Автор: Цыганкова Анна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №38 "Апельсин"
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: "Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей"
Раздел: дошкольное образование
Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у
детей
Эмоциональное развитие дошкольников – важнейшая составляющая их
общего
развития.
Оно
определяет
успешность
общения
со
сверстниками,
адекватность
реакций
на
жизненные
события
и
успешность
дальнейшего
обучения в школе. На современном этапе увеличилось число детей, имеющих
различные
нарушения
нервно-психического
здоровья.
Дети,
имеющие
подобные
нарушения,
отличаются
трудностями
сосредоточения
при
выполнении
заданий,
недостаточным
запоминанием
и
воспроизведением
материала, трудностями в общении со взрослыми и сверстниками. Такие дети
чрезмерно беспокойны, постоянно кричат, плачут и длительное время не могут
успокоиться.
Встречаются
дети,
которым,
напротив,
свойственна
заторможенность
деятельности.
Они
нерешительны,
неуверенны
в
себе,
рассеяны,
испытывают
страх
перед
новыми
людьми.
В
о с н о ве
вышеперечисленных нарушений лежат нарушения эмоционального развития.
В связи с этим на современном этапе применяются самые разнообразные
методы коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей, одним из
них
является
рисование. В
процессе
рисования
дошкольник снимает
накопившееся напряжение, выплескивает негативные эмоции и приобретает
новые знания об окружающем мире, снимаются детские глубинные страхи.
Возможности применения рисуночных техник при коррекции эмоциональных
комплексов рассмотрены М.В. Киселевой, А.И. Копытиным, Л.Д. Лебедевой, А.
Хиллом, К.Г. Юнгом. Говоря о проблемах эмоционального развития старших
дошкольников,
условно
выделяют
три
наиболее
выраженные
группы
так
называемых «трудных детей»:
1.
Агрессивные
дети:
неуравновешенные,
в
конфликтных
ситуациях
эмоции выражают очень бурно, что выражается в аффективном поведении,
которое направлено на сверстников.
2.
Эмоционально
расторможенные
дети:
реагируют
на
все
слишком
быстро.
Эмоции
выражаются
в
мимике,
движениях,
переключениях
от
позитивного к негативному эмоциональному состоянию.
3. Эмоционально заторможенные дети: замкнутые, ранимые. Их отличает
«бедность» эмоциональных реакций [3; с.16].
На современном этапе психологами применяются разнообразные методы
и
техники
коррекции
эмоционально-личностных
расстройств
у
детей:
игротерапия, сказкотерапия, изотерапия и т.п...
1
Арттерапия
-
терапия
искусством.
Ключевой
принцип
арттерапии
-
одобрение
и
принятие
всех
продуктов
творческой
изобразительной
деятельности независимо от их содержания, формы и качества.
В
работе
с
детьми
дошкольного
возраста
возможно
использовать
следующие арт-терапевтические техники:
Марания
-
гуашью или акварелью дети могут замазывать вход в пещеру;
пятнами, брызгами, разнообразными линиями создавать сказочные существа.
Штриховка – рисунок
создается при помощи карандашей и мелков -
хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги,
пола, стены, мольберта и пр. [2; с.55].
Монотипия
-
на
гладкой
поверхности
(стекле,
пластмассовой
доске,
пленке) рисунок выполняется гуашевой краской. Сверху накладывается лист
бумаги,
который
придавливается
к
поверхности.
Получается
оттиск
в
зеркальном отражении. Очень удобно использовать кафельные плитки!
Рисунок на стекле
-
прямо во время рисования стекло можно промыть
мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Рисование на стекле
подходит «зажатым» детям.
Рисование пальцами - краски наносятся ладонями и пальцами ребенка.
Доставляет детям радость, они с удовольствием погружают пальчики в гуашь,
раскрашивают свои ладони, придумывают картинки-фантазии.
Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами) - на
лист
бумаги
клеем,
выдавливающимся
из
тюбика,
наносится
изображение,
затем
сухие
листья
растираются
меж
ладонями
на
мелкие
частички
и
распространяются над листом бумаги с клеем. Так же возможно создавать
изображения на основе круп.
Рисование
предметами
–
изображение
кубиками,
мятой
бумагой,
резиновым игрушками, зубными щетками, губками, палочками, коктейльными
соломинками, нитками и т.д..
Рисование
пластилином
-
пластилином
можно
выполнять
различные
изображения. Данную технику целесообразно использовать с гиперактивными
детьми.
Рисование на мокрой бумаге
–
изображение выполняется на заранее
смоченной
пульверизатором
бумаге.
Рисунок
получается
воздушным,
очень
необычным!
Рисунок с изображением страха - прорисовывая страх, ребенок может
представлять
себя
бесстрашным,
сильным
героем,
который
сражается
с
Чудовищем, Бабой-Ягой и побеждает их.
2
Для изучения эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного
возраста мною используются следующие диагностические методики:
проективная методика «Сказка» (автор Л. Дюс);
опросник «Детские страхи» (автор А.И. Захаров);
тест тревожности (авторы: Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки).
Разработала
программу коррекции
эмоциональных
нарушений
посредством рисуночной арт-терапии у детей старшего дошкольного возраста с
использованием
элементов
программ
О.В.
Хухлаевой,
О.Е.
Хухлаева,
И.М.
Первушиной «Тропинка к своему Я», программы эмоционального развития
дошкольников
и
младших
школьников
С.В.
Крюковой
и
Н.П.
Слободяник
«Удивляюсь, злюсь, боюсь, радуюсь, хвастаюсь».
Основная
цель
программы
заключается
в
коррекции
эмоциональных
комплексов
(эмоциональной
напряженности,
страхов,
тревожности)
у
детей
старшего дошкольного возраста, повышение осознанности восприятия детей
собственных эмоций, состояний.
Задачи программы:
1.
Обогащать эмоциональную сферу детей.
2.
Снижать
тревожность,
количество
и
интенсивность
страхов
у
дошкольников.
3.
Обучать эмоциональной рефлекции на основе арт-терапевтических
рисуночных техник.
В процессе коррекционной работы посредством рисуночной арт-терапии
у старших дошкольников снизилась эмоциональная напряженность, связанная с
неосознанными
тревогой
и
страхами.
Посредством
рисуночных
техник
у
старших дошкольников снизилась тревожность, эмоциональный дискомфорт,
связанный
с
ситуациями
наказания,
одиночества,
совместной
игры,
укладыванием
спать.
Программа на
основе
рисуночной
арт-терапии
способствует коррекции эмоциональных нарушений у старших дошкольников.
Список использованных источников
1. Вальдес
Одриосола
М.
Интуиция,
творчество
и
арт-терапия. [Текст]/
М.
Вальдес Одриосола. – М.: Академия, 2012. – 311 с.
2. Киселева
М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских
психологов,
педагогов,
врачей
и
специалистов,
работающих
с
детьми.
[Текст] /М.В. Киселева; СПб: Речь, 2006. — 160 с, ил.
3. Фадина Г.В.
Специальная дошкольная педагогика. [Текст]/
Г.В.
Фадина. -
Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. –78с.
3