Напоминание

"ИГРА КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ"


Автор: Ерофеева Ольга Васильевна
Должность: преподаватель хорового отдела
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств №1"
Населённый пункт: МО г. Донской Тульской области
Наименование материала: учебно-методическая разработка
Тема: "ИГРА КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

«ИГРА КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Подготовила преподаватель хорового отдела,

МБОУ ДОД «Детская школа искусств№1»

МО г.Донской Тульской области

Ерофеева Ольга Васильевна

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Введение

2.

Игра- ведущая деятельность дошкольников

3.

Методика руководства начальными видами музыкальной

деятельности

4.

Пальчиковые игры

5.

Коммуникативные игры

6.

Музыкально-дидактическая игра

7.

Логоритмическое занятие

8.

Заключение

1.ВВЕДЕНИЕ

Дети, детство, игра. Эти понятия на первый взгляд многим кажутся

ясными

и

неотделимыми.

Все

так

просто:

если

ребенок

здоров,

он,

естественно, играет. Игра настолько присуща каждому ребенку, что мы редко

задаем себе вопрос, почему же возникает игра и как она развивается?

Детская игра – один из сложных теоретических вопросов. Изучение

игры детей дает представление об общественной организации жизни людей,

об их законах и верованиях, о формах и методах воспитания. Возникновение

игры

связано

не

с

действием

каких-либо

внутренних,

врожденных

инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями

жизни ребенка в обществе.

«Игра -как выразился Д.Б.Эльконин- возникает в ходе исторического

развития

общества

в

результате

изменения

места

ребенка

в

системе

общественных отношений».

Игра не возникает сама собой, передается от одного поколения детей к

другому

-

от

старших

к

младшим.

В

настоящее

время

связь

детских

поколений

прервана

(разновозрастные

сообщества

в

семье,

во

дворе

встречаются

как

исключения).

Дети

растут

среди

взрослых,

а

взрослым

некогда играть, да они и не имеют этого делать и не считают важным. Если

они занимаются с детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни

дошкольников, а вместе с ней уходит детство.

Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период

развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая

жизнь и внутренняя регуляция в поведении. Эта внутренняя жизнь проявляет

себя

в

способности

действовать

в

плане

общих

представлений,

в

воображении

ребёнка,

в

произвольном

поведении,

в

содержательном

общении с взрослыми и сверстниками.

Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не

в разговорах с взрослым и не на занятиях со специалистами, а в игре.

2. Игра - ведущая деятельность дошкольника

Дошкольный

возраст

является

уникальным

и

решающим

периодом

развития

ребенка,

когда

возникают

и

складываются

основы

личности,

складывается

воля,

и

произвольное

поведение,

активно

развивается

воображение, творчество. Однако все эти важнейшие качества формируются

не на учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника в

игре.

Многие

взрослые

считают

игру

бессмысленной

деятельностью,

поскольку

в

ней

нет

цели

и

результата.

Но

в

творческой,

ролевой

игре

дошкольника

есть

и

цель

и

результат. Цель

игры

заключается

в

осуществлении

взятой

на

себя

роли. Результатом игры является то, как

осуществляется эта роль. Конфликты, возникающие по ходу игры, как и само

удовольствие

определяются тем, насколько результат соответствует цели.

Если такого соответствия нет, если правила игры часто нарушаются, вместо

удовольствия дети испытывают разочарование и скуку.

Огромное значение игры для развития психики и личности ребёнка

даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном

возрасте ведущей.

В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и

особенности личности ребёнка психические. Игровая деятельность влияет

на формирование произвольности поведения и всех психических процессов -

от

элементарных

до

самых

сложных.

В

условиях

игры

дети

лучше

сосредотачиваются

и

больше

запоминают,

чем

по

прямому

заданию

взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать

импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре.

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника.

Действуя

с

предметами-заместителями,

ребёнок

начинает

оперировать

в

мыслимом,

условном

пространстве.

Именно

в

процессе

игры

ребёнок

переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре,

выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и

начинает

видеть

предмет

с

разных

сторон.

Это

способствует

развитию

важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить

другой взгляд и другую точку зрения.

Игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые

действия

происходят

в

воображаемой

ситуации;

реальные

предметы

используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли

воображаемых

персонажей.

Такая

практика

действия

в

воображаемом

пространстве

способствует

тому,

что

дети

приобретают

способность

к

творческому воображению.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным

образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают

учитывать

желания

и

действия

другого

ребёнка,

отстаивать

свою

точку

зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает

огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

Игра является наиболее свободной, непринуждённой, приносящей

максимальное удовольствие деятельностью дошкольника. В игре он делает

только то, что хочет Ребёнок, свободно выбирает сюжет игры, его действия с

предметами

совершенно

свободны

от

их

обычного,

"правильного"

использования.

Смысловая насыщенность игры настолько сильна и очевидна, что многие

взрослые видят в ней прежде всего забаву, источник радости и удовольствия.

Но парадокс заключается в том, что именно в этой, максимально свободной

от всякого принуждения деятельности, казалось

целиком находящейся во

власти эмоций, ребёнок раньше всего научается управлять своим поведением

и

регулировать

его

в

соответствии

с

общепринятыми

правилами,

быть

серьёзным и ответственным.

3. Методика руководства начальными видами музыкальной

деятельности детей

Музыка

искусство,

воздействующее

на

ребенка

уже

в

первые

месяцы его жизни. Непосредственное влияние ее на эмоциональную сферу

способствует

возникновению

первоначальных

ответных

действий,

в

которых

можно

видеть

предпосылки

к

формированию

в

дальнейшем

основных музыкальных способностей.

Чтобы

развитие

детей

в

этом

направлении

совершалось

успешно,

необходимо организовать работу по музыкальному воспитанию с учетом

особенностей музыки и возрастных возможностей детей.

Содержанием

музыкального

воспитания

детей

является

вовлечение

их

в

разные

виды

музыкальной

деятельности,

формирование у них внимания, интереса к музыке, подготовка их к

приобретению некоторых исполнительских навыков.

Уже в первый год обучения я стараюсь организовать общение детей с

музыкой, накапливая у них опыт слушания простейших мелодий (спетых

или

исполненных

на

детских

музыкальных

инструментах),

побуждаю

реагировать

на

них

голосом

или

движением,

создаю

предпосылки

для

активной

музыкальной

деятельности

ребенка

на

последующих

этапах

развития.

Одновременно

начинают

проявляться

основные

музыкальные

способности: эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальный слух,

чувство ритма.

Особо

важным

звеном

в

развитии

всех

видов

художественной

деятельности

детей

является

формирование

музыкально-сенсорных

способностей. Н. А. Ветлугина отмечает, что музыкальное переживание по

существу всегда сенсорно, так как музыка — и простейшие созвучия, и

сложные образы — прежде всего воспринимается чувственно. В основе

развития

их

музыкально-сенсорных

способностей

лежит

вслушивание,

различение,

воспроизведение

четырех

основных

свойств

звука:

высоты,

длительности, тембра, силы

В процессе работы разработан ряд заданий дидактического характера

(в игровой форме), выполняя которые надо вслушиваться, сравнивать и

различать музыкальные звуки, воспроизводить их в певческих интонациях,

ритмических движениях, игре на некоторых музыкальных инструментах.

Наиболее простые из этих заданий могут выполнять дети уже в раннем

возрасте.

1.Задания на различение высоты звука.

В качестве первого задания на различение звуков, разных по высоте

мной применяются озвученные игрушки: петушки — большой и маленький,

кошка и котенок, медведь большой и маленький, куклы и т.д. Дети слушают

и различают высокое и низкое звучание большого и маленького барабанов,

бубнов (разных по цвету), колокольчиков. Применяется также и металлофон.

Например, я предлагаю детям послушать звуки До1 и До2, одновременно

показывая

картинки

с

изображением

большой

и

маленькой

птицы

или

соответствующих игрушек. При повторном воспроизведении этих звуков

дети

узнают,

«какая

птичка

поет»,

указывая

на

картинку

или

игрушку.

Четырехлетние дети могут не только различать, но и сами воспроизводить

контрастные звуки. Так, в музыкально-дидактической

«Что услышал я в

лесу?» дети подражают голосам жителей леса.

2. Задания на различение длительности звука

Они, так же как и предыдущие, строятся на основе восприятия и

воспроизведения детьми звуков разной длительности, связанных с каким-

либо образным действием. Например, долгие удары по бубну могут означать

игровой

образ

«медведь

идет»,

короткие

«зайчики

прыгают».

Интересна игра «Части тела» Т.Тютюнникова, где малыши задерживают

движение в танце, пока звучит длинный звук.

Позднее дается более сложное задание в музыкально-дидактической

игре, «Ноги и ножки» дети, слушая музыку должны определить большие и

маленькие ножки и выполнить соответствующие движения.

3.Задания на различение звуков по тембру.

Подобные задания выполняют с музыкальными инструментами. Вначале

дети узнают более контрастные (дудочка — барабан, металлофон — бубен),

затем — более схожие (бубен — барабан, металлофон — треугольник и т.

д.). Ребенок узнает их по слуху, и я предлагаю им поиграть на нем.

4. Задания на различение силы звука

На занятиях используются задания на различение силы звука.Дети

слушают,

как

педагог

ударяет

тихо

или

громко

по

пластинке

металлофона («падают капли дождя», «идет сильный дождь»), показывают

руки при громкой музыке, прячут их при тихой, хлопают в ладоши тихо или

громко, в соответствии со звучанием. Например, пьеса «Тихие и громкие

звоночки»

или

сполнение

на

металлофонах

песни

А.Островского

«Спокойной ночи»

Все

перечисленные

выше

задания

обеспечивают

последовательное

формирование музыкально-сенсорных способностей — необходимого звена

в художественном развитии ребенка. Следует обратить внимание на то, что

все задания строятся таким образом, чтобы дети правильно воспринимали

выразительное

значение

свойств

музыкального

звука.

Это

позволяет

в

дальнейшем подойти к пониманию особенностей цельного музыкального

образа.

Возникновение

и

становление

отдельных

видов

музыкальной

деятельности начинается уже в раннем детстве.

5.Музыкальное восприятие

Музыка и радость должны тесно переплетаться в сознании ребенка.

При ознакомлении детей с песней, пьесой я как преподаватель, прежде

всего, стремлюсь вызвать у них эмоциональный отклик, соответствующий

настроению произведения. Этому способствуют выразительное исполнение

и

применение

наглядных

средств.

Как

показывает

практика

наиболее

эффективно

использование

с

этой

целью

игрушек

или

рисунков.

Затем

произведение исполняется 2—3 раза. Мы беседуем о содержании песни,

выразительными интонациями своей речи стремлюсь закрепить возникшую

у детей эмоциональную настроенность. На последующих занятиях игрушку

можно не показывать, если дети эмоционально реагируют, слушая знакомое

произведение.

Позднее восприятие детей детализируется, и они могут выделить

яркое, своеобразное вступление, заключение, смену контрастных частей и

т.д.

Можно

привлечь

их

внимание

к

наиболее

ярким

особенностям

музыкального произведения, вызывая у них интерес к изобразительным

средствам. Так, форшлаги в верхнем регистре напоминают чириканье птиц,

арпеджированные аккорды, исполняемые стаккато,— лай собаки, глиссандо

ассоциируется

с

санками,

летящими

с

горы.

Дети,

запомнив

эти

особенности, при повторном исполнении ждут их появления, запоминая,

таким

образом

и

всю

песню

или

пьесу.

Навык

узнавания

развивается

довольно рано.

На занятиях следует активизировать детские певческие проявления.

Важно, чтобы ребенок отвечал на пение педагога, воспроизводя вначале

отдельные звуки. И только когда он научится петь целые фразы, можно

перейти к формированию певческих навыков.

Дети,

подражая

взрослому,

обучаются

протяжному,

естественному

пению,

внятному

и

отчетливому

произношению

каждого

слова.

Более

пристальное внимание следует уделять правильной передаче мелодии. Для

этого я пою с детьми без инструментального сопровождения: проигрывается

мелодия

песни

на

фортепиано,

приучая

детей

прислушиваться

и

подстраиваться голосом к правильному исполнению.

С детьми этого возраста следует работать и над слаженным звучанием.

Некоторые

малыши

поют

отставая

или

опережая

друг

друга.

Поэтому

исполняя с ними песню, необходимо привлечь их внимание к тому, что надо

петь дружно.

6.Развитие

ритмических

движений

также

предполагает

связь

с

музыкой

они

отражают

особенности

музыкального

произведения.

Предпосылкой этой деятельности должна стать элементарная ритмичность в

действиях ребенка, связанных с музыкой (отдельные движения, совместные

действия взрослого и малыша). Затем, дети активнее осваивают простейшие

связи музыки и движения. Они могут почувствовать и передать в движении

равномерный ритм, характер марша или пляски, начало и окончание пьесы,

смену двух ее частей. Постепенно, двигаясь под музыку, во время игр,

плясок,

упражнений,

дети

овладевают

музыкально-ритмическими

навыками.

В упражнениях осваиваются отдельные элементы: ритмичные хлопки,

плясовые движения. Игры и пляски строятся на сопоставлении двух частей

произведения

контрастного

музыкального

звучания.

Например,

звучит

спокойная

музыка

дети

гуляют

по

комнате,

звучит

веселая

останавливаются и хлопают в ладоши. Очень интересен танец с маракасами.

Постепенно

дети

подводятся

к

ощущению

формы

музыкального

произведения, они могут почувствовать смену двух контрастных частей его

и сначала по моему показу, а затем самостоятельно изменять движения в

соответствии с музыкой.

Пляски с пением, когда действия продиктованы текстом, также не

требуют предварительного показа. Достаточно повторить каждый куплет 2

—3 раза, чтобы дети хорошо усвоили движения.

Все выше описанные, виды музыкальной деятельности должны

применяться

на

занятиях

комплексно,

взаимосвязано.

Преподаватель

должен

заинтересовать

ребенка,

ввести

обучение

в

игру,

вызвать

эмоциональный подъем.

4. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

На

занятиях

по

музыкальному

воспитанию

я

часто

использую

пальчиковые

игры.

По

сути

это

небольшие

рифмованные

тексты,

сопровождаемые

движениями

пальцев

или

кистей

рук.

Движения

не

являются

спонтанными

или

произвольными,

они

несут

определенную

смысловую нагрузку. Пальчиками ребенок «рассказывает» то, что вслух

произносит играющий с ним взрослый.

Современные

педагоги

считают,

что

пальчиковые

игры

оказывают

положительное влияние на развитие речи и мелкой моторики ребенка.

Развитие

мелкой

моторики

рук

позволяет

улучшить

мышечную

гибкость, двигательную координацию, преодолеть зажатость и скованность,

развить ассоциативное мышление. Все движения рук и пальцев построены

на увлекательной игровой основе.

Поскольку дети обладают особо цепкой памятью, они буквально со 2-3

прочтения

запоминают,

какие

именно

движения

соответствуют

конкретному тексту. Впоследствии услышанные слова начинают вызывать

нужные жесты.

Это происходит потому, что мелкая моторика рук находится в активном

взаимодействии

с

такими

аспектами

сознания,

как

внимание,

оптико-

пространственное восприятие, воображение, мышление, наблюдательность,

зрительная и двигательная память и, безусловно, речь.

«Пальчиковые

игры»

позволяют

ребенку

получать

широкий

спектр

сенсорных

впечатлений,

вырабатывают

у

него

с п о с о б н о с т ь

сосредотачиваться, тренируют внимание. Все без исключения «пальчиковые

игры»

ориентированы

на

расширение

как

активного,

так

и

пассивного

словарного запаса ребенка.

Если присмотреться и проанализировать каждую из разработанных на

сегодняшний день таких игр, можно понять, на что будет смещен акцент

«тренировок».

Так,

одни

«пальчиковые

игры»

ненавязчиво

подготовят

малыша к счету, другие помогут лучше освоить понятия меньше и больше,

выше и ниже, вверху и внизу, и т.п.

Отрабатываемые

в

«пальчиковых

играх»

элементы

точных,

координированных движений кистей и пальцев будут особенно полезны

ребенку,

подготовят

детскую

ручку

к

рисованию,

письму,

игре

на

музыкальных

инструментах,

выполнению

различных

бытовых,

а

впоследствии – и учебных действий.

И, безусловно, «пальчиковые игры» – это общение! Общение необычное

и

тем

прекрасное.

Когда

играют

несколько

детей,

даже

увлеченные

действом, они наблюдают друг за другом, воспитывают в себе вежливость и

внимание

к

другим,

учатся

оценивать

и

быть

критичными,

находить

недостатки в своих и чужих действиях, помогать их устранять, поучать и

хвалить друг друга.

Одним

деткам

такие

игры

помогают

раскрепоститься,

преодолеть

стеснение и скованность, других, напротив, научат быть сдержанными,

воспитают уважение и терпение к действиям своих партнеров по игре. Так

или иначе, но в будущем ребятам придется жить в коллективе, поэтому

лучше начать учиться вести себя в обществе в детстве.

Пальчиковая игра «Ватрушки»

Тюшки-тютюшки! Хлопают в ладоши

Будем печь ватрушки!

Тесто замесили мы, Пощипывают себя по бедрам.

Сахар положили мы, «Посыпают сахарный песок»

Ягоды, творог- «Лепят пирожки»

Лепим пирожок. То одна рука сверху, то другая

Тюшки-тютюшки! Хлопают в ладоши.

Кушайте ватрушки! Вытягивают руки вперед.

5.Коммуникативная игра

Общение - одна из основных психологических к а т е г о р и й .

Ч е л о в е к

становиться

личностью

в

результате

взаимодействия

с

другими

людьми.

Этому способствуют музыкальные коммуникативные игры — это игры

с использованием музыки, основной задачей которых является включение

детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий

для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. А

по

сути

это

синтез

музыки

с

речью,

движением,

с

тактильными

и

зрительными ощущениями ребёнка.

К ним относится практически весь детский фольклор — частушки, потешки,

прибаутки . Это может быть и обычная сюжетно-ролевая игра, но — с

включением

песенок,

танцев,

шутливых

выразительных

действий

участников.

Основанные

на

методах

и

приёмах,

найденных

немецким

композитором и педагогом Карлом Орфом, музыкальные коммуникативные

игры успешно развивают принципы игровой народной педагогики. А главное

— они помогают социальному и духовно-нравственному развитию детей.

Коммуникативная игра «До свиданья», игра знакомство.

Дошкольное детство, представляет важный период в становлении

личности ребёнка, в том числе в его коммуникативном развитии. За период

дошкольного детства ребёнок проходит ряд этапов социализации

1.возникновение потребности ребёнка в общении со сверстниками,

2.адаптация к дошкольному учреждению,

3.умение

подчинять

своё

поведение

законам

детских

групп

на

основе

усвоенных правил и норм поведения.

Таким образом, если на каждом из этих этапов создан благоприятный

социум,

вовремя

формируются

необходимые

коммуникативные

навыки,

соответствующие данному возрасту, то уже 5-6 летний ребёнок свободно

общается с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в данном

обществе.

6. МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

Дидактическая игра является формой обучения, наиболее характерной

для маленьких детей. Истоки её в народной педагогике, которая создала

много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, с движениями. В

потешках, игровых песенках, в играх «Ладушки», «Сорока-белобока», в

играх с пальчиками мать привлекает внимание ребёнка к окружающим

предметам, называет их.

В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части),

характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание,

игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной

форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и

обучении детей дошкольного возраста.

Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер

игры,

направленность

её

содержания

на

развитие

познавательной

деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в

дидактической

игре

она

возникает

как

игровая

задача

самого

ребёнка.

Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает

самостоятельность и активность мышления и речи у детей.

Одним

из

элементов

дидактической

игры

являются

правила.

Они

определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь,

определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют

поведение детей, взаимоотношения между ними и педагогом. С помощью

правил у детей формируется способность ориентироваться в изменяющихся

обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять

эмоцианально-волевое усилие. В результате этого развивается способность

управлять

своими

действиями,

соотносить

их

с

действиями

других

играющих.

Преподаватель

должен

осторожно

пользоваться

правилами,

не

перегружать ими игру, применять лишь необходимые из них. Введение

многих

правил,

выполнение

их

детьми

по

принуждению

приводит

к

отрицательным результатам. Чрезмерное дисциплинирование снижает у них

интерес к игре и даже разрушает её, а иногда вызывает хитрые уловки,

чтобы избежать выполнения правил.

Правила

игры,

устанавливаемые

преподавателем,

постепенно

усваиваются детьми. Ориентируясь на них, они оценивают правильность

своих действий и действия товарищей, взаимоотношения в игре.

Результат дидактической игры - показатель уровня достижения детей

в

ус во е нии

з на ний,

в

развитии

умственной

д е я т е л ь н о с т и ,

взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём.

Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и

отсутствие

хотя

бы

одной

из

этих

составных

частей

нарушает

её

целостность, снижает воспитательное воздействие.

Руководя

играми,

преподаватель

использует

разнообразные

средства

воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве участника

игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу,

сопереживает с ними радость игры. Иногда, педагог рассказывает о каком-

либо

событии,

создаёт

соответствующее

игровое

настроение

и

поддерживает его по ходу игры. Он может и не включаться в игру, но как

умелый

и

чуткий

режиссёр,

сохраняя

и

уберегая

её

самодеятельный

характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и

незаметно для детей ведёт их к определённому результату. Поддерживая и

пробуждая детскую деятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, а

косвенно: выражает удивление, шутит, использует разного рода игровые

сюрпризы и т.п.

7 ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

В

течении

трех

лет

в

группе

раннего

эстетического

развития

я

использую методику М.Ю.Картушиной. Мне понравилось, что музыкальные

логоритмические

занятия

основаны

на

сказочных

сюжетах

с

опорой

на

лексические темы. Построение их в форме спектаклей, игр, сказок создает

доброжелательную

эмоционально-насыщенную

атмосферу,

поддерживает

положительное эмоциональное состояние детей.

Логоритмика

это

система

двигательных

упражнений,

в

которых

различные движения сочетаются с произнесением специального речевого

материала.

Чем

выше

двигательная

активность

ребенка,

тем

лучше

развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит

при участии речи.

Речь

является

одним

из

основных

элементов

в

д в и г ат е л ь н о -

пространственных

упражнениях.

Ритм

речи,

особенно

ритм

стихов,

поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой

п р о и з в о л ь н о й

м о т о р и к и .

В настоящее время ощущается дефицит сенсорного воспитания детей,

когда гораздо более важным считается обучить ребенка 3-4 лет грамоте, чем

эстетическим

канонам.

Тенденция

ранней

стимуляции

функций

чтения,

письма, счета обедняет правополушарный нервно-психический потенциал

ребенка, столь необходимый для его гармоничноого развития и, главное,

п р и в о д и т

к

п о т е р я м ,

н е в о с п о л н и м ы м

в

б у д у щ е м .

Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания

включается речевой материал, над качеством которого призвана работать

логопедическая

ритмика,

музыка

не

просто

сопровождает

движение,

а

я в л я е т с я

е г о

р у к о в о д я щ и м

н а ч а л о м .

Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти,

внимания,

слуховых

функций,

двигательной

сферы,

ручной

моторики,

артикуляционной

моторики,

звукопроизношения.

В

занятия

включаются

пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды

ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями,

артикуляционная гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть

чистоговорки, речевые и музыкальные игры.

В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:

- уточнение артикуляции,

- расширение лексического запаса,

-развитие слухового внимания и двигательной памяти,

-совершенствование общей и мелкой моторики, выработка

четких, координированных движений во взаимосвязи с речью,

-развитие

мелодико-интонационных

компонентов,

творческой

фантазии и воображения.

Логоритмические занятия способствуют воспитанию:

личностных качеств ребенка таких как подражательность, активность,

инициатива, самостоятельность, коллективизм;

волевых качеств: смелости, настойчивости, решительности, выдержки.

Указанные качества формируются под влиянием как примера педагога,

так и через целенаправленный подбор музыкальных и речевых упражнений,

составляющих

творческие

композиции.

Под

специально

подобранную

музыку,

на

основе

своих

собственных

представлений

дети

создают

фантастические рассказы, песенки с танцевальными композициями.

Таким образом,

самостоятельность ребенка

по мере продвижения

возрастает, роль взрослого постепенно утрачивает руководящую функцию,

процесс игры контролируется детьми в свободном общении друг с другом,

происходит взаимное разъяснение условий и содержания происходящего на

логоритмическом занятии.

Логоритмическое занятие для детей дошкольного возраста

«Приключение дождика»

Цель: Преодоление ритмических трудностей путем развития и коррекции

двигательной и эмоциональной сферы, ребенка.

Задачи:

Развитие чувства ритма, внимания;

Развитие координации речи, движения и музыки;

Воспитание доброжелательности, активности и самостоятельности ;

Воспитание воображения, творческой активности и самостоятельности;

Обучение навыкам общения в игровых ситуациях;

Обучение умению подражать и перевоплощаться;

Укреплять, тренировать двигательный аппарат.

Оборудование:

бубен,

картинки гномиков.

Ход урока

Чистоговорка

Ла-ла-ла - осень к нам пришла.

Ул-ул-ул - ветерок подул.

Ила-ила-ила – листва в воздухе кружила.

Али-али-али – все мы осень ждали.

Пришла на осень, а вместе с ней и большая грозовая туча. И попрыгали

из тучи гномы – капельки воды. Дождевые молоточки не забыли взять

они. Первый дождевой гномик побежал по лесу. Где ударит он

молоточком, там появится грибок.

Стихотворение с движениями «Меж еловых мягких лап»

Меж еловых мягких лап руки вперед, щироко раздвинув пальцы

Дождик-кап, кап, кап встряхивают кисти

Где сучок давно засох, руки согнуты в локтях

Всюду мох, мох, мох, сжимают кулачки

Где листок к листку прилип, трут ладони друг о друга

Вырос гриб, гриб, гриб. Постепенно поднимают руки

Кто нашел его друзья? Руки вперед, ладони вверх

Я, я, я, я ! показывают ладонью на себя.

Второй дождевой гномик побежал по лесу, приглашал всех танцевать.

Движение под музыку

Третий дождевой гномик побежал в огород поливать грядки.

Упражнение на развитие внимания «Дождик поливает грядки»

Дети под звучание музыки двигаются по кругу. На удар бубна по

команде

преподавателя

нужно

«превратиться»

в

капусту,

зеленый

лучок, помидор.

Четвертый дождевой гномик решил поиграть с ежиком.

Ритмическая игра « Кто быстрее займет стульчик»

Вечером встретились дождевые гномики, рассказали друг другу, как

день провели, где побывали что делали. На ночь гномики устроились в

большой луже и сладко заснули.

Коммуникативная игра «До свиданья»

8.Заключение

В связи с выше изложенным можно сделать заключение о том, что игра

дает психологическую устойчивость. Вырабатывает активное отношение к

жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели. Игра дает

радость в общении с единомышленниками. Итак, игра является ведущим

видом деятельности у детей дошкольного возраста.

К концу пребывания в группе раннего эстетического развития ребенок:

-эмоционально реагирует на музыку;

-внимательно слушает ее;

-может

определить

общее

настроение,

характер

музыкального

произведения,

выделить

отдельные

средства

выразительности:

темп,

динамику;

-слышит

в

музыке

изобразительные

моменты,

соответствующие

названию пьесы;

-занимается

с

желанием

музыкальными

движениями,

ритмично

двигается

согласно

характеру

музыки,

активно

участвует

в

выполнении

творческих заданий;

-поет

с

удовольствием

несложные

песни

в

удобном

диапазоне,

исполняя их выразительно и музыкально;

-овладевает

способами

игры

на

ударных

и

звуковысотных

детских

музыкальных инструментах.

Занятия

нацелены

на

создание

условий

для

раскрытия

творческого

потенциала

каждого

ученика.

Детские

игры

окупаются

золотом

самой

высокой

пробы,

ибо

они

воспитывают,

развивают

в

ребенке

целостно

милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение,

интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность – словом, все, что

составляет богатство человеческой личности.

Игра как ведущая деятельность формирует и перестраивает отдельные

психические процессы. Только в игре возникает способность к активному

воображению,

формируется

произвольное

запоминание

и

многие

другие

психические качества.

Ведущая деятельность также определяет важнейшие перестройки и

формирование новых качеств личности. Игра учит, формирует, изменяет,

воспитывает.

Игра,

как

писал

выдающийся

советский

психолог

Л.С.Выготский, ведет за собой развитие.

Это позволяет сделать вывод – игровая деятельность имеет большое

значение в обучении

и

играет огромную роль в психическом развитии

дошкольника.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.Возрастная и педагогическая психология: Тексты. Эльконин Д.Б. / Сост. и

коммент. Шуаре Марта О. – М.:1992. – 272с.

2.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. – М.:

Педагогика,1991. – 480с.

3.Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. –

М.: Педагогика, 1984.

4.Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии: Учебное пособие. – Мн.:

Харвест; М.: 2000.

5.Кулагина

И.Ю.,

Колюцкий

В.Н.

Возрастная

психология:

Полный

жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗ. –

М.:ТЦ Сфера,2004.

6.М.Ю.Картушина конспекты логопедических занятий Москва 2008г.

7.Популярная

психология

для

родителей

/

Под

ред.

Бодалева

А.А.–

М.:

Педагогика, 1988.

8.Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред.

Поддьякова Н.Н, Аванесовой В.Н. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.

9. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика, 1981. – 144с.



В раздел образования