструмент играет свою сольную линию. Предками современных медных духовых

инструментов были охотничьи рога, военные сигнальные трубы, почтовые рожки. Все

медные духовые инструменты представляют собой трубки цилиндро – конического

сечения, расширяющиеся от места вдувания к месту выхода воздуха. Длина средней

цилиндрической части может быть относительно большей или меньшей, в зависимости от

чего варьируется и характер тембра инструмента.

Труба - духовой медный инструмент,

внешне напоминающий горн. Самому

инструменту по меньшей мере 3500 лет.

Самые древние образцы труб были

обнаружены в пирамиде фараона

Тутанхамона. Труба состоит из узкой

трубки с мундштуком в виде чашки, узкого

канала основных трубок и раструба,

расширяющегося на конце. Особое место в

трубе занимает клапанный механизм. Для

воспроизведения той или иной ноты,

музыкант, нажимая на клапаны в

различной комбинации, направляет воздух

по дополнительным трубкам, имеющим

разную длину. Кроме того, чтобы изменить

высоту звука исполнитель меняет форму

губ и давление, прилагаемое к мундштуку. В

оркестре голос трубы самый высокий и звонкий среди медных духовых. Ее резкий звук

пронзает звучание оркестра в моменты наивысшего «триумфального» напряжения. В то

же время труба способна воспроизводить очень тихие и мягкие звуки.

Валторна (охотничий рог)

– внешне похожа на улитку. У

нее улиткообразная

(закрученная кольцом)

металлическая трубка с сильно

расширяющимся раструбом,

напраленным вниз.

Прародителем валторны

является старинный

французский охотничий рог, к

которому добавили насадки в

виде изогнутых трубок и

клапанный механизм. Общая

длина трубок валторны может

достигать от 2,8 до 3,6 м.

Первые валторны появились

в оркестре для изображения звука охотничьего рога. В оркестре обычно используется

две пары валторн, первая и третья берут высокие ноты, вторая и четвертая – низкие.

Из-за того, что играть на валторне очень сложно, исполнители специализируются в игре

только в одном из двух диапазонов (низкие или высокие ноты).

Тромбон

- появился в

середине XV

века в

Бургундии

(Франция).

Это

инструмент

с низким голосом, звук которого изменяется по высоте с помощью

подвижной трубки (кулисы). По громкости тромбон является

«чемпионом» симфонического оркестра. В оркестре, благодаря своему

глубокому, низкому и скользящему звучанию, тромбон используется для

звукового воплощения опасности, обреченности. В операх XVII-XVIII

веков тромбоны применяли для извлечения сверхъестественных звуков во

время сцен соответствующего содержания. В то же время тромбон

может играть мягко и тепло.

Туба – самый крупный и низкий по

звучанию из медных духовых

инструментов. Она появилась в середине

XIX века и использовалась в составах

марширующих оркестров. Инструмент

оказался настолько тяжел, что было

создано несколько форм, чтобы было

удобно плечу марширующего музыканта.

Туба представляет собой свернутую в

несколько раз трубку (до 5,5 м), которая

очень расширена с одной стороны. Хотя

инструмент и огромен и воспроизводит

звуки самого низкого регистра,

исполнитель, тем не менее, может

сыграть на тубе очень быстрые ноты и

легкие воздушные пассажи.

IV. Ударные инструменты

Группа ударных инструментов является самой древней и самой

многочисленной. Эта группа получила свое название оттого, что звук

извлекается из них с помощью удара. Задача ударной группы – усилить

выразительность и разнообразие ритма. Вместе с тем ударные

инструменты формируют насыщенный звукошумовой фон, украшают и

дополняют палитру мелодий различными эффектами.

В соответствии с характером звучания ударные инструменты можно

разделить на два типа. К первому относят те, которые обладают

определенной высотой звука. Это литавры, колокола, ксилофон, челеста и

прочие. Ко второму типу относят шумовые инструменты, лишенные

точной звуковой высотности. К ним, в частности, относят тарелки,

большой и малый барабаны, бубен, треугольник, кастаньеты, трещотки,

маракасы, бруски, бич, тамтам. Партии этих инструментов записываются

на одной нотной линейке – «нитке».

Литавры, или «котлы», –

наиболее важный ударный

инструмент. Этот

инструмент попал в Европу из

Турции в 1400-х годах. Литавры

– большие медные барабаны,

напоминающие по форме котлы,

на которые натянута кожа.

Одновременно играют на двух

или более инструментах,

собранных в группу. Звук из

литавр извлекается путем

удара по мембране деревянными палочками с шариками на конце. Звук

этого инструмента очень долгий и гулкий. В отличие от барабана,

литавры могут издавать звук определенной высоты: чем сильнее

натянуть кожу, тем выше будет звук. Звук оркестровых литавр

изменяется при помощи педали – надо лишь нажать ее ногой. Правильно

нанести удар по литаврам, а также быстро и тихо изменить высоту в

момент звучания способен только искусный музыкант.

Колокольчики

ударный музыкальный

инструмент с определённой

высотой звучания. Инструмент

обладает светлозвенящим

тембром в пиано, блестящим и

ярким — в форте. Колокольчики

существуют в двух

разновидностях: простые и

клавишные.

Простые (обыкновенные)

колокольчики представляют

собой набор настроенных по хроматике металлических пластинок, размещённых в два

ряда на деревянной раме трапециевидной формы. Расположение пластинок на них

аналогично расположению белых и чёрных клавиш фортепиано. Применяемый диапазон

колокольчиков — от до второй октавы — до пятой октавы, на некоторых

инструментах — шире. Играют на обычных колокольчиках двумя маленькими

металлическими молоточками или деревянными палочками — малетами.

В клавишных колокольчиках пластинки заключены в корпус наподобие маленького

пианино, где имеется несложный механизм молоточков, передающий удары от клавиш к

пластинкам (этот механизм схож с механизмом челесты). Клавишные колокольчики

технически подвижнее простых, но проигрывают им в чистоте тембра.

Челеста – на клавишные

колокольчики очень похожа

челеста, представляющая

собой маленькое пианино, в

котором вместо струн —

металлические, а иногда и

стеклянные пластинки,

обтянутые замшей. Челеста

– самый тихий и нежный

инструмент симфонического

оркестра. Звук ее похож на

легкое позванивание, гораздо

более матовое, а также

более продолжительное, чем у колокольчиков.Техника игры на челесте

напоминает фортепианную, с той лишь разницей, что на ней

невозможно достичь динамических оттенков и быстрой репетиции.

Вибрафон – редко

используемый в

симфоническом оркестре

инструмент.

Представляет собой

довольно сложное

устройство: состоит из

металлических

пластинок, ударяя по

которым, получают звук,

и трубок – резонаторов с

вращающимися лопастями, поддерживающими постоянную и

длительную вибрацию (мерцание) звука. Звук вибрафона глубокий,

красиво вибрирующий, как бы плывущий.

Ксилофон - представляет

собой ряд деревянных брусков

разной величины, настроенных на

определённые ноты.

По брускам

ударяют палочками с

шарообразными наконечниками или

специальными молоточками,

похожими на небольшие ложки (на

жаргоне музыкантов эти молоточки называют «козьими ножками»).

На современном ксилофоне бруски расположены в два ряда наподобие

клавиш фортепиано, снабжены резонаторами в виде жестяных трубок

и размещены на специальном столике-стенде для удобства

передвижения. Звук ксилофона, в значительной степени зависящий от

мастерства музыканта, может быть очень разнообразным: зловещим,

ужасающим и пронзительным, а может быть светлым, ласковым и

проникновенным. На "форте" ксилофон звучит резко и звонко, на "пиано"

- тепло и бархатно.

Колокола оркестровые — ударный

музыкальный инструмент

симфонического оркестра (идиофон).

Представляет собой набор 12—18

цилиндрических металлических трубок

диаметром 25—38 мм, подвешенных в

раме-стойке (высота около 2 м).

Ударяют по ним колотушкой, головка

которой обтянута кожей.

Звукоряд хроматический. Диапазон

1—1,5 октавы (обычно от F;

нотируется октавой выше, чем звучит).

Современные колокола снабжены демпфером. В оркестре колокола имитируют

колокольный звон. От длины цилиндров зависит высота звука, от большего или

меньшего диаметра — сила. Цилиндры поддаются точному строю и не столь

массивны, как классические колокола.

Оркестровые колокола были изобретены в 1893 г. англичанином

Герингтоном.

Большой барабан — ударный

музыкальный инструмент низкого регистра,

мембранофон с неопределённой высотой

звука. Большой барабан представляет собой

широкий металлический или деревянный

цилиндр, затянутый с обеих сторон кожей.

Звук извлекается ударом колотушки с

массивной головкой, обёрнутой плотным

материалом. При необходимости исполнения

сложных ритмических фигур или тремоло

используются также палочки от литавр, от

малого барабана и других ударных

инструментов.

Основной приём игры на большом барабане — простые ритмические

фигуры и одиночные удары в огромном динамическом диапазоне — от едва

слышного пианиссимо до подобного пушечным выстрелам фортиссимо. Обычно

в духовом оркестре большому барабану отводится роль своеобразного

«метронома», отбивающего сильные доли такта.

Малый барабан

относится в основном к

военным инструментам.

Он представляет собой

плоский цилиндр, с двух

сторон обтянутый

кожей. Под кожей с

нижней стороны

протянуты струны;

отвечая на удары

палочек, они придают

звуку барабана

характерную трескучесть. Интересно звучит дробь барабана —

тремоло двумя палочками, которое можно довести до предельной

быстроты. Сила звука у малого барабана имеет необыкновенно

широкий диапазон: от очень громкого, раскатистого фортиссимо до

тишайшего шороха, что серьёзно расширяет возможности оркестра.

Бубен(тамбурин) — это

древний инструмент. В

симфоническом оркестре он появился

в XIX веке.

Обычно это деревянный обруч,

на одну сторону которого

натянута кожа. В прорези обруча (сбоку) прикрепляют

металлические побрякушки, а внутри, на звездообразно натянутой

бечёвке, нанизывают маленькие

колокольчики. Всё это изобилие звенит

при малейшем потряхивании бубна.

Приёмы игры на бубне очень

разнообразны: резкие удары по коже и

отбивание на ней сложных ритмических

узоров, стремительное встряхивание или

осторожное потряхивание бубном и пр.

Тарелки – этот инструмент

существовал в древневосточной и античной

культуре, однако особенную популярность он

приобрёл в Турции. Оттуда он и попал в

Европу в 18 веке после османских войн.

Тарелки делаются из медного сплава, к

ним прикрепляются специальные ремни,

чтобы было удобно держать. Звук

извлекается стоя, скользящим косым ударом

тарелки об тарелку.

Как правило, удары

тарелок приходятся на сильную долю, одновременно с большим барабаном. Их

партии пишутся рядом. Иногда по тарелкам ударяют палочками. В

симфоническом оркестре обычно используется одна пара тарелок, хотя

бывают произведения, где их задействовано до трёх пар.

Звук тарелок в forte резкий, блестящий, дикий, в piano — таинственно

шелестящий и гораздо мягче. В оркестре тарелки прежде всего динамически

подчёркивают кульминацию, но нередко их роль сводится к красочной ритмике

или специальным изобразительным эффектам.

Тамтам –ударный инструмент. С

древнейших времён использовался в

качестве ритуального инструмента в

храмах стран юго-восточной Азии. Имеет

форму плоского, несколько выпуклого в

центре диска 600-1500 мм в диаметре

(чаще ок. 1000 мм), 8-10 мм толщиной,

иногда со слегка загнутыми краями.

Изготовляется из специальных сплавов, в

которые входят серебро, сурьма, медь.

При игре тамтам из-за его значительной

тяжести подвешивают к стойке или

прочной раме (станку); звук извлекают

ударами (по краю или в центр тамтама) большой колотушки с шаровидным

войлочным или другим наконечником (от материала которого зависит окраска

звука). Тамтам издаёт неопределённой высоты низкий, мощно рокочущий звук

"колокольного" оттенка; он несколько нарастает после удара и медленно

затухает. Звучание тамтама может быть различной мощности и оттенков

окраски - от воздушно-лёгкого до мрачного, зловещего.

Треугольник – ударный инструмент

высокой тесситуры.

Треугольник

представляет собой стальной прут

(сечением 8-10 мм), согнутый в виде

равностороннего треугольника, концы

которого не замкнуты.

Треугольники бывают разных размеров,

но наиболее распространены инструменты

следующих стандартов: большой, с основанием

25 см, средний с основанием 29 см, малый, с

основанием 15 см. Малые треугольники

звучат высоко, большие – низко. Треугольник подвешивается на жильной струне

или просто на жилке, но не на веревке и не на ремне, так как последние глушат

звучание инструмента. Играют на треугольнике металлической палочкой

длиной 22 см. без рукоятки, так как она тоже несколько приглушает

звучание инструмента. Палочки применяют разные. Звук у треугольника

чистый, прозрачный.

Нюансировка на треугольнике очень гибкая; на нем

возможны все оттенки и переходы между ними.

Кастаньеты (исп. castañetas)

— ударный музыкальный

инструмент, представляющий

собой две вогнутые пластинки-

ракушки, в верхних частях

связанные между собой шнурком.

Кастаньеты получили наибольшее

распространение в Испании,

Южной Италии и Латинской

Америке.

Подобные простые музыкальные инструменты, применяемые для

ритмического сопровождения танца и пения, применялись ещё в Древнем

Египте и Древней Греции. Название кастаньеты в русском языке заимствовано

из испанского, где они называются castañuelas («каштанки») из-за сходства с

плодами каштана. Пластины традиционно изготавливаются из твёрдой

древесины, хотя в последнее время для этого всё чаще используется металл или

стеклопластик. В симфоническом оркестре, для удобства исполнителей, чаще

всего используются кастаньеты, закреплённые на специальной подставке (т. н.

«кастаньет-машина»).

Маракасы - полые деревянные

шары на рукоятках (применяются

попарно) с некоторым количеством

сыпучего материала внутри - при

встряхивании издают шипящий звук.

Трещотка — ударный музыкальный

инструмент. Это — прямоугольный

ящичек с помещённым внутри

деревянным зубчатым колесом,

прикреплённым к маленькой рукоятке. В

одной из стенок этого ящичка делается

прорез, в отверстии которого

неподвижно укреплена тонкая упругая

деревянная или металлическая пластинка

.

Клавес (исп. clave, дословно — «ключ»)

— простейший кубинский народный ударный

инструмент (идиофон) африканского

происхождения: две палочки из твёрдого

дерева, при помощи которых задаётся

основной ритм ансамбля. На клавесе играют,

ударяя одной палочкой о другую. Его звук

сравним со звучанием ксилофона в самом

верхнем регистре.

Коробочка ( вуд-блок) — ударный

музыкальный инструмент с

неопределённой высотой звучания,

разновидность щелевого барабана. Это

полый брусок из твердого дерева, по

которому ударяют палочками от малого

барабана. Издает резкий цокающий звук.

Хлопушка (бич) — ударный музыкальный инструмент

с неопределённой высотой звучания. Хлопушка состоит из

двух деревянных дощечек длиной около 40-45 сантиметров

и шириной около 10 см, соединённых между собой с одной

стороны (у основания). Разводя свободные концы дощечек,

исполнитель затем резко ударяет их друг о друга.

Получающийся звук большой силы напоминает удар

хлыста или пистолетный выстрел.

Гуиро — латиноамериканский музыкальный

инструмент. Современные гуиро часто имеют вид

металлической трубки с насечками либо

деревянной рифлёной дощечки. Играющий на гуиро

водит по нему скребком, извлекая характерный

стрекочущий звук. Современные гуиро

изготавливаются из разнообразных материалов:

плодов горлянкового дерева, горлянки (лагенария

обыкновенная), дерева, пластмассы и металла.

Арфа - многострунный щипковый

музыкальный инструмент. Этот

инструмент считается одним из самых

древнейших в музыкальной истории

человечества. Произошел он от лука с

натянутой тетивой, которая при

выстреле звучала достаточно

мелодично. Современная педальная арфа

изобретена в 1801 году С. Эраром во

Франции. Красота и внешний вид ее

превосходят всех остальных

"участников". Арфа обладает

достаточно своеобразными

виртуозными возможностями. На ней

превосходно получаются пассажи из

арпеджио, широкие аккорды, глиссандо,

флажолеты. Роль арфы не столько

эмоциональная, сколько в определенной степени красочная. Инструмент часто

аккомпанирует другим. Кроме этого, арфе дают эффектные соло.

Рояль — струнный

клавишный инструмент,

основной вид фортепиано, в

котором струны, дека и

механическая часть

расположены

горизонтально, корпус

имеет крыловидную форму,

а звуки издаются ударами

войлочных молоточков по

струнам при помощи

клавиш. В отличие от

пианино, звучание рояля

более выразительно и

насыщенно по тембру,

клавиатура более чувствительна, игровые качества более виртуозны, и

диапазон градаций изменения звука — шире.

Орган — клавишный духовой

инструмент, известный ещё в глубокой

древности. В старинных органах воздух

нагнетали мехами вручную. В

средневековой Европе орган стал

инструментом церковного

богослужения. Именно в духовной среде

XVII века зародилось органное

полифоническое искусство. Орган представляет собой гигантский инструмент

со множеством различных тембров. Он включает меха для подачи воздуха,

систему труб различной конструкции и величины (до 30 000), несколько ручных

клавиатур мануалов и одну ножную педаль.

Самые большие трубы достигают в высоту

10 и более метров, высота самых маленьких

— 8 миллиметров. Та или иная окраска звука

зависит от устройства этих труб. Набор

труб единого тембра называется регистром.

Окраска звуков отдельных регистров

напоминает тембр флейты, гобоя,

английского рожка, кларнета, басового

кларнета, трубы, виолончели.



В раздел образования