Автор: Пронькина Надежда Павловна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МАДОУ №10
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль проектной деятельности в развитии дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Роль проектной деятельности в познавательном развитии
дошкольников
Подготовила Пронькина Н.П.
Воспитатель МАДОУ №10
С
самого
рождения
ребенок
является
первооткрывателем,
исследователем
того
мира,
который
его
окружает.
Для
него
все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно,
что
маленьких
детей
называют «почемучками».
Самостоятельно
ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы —
ему
помогают
педагоги.
В дошкольных учреждениях
воспитатели
ш и р о к о
и с п о л ь з у ю т
м е т о д
п р о б л е м н о г о обучения:
вопросы, развивающие
логическое
мышление,
моделирование
п р о бл е м н ы х
с и т уа ц и й ,
э к с п е р и м е н т и р о ва н и е ,
о п ы т н о -
исследовательская деятельность,
решение
кроссвордов,
шарад,
головоломок и т. д. Проектная деятельность является интеграцией, в
основе которой лежит проблема.
Интегрированный
метод
обучения
является
инновационным.
Он
направлен
на развитие
личности
ребенка,
его
познавательных
и
творческих способностей – проект.
«Проект». В последнее время это слово прочно вошло в нашу жизнь.
Чаще
всего
мы
связываем
его
со
смелыми
и
оригинальными
начинаниями
в
области
интеллектуальной
или
практической
человеческой деятельности,
а с с о ц и и р у е м
с
н о в и з н о й
и
нестандартностью
подхода
к
решению
задач.
С о гл а с н о
ФГОС, проектная
деятельность является
неотъемлемой
частью
учебного процесса. Метод проектов возник еще в начале прошлого
столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался
он
с
идеями
гуманистического
направления
в
философии
и
образовании, разработанными американским философом и педагогом
Дж. Дьюи, а также его учеником У. Килпатриком.
Дж. Дьюи: «Проектирование — это обучение через делание». При
этом, по мнению Дж. Дьюи, в ходе осуществления такой проектной
деятельности ребенок — «это солнце, вокруг которого вращается
все». Дж. Дьюи предлагал строить процесс обучения на активной
основе через самостоятельную деятельность ребенка, сообразуя с
его личными интересами в приобретении знаний. Он доказывал, что
ребенок
прочно
усваивает
лишь
то,
что
познается
через
его
самостоятельную деятельность и
т р е б у е т
о п р е д е л е н н ы х
познавательных
и
практических
усилий,
то,
что
ребенок
сумеет
применить в жизни.
В
ходе проектной
деятельности ребенок
исследует
различные
варианты решения поставленной задачи по определенным критериям,
выбирает оптимальный способ решения.
В настоящее время проекты классифицируются:
• по составу участников;
• по целевой установке;
• по тематике;
• по срокам реализации.
В
практике
современных дошкольных учреждений
используются
следующие виды проектов:
•
исследовательски-творческие:
дети
экспериментируют,
а
затем
результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
• ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в
образ
персонажей
сказки
и
решают
по-своему
поставленные
проблемы);
•
информационно-практико-ориентированные:
д е т и
с о б и р а ю т
информацию
и
реализуют
ее,
ориентируясь
на
социальные
интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
•
творческие
(оформление
результата
в
виде
детского
праздника,
например «Театральная неделя»).
По продолжительности они бывают
• краткосрочными (одно или несколько занятий,
• средней продолжительности,
• долгосрочные (например, на учебный год).
Основной целью проектного метода является развитие свободной
т в о рч е с к о й
л и ч н о с т и
р е б е н к а ,
к от о р о е
о п р е д е л я е т с я
задачами развития и
задачами
исследовательской деятельности
детей.
Я уверена, что проведение проектной деятельности поможет детям
не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Тем более
что при разработке ФГОС второго поколения приоритетом общего
образования
становится деятельностно -
о р и е н т и р о в а н н о е
воспитание,
так
как
именно
оно
помогает
решить
задачу
формирования общеучебных умений и навыков. А решить эту задачу
можно именно через организацию проектной деятельности
.
Так, ориентируясь на богатый, образовательный и воспитательный
потенциал,
заложенный
в
ближайшем
природном
окружении,
реализовывали совместные краеведческие проекты, направленные на
приобщение
воспитанников
к
природе
родного
края
в
рамках
формирования
их
познавательно-речевого
развития.
К
ним
можно
отнести мини-проекты «Удивительное под ногами», «О чем рассказали
деревья в лесу?», «Где обедал воробей?» и краткосрочные проекты
« К т о
ж и в е т
у
н а с
в
л е с у ? » .
Культурно-историческое
своеобразие
родного
края
имеет
свои
особенности исторического развития. Знакомство с ними в рамках
проектной деятельности, позволяло активизировать у воспитанников
познавательный
интерес
и
сформировать
привязанность
к
малой
родине, позитивное отношение к прошлому и настоящему родного
края, овладеть навыками речевого общения и расширить словарь
детей.
Такими
проектами
были
совместные
детско-взрослые
мероприятия
«Достопримечательности
родного
края»,
«Город,
в
котором
я
живу»,
В
жизни
и
системе
ценностей
большинства
современных дошкольников семья занимает особое место, родители,
близкие
люди
–
самые
важные
и
значимые
для
них
люди.
Деятельность
семьи
по
развитию,
преобразованию
и
передаче
определенных
знаний
и
формированию
ценностно-потребностной
сферы
личности
ребенка
является
ведущей
на
протяжении
всего
периода становления детской личности. Поэтому, огромную роль в
воспитании
у
детей
интереса
к
истории,
культуре,
природе
своей
малой
родины
отводим
родителям
и
ближайшим
родственникам
ребенка,
поскольку
истоки
этого
интереса
во
многом
лежат
в
понимании
и
ознакомлении
с
традициями
своей
социокультурной
среды. Общение дошкольника с близкими стимулирует его интерес к
самопознанию,
помогает
устанавливать
связи
между
прошлым,
настоящим
и
будущим,
заложить
основы
свойств
личности,
определить успешность его будущего. С учетом этого подхода, нами
были
реализованы
проекты
познавательно-речевого
и
социально-
нравственного направления «Моя семья», «Родословная моей семьи»,
(гениологическое дерево) «Семья традициями сильна»
(
б е с е д ы ,
ч а е п и т и я
с
п р и с у т с т в и е м
р о д и т е л е й ) .
Предлагаем в качестве примера рассмотреть несколько проектных
предложений.
При
реализации
кратковременной
информационной
детско-
родительской
деятельности
«Моя
семья»,
основное
внимание
уделялось
расширению
представлений
о
том,
что
такое
семья,
усвоению
детьми
родственных
отношений,
правилам
общения
и
поведения с родными. В ходе работы использовать речевые игры:
«Обратись к папе, маме, брату, сестре ласково», «Какой цвет подходит
твоей маме (папе и т.д.)?», «Кто я?», «Комплименты» и другие. А
также беседы «Кто живет со мной в квартире?» (узнавание, называние
животных,
знакомство
со
внешними
особенностями
и
правилами
обращения с ними) и «Маму я свою люблю, ей по дому помогу»
(узнавание, называние бытовой техники и правилами обращения с
ними).
В
эту
деятельность
включали
специальные
упражнения
на
освоение «трудных» звуков, развития внимания к звуковой стороне
речи, воспроизведение звукоподражания животных и бытовой техники;
упражнения
на
различение
и
употребление
существительных
в
единственном и множественном числе; упражнения на формирование
предпосылок монологической речи; проводили работу по обогащению
словаря
воспитанников.
Итогом
этого
проекта
стало
составление
семейных
панно
и
их
«защита»
на
итоговом
занятии.
Они
были
оформлены
сюжетами
детских
изображений,
семейными
фотографиями,
высказываниями
ребят
о
членах
своей
семьи.
Презентация
панно
проходила
в
форме
семейного
монолога-
повествования,
где
ребята
договаривали
начатую
мамой
(папой)
фразу. Воспитанники смогли без помощи взрослого, самостоятельно
«презентовать» совместную работу, с гордостью рассказывая о своей
с е м ь е ,
и
к а к
о н и
с о з д а в а л и
п а н н о .
Примером
ознакомления
детей
с
историей
своей
социокультурной
среды служит познавательно-исследовательский проект «Родословная
моей семьи». На вводном – мотивационном этапе проекта, перед
детьми была поставлена проблема, стимулирующая интерес ребят к
её изучению, «Кто такие родные? Что такое родословная?». Были
высказаны
интересные
предположения,
но
большинство
ребят
не
смогли ответить на этот вопрос. Поэтому следующим шагом нашей
работы стало проведение занятий и бесед с детьми о том, что такое
родословная,
кто
такие
родные,
формировалось
представление
о
составе семьи, знаний имен и отчеств не только родителей, но и
бабушек, дедушек, проведение мини-викторин. Для некоторых ребят
было открытием то, что бабушки и дедушки – это родители его мамы и
папы. На этом этапе было решено множество коммуникативных и
р е ч е в ы х
з а д а ч .
Затем
предложили
детям
найти
ответ
на
свой
вопрос
(Что
такое
родословная?) вместе с родителями. На втором этапе, в течение двух
недель
ребята
собирали
информацию,
охотно
делились
ею
с
п е д а г о г а м и
г р у п п ы
и
с в о и м и
с в е р с т н и к а м и .
Презентация результатов деятельности по проекту, проходила в виде
интересного
занятия,
в
ходе
которого,
воспитанники,
знакомили
присутствующих
с
эскизами
оформления
семейного
древа.
Этот
проект показал интерес к истории своей семьи всех её членов, открыл
творческие
и
речевые
способности
у
детей
и
родителей.
Итогом
данного
проекта
стало
формирование
у
детей
базовой
познавательно-исследовательской
компетенции,
элементарных
навыков
работы
с
информацией,
обогащения
словаря
детей,
активизация речевой деятельности, умений, связанных с выполнением
небольших творческих заданий. Хотим отметить еще один совместный
практико-ориентированный
проект,
творческого
характера
«Расти,
расцветай
мой
любимый
край»,
направленный
на
формирование
этнокультурной осведомленности детей и ценностное отношение к
природе, культуре родного края. На мотивационном этапе, мы решали
следующие
задачи
по
развитию
общению
и
речи
детей:
-развитие умений ставить вопросы и отвечать на них, участвовать в
коллективном разговоре, соблюдая правила коллективного общения;
-развитие
умений
договариваться,
слушать
и
слышать
друг
друга,
п р и н и м а т ь
ч у ж у ю
т о ч к у
з р е н и я .
Которые
реализовывались
через
коммуникативные
ситуации,
п о з н а в а т е л ь н о - р е ч е в ы е
и г р ы ,
б е с е д ы .
На проблемно-деятельностном этапе проекта основным содержанием
стало
обогащение
представлений
воспитанников
по
теме
проекта
посредством
чтения
произведений
о
природе
этнокраеведческой
направленности
с
последующим
обсуждением,
с
последующей
беседой.
Параллельно
шло
развитие
исследовательских
умений
детей:
самостоятельный поиск информации, её обработка и использование в
совместной со взрослыми деятельности: поиск иллюстраций, создание
альбома «Мой край родной», составление описательных рассказов по
представленным фотографиям, ответов на проблемные вопросы «Что
такое Родина? Какая бывает Родина? Можно жить без Родины?».
Совершенствовались
умения
разных
видов
продук тивной
деятельности
(изобразительной,
конструктивной).
Данный
этап
проекта
стал
основой
для
проявления
индивидуальности
детей,
осознания
ими
своих
способностей.
На
этом
этапе
были
решены
следующие
задачи
по
развитию
коммуникативно-речевых
навыков
детей:
-обогащение и активизация словаря детей за счет широкого охвата
п р о б л е м ы
п р о е к т а ,
-развитие связной речи (диалогической и инициативной форм речи),
-развитие
планирующей
функции
речи,
за
счет
индивидуальных
и
к о л л е к т и в н ы х
ф о р м
р а б о т ы ,
-развитие
грамматически
правильной
и
выразительной
речи,
-развитие
всех
групп
коммуникативных
умений:
информационно-
коммуникативных,
регуляционно-коммуникативных,
аффективно-
коммуникативных.
В
рамках
этого
проекта
открылись
замечательные
возможности
в
организации
совместной
познавательно-исследовательской
деятельности
не
только
детей,
но
и
родителей
Подводя
итог
вышесказанному
отметим,
что
опыт
работы
по
использованию
краеведческих проектов в образовательном процессе предоставляет
широкие возможности педагогам, для решения задач познавательно-
речевого
развития
дошкольников,
так
как
имеют
большой
развивающий
и
мотивационный
потенциал
к
стимулированию
познавательной
и
речевой
активности
детей.
Анализ
результатов
взаимодействия
с
семьями
воспитанников
свидетельствует
о
необходимости
продолжения
целенаправленной
р а б от ы
способствующей развитию и совершенствованию детско-родительских
отношений.
Считаем,
что
данные
подходы
к
организации
работы
по
познавательно-речевому
развитию
дошкольников,
существенно
обогащают
содержание
деятельности
по
развитию
речи
детей,
позволяя
развивать
личностные
субъективные
качества
ребенка
посредством активизации мотивов общения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абраменкова В.В. Игра и игрушка в детской субкультуре и
ответственность взрослых// Детский сад: теория и практика №1/2011.
Стр. 28-36.
2. Березина Т.А. Современный дошкольник о семье и своих близких//
Детский сад: теория и практика №1/2011. Стр. 64-73.
3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.:ТЦ
«Сфера», 2006.
4. Куликовская И.Э. Формирование основ исторического мышления у
дошкольников// Детский сад: теория и практика №9/ 2012. Стр. 6-15.
5. Максимова С.И. Роль рассказывания в речевом развитии детей
дошкольного возраста// Детский сад: теория и практика №3/2012. Стр.
26-35.
6.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. для
руководителей и практических работников ДОУ/Авт.-сост.: Л.С.
Кисилева, Т.А. Данилина и др. М.: АРКТИ, 2011.
7. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. Пос.
М.: Изд.центр «Академия», 2000.
8. Сомкова О.Н. Новые подходы к организации работы по развитию
речи детей дошкольного возраста// Детский сад: теория и практика
№3/2012. Стр. 6-17.
9. Тихонова А.Ю. Приобщение детей к истории и культуре своей малой
родины/ Детский сад: теория и практика №9/2011. Стр. 60-65.
10. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в дошкольном образовании/
Детский сад: теория и практика №9/2012. Стр. 6-18.