Напоминание

"Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей"


Автор: Цыганкова Анна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №38 "Апельсин"
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: "Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у

детей

Эмоциональное развитие дошкольников – важнейшая составляющая их

общего

развития.

Оно

определяет

успешность

общения

со

сверстниками,

адекватность

реакций

на

жизненные

события

и

успешность

дальнейшего

обучения в школе. На современном этапе увеличилось число детей, имеющих

различные

нарушения

нервно-психического

здоровья.

Дети,

имеющие

подобные

нарушения,

отличаются

трудностями

сосредоточения

при

выполнении

заданий,

недостаточным

запоминанием

и

воспроизведением

материала, трудностями в общении со взрослыми и сверстниками. Такие дети

чрезмерно беспокойны, постоянно кричат, плачут и длительное время не могут

успокоиться.

Встречаются

дети,

которым,

напротив,

свойственна

заторможенность

деятельности.

Они

нерешительны,

неуверенны

в

себе,

рассеяны,

испытывают

страх

перед

новыми

людьми.

В

о с н о ве

вышеперечисленных нарушений лежат нарушения эмоционального развития.

В связи с этим на современном этапе применяются самые разнообразные

методы коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей, одним из

них

является

рисование. В

процессе

рисования

дошкольник снимает

накопившееся напряжение, выплескивает негативные эмоции и приобретает

новые знания об окружающем мире, снимаются детские глубинные страхи.

Возможности применения рисуночных техник при коррекции эмоциональных

комплексов рассмотрены М.В. Киселевой, А.И. Копытиным, Л.Д. Лебедевой, А.

Хиллом, К.Г. Юнгом. Говоря о проблемах эмоционального развития старших

дошкольников,

условно

выделяют

три

наиболее

выраженные

группы

так

называемых «трудных детей»:

1.

Агрессивные

дети:

неуравновешенные,

в

конфликтных

ситуациях

эмоции выражают очень бурно, что выражается в аффективном поведении,

которое направлено на сверстников.

2.

Эмоционально

расторможенные

дети:

реагируют

на

все

слишком

быстро.

Эмоции

выражаются

в

мимике,

движениях,

переключениях

от

позитивного к негативному эмоциональному состоянию.

3. Эмоционально заторможенные дети: замкнутые, ранимые. Их отличает

«бедность» эмоциональных реакций [3; с.16].

На современном этапе психологами применяются разнообразные методы

и

техники

коррекции

эмоционально-личностных

расстройств

у

детей:

игротерапия, сказкотерапия, изотерапия и т.п...

1

Арттерапия

-

терапия

искусством.

Ключевой

принцип

арттерапии

-

одобрение

и

принятие

всех

продуктов

творческой

изобразительной

деятельности независимо от их содержания, формы и качества.

В

работе

с

детьми

дошкольного

возраста

возможно

использовать

следующие арт-терапевтические техники:

Марания

-

гуашью или акварелью дети могут замазывать вход в пещеру;

пятнами, брызгами, разнообразными линиями создавать сказочные существа.

Штриховка – рисунок

создается при помощи карандашей и мелков -

хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги,

пола, стены, мольберта и пр. [2; с.55].

Монотипия

-

на

гладкой

поверхности

(стекле,

пластмассовой

доске,

пленке) рисунок выполняется гуашевой краской. Сверху накладывается лист

бумаги,

который

придавливается

к

поверхности.

Получается

оттиск

в

зеркальном отражении. Очень удобно использовать кафельные плитки!

Рисунок на стекле

-

прямо во время рисования стекло можно промыть

мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Рисование на стекле

подходит «зажатым» детям.

Рисование пальцами - краски наносятся ладонями и пальцами ребенка.

Доставляет детям радость, они с удовольствием погружают пальчики в гуашь,

раскрашивают свои ладони, придумывают картинки-фантазии.

Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами) - на

лист

бумаги

клеем,

выдавливающимся

из

тюбика,

наносится

изображение,

затем

сухие

листья

растираются

меж

ладонями

на

мелкие

частички

и

распространяются над листом бумаги с клеем. Так же возможно создавать

изображения на основе круп.

Рисование

предметами

изображение

кубиками,

мятой

бумагой,

резиновым игрушками, зубными щетками, губками, палочками, коктейльными

соломинками, нитками и т.д..

Рисование

пластилином

-

пластилином

можно

выполнять

различные

изображения. Данную технику целесообразно использовать с гиперактивными

детьми.

Рисование на мокрой бумаге

изображение выполняется на заранее

смоченной

пульверизатором

бумаге.

Рисунок

получается

воздушным,

очень

необычным!

Рисунок с изображением страха - прорисовывая страх, ребенок может

представлять

себя

бесстрашным,

сильным

героем,

который

сражается

с

Чудовищем, Бабой-Ягой и побеждает их.

2

Для изучения эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного

возраста мною используются следующие диагностические методики:

проективная методика «Сказка» (автор Л. Дюс);

опросник «Детские страхи» (автор А.И. Захаров);

тест тревожности (авторы: Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки).

Разработала

программу коррекции

эмоциональных

нарушений

посредством рисуночной арт-терапии у детей старшего дошкольного возраста с

использованием

элементов

программ

О.В.

Хухлаевой,

О.Е.

Хухлаева,

И.М.

Первушиной «Тропинка к своему Я», программы эмоционального развития

дошкольников

и

младших

школьников

С.В.

Крюковой

и

Н.П.

Слободяник

«Удивляюсь, злюсь, боюсь, радуюсь, хвастаюсь».

Основная

цель

программы

заключается

в

коррекции

эмоциональных

комплексов

(эмоциональной

напряженности,

страхов,

тревожности)

у

детей

старшего дошкольного возраста, повышение осознанности восприятия детей

собственных эмоций, состояний.

Задачи программы:

1.

Обогащать эмоциональную сферу детей.

2.

Снижать

тревожность,

количество

и

интенсивность

страхов

у

дошкольников.

3.

Обучать эмоциональной рефлекции на основе арт-терапевтических

рисуночных техник.

В процессе коррекционной работы посредством рисуночной арт-терапии

у старших дошкольников снизилась эмоциональная напряженность, связанная с

неосознанными

тревогой

и

страхами.

Посредством

рисуночных

техник

у

старших дошкольников снизилась тревожность, эмоциональный дискомфорт,

связанный

с

ситуациями

наказания,

одиночества,

совместной

игры,

укладыванием

спать.

Программа на

основе

рисуночной

арт-терапии

способствует коррекции эмоциональных нарушений у старших дошкольников.

Список использованных источников

1. Вальдес

Одриосола

М.

Интуиция,

творчество

и

арт-терапия. [Текст]/

М.

Вальдес Одриосола. – М.: Академия, 2012. – 311 с.

2. Киселева

М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских

психологов,

педагогов,

врачей

и

специалистов,

работающих

с

детьми.

[Текст] /М.В. Киселева; СПб: Речь, 2006. — 160 с, ил.

3. Фадина Г.В.

Специальная дошкольная педагогика. [Текст]/

Г.В.

Фадина. -

Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. –78с.

3



В раздел образования