Напоминание

"Дикие животные в русских народных сказках"


Авторы: Лапузина Светлана Алексеевна, Гостева Людмила Ивановна
Должность: учителя-логопеды
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1454 "Тимирязевская" ДОП "Дмитровская"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Комплексное занятие в логопедических группах (средняя, старшая, подготовительная)
Тема: "Дикие животные в русских народных сказках"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГБОУ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА № 1454 "Тимирязевская"

ДОП "Дмитровская"

Конспект комплексного занятия в логопедических группах (средняя,

старшая, подготовительная).

Тема: "Дикие животные в русских народных сказках"

Подготовили и провели учителя-логопеды:

Лапузина С.А., Гостева Л.И.

Задачи: обогащать и активизировать словарь по теме; развивать мелкую

моторику

рук,

закреплять

умение

отвечать

полными

предложениями

на

вопросы;

подбирать

к

существительным

прилагательные,

правильно

употреблять уменьшительно-ласкательных суффиксы; развивать внимание,

память,

логическое

мышление,

выразительность

речи,

координацию

движения и речи

;

воспитывать любовь, интерес к народному творчеству.

Ведущая: Здравствуйте, дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие

по сказкам. Все ребята очень любят сказки и хорошо знают их. Я думаю, что

вы обязательно разгадаете все загадки, которые встретятся нам на пути.

Звучит музыка выбегает мышка.

Мышка: Ой, беда, беда, беда, как попала я сюда?

Как вернусь теперь обратно, что случилось, непонятно.

Ведущая: Ты, кто?

Мышка: Я – серенькая мышка,

Игрунья – шалунишка.

Медведя испугалась,

От страха потерялась.

Ведущая: Что это за сказка такая, где медведи мышей пугают?

Мышка: Я от страха забыла, помогите, мне верните меня в сказку.

Ведущая: Конечно, дети помогут.

Сначала надо вспомнить, кто еще кроме тебя был в сказке.

Мышка: Кажется волк, а может и не волк. Я не помню.

Ведущая: Плохо дело, придется волшебную тележку прикатить.

Завозит тележку. (тележка с песком, в песке игрушки).

Ведущая: вот тележка с секретом, волшебным песком заполнена, а в песке

разного добра много. Сейчас дети будут брать игрушки из песка, а ты, если

что знакомое увидишь, скажи.

(дети средней группы по очереди достают игрушки из песка)

1-ый ребенок: Это домик. У домика есть крыша, окна, дверь. В домике

можно жить. Он деревянный.

Ведущая: Был в твоей сказке домик? (Ставит домик на стол)

Мышка: Был, точно был.

2-ой

ребенок:

Это

лягушка.

Она

маленькая,

зеленая.

Лягушка

живет

в

болоте. Она квакает.

Ведущая: Вспоминай, мышка, лягушку в своей сказке видела?

Мышка: Да, да, видела.

3-ий

ребенок: Это зайчик. Зайчик серого цвета, у него длинные ушки,

короткий хвостик. Зайчик быстро бегает.

Ведущая: А зайку, ты помнишь?

Мышка: Как не помнить помню.

4–ый ребенок: Это лиса, она большая, рыжая. У лисы острый носик и

пушистый хвост.

Ведущая: Лисичку видела?

Мышка: Видела.

5–ый

ребенок: Это волк. Волк больше зайца, он серого цвета. У волка

острые зубы, длинный хвост.

Ведущая: Что, мышка волка боялась?

Мышка: Совсем не боялась, он добрый был.

6-ой

ребенок: Это медведь. Он большой, коричневый, неуклюжий. Живет

медведь в берлоге.

Ведущая: Дети, может теперь, вы узнаете сказку?

Дети: Это сказка «Теремок».

Мышка: Теремок! Ура, вспомнили.

Ведущая: Чтобы мышка больше сказку свою не забыла, давайте ее еще раз

повторим.

Выполняется

упражнение

на

координацию

движений

(авторское

стихотворение).

Дети

проговаривают

слова,

сопровождая

их

движениями, действиями.

Стоит в поле теремок Он не низок не высок.

К дому мышка прибежала

И тихонько постучала.

Тихо – тихо в доме том

Домик обошла кругом,

Буду я одна в нем жить,

Терем буду сторожить.

Тут лягушка показалась,

С мышкой в домике осталась.

Следом заинька косой,

«Лапки мерзнут я босой»,

Заходи косой скорей,

Вместе будет веселей.

А за ним бежит волчок,

Хочет он погреть бочок

В домик просится пожить:

«Буду терем сторожить».

Из-за елки очень ловко,

Бежит рыжая плутовка,

«Поскорей меня пустите,

в домик быстро пригласите».

Треск и гром со всех сторон,

мишка вдруг увидел дом,

В терем он залезть не смог,

мал для мишки теремок.

Ведущая: Ну, что ж мышка, возвращайся в свою сказку.

Мышка: Спасибо.

Мышка убегает.

Звучит музыка, появляется лиса.

Ведущая: Вот еще к нам гостья пожаловала.

Лиса: Я – лисичка, рыжий мех,

Я в лесу прекрасней всех.

Ведущая: Здравствуй, лисонька.

Звучит музыка, появляется вторая лиса.

Ведущая: Ой, еще одна лиса.

2 –ая лиса: Я – лисичка лиса

Всему лесу краса.

Ведущая: Ну и ну, вот и правда в сказку попали, две лисы, даже я такой

сказки не знаю.

1 – ая Лиса: Нет, мы из разных сказок, одна из сказки «Девочка и лиса», а

другая из сказки «Заюшкина избушка».

Ведущая: Теперь понятно. А как же вас различить?

2 – ая Лиса: А это мы не знаем, пусть дети сами отгадают.

Ведущая: Что ж, наши дети сказки знают, непременно угадают.

Давайте-ка ребята вспомним, какая лиса была в сказке «Заюшкина избушка»,

а какая в сказке «Девочка и Лиса». А угадывать будем так. Каждый из вас

поочередно будет называть одно слово, а лисички, определять которой из них

подходит это слово. Когда все слова будут названы, мы узнаем, из какой

сказки эта лиса.

Дети старшей группы называют черты характера, а лиса, которой они

подходят, отзывается.

1-ый ребенок: Хитрая.

2-ая лиса: Это я!

2-ой ребенок: Добрая.

1-ая лиса: Это я!

3-ий ребенок: Злая.

2 – ая Лиса: это я!

4-ый ребенок: Умная.

1-ая Лиса: Это я.

Дети назвали все приметы, и каждый встал возле той лисы, которая

отозвалась на его слово.

Ведущая: Ну, теперь можно определить из какой сказки лиса.

Называйте дети свои слова. Эта лисичка какая?

Дети по очереди: Хитрая, умная, злая, бессовестная.

Ведущая: Так из какой же она сказки?

Дети: "Заюшкина избушка".

Ведущая: А эта лиса, какая?

Дети: Добрая, заботливая, нежная, ласковая.

Ведущая: Теперь не трудно догадаться из какой она сказки. "Девочка и лиса"

Вы знаете, ребята, на самом деле лиса не бывает добрая или злая, она

хищница.

Ей

приходится

охотиться,

поэтому

она

и

придумывает

как

заманить в свои сети мелких животных. Кроме того лиса не самый большой

хищник, это значит, что сама она должна быть осторожной, чтобы не попасть

в лапы волка или медведя. Такое поведение лисы, и натолкнула людей на

мысль, что лиса хитрая.

Показ

слайдов

(лиса

обыкновенная,

песец,

чернобурая

лиса,

корсак-

степная лиса).

Ведущая: А теперь лисоньки поиграйте с нами.

Проводится игра «Лисичка»:

Вышла лисонька гулять,

Рыжим хвостиком вилять.

Вот так, вот так рыжим хвостиком вилять.

По лесу шагает,

Лапки тихо ставит,

Вот так, вот так лапки тихо ставит.

Берегись зверушки!

Ушки на макушке.

Вот так, вот так ушки на макушке.

Кто не спрятался в лесок

Попадется на зубок,

Вот так, вот так попадется на зубок.

Дети убегают, а лисы их догоняют.

Ведущая: Можете теперь в свои сказки отправляться.

Лисы: До свидания, нам было весело у вас.

Звучит музыка. Появляются волк и собака, в руках у волка колобок. Они

отнимают его друг у друга.

Волк: Отдай колобка он мой.

Собака: Еще чего, я тоже голодный.

Волк: Тогда я тебя вместо колобка съем!

Пес: Не съешь, я твой родственник.

Ведущая: Кто вы такие? И что случилось?

Волк: Я – волк.

Пес: Я – пес.

Волк: Нашли мы в лесу колобок, он хотел его разделить, а я говорю, что его

в сказке про колобка не было, значит, я один его должен съесть.

Пес: А я говорю, что мы родственники и должны делиться.

Ведущая: Ладно не спорьте. Сейчас дети помогут нам разобраться.

Сравнение собаки и волка:

Воспитатель:

Чем они похожи? Что есть у волка и у собаки?

Ответы детей подготовительной группы:

У волка и у собаки есть голова. На голове два глаза, два уха, пасть, острые

зубы. Тело покрыто шерстью, четыре лапы, длинный хвост. Волк и собака –

животные.

Чем они отличаются?

Ответы детей:

Волк – дикое животное, а собака – домашнее.

Волк живет в лесу, а собака с людьми (в доме, около дома).

Волк серый, а собака может быть разного окраса.

Волк сам себе добывает пищу, а собаку кормит хозяин.

Волк воет, а собака лает.

У волка хвост поджат, опущен вниз, а у собаки поднят вверх.

Волк живет в волчьем логове, а собака в конуре.

У волка детеныши – волчата, у собаки – щенки.

Ведущая: Теперь вы поняли, чем похожи, чем различаетесь?

Волк: Мы поняли, только вы не все про нас знаете.

Ведущая: Как это не все.

Пес: Вот, например, собаки тоже бывают дикими, они так и называются

дикая собака Динго и живет в Австралии. А еще есть енотовидная собака,

она мало похожа на собаку, но называется именно так.

Показ слайдов (разновидности пород собак и волков).

Волк: Еще волки бывают не только серые. В Канаде встречаются черные

волки, в гималайских горах живет красный волк, а далеко на севере есть

белый волк.

Ведущая: Как хорошо, что вы к нам пришли, мы теперь будем о вас все

знать.

Волк: Нам у вас тоже понравилось,

Пес: А колобка мы лисе не отдадим. Мы отнесем его к дедушке и бабушке. А

нам пора возвращаться в свои сказки. До свидания ребята!

Ведущая подводит итог. Дети под музыку уходят из зала.



В раздел образования