Автор: Шаповалова Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №443 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной игре
Раздел: дошкольное образование
Исследовательская работа
«Развитие связной речи у детей старшего
дошкольного возраста в театрализованной
игре»
Выполнил:
Шаповалова Людмила Анатольевна
Воспитатель:
М К Д О У д/с № 443
Новосибирск 2017
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………..…………………………………………………..3
Глава
1.
Теоретические
основы
развития
связной
речи
в
театрализованной деятельности в научно – педагогической
литературе…..
………....……....….........................................................................6
1.1 Значение
театрализованной
деятельности
для
развития
речи……………………………………………………………………..6
1.2 Театрализованная деятельность – как средство речевого развития.
……………………………………………………………...10
Глава
2. Методика
работы
с
детьми
по
театрально-творческой
деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения..…....15
2.1. О р г а н и з а ц и я
т е а т р а л ь н о - т в о р ч е с к о й
деятельности………………..................................................................................15
2.2. С о д е р ж а н и е
з а н я т и й
п о
т е а т р а л и з о в а н н о й
деятельности…………………………………………………………………..…17
Заключение……………………..………………………………………....26
Список
использованной
литературы….………………………………..
…………...…………...................27
Введение
2
Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе.
Формирование
речи
подрастающего
поколения —
э т о
о г р о м н а я
ответственность педагогов, занимающихся обучением русскому языку.
Связная
речь
предполагает
овладение
словарным
запасом
языка,
усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение грамматическим строем, а
также практическое их пояснение, умение пользоваться усвоенным языковым
материалом, связно, последовательно и понятно для окружающих передавать
содержание готового текста или самостоятельно составлять связный текст.
Связная
речь
представляет
собой
развернутое,
законченное,
композиционно и грамматически оформленное высказывание, состоящее из
ряда логически связанных предложений.
Развитие связной речи является необходимым условием успешности
обучения ребенка в школе. Обладая развитой связной речью, учащийся может
давать
развернутые
ответы
на
вопросы
школьной
программы.
Аргументировано
и
логично
излагать
свои
собственные
суждения,
воспроизводить
содержание
текстов
из
учебников,
произведений
художественной
литературы
и
устного
народного
творчества,
наконец,
высокий уровень развития связной речи является непременным условием для
написания изложений и сочинений. Проблемой развития речи занимаются
различные науки: психология, логика, языкознание и филология, логопедия, и
даже философия.
Развитие
связной
речи
является
центральной
задачей
речевого
воспитания
детей.
Это
обусловлено,
прежде
всего,
ее
социальной
значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи
реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь
-
высшая
форма
речи
мыслительной
деятельности,
которая
определяет
уровень
речевого
и
умственного
развития
ребенка
(Т.В.
Ахутина,
Л.С.
Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и
др.).
Большинство
педагогических
исследований
посвящено
проблемам
3
развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Дальнейшей
разработки требуют вопросы формирования связности речи в средней группе
с
учетом
возрастных
и
индивидуальных
различий
детей
старшего
дошкольного
возраста.
Пятый
год
жизни
-
период
высокой
речевой
активности
детей,
интенсивного
развития
всех
сторон
их
речи
(М.М.
Алексеева, А.Н. Гвоздев, М.М. Кольцова, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, К.И.
Чуковский, Д.Б. Эльконин, В.И. Ядэшко и др.). В этом возрасте происходит
переход
от
ситуативной
речи
к
контекстной
(А.М.
Леушина,
А.М.
Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).
Теоретическую основу проведенной работы, положения о ведущей роли
деятельности и общения в развитии личности, теории речевой деятельности,
сформулированные
в
трудах
Л.С.
Выготского,
С.Л.
Рубинштейна,
А.А.
Леонтьева, концепции речевого развития дошкольников, разработанной Ф.А.
Сохиным и О.С. Ушаковой, опирающейся на формирование у детей языковых
обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. В системе
обучения
родному
языку
формирование
связной
речи
выступает
во
взаимосвязи
с
освоением
звуковой
стороны
языка,
словарного
состава,
грамматического
строя
языка,
особое
место
занимает
работа
над
семантическим компонентом речи.
Центральным понятием для нашей работы являлось понятие "текст",
которое рассматривается в современном научной литературе как основная
единица
речевого
общения.
Исследователи
текста
(И.Р.
Гальперин,
С.И.
Гиндин,
Л.П.
Доблаев,
Т.М.
Дридзе,
Г.А.
Золотова,
Л.А.
Киселнв,
Г.В.
Колшанский, А.А. Леонтьев, Л.М. Лосева, Н.С. Поспелов, Е.А. Реферовская,
И.П. Севбо, З.Я. Тураева, И.А.Фигуровский, Г.Д. Чистяков и др.) определяют
место текста в системе языка или речи, вычленяют собственнотекстовые
категории, присущие только этой единице. Основными характеристиками
текста являются цельность и связность.
Связность
как
один
из
самых
значимых
категориальных
признаков
текста характеризуется взаимодействием нескольких факторов: содержания
4
текста,
его
смысла,
логики
изложения,
особой
организации
языковых
средств; коммуникативной направленности; композиционной структуры.
Лингвистические исследования показывают, что построение цельного и
связного текста требует от ребенка овладения ряда языковых умений: строить
высказывание
в
соответствии
с
темой
и
основной
мыслью;
соблюдать
структуру текста; соединять предложения и части высказывания с помощью
различных
типов
связей
и
разнообразных
средств;
отбирать
адекватные
лексические и грамматические средства.
В связи с актуальностью мною сформулирована тема исследования:
«Развитие
связной
речи
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
в
театрализованной игре»
Цель
исследования:
выявить
пути
и
охарактеризовать
условия
развития связной речи дошкольников в театрализованных играх
Объект исследования: развитие связной речи дошкольников
Предмет исследования: театрализованные игры дошкольников
В
соответствии
с
целью,
объектом,
предметом
исследования
мною
сформулированы следующие задачи:
1.
Изучить
и
проанализировать
психолого-педагогическую
и
методическую литературу по проблеме исследования.
2.
Определить
педагогические
условия
развития
связной
повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать методические рекомендации по развитию связности речи
у детей старшего дошкольного возраста.
5
Глава
1.
Теоретические
основы
развития
связной
речи
в
театрализованной деятельности в научно – педагогической литературе
1.1. Значение театрализованной деятельности для развития речи.
Для
развития
выразительной
речи
просто
необходимо
создание
условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства,
желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь
слушателей.
Огромную
помощь
в
этом
оказывают
занятия
по
театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это
игра,
и
пожить
и
порадоваться
в
ней
может
каждый
ребенок.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее
тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания
ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его
многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные
воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и
обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей,
собственных
высказываний
активизируется
словарь
р е б е н к а ,
совершенствуется звуковая культура речи.
Поэтому
именно
театрализованная
деятельность
позволяет
решать
многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности
речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
Она
—
неисчерпаемый
источник
развития
чувств,
переживаний
и
эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В
результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к
добру
и
злу;
познает
радость,
связанную
с
преодолением
трудностей
о б щ е н и я ,
н е у в е р е н н о с т и
в
с е б е .
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами; душа просит сказки-
чуда, ощущения беззаботного детства.
Театрализация
—
это
в
первую
очередь
импровизация,
оживление
предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами
деятельности
—
пением,
движением
под
музыку,
слушанием
и
т.д.,
6
необходимость
систематизировать
ее
в
едином
педагогическом
процессе
очевидна.
Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности
является
работа
над
выразительностью
речи.
Выразительность
речи
развивается
в
течение
всего
дошкольного
возраста:
от
непроизвольной
эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы
и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для
развития
выразительной
стороны
речи
необходимо
создание
таких
условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства,
желания и взгляды, причем не, только в обычном разговоре, но и публично,
не
стесняясь
присутствия
посторонних
слушателей.
Кроме
того,
при
обучении
детей
средствам
речевой
выразительности
необходимо
использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе
всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют
ребенку
возможность
естественного
ознакомления
с
богатой
языковой
культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить
детей
пользоваться
разнообразными
выразительными
средствами
в
их
сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). Поэтому работу в
этом направлении воспитатели проводят начиная с младших групп.
Дети
учатся
произносить
звукоподражательные
слова
с
различной
интонацией,
развивают
речевое
дыхание
(после
отгадывания
загадок
о
животных дети имитируют голос отгаданного животного, игра “Ворон и
воронята” (ветер дует зимой, делают глубокий вдох носом и надув щеки, с
силой выдыхают). Учат детей логически выразительно проговаривать слова в
чистоговорках, меняя силу голоса (са-са – вот летит оса с разной силой
голоса, тихо- громче- громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно,
испуганно. Ша-ша ша-наша каша хороша и т.д.).
В
средних
группах
работа
над
выразительностью
заключается
в
следующем – продолжается работа по интонационной выразительности речи
(игровое
упражнение
«Сеня
в
лесу
встретил
лису»,
«Веселый
оркестр»)
7
Закрепляются
умения
в
сочетании
движения
и
речи
(игры
на
пальцах,
игровое упражнение «Представьте себе», ролевой театр «Под грибом», «Дом
и ворота» и др). Закрепляются умения произносить тексты с различной силой
голоса и интонацией (игровое упражнение «Художница-осень», мини-сценка
«Еж-чистюля»,
«Аист
длинноногий»,
«Лиса
и
журавль»,
инсценировка
стихотворения
А.
Тараскиной
«Воробей»).
Закрепляются
умения
выразительно произносить предложенную фразу (игра «Угадай чей голосок»,
«Веселые превращения»). Развиваем мелкую моторику в сочетании с речью
( м и н и - с ц е н к а
« Х о з я й к а
и
к о т » ,
« С о б а к а
и
к о ш к а » ) .
В старших и подготовительных группах уделяется большое внимание
развитию связной речи, ее интонационной выразительности (инсценировка
«Вежливые
слова»,
мини
–
сценка
«Брусничка»,
театрализованные
игры
«Листопад», «Кто колечко найдет»). Продолжается развитие монологической
и
диалогической
речи:
постановка
спектакля
«Мыльная
сказка»,
инсценировка «На базаре», «В гостях у Мойдодыра», спектакль по сказке К.
И. Чуковского «Муха-цокотуха», «Двенадцать месяцев», в кукольном театре
«Петушок – голосистое горлышко»).
Продолжается работа по развитию умения эмоционально общаться,
произношению скороговорок. В старшем возрасте значительно расширяется
содержание
театральной
деятельности
за
счет
самостоятельного
выбора
детей, дети привлекаются к режиссерской работе, развиваются навыки без
конфликтного
общения.
Таким
образом,
использование
театрализованной
деятельности
в
целях
формирования
выразительности
речи,
активизации
словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи и
совершенствования звуковой стороны и социально- эмоционального развития
ребенка
становится
возможным
при
выполнении
следующих
условий:
•
единства
социально-эмоционального
и
когнитивного
(познавательного)
развития;
• насыщении этой деятельности интересным и эмоционально- значимым для
д е т е й
с о д е р ж а н и е м ;
8
•
постепенности
и
последовательности
ознакомления
с
разнообразными
вербальными
и
невербальными
средствами
в ы р а з и т е л ь н о с т и ;
• наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
• совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и
родителей).
В
с е м ь е
н е о б х о д и м о
с д е л а т ь
с л е д у ю щ е е :
• Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере
возможности
стараться
присутствовать
на
детских
спект аклях.
• Обсуждать с ребенком перед спектаклем особенности той роли, которую
ему предстоит играть, а после спектакля полученный результат. Отмечать
достижения
и
определять
пути
дальнейшего
совершенствования.
• Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать
р а з ы г р ы в а т ь
п о л ю б и в ш и е с я
с к а з к и ,
с т и хо т в о р е н и я
и
п р .
•
Рассказывать
знакомым
в
присутствии
ребенка
о
его
достижениях.
•
Рассказывать
ребенку
о
собственных
впечатлениях,
полученных
в
р е з у л ь т а т е
п р о с м о т р а
с п е к т а к л е й ,
к и н о ф и л ь м о в
и
т.
п .
Родители
не
должны
находиться
в
роли
сторонних
наблюдателей
или
обычных
зрителей,
напротив,
они
также
привлекаются
к
работе
над
театрализацией.
Ими
оказывается
помощь
в
изготовлении
костюмов
и
атрибутов. Целенаправленно совместно с детьми они посещают театры и
музеи,
читают
произведения
и
про сматривают
видеофильм ы,
рекомендованные
по
теме.
Это
способствует
расширению
кругозора,
обогащает
внутренний
мир,
а
главное
—
учит
членов
с емьи
взаимопониманию, сближает их.
Таким образом, работа над театрализацией сказок способствует не только
пополнению знаний и умений, но является средством формирования общих
игровых
навыков,
речи,
личностных
качеств
ребенка,
его
адекватного
поведения в различных ситуациях. Инсценирование сказки очень увлекает
детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют
самостоятельно,
наряжаясь
и
обыгрывая
ту
или
иную
сценку.
9
Речь
их
становится
более
выразительной,
грамотной.
Они
начинают
использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в
бытовых ситуациях.
1.2. Театрализованная деятельность – как средство речевого развития
Театрализованные
игры
представляют
собой
разыгрывание
в
лицах
литературных
произведений
(сказок,
рассказов,
специально
написанных
инсценировок). Особенность театрализованных игр состоит в том, что они
имеют
готовый
сюжет,
а
значит,
деятельность
ребенка
во
многом
предопределена
текстом
произведения.
Настоящая
театрализованная
игра
предст авляет
собой
богатейшее
поле
для
творче ства
д е т е й .
.
Итак,
полноценное
участие
в
игре
требует
от
детей
особой
подготовленности,
которая
проявляется
в
способности
к
эстетическому
восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст,
улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, каков
герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки. оценивать
их.
Для
исполнения
роли
ребенок
должен
владеть
разнообразными
изобразительными
средствами
(мимикой,
телодвижениями,
жестами,
выразительной
по
лексике
и
интонации
речью
и
т.п.).
Следовательно,
подготовленность к театрализованной игре можно определить как уровень
общекультурного
развития,
на
основе
которого
облегчается
понимание
художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него,
происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все
это
не
складывается
стихийно,
а
формируется
в
ходе
воспитательно-
образовательной работы.
По классификации Л.В.Артемовой, театрализованные игры делятся
на
две
основные
группы:
режиссерские
игры
и
игры-драматизации.
К
режиссерским играм автор относит: настольный и теневой театры, театр на
фланелеграфе. В данных видах театрализованных игр ребенок или взрослый
10
не являются действующими персонажами, а создают сцены и ведут роль
игрушечного
персонажа
–
объемного
или
плоскостного.
Персонаж
изображается с помощью интонационной выразительности голоса, частично
–
мимики.
К
играм-драматизациям
относят:
игры-драматизации
с
пальчиками, с куклами бибабо, импровизации. Драматизации основаны на
собственных действиях исполнителя роли,
в которых задействованы все
средства
выразительности
–
интонация,
мимика,
пантомимика.
Самой
сложной
разновидностью
игр-драматизаций
является
импровизация.
Она
предусматривает
разыгрывание
темы,
сюжета
без
предварительной
подготовки.
К
ней
готовят
все
предыдущие
виды
театра.
Импровизация
требует совместного продумывания и проговаривания темы,
обсуждения
средств ее изображения, характерных эпизодов. К старшему дошкольному
возрасту,
дети могут предлагать свои варианты изображения темы либо
самостоятельно
выбирать
и
разыгрывать
тематику.
Творческому
и
самостоятельному поиску развития сюжета будет способствовать активное
участие
старших
дошкольников
в
подготовке
элементов
костюмов
и
декораций.
Рассмотрев характеристику театрализованных игр, можно сделать
следующие выводы:
-
данный вид игр позволяет дошкольнику видеть и познавать окружающий
мир через эмоции, образы, краски, звуки;
-
тематика
и
содержание
театрализованных
игр
имеют
нравственную
направленность,
которая
заключена
в
каждой
сказке,
каждом
литературном произведении и должна найти место в импровизированных
постановках;
-
способность
к
идентификации
себя
с
литературным
персонажем
позволяет оказывать большое влияние на развитие и воспитание ребенка;
-
полноценное участие в игре требует от детей особой подготовленности,
которая
проявляется
в
способности
к
эстетическому
восприятию
11
искусства
художественного
слова,
умении
вслушиваться
в
текст,
улавливать интонации, особенности речевых оборотов;
-
Следовательно,
подготовленность
к
театрализованной
игре
можно
определить как уровень общекультурного развития, на основе которого
облегчается
понимание
художественного
произведения,
возникает
эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными
средствами
передачи
образа.
Все
это
не
складывается
стихийно,
а
формируется в ходе воспитательно-образовательной работы.
Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем
разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд – вот основные
ступени, являющиеся основными для развития ребенка.
Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых
ребенок
проявляет
свою
выдумку,
инициативу,
самостоятельность.
Творческие
проявления
детей
в
играх
разнообразны:
от
придумывания
сюжета
и
содержания
игры,
поиска
путей
реализации
замысла
до
перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним из
видов
т аких
творче ских
игр
являет ся – театрализованная
игра.
Театрализованные
игры представляют
собой
разыгрывание
в
лицах
литературных
произведений
(сказки,
рассказы,
специально
написанные
инсценировки).
Герои
литературных
произведений
ст ан овя т ся
действующими
лицами,
а
их
приключения,
события
жизни,
измененные
детской фантазией, – сюжетом игры. Особенность театрализованных игр
состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка
во многом предопределена текстом произведения.
Сами по себе театрализованные творческие игры являются частью такой
воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для
развития
личности
ребенка-дошкольника
не
только
потому,
что
в
ней
упражняются
отдельные
психические
процессы,
но
и
потому,
что
эти
процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому,
что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание.
12
Есть
много
разновидностей
театрализованных
игр,
отличающихся
художественным
оформлением,
а
главное
–
спецификой
детской
театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами,
как
артисты;
каждый
ребенок
выполняет
свою
роль.
В
других
дети
действуют,
как
в
режиссерской
игре:
разыгрывают
литературное
произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая
их
роли.
Аналогичны
спектакли
с
использованием
настольного
театра
с
объемными
и
плоскостными
фигурками
или
так
называемые
стендовые
театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе, экране с помощью
картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др.
Наиболее
распространенным
видом
стендовых
театрализованных
игр
является теневой театр.
Иногда дети выступают как настоящие артисты-кукловоды, в такой
игре обычно используются два рода театральной игрушки. Первый – типа
петрушки – театр петрушки (в практике часто называется театр бибабо), где
используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на
руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава
костюма – большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони.
Показывается спектакль из-за ширмы: кукловоды держат кукол над головой.
Театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных
задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя
организовываться
в
игровые
группы,
договариваться
о
том,
что
будет
разыгрываться,
определять
и
осуществлять
основные
подготовительные
действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить
место
действия,
выделить
исполнителей
ролей
и
ведущего,
произвести
несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать
им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при
этом
должны
быть
достаточно
выразительны
(внятны,
интонационно
разнообразны,
эмоционально
окрашены,
целенаправленны,
образно
правдивы).
13
Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика.
Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие
задачи
и
незаметно
передать
инициативу
детям,
умело
организовать
их
совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без
внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов,
касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на
происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень
важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Таким образом, для достижения цели и решения задач театрально-творческой
деятельности необходимы определенные условия. В первую очередь орга-
низация работы, которая помогает выбрать основные направления, формы и
методы
работы,
рационально
использовать
кадровый
потенциал,
а
также
способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному
подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей
и
т.
д.
Одним
из
основных
средств
развития
личности
ребенка
в
театрализованной деятельности, источником его индивидуальных знаний и
социального опыта является предметно-пространственная среда.
Мы
организовали
в
детском
саду
театральные
уголки,
в
которых
находятся шапочки и маски сказочных персонажей, различные костюмы,
всевозможная
бутафория,
музыкально-дидактические
игры,
музыкальные
инструменты. Собрана большая фонотека, которую мы используем во всех
видах деятельности. Звуковой дизайн создает уют и вместе с тем несет
познавательную и эстетическую нагрузку.
Мы
считаем,
что
надо
предоставить
ребенку
простор
в
занятии
искусством, дать ему пространство, разные материалы. Необходимо не только
развивать творчество, но и создавать условия для его проявления.
Таким образом, занятия по театрализованной деятельности не должны
сводиться
только
к
подготовке
выступлений,
а
должны
обеспечивать
одновременное выполнение познавательной, воспитательной и развивающей
фу н к ц и й .
О н и
мо гу т
в к л ючать
разыгрывание
сказок,
с ц енок,
14
театрализованные игры и игры-драматизации, танцы, ролевые диалоги по
иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни
(смешной случай, интересное событие и т. д.), просмотр и разыгрывание
кукольных
спектаклей,
а
также
упражнения,
направленные
на
развитие
различных качеств дошкольников. В целях оценки эффективности занятий по
театрально-творческой
деятельности
необходимо
определять
показатели
развития дошкольников.
Глава 2. Методика работы с детьми по театрализованной деятельности в
условиях дошкольного образовательного учреждения
2.1. . Организация театрализованной деятельности
Театрализованные
игры
можно
рассматривать
как
моделирование
жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его
участников
целостно:
эмоционально,
интеллектуально,
духовно
и
физически.
Именно
в
условиях
игры
тренируется
способность
взаимодействовать
с
людьми,
находить
выход
в
различных
ситуациях,
умение делать выбор
1
.
Для
выполнения
цели
и
решения
задач
театрально-творческой
деятельности необходимы определенные условия. В первую очередь орга-
низация
работы.
Почему
прежде
всего
организация,
а
не
содержание?
-
Только
разумная
организация
театрализованной
деятельности
поможет
выбрать
основные
направления,
формы
и
методы
работы
по
данному
вопросу,
рационально
использовать
кадровый
потенциал.
Это
будет
способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному
подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей
и
т.
д.,
в
итоге
—
целостности
педагогического
процесса
и
форм
его
реализации,
выступающих
как
единая
продуманная
система
организации
совместной жизни детей и взрослых.
1
Буренина
А.И.
Театр
всевозможного,
Вып.
1
От
игры
до
спектакля.
Учебно-
методическое пособие — 2-е издание, переработанное и дополненное — СПб , 2002, с
.
11.
15
К
работе
с
детьми
по
театрализованной
деятельности
желательно
приступать
с
октября-ноября,
т.е.
после
того,
как
у
большинства
детей
закончился адаптационный период, и они втянулись в жизнь группы.
Театрализованная деятельность детей может быть организована:
-
в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время;
-
в
виде
занятий
по
разным
видам
деятельности
(музыкальному
воспитанию, изобразительной деятельности и т. д.);
-
как специальные занятия в рамках занятий по родному языку и
ознакомлению с окружающим миром.
Желательно, чтобы во всех формах театрализованной деятельности
участвовали
небольшие
подгруппы
детей,
что
позволяет
осуществлять
индивидуальный подход к ребенку, причем каждый раз подгруппы должны
формироваться по-разному — в зависимости от содержания занятий.
В месте проведения занятий по театрально-творческой деятельности
желательно сделать стационарную сцену с занавесом или портативную мини-
сцена, которая легко складируется и используется по мере необходимости.
Необходимо отметить, что отсутствие сцены не является причиной для того,
чтобы не заниматься с детьми театрализованной деятельностью. Сцена может
быть обозначена шнуром, выложена из строительного материала и т.п.
В соответствии со склонностями и интересами детей в вечернее время
могут
быть
организованы
занятия
разнообразных
студий
по
театрализо-
ванной деятельности («Кукольный театр — малышам», «Театральный салон»,
«В гостях у сказки» и т. д.), которые проводит воспитатель или специалист.
Полезно,
когда
результаты
работы
студий
(по
ручному
т р уд у,
и з о б р а з и т е л ь н о й
д е я т е л ь н о с т и ,
м у з ы к а л ь н о м у
в о спитанию,
театрализованной деятельности) в итоге объединяются в единый «продукт»
— концерт, спектакль или праздник; в таких общих мероприятиях каждый
ребенок становится членом коллектива, объединенного общей целью.
В
работе
студий
по
театрализованной
деятельности
могут
участвовать
воспитатели
и
родители.
Это
очень
важно:
совместная
16
творческая
деятельность
детей
и
взрослых
позволяет
преодолеть
традиционный подход к режиму жизни в дошкольном образовательном
учреждении, которому присущи зарегламентированность, искусственная
изоляция детей разного возраста, ограниченные возможности их общения
друг
с
другом
и
взрослыми.
Подобная
организация
театрализованной
деятельности не только создает условия для приобретения детьми новых
знаний, умений и навыков, развития способностей и творчества, но и
позволяет им вступать в контакты с детьми из других групп, с разными
взрослыми. Участвуя в спектакле или концерте, ребенок усваивает опыт
взрослых естественно и непринужденно, так же, как взрослый естественно
и непринужденно задает собственным примером образцы поведения и спо-
собы деятельности.
2.2. Содержание занятий по театрализованной деятельности
Театрализованная
деятельность
в
ДОУ
должна
быть
представлена
достаточно широко и включать в себя:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
-
исполнительское творчество детей (исполнение различных ролей в
спектаклях
и
постановках
с
использованием
доступных
средств
выразительности - мимики, жестов, движений);
- упражнения по формированию выразительности исполнения (вер-
бальной и невербальной);
- отдельные упражнения по этике;
- упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.
-
практические
действия
детей
с
разнообразными
материалами
по
созданию образа куклы для кукольного спектакля или атрибутов костюму для
собственного выступления;
- восприятие и понимание художественных особенностей силуэта в
теневом театре.
Театрально-творческая
деятельность
детей,
безусловно,
не
появится
17
сама собой. В этом огромную роль играет педагог, умело направляющий
данный процесс.
Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является
работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в
течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у
малышей - к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой
выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных
высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая
культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем,
ставит
маленького
актера
перед
необходимостью
ясно,
четко
и
понятно
изъясняться.
При
обучении
детей
средствам
речевой
выразительности,
я
использую знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю
совокупность
выразительных
средств
русского
языка
и
предоставляют
ребенку
возможность
естественного
ознакомления
с
богатой
языковой
культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить
детей
пользоваться
разнообразными
выразительными
средствами
в
их
сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).
Я работаю воспитателем и в своей работе нередко обращаюсь к разным
видам
театрализации:
драматизациям,
инсценировкам,
инсценированиям
песен, пальчиковым, речевым и логоритмическим играм и упражнениям,
использую игры с куклами и другими игрушками. Всё это включаю в занятия,
использую в свободное время, в праздниках и развлечениях.
Цель коррекционной работы с детьми – научить детей говорить отчетливо,
грамотно, выразительно. Для достижения данной цели, я широко использую
речевые игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы
речевого
аппарата,
умение
владеть
правильной
артикуляцией,
четкой
дикцией, разнообразной интонацией, логикой. Сюда также включаю игры со
словом, развивающие связную речь.
Стихотворный текст, как ритмически
организованная речь, активизирует весь организм ребенка. Стихи носят не
18
только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи,
но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными
различные игры и задания. Разыгрывать на занятиях мини-спектакли мне
помогают
разнообразные
костюмные
атрибуты
-
маски
зверей,
шапочки,
куклы би-ба-бо, мягкие игрушки.
Театрализация является стержнем в моей работе, элементы театрализации я
использую в образовательной деятельности, на развлечениях, праздниках,
начиная с младшей группы. Малыши с радостью изображают в небольших
сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса.
Театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление,
воображение,
речь
выступают
в
тесной
взаимосвязи
друг
с
другом,
проявляются в разных видах детской активности (речевой, двигательной,
музыкальной,
изобразительной
и
др.).
Создается
творческая
атмосфера,
которая
помогает
раскрыться
каждому
ребенку
как
личности,
применять
собственные возможности и способности.
Театрализованные игры приравниваются к подвижным играм, так как дети в
них не столько зрители, сколько активные участники.
Театрализованная
деятельность
детей
является
огромным
стимулом
для
развития и совершенствования речи.
Актер театра должен уметь четко
произносить
текст,
выразительно
передавать
мысли
автора
(интонацию,
логическое ударение, силу голоса, темп речи). Дети учатся владеть своим
голосом,
интонацией,
мимикой,
жестами,
а
самое
главное
–
четкой
19
артикуляцией. Участие детей в играх-театрализациях способствует развитию
памяти и взаимодействию друг с другом.
При
обучении
детей
средствам
речевой
выразительности,
я
использую
знакомые
и
любимые
сказки,
которые
концентрируют
в
себе
всю
совокупность
выразительных
средств
русского
языка
и
предоставляют
ребенку
возможность
естественного
ознакомления
с
богатой
языковой
культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить
детей
пользоваться
разнообразными
выразительными
средствами
в
их
сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).
В
подготовительной
к
школе
группе завершается
обучение
коммуникативно
–
речевым
навыкам,
большой
упор
следует
делать
на
проявлении
творчества
и
фантазии
у
детей
через
сюжетосложение,
самостоятельное
сочинение
и
обыгрывание
инсценировок.
Перед
детьми
следует ставить игровую проблему или просто называю тему, а содержание
предлагают
дети.
На
этом
этапе
работу
с
группой
следует
проводить,
используя разные методы и приёмы: – Объяснять новый материал, а затем
предлагать
детям
разобраться
с
конкретной
проблемной
ситуацией
(например,
“Что
было
бы…,
если
бы
не
светило
солнце?
…
не
было
деревьев?
кругом
была
вода
и
т.д.).
Дети
предлагают
разные
варианты,
основываясь на новые знания.
–Группе
давать
определенное
задание,
необходимые
опоры
(картинки,
карточки, схемы и пр.). Задание дети выполняют либо по частям (каждый
20
ребёнок занят своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее
задание выполняется следующим ребёнком, начинать может либо сильный,
либо
слабый
воспитанник).
При
этом
выполнение
любого
задания
объясняется ребёнком вслух.
–
Предлагать
детям
сочинить
продолжения
к
сказке.
Вместе
с
детьми
вспоминать сказку (можно использовать рассказывание по кругу). Затем я
спрашиваю у детей: «А что потом?…»).
Процесс игры-драматизации возможен,
если
ребенок:
– и м е е т
о п ы т
восприятия литературных произведений, их переживания и осмысливания;
–имеет опыт взаимодействия с театральным искусством (знает, что такое
театр, что такое спектакль и как он рождается, имеет опыт восприятия и
переживания театрализованного действия, владеет специфическим языком
театрального искусства);
– включается в игровую деятельность соответственно своим способностям и
возможностям (ребенок- «режиссер», ребенок -«актер», ребенок –«зритель»,
ребенок –«оформитель», «декоратор» спектакля).
В
свободное
от
занятий
время
предлагались
знакомые
сказки
и
картинки к ним («Заюшкина избушка», «Три медведя» и т.п.). Некоторым
детям было трудно самостоятельно придумать предложение по картинке и
определить
последовательность
иллюстраций.
Поэтому
взрослый,
в
зависимости от ситуации, либо сам раскладывал картинки, либо делал это
вместе с ним. В данных ситуациях дети учились составлять предложения,
находить иллюстрации, соответствующие тексту сказок и раскладывать их в
заданной последовательности.
С
целью
закрепления
умения
строить
предложение,
определяющее
основное
содержание
изображенного
на
картинке,
а
также
определения
последовательности действий проводилось упражнение «Узнай и назови».
Детям предлагались наборы картинок с последовательным развитием
действия на тему «С утра до вечера» (разработанные автором). Педагог
спрашивал: «Посмотри внимательно и скажи, кто нарисован на картинках?
21
Что он делает на первой картинке? Как ты думаешь, что он будет делать
потом? Найди картинку (ребёнок должен найти необходимую картинку). Чем
всё закончится? (Ребёнок вновь находил картинку и называл, что на ней
нарисовано)». Выполнение заданий проверялось путем наглядного сравнения
с
правильным
расположением
картинок.
Сравнивая,
ребенок
передавал
содержание картинок в речи.
В
ходе
выполнения
данного
задания
многие
дети
испытывали
трудность
в
определении
последовательности
действий
и
раскладывании
картинок, поэтому очень часто обращались к помощи воспитателя.
Параллельно
серии
картинок
использовались
инсценировки
с
игрушками, в которых главные герои - выполняли ряд действий (мишка и
зайчик
качаются
на
качелях;
кукла
Маша
и
ежик
строят
дом;
лисенок
катается на лошадке и т.п.). Затем предлагались готовые игровые ситуации,
созданные взрослым с помощью игрушек и фигурок на фланелеграфе.
Приведём пример такой ситуации: «К кукле Маше приходят гости». На
столе стоят игрушки, расставленные в виде комнаты: стол, на столе чашки,
сахарница, чайник; кукла Маша стоит рядом со столом; за столом сидят
зайчик, мишка.
Педагог говорит: «Сегодня к Маше пришли гости. Она решила напоить
их чаем. Что сделала Маша?»
Дети: «Поставила чашки и чайник».
Дальше педагог производит действия, которые дети называют: «Маша
села
за
стол;
разливает
чай;
угощает
конфетами
гостей;
подаёт
чашку
мишке». В заключение воспитатель предлагал придумать, что будут делать
Маша и гости, когда попьют чай. Дети придумывали ситуацию, а педагог
инсценировал ее с помощью игрушек («День рождения», «Идем в гости»,
«Строим дом» и др.).
Важную
роль
выполняли
вопросы:
«Как
вы
думаете,
о
чем
хотят
рассказать нам игрушки? (картинка на фланелеграфе?)» («…о том, как Маша
22
встречала
гостей;
о
дне
рождения
щенка
и
т.д.»).
Такого
рода
вопросы
помогали определять тему высказывания.
Игровые действия повышали умственную активность детей, ставили их
в
такие
обстоятельства,
которые
требовали
нужного
высказывания.
Повторность
игровых
действий
способствовала
многократному
проговариванию слов, фраз, предложений, фрагментов рассказа и их перенос
в самостоятельное высказывание.
Игровые
ситуации
позволяли
детям
овладевать
навыками
необходимыми
для
построения
связного
монологического
высказывания:
отбирать
лексический
материал
в
соответствии
с
темой
и
ситуацией
высказывания,
использовать
разнообразные
синтаксические
конструкции.
Они
вызывали
у
детей
большой
интерес
и
переносились
ими
в
самостоятельные игры, сопровождались высокой речевой активностью.
Вместе с тем, некоторым детям по-прежнему было трудно самостоятельно
составить предложения по ситуации, они лишь договаривали за педагогом
отдельные слова, фразы.
С
целью
закрепления
умения
определять
последовательность
высказывания, видеть и исправлять неточности в тексте при использовании
картинок было проведено второе занятие.
На нем к детям из сказки приходил Торопыжка и сообщал о том, что все
книжки у них «заболели». Все в них перепуталось: вместо начала конец и,
наоборот;
в
сказке
про
«Красную
Шапочку»
появляется
Колобок
и
т.д.
Сказочные герои просят у детей помощи. Если они определят, где в рассказе
(сказке) начало, а где конец; найдут неточности в тексте и сами исправят их,
23
то все книжки в сказке станут здоровы. Торопыжка выражал беспокойство по
поводу того, справятся дети с заданием или нет. Педагог успокаивал его и
говорил: «Не беспокойся, Торопыжка! Для того чтобы научиться замечать
непоследовательность,
неточность
в
рассказе
или
сказке,
у
нас
есть
замечательные картинки и интересные игры, которые помогут детям». Дети
при участии Торопыжки вновь раскладывали картинки серии «С утра до
вечера»
в
логической
последовательности.
Задание
проводилось
по
подгруппам. Каждый из них получал по две картинки: зайчик спит, делает
зарядку, умывается, обедает, занимается, играет. Нужно было назвать сначала
первое
действие
и
показать
первую
картинку,
затем
вторую
и
назвать
действие. Если вначале обучения эти картинки использовались для того,
чтобы научить дошкольников строить предложения, а помощь в определении
последовательности
оказывал
взрослый,
то
в
данной
ситуации
каждый
ребенок действовал самостоятельно. После выполнения задания дети могли
проконтролировать себя. Пособие было изготовлено таким образом, что на
обратной стороне каждая картинка имела окошечко, внутри которого была
стрелка, указывающая направление действия. В ходе выполнения данного
задания
все
дети
смогли
назвать
действия,
изображенные
на
картинках,
многие
рассказывали
двумя-тремя
предложениями,
но
наблюдалось
нарушение
последовательности
в
изложении
событий,
на
что
указывало
неправильное расположение карточек (8 человек из 20).
Для закрепления навыка определения последовательности действий,
детям
предлагали
другие
серии
сюжетных
картинок
с
последовательно
развивающимися
событиями
(картинки
из
книги
Н.Радлова
«Рассказы
в
картинках»).
С
целью
проверки,
насколько
они
могут
замечать
нарушения
последовательности
в
речи
без
использования
наглядного
материала,
проводилась игра «Так бывает или нет?»
24
Она способствовала развитию логического мышления, умения замечать
непоследовательность в рассказах, устанавливать связи между явлениями и
выражать их в слове.
С целью побуждения детей к созданию самостоятельных высказываний
были использованы готовые ситуации. Так, педагог предлагал: «Помоги мне,
пожалуйста. Я буду рассказывать свою историю (сказку), а ты показывать её».
(Ребёнок внимательно слушал и расставлял фигурки на фланелеграфе или
игрушки. Воспитатель помогал ребёнку, направлял его действия.)
В последующем детям предлагались игры «Что этим можно делать?»,
«Кто что умеет делать?», «Где мы были, не скажем, а что делали, покажем»,
«Так
бывает
или
нет?»,
«Что
сначала,
что
потом?»,
«Отгадай
сказку",
«Волшебный телевизор», «Телефон». Дети играли в них самостоятельно,
педагог контролировал игры детей. Кроме этого дети разыгрывали отдельные
сцены
из
своих
сказок
(рассказов)
при
помощи
драматизации,
игр-
инсценировок, игрушек, фигурок на фланелеграф.
Таким
образом,
реализация
всего
намеченного
содержания
с
использованием разнообразных методов и приемов обучения положительно
повлияла на уровень самостоятельности и связности высказываний детей.
Обогатились
представления
детей
о
структуре
связного
высказывания,
способах соединения отдельных его частей в единое целое. Сократилось
количество пауз и повторов.
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опыт работы многих педагогов показывает, что включение театрально-
творческой деятельности в работу с дошкольниками обогащает их жизнь:
вводит в удивительный мир театра.
Использование
в
работе
с
детьми театрализованной
деятельности
положительно
влияет
на
процесс
обучения,
способствует
воспитанию
и
развитию речи дошкольников. Данное положение можно считать аксиомой,
не требующей обоснования и доказательств.
В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для
домашнего чтения детям, текстов стихотворений, потешек для заучивания с
детьми, фотоматериалы (газеты, ширмы) о проведенных мероприятиях.
Для
проведения
эффективной
работы
по
инсценировке
литературных
текстов
в
домашних
условиях
родители
получают
рекомендации
в
виде
консультаций: «О роли родителей в развитие речи ребенка». «Играйте вместе
с детьми», «Игра инсценировка как средство развития речи ребенка», «Роль
художественной литературы
в
развитии
речи
детей»,
«Развитие
речи
дошкольников в игре».
Итоги
педагогического
наблюдения
позволили
сделать
следующие
выводы
–
дети
правильно
формулируют
основную
мысль
произведения,
умеют точно и последовательно строить описательный рассказ по картинкам,
используют в речи простые и распространенные предложения, используют
существительные,
обозначающие
название
предметов;
прилагательные,
обозначающие свойства; глаголы, обозначающие действия героев; предлоги,
употребляемые в речи.
Таким образом, работа показала, что дети старшего дошкольного возраста
способны
создать
высказывание
повествовательного
типа
в
ходе
специального обучения на основе использования игрушек, серии сюжетных
картинок в ситуациях общения детей друг с другом, педагогом. При этом дети
используют
в
текстах
разнообразные
виды
связей.
Совершенствуется
26
синтаксический
строй
речи
дошкольников,
они
чаще
включают
разнообразные синтаксические конструкции
Их
речь
становится
связной,
интересной
для
слушателей.
Дети
стараются подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы,
выражающие
их
замысел,
соответствующие
содержанию
текста.
Игровая
форма
обучения
сделала
его
привлекательным
для
ребёнка
и
более
результативным.
Список использованной литературы
1.
Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-
№4.
2.
Алексеева
М.М.,
Яшина
В.И.
Методика
развития
речи
и
обучения
родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед.
учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с.
3.
Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М.,
2003.
4.
Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития
дошкольника
//
в
сб.
научных
статей:
Проблемы
речевого
развития
дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.:
Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16.
5.
Богуславская
З.М.,
Смирнова
Е.О.
Развивающие
игры
для
детей
дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
6.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для
воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
7.
Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -
М.: Просвещение, 2004. - 255 с.
8.
Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры-драматизации – основа знакомства с
культурой других народов // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 3.
27
9.
Виноградова
Н.Ф.
Умственное
воспитание
детей
в
процессе
ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 2004. - 102 с.
10.
Воспитание детей в игре /Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.:
Просвещение 2003. – 136 с.
11.
Диагностика
умственного
развития
дошкольников
/Под
ред.
Л.А.
Венгера, В.М. Хомловской. - М.: Педагогика, 2005. – 312 с.
12.
Елкина
Н.В.
Формирование
связности
речи
у
детей
старшего
дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004. – 107 с.
13.
Зимина
И.
Театр
и
театрализованные
игры
в
детском
саду
//
Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
14.
Козлова
С.А.
Теория
и
методика
ознакомления
дошкольников
с
социальной действительностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
– 132 с.
15.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики – 4-е изд. – М.: Изд. МГУ,
2005. – 485 с.
16.
Маханева
М.
Театрализованная
деятельность
дошкольников
//
Дошкольное воспитание. – 1999. - №11.
17.
Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском
саду: Учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий
Новгород, 2006.
18.
Сорокина
Н.Ф.
Играем
в
кукольный
театр:
Программа
«Театр-
творчество-дети».-М.: АРКТИ, 2004.
19.
Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр-творчество-дети.-
М.: МИОО, 1995.
20.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.:
Просвещение, 2005. - 159 с.
21.
Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя
группа) // Дошкольное воспитание, 2004. - N10. - с. 9-14.
28
22.
Ушакова
О.С.
Работа
по
развитию
связной
речи
в
детском
саду
(старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание,
2004. - N 11. - с. 8-12.
29