Автор: Кусургашева Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №12"
Населённый пункт: город Таштагол, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Игрушка как средство развития игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Как влияют игры на формирование и развитие личности ребенка
Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую
личность; принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет
свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли
основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли,
но и личности ребенка в целом.
Личность и её роль в жизни теснейшим образом взаимосвязаны; и в игре через роли,
которые ребенок на себя принимает, формируется и развивается его личность, он сам
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период её
особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение.
В ранние годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой
формируется его личность. Игра – первая деятельность, которой принадлежит
особенно значительная роль в развитии личности, в формировании её свойств и
обогащении её внутреннего содержания, морально-волевых качеств.
В процессе развития обычно личную значимость и привлекательность приобретают,
прежде всего, те действия и те проявления личности, которые, став доступными, еще
не стали повседневными. Именно новые, только народившиеся и еще не
укрепившиеся как нечто привычное приобретения развития по преимуществу входят
в игру.
Войдя в игру и раз за разом совершенствуясь в ней, соответствующие действия
закрепляются; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него
своеобразной школой жизни.
В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей
деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет.
Игра – практика развития.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные
изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии
развития.
Различные формы серьезной деятельности взрослых служат образцами, которые
воспроизводятся в игровой деятельности детей. Игры органически связаны со всей
культурой народа; свое содержание они черпают из труда и быта окружающих.
Игра подготовляет подрастающее поколение к продолжению дела старшего
поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той
деятельности, которую им в будущем предстоит выполнять.
В игре проявляются и удовлетворяются первые человеческие потребности и интересы
ребенка; проявляясь, они в ней вместе с тем и формируются. В игре формируются все
стороны психики ребенка.
В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от
действительности, и проникновение в нее. Способности к преобразованию
действительности в образе и преобразованию ее в действии, ее изменению
закладываются и подготовляются в игровом действии; в игре прокладывается путь от
чувства к организованному действию и от действия к чувству; словом, в игре, как в
фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны
психической жизни личности; в ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает,
расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка. В игре в той или иной
мере формируются свойства, необходимые для учения в школе, обусловливающие
готовность к обучению.
Игра является особенно спонтанным качеством ребенка, и вместе с тем вся она
строится на взаимоотношениях ребенка с взрослыми.
Из общения с взрослыми ребенок черпает и мотивы своих игр. При этом особенно
сначала, существенная роль в развитии игр принадлежит подражанию действиям
взрослых, окружающих ребенка.
Впоследствии игра, особенно у взрослых, отделившись от неигровой деятельности и
осложняясь в своем сюжетном содержании, вовсе уходит на подмостки, в театр, на
эстраду, на сцену, отделяясь от жизни рампой, и принимает новые специфические
формы и черты.
Игра становится искусством. Это искусство требует большой особой работы над
собой. Искусство становится специальностью, профессией. Игра здесь переходит в
труд.
Внутренний характер и результаты совершающегося в процессе игры развития
зависят от того, какое содержание приобретает игра, отражая окружающую ребенка
жизнь взрослых.
Играет, как известно, и взрослый (шахматы, различные спортивные и другие игры).
Игра и у него исходит из потребностей и интересов и служит развитию определенных
способностей или сторон его личности. Но в жизни взрослого игра занимает уже иное
место и приобретает иные формы.