Напоминание

"Год экологии"


Авторы: Лебедева Марина Геннадьевна, Софронова Светлана Борисовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ № 8
Населённый пункт: город Чебоксары,Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Год экологии"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проблемы экологии и здорового образа жизни современного общества.

Современные подходы, методы и средства формирования здорового образа

жизни.

Экология- это наука о взаимоотношениях живых существ между

собой и окружающей их неорганической природой, о связях в

надорганизменных системах ,о структуре функционировании этих систем.

Если обращаться в разные источники именно так звучит термин экология.

Экология является главной фактором нашего современного

существования. Если б не было этого прекрасного существования то и наш

современный мир был бы тусклым и скучным.

Сегодня экологическую

ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Среди

глобальных экологических проблем можно отметить следующие:-

уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и

животных;- в значительной мере истреблен лесной покров;- стремительно

сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;- мировой океан не

только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и

перестает быть регулятором природных процессов;- атмосфера во многих

местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух

становится дефицитом;- частично нарушен озоновый слой, защищающий от

губительного для всего живого космического излучения;- загрязнение

поверхности и обезображивание природных ландшафтов: на Земле

невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не

находилось искусственно созданных человеком элементов. Cтало совершенно

очевидной пагубность потребительского отношения человека к природе лишь

как к объекту получения определенных богатств и благ. Для человечества

становится жизненно необходимым изменение самой философии отношения

к природе.

Современная "большая" экология развивается в трех основных

направлениях, акцентирующих внимание, во-первых, на проблемах

выживания человечества в условиях обостряющихся противоречий его с

окружающей средой, во-вторых, на необходимости сохранения устойчивости

биосферы Земли, испытывающей на себе антропогенное давление и, наконец,

в-третьих, на проблемах сохранения здоровья человека.

«Здоровый образ жизни - это система поведения человека для достижения

благополучия для себя, семьи и государства». Только при благополучии этой

триады человек может быть счастлив. Во все времена у всех народов мира

непреходящей ценностью человека и общества являлось и является

физическое и психическое здоровье. Главной смысловой жизненной

ценностью современного человека должно стать здоровье самого себя. О

том что здоровый образ жизни саамы важный фактор это должно

складываться еще в дошкольном учреждении.

Необходимо серьезно

заниматься формированием культуры здоровья именно в детском возрасте.

Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, поэтому,

здоровые интересы, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать

развивать именно в этот период. Конечно детям дошкольного возраста очень

тяжело объяснить что здоровый образ жизни не обходим для полноценного

развития. Это в достаточной форме нужно донести до родителей.

Современный мир достаточно хорошо развит для здорового поколения. Это

современные стадионы, бассейны и многое другое. ЗОЖ это не только

правильное физическое состояние но и правильное питание, эстетическое

воспитание, гигиена ,закаливание и многое другое. Поэтому нужно не только

хотеть быть, но и активно и настойчиво работать над этим направлением.

Главная задача дошкольных учреждений – выработать у детей разумное

отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-

гигиенические навыки, научиться вести здоровый образ жизни с раннего

детства. Для того чтобы эта работа стала инструментом оздоровления, она

должна приносить удовлетворение. Алгоритм формирования потребности

здорового образа жизни для ребенка таков: от удовольствия - к привычке, от

привычки - к потребности .Модернизация физкультурно-оздоровительной

деятельности в дошкольном образовательном учреждении основывается на

следующих требованиях:

- необходимость становления у человека уже с детских

лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья

окружающих;

- необходимость преодоления узкоспециализированных подходов

в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.

Позиция созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих

базируется на потребности индивида в здоровье, здоровом образе жизни, а

также самооценке им состояния своего здоровья. Проблема заключается в

том, что, как таковой, потребности в здоровье у ребенка нет. Она есть у

родителей, школы, общества. Но у каждого малыша огромное желание скорее

вырасти, стать сильным, не отличаться от сверстников, а еще лучше хоть в

чем-то превосходить их.

Ребенок не замечает своего здоровья и воспринимает его как естественную

данность. Он верит в его нерушимость. В психологии подобное считают

нездоровым поведением, в основе которого лежит феномен «нереалистичного

оптимизма». Пока ребенок мал, многое кажется ему достижимым. Но по мере

взросления он начинает осознавать свои возможности, их неадекватность

своим мечтам. Так начинают образовываться комплексы, зарождаться

пессимистически-негативное настроение. Постепенно формируется

пассивное отношение к здоровью.

В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль

принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение

оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность

самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для

ребенка дошкольного возраста предусматривает:

- знание правил гигиены и ухода за своим телом;

- знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;

- знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой

защите;

- знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

Ребенка необходимо учить умению «прислушиваться» к состоянию своего

организма, понимать посылаемые им сигналы тревоги, описывать свое

физическое и психическое состояние и учить своевременно предпринимать

соответствующие меры.

Самооценка физического здоровья выявляет меру благополучия

в функционировании организма. Гармония, функциональное равновесие в его

жизнедеятельности отражаются в переживании нами хорошего самочувствия.

Но хорошее самочувствие человека во многом зависит также от осознания им

своей успешности и тех путей, которые могут обеспечить эту успешность. В

этой связи дети должны уметь отслеживать «свой путь» в плане физического

развития, развития физических качеств и физической подготовленности. Это

помогает им создать образ себя будущего. Полюбив этот образ, дети

стремятся к его реализации, а достигнув желаемого, ставят перед собой

новые цели.

Современные дошкольные образовательные программы составлены

достаточно грамотно и обоснованно, но они акцентированы на вопросах

гигиены и безопасности. Это, конечно, чрезвычайно важные условия, как для

нормальной адаптации ребёнка в обществе, так и для сохранения его жизни в

целом. Но более глубокая задача привить ребёнку необходимость быть

здоровым, а значит, активным, дееспособным и не представляющим угрозы

здоровью других членов общества. Воспитатели призваны воспитать у

дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанность его беречь.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании

фундамента физического

здоровья.

Список использованной литературы

:

1. Веракса, Т. С. От рождения до школы: примерная основная

общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е.

Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд. испр. и доп. – М. :

Мозайка-Синтез, 2012.

2. Никанорова Т. С. Здоровячок: Система оздоровления дошкольников / под. ред.

Т. С. Никанорова, Е. М. Сергиенко.- Воронеж: ЧП Лакоценин С. С.

3.Теплюк С. Особенности физического развития и воспитания детей раннего

возраста / С. Теплюк., Ю. Разенкова // Дошкольное воспитание. – 2005.- № 10.

4. Широкова, Г. А. Оздоровительная работа в дошкольном образовательном

учреждении: учебное пособие / Г. А. Широкова. – Изд-во. Феникс 2009.

Приложение 1



В раздел образования