Автор: Филичкина Ирина Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №18 с.п. "Детский сад "Центр коррекции и развития детей"
Населённый пункт: г.Новокуйбышевск
Наименование материала: статья
Тема: "Компьютер и ребенок"
Раздел: дошкольное образование
«Компьютер и ребенок»
Современный ребёнок входит в компьютеризированный мир так же естественно, как
научился ходить, играть в игрушки, общаться со сверстниками и окружающими его
людьми.
Ребёнок воспринимает компьютер как часть окружающей среды и осваивает его очень
быстро. Порой очень сложно объяснить ребёнку, что помимо компьютера, есть ещё много
интересного вокруг. Компьютер притягивает ребёнка тем, что ребёнок может участвовать
в компьютерной игре, сам выполняет действия за героя игры - это отличается от простого,
пассивного просмотра мультфильмов.
Общение ребёнка - дошкольника с компьютером должно начинаться с компьютерных
игр, тщательно подобранных с учётом возраста, здоровья, развития ребёнка, особенностей
его внимания и памяти.
Среди современных игровых программ много развивающих: для малышей
предлагаются обучающие игры, в которых они узнают цвета и формы предметов,
запоминают буквы, цифры, учатся считать и т. д.
Например:
«Конструктор», «Построй домик» - на развитие навыков конструирования.
«Войди в замок», «Помоги птенчику» - на развитие и закрепление математических
представлений.
«Подскажи словечко», «Азбука» - на развитие речи ребёнка и на закрепление знаний
родного языка.
Управляя компьютерной игровой программой, дети учатся сначала думать, а
затем действовать: компьютерные игры вырабатывают умение планировать свою
деятельность, тренируют память, развивают логику и абстрактное мышление. Формируя
у детей основы информационной культуры, необходимо учитывать возрастные и
психологические особенности детей, сохраняя их психическое и физическое здоровье.
Основная нагрузка при работе на компьютере, ложится на глаза. Для
ребёнка дошкольного возраста лучше всего выбирать статическое изображение, крупное и
цветное, в сопровождении звука. Так как игры, содержащие движущиеся на высокой
скорости изображения и мелкие элементы, приводят к переутомлению и напряжению
детского организма.
Сидя за компьютером, ребёнок находится в стеснённой позе, так как ему приходится
одновременно смотреть на экран и нажимать клавиши. Задача взрослого – создать условия
для двигательной зарядки и проведения гимнастики для глаз.
Ещё необходимо как можно больше разнообразить досуг ребёнка: между занятиями
на компьютере он должен играть в подвижные игры, как можно больше времени
проводить на прогулке, заниматься спортом.
Гимнастика для профилактики переутомляемости глаз за время нахождения ребёнка
за компьютером, должна проводиться дважды: через 7-8 минут от начала работы и после
окончания. Гимнастика, продолжительностью 1 минута, проста и доступна
каждому. Например: сидя за компьютером, ребёнок поднимает кверху глаза и, представив
летящего комарика, следит за его перемещением из одного угла комнаты в другой, не
поворачивая при этом головы – двигаться должны только глаза! Это упражнение могут
выполнять и взрослые.
Компьютерные игры формируют у детей дошкольного возраста мотивирующую,
интеллектуальную, операционную готовность использования компьютерных средств при
обучению в школе.