Автор: Перминова Светлана Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Пушкино, Московская область
Наименование материала: Научная статья
Тема: "Система упражнений при обучении иностранной речи на среднем этапе"
Раздел: среднее образование
Система
упражнений
при
обучении
иностранной
речи
на
среднем
этапе.
Как
известно,
диалог
занимает
практически
70%
нашей
разговорной
речи
и,
при
изучении
иностранного
языка,
является
неотъемлемым
компонентом
обучения.
Сегодня
в
методике
преподавания
иностранного
языка
речь
идет
о
подготовке
учащихся
к
диалогу
культур,
и
навыки
диалогического
общения
намного
важнее,
чем
монологического.
Это
и
понятно,
так
как
общение
в
большинстве
своем
либо
диалогично,
либо
полилогично.
Следует
отметить,
что
для
формирования
навыков
диалогической
речи
важную
роль
играет
система
упражнений
В
м е т о д и ч е с ко й
л и т е р а т у р е
р а с с м а т р и в а ю т с я
р а з н ы е
у р о в н и
о б у ч е н и я
д и а л о г и ч е с ко й
р е ч и ,
а
и м е н н о
у р о в е н ь
д и а л о г и ч е с к о г о
е д и н с т в а ,
у р о в е н ь
м и к р о д и а л о г а .
у р о в е н ь
р а з в е р н у т о г о
д и а л о г а .
уровень
свободной
беседы
/
полилога.
Рассмотрим
обучения
диалогу
на
уровне
диалогического
единства.
Прежде
вс его
надо
дать
определение
д и а л о г у.
Д и а л о г
–
это
о б р а з е ц ,
который
является
диалогическим
комплексом,
он
состоит
из
не скольких
д и а л о г и ч е с к и х
е д и н с т в ,
Д и а л о г и ч е с ко е
ед и н с т в о
,
э т о
с о е д и н е н и е
р е п л и к ,
х а р а к т е р и з у ю щ и х с я
с т р у к т у р н о й ,
и н т о н а ц и о н н о й ,
с е м а н т и ч е с ко й
з а ко н ч е н н о с т ь ю .
Э т о т
гл а в н ы й
ко м п о н е н т
д о л ж е н
служить
и
исходной
единицей
обучения
диалогической
речи.
Те с н у ю
л о г и ко - с м ы с л о ву ю
з а в и с и м о с т ь
н е с ко л ь к и х
д и а л о г и ч е с к и х
единств
с
учетом
их
синтаксической
и
коммуникативной
завершенно сти
принято
называть
структурой
д иа ло га:
Коммуникативное задание с использованием элементов уровня диалогического единства.
Today you are going to visit your friend and present him a gift. Describe the present to your
classmate. The classmate should share his ideas about the present using the next words.
fashion bright cheap
expensive brilliant useful/useless
Современные
методисты
рассматривают
обучение
диалога
на
уровне
м икр од иа л ог а
с
использованием
текста-образца.
Работа
с
диалогом-
образцом
ориентирована
на
овладение
обучаемыми
образцовыми
высказываниями
на
иностранном
языке,
выполнение
трансформаций
с
текстом
диалога
(составление
ми к роди а логов).
Коммуникативное задание с использованием текста образца Make a dialogue between a
tourist and seller. Complete the sentence the needed words as you think.
-Can I help you?
-Yes, please I am looking for ___1____ 1. a sweater/ pair of shoes/ toy/
___2___please? 2 What colour/ what sort of/What size/What about/
-Er,___3__,I think 3.casual/pop/ large/red
-I see. What about this one?
-This looks nice. May I _4___ 4 look at/ try on/listen to/play it
-Yes, sure/ It all right .
-No/It`s /they are too___5___ 5 big/small/tight/boring/
М н о г и е
м е т о д и с т ы
в ы д е л я ю т
у р о в е н ь
р а з в е р н у т о г о
д и а л о г а
к а к
необходимый
элемент
в
изучении
ДР.
Р а з в е р н у т ы е
д и а л о г и
с
б о л ь ш и м
к о л и ч е с т в о м
к о м п о н е н т о в
н е
обладают
в ы сокой
повторяемо сть ю
в
речевом
общении,
то
в
о с н о ву
обучения
должны
быть
положены
двухчленные
единства,
среди
которых
н а и б о л е е
р а с п р о с т р а н е н н ы м и
я в л я ю т с я :
в о п р о с - о т в е т,
в о п р о с -
к о н т р в о п р о с ;
с о о б щ е н и е
и
в ы с к а з а н н ы й
и м
в о п р о с ,
с о о б щ е н и е ;
побуждение-сообщение,
п о бу ж д е н и е - в о п р о с .
За
исходны е
данны е
единица
обучения.
принимают ся
в о п р о с н о -
о т в е т н ы е
е д и н с т в а .
П о с ко л ь к у
о н и
о б л а д а ю т
н а и б о л ь ш е й
р е ч е в о й
а к т и в н о с т ь ю .
Вопросно-ответные
единства
могут
быть
трех
видов:
1.
Реплики
дополняют
друг
друга
и
создают
представление
о
предмете
и
п о с т у п к е .
Н а п р и м е р:
What
have
you
got
tonight?
Nothing
s p e c i a l .
Let’s
go
to
the
cinema.
That
would
be
wonderful
2.
Реплики
выступают
как
возражение
или
новое
толкование.
Н а п р и м е р:
Have
you
ever
seen
horror
films?
No,
I
prefer
comedy-and
cartoons.
3.
Вопрос
и
ответ
разъясняют
исходное
утверждение.
Н а п р и м е р:
Will
he
be
long?
I
can
wait
only
for
thirty
minutes
at
the
longest.
Oh,
no.
I
think
he’ll
be
free
in
a
quarter
of
an
hour..
Н а
о снове
т екст а-образ ца
с амо стоят ель но
расш ирит ь
реплик и
в
д и а л о г е
в
с о о т в е т с т в и и
с
ко н т е к с т о м ,
с а м о с т о я т е л ь н о
р а с ш и р и т ь
р е п л и к и
в
д и а л о г е ,
в к л ю ч а я
в
н и х
н о в ы е
с л о в а
и л и
д о б а в л я я
предложения
определенного
типа;
самостоятельно
расширить
реплики
в
диалоге
в
соответствии
с
коммуникативной
задачей.
Также
необходимо
отметить
изучение
ДР.на
уровне
полилога.
П ол и л о г
-
к а к
ф о р м а
у с т н о г о
г р у п п о в о г о
о б щ е н и я ,
р е ч е в о е
в з а и м од е й с т в и е
у ч а с т н и ко в
в
п р о ц е с с е
р е ш е н и я
к о м м у н и к а т и в н ы х
з а д а ч,
с ч и т а е т,
ч т о
д л я
о бу ч е н и я
д и а л о г и ч е с ко й
р е ч и
н е о б х о д и м о
и с п ол ь з о ват ь
т а ко й
в и д
р а б от ы
ка к
п ол и л о г.
О бу ч е н и е
е м у
д о л ж н о
включать
различные
тренинги
и
упражнения,
позволяющие
п р е од ол е т ь
п с и х о л и н г в и ч е с к и е
т р у д н о с т и
ф о р м и р о в а н и я
и з м е н е н и й
в
диалогиче ской
речи,
направленных
на
формирование
с о от в е т с т ву ю щ и х
речевых
навыков
и
умений
диалогической
речи
на
основе
различных
тем.
Она
Oс н о в н о й
т р уд н о с т ь ю
о бу ч е н и я
д и а л о г и ч е с ко й
р е ч и
с
э л е м е н т а м и
полилога
является
отсутствие
у
.учащихся
фоновых
знаний
и
культуры
ее
поведения
на
родном
языке.
В
процессе
обучения
диалогу
с
элементами
полилога
важно
соблюдать
определенные
цели,
связанные
с
темой,
обмен
мнениями,
совме стное
решение
проблем,
формирование
интереса
к
обсуждаемому.
.
П р и м е р :
Share your ideas with you classmates about «Shopping» Маке a dialogue using the next
questions:
What is your favorite shop? Why? Try to explain to your friend the reasons.
С о в р е м е н н ы е
м е т од и с т ы
р а с с м ат р и в а ю т
д и а л о г
к а к
ф о р м у
с о ц и а л ь н о - р е ч е в о г о
о б щ е н и я ,
к а к
о с н о в у
с о т р у д н и ч е с т в а
и
взаимопонимания
между
людьми
в
процессе
совместной
деятельно сти.
Суще ствуют
различные
подходы
к
обучению
диалогиче ской
р еч и .
Н о
т о л ь к о
и с п о л ь з о в а н и е
с и с т е м ы
у п р а ж н е н и й
с п о с о б с т в у ю т
успешному
осуществлению
обучения
диалогу
на
среднем
этапе
в
основной
ш ко л е .