Автор: Вдовина Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №2 "Рябинка"
Населённый пункт: г. Мегион. ХМАО
Наименование материала: Социально-творческий проект по гармонизации семейных межпоколенных взаимоотношений и развитию творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.
Тема: "Порисуй со мной мама"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №2 «Рябинка»
Социально-творческий проект
по гармонизации семейных межпоколенных взаимоотношений
и развитию творческих способностей воспитанников
младшего дошкольного возраста
посредством нетрадиционных техник рисования
«Порисуй со мной, мама!»
Составила: воспитатель
1 квалификационной категории
Т.А. Вдовина
г. Мегион 2016
Вдовина
Татьяна
Анатольевна
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
«
Детский
сад
№2 «
Рябинка
»
Страница
1
Содержание
1
Информационная карта проекта……………………………… ……………………
3
2
Введение………………………………………………………………………………
4
3
Актуальность проекта………………………………………………………………..
4
4
Новизна и педагогическая целесообразность проекта…………………………….
6
5
Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…………………………………
7
6
Теоретические основы проекта……………………………………………………… 7
7
8
Основные принципы работы в рамках проекта…………………………………….
Основные методы и приёмы в рамках проекта…………………………………….
8
8
9
Педагогические технологии……………………………………................................
9
10
Условия реализации проекта………………………………………………………..
10
11
Этапы реализации проекта…………………………………………………………..
10
12
Динамика развития способностей воспитанников (целевые ориентиры)
11
13
Календарно-тематическое планирование…………………………………………
12
14
Взаимодействие с родителями. Перспективный план……………………………
14
15
Риски и пути преодоления рисков…………………………………………………
21
16
Вывод………………………………………………………………………………...
21
17
Литература…………………………………………………………………………...
22
1.
Вдовина
Татьяна
Анатольевна
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
«
Детский
сад
№2 «
Рябинка
»
Страница
2
Информационная карта проекта
Название проекта
«Порисуй со мной, мама»
Тип проекта
Социально-творческий
Вид проекта
Долгосрочный
По количеству детей,
вовлечённых в проект
Групповой
Форма проведения
Вечерняя (совместная деятельность: педагог-ребёнок-родитель)
По уровню контактов
На уровне образовательного учреждения и семей
Нормативно-правовое
обеспечение
Концепция дошкольного воспитания (1989 г.)
Конвенция о правах ребёнка (одобрена ООН 20.11.1989)
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации";
Приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. N 1155 г.
Москва
"Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования";
Основная образовательная программа дошкольного образования
учреждения
Цель
Гармонизация семейных
межпоколенных взаимоотношений и
развитие творческих способностей воспитанников
Задачи
Содействовать восстановлению и укреплению внутрисемейных
связей
путём
вовлечения
членов
семьи
в
совместную
творческую деятельность.
Показать
родителям
актуальность
развития
творческих
способностей детей.
Знакомить родителей с нетрадиционными формами рисования с
детьми раннего возраста.
Создавать условия для эмоционального благополучия ребёнка в
процессе
совместной
деятельности
и
общения:
ребёнок-
ребёнок, ребёнок-педагог, ребёнок- родитель.
Совершенствовать
изобразительные навыки воспитанников и членов их семей.
Структура
и
с р о к
реализации проекта
1. Подготовительный этап.
Срок реализации: сентябрь – декабрь 2015 г.
2. Основной этап.
Срок реализации: январь 2016 г.– апрель 2017 г.
3. Обобщающий этап.
Срок реализации: май 2017 г.
Составитель проекта
Т.А. Вдовина воспитатель I квалификационной категории
Вдовина
Татьяна
Анатольевна
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
«
Детский
сад
№2 «
Рябинка
»
Страница
3
Введение
Главная школа воспитания детей –
это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
В. А. Сухомлинский
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в
детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится
в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на
личность
ни
один
из
институтов
воспитания
не
может
сравниться
с
семьёй.
В
ней
закладываются основы личности ребёнка.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории
и
практики
на
современном
этапе.
Наиболее
эффективным
средством
её
решения
является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний
эстетического
восприятия,
так
как
оно
связано
с
самостоятельной,
практической
и
творческой
деятельностью
ребёнка.
Занятия
изобразительной
деятельностью
способствуют
развитию
творческих
способностей,
воображения,
наблюдательности,
художественного мышления и памяти детей.
Однако
у
детей
младшего
дошкольного
возраста
ещё не
сформированы
графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому
рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие
этого, у многих детей исчезает желание рисовать.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить
способности ребёнка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных
возможностей
материалов,
и,
как
следствие,
повышают
интерес
к
изобразительной
деятельности в целом.
Применение
нетрадиционных
техник
рисования
создаёт
атмо с феру
непринужденности,
раскованности,
способствуют
развитию
инициативы,
самостоятельности
детей,
позволяет
ребёнку
отойти
от
предметного
изображения,
выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах,
создает
эмоционально-положительное
отношение
к
деятельности.
Владея
разными
способами изображения предмета, ребёнок получает возможность выбора, что развивает
творческие способности дошкольника.
Актуальность
Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Ещё Ж.-
Жак
Руссо
утверждал,
что
каждый
последующий
воспитатель
оказывает
на
ребёнка
меньшее
влияние,
чем
предыдущий.
Родители
являются
теми
предыдущими
по
отношению ко всем остальным: воспитателю детского сада, учителю. Именно в семье
ребёнок определяет для себя первые жизненные ценности и учится ориентироваться в
социальной среде. Появляясь на свет, ребёнок приобретает многообразие зрительных,
слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Малыш способен целостно воспринимать
окружающий
мир,
интуитивно
чувствуя
его,
и
эмоционально
сопереживать
всему
увиденному
и
услышанному.
Это
чувственное
восприятие
мира
особенно
развито
у
ребёнка в раннем возрасте, оно захватывает и полностью поглощает его, направляет к
Вдовина
Татьяна
Анатольевна
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
«
Детский
сад
№2 «
Рябинка
»
Страница
4
созиданию
и
поисковой
деятельности,
раскрывая
творческие
способности,
присущие
каждому
ребёнку
без
исключений.
Известно,
что
творчество
в
раннем
возрасте
способствует развитию фантазии, образного мышления и мелкой моторики, воспитывает
художественный вкус и чувство цвета, обогащает внутренний мир и помогает раскрыть
таланты, заложенные природой. Формирование творческой личности, наиболее полное её
раскрытие
–
важнейшая
задача
педагогики
на
современном
этапе.
Эффективным
средством её решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том
числе с помощью нетрадиционных техник,
способов и форм её организации. Практика
показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством
усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить
развитие детского изобразительного творчества в целом. Творчество – это обязательное
условие
всестороннего развития
ребёнка,
оно
делает
его
богаче,
полнее,
радостнее,
пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и ещё неизвестное. В
процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет
своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает
опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и
материалами. Рисуя, ребёнок формирует и развивает у себя определённые способности:
зрительную
оценку
формы,
ориентирование
в
пространстве,
чувство
цвета.
Также
развиваются
специальные
умения
и
навыки:
координация
глаза
и
руки,
владение
кистьюруки.
В
дошкольном
учреждении
ребёнок приобретает навыки общения с другими
детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.
Но и роль семьи
в воспитании и развитии ребёнка нельзя недооценивать.
В
условиях
семьи
складывается
эмоционально-нравственный
опыт,
семья
определяет
уровень
и
содержание
эмоционального
и
социального
развития
ребёнка.
Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно
идти
стихийным
путём. Сегодня
потенциальные
возможности
семьи
претерпевают
серьёзные трансформации. Педагоги отмечают снижение её воспитательного потенциала,
изменение её роли в процессе первичной социализации ребёнка. Современным родителям
приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в
вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам
его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий
для развития каждого ребёнка, повышении степени участия родителей в воспитании своих
детей.
Полноценное
воспитание
дошкольника
происходит
в
условиях одновременного
влияния
семьи
и
дошкольного
учреждения.
Диалог
между
детским
садом
и
семьёй
строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребёнка, его
положительных
качеств,
способностей
и
т.д.
Педагог
в
такой
позитивной
роли
принимается как равноправный партнёр в воспитании.
Для
того,
чтобы
родители
стали
активными
помощниками
воспитателей,
необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьёй является сложной задачей,
как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане.
Проект направлен на восстановление и укрепление внутрисемейных связей путём
вовлечения
членов
семьи
в
совместную
творческую
деятельность
через
развитие
художественно-творческих
способностей
детей
младшего
дошкольного
возраста
посредством
использования
нетрадиционной
техники
рисования.
Воспитание
детей
является чрезвычайно сложной задачей. Многие даже не задумываются, какие ценности
они
прививают
своему
ребёнку,
ведь
воспитательный
процесс
состоит
не
только
в
соблюдении
режима
сна
и
бодрствования
малыша,
его
своевременного
кормления
и
подбора одежды в соответствии с погодными условиями, но с детьми, даже с самыми
маленькими, нужно терпеливо общаться, много рассказывать и отвечать на нескончаемые
вопросы. Внутрисемейные отношения играют особенную роль в формировании личности.
Вдовина
Татьяна
Анатольевна
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
«
Детский
сад
№2 «
Рябинка
»
Страница
5
Далее,
и
это
самое
важное,
внутрисемейные
отношения
обладают
такими
характеристиками, которые делают семейное воспитание наиболее адекватной формой
воспитания,
особенно
в
раннем
возрасте.
Приобщение
родителей
к
совместному
творчеству с детьми сплачивает детей и родителей. Делает отношения более тёплыми и
дружественными.
Проблемы
Частичное или полное отсутствие внутрисемейных коммуникаций
Родители не знакомы с нетрадиционными техниками рисования
Не информированность молодых семей о важности общения с детьми для развития
их творческих возможностей
У
дошкольников
слабо
развита
мелкая
моторика
рук,
которая
влечёт
слабое
развитие речи, что затрудняет коммуникацию и адаптацию у детей раннего возраста в
детском коллективе.
Новизна и педагогическая целесообразность проекта
Как правило, нетрадиционное рисование используется разрозненно, как вариант
изобразительной
деятельности,
однако
любой
вид
деятельности
должен
отражать
взаимодействие
всех
участников
образовательного
процесса,
детей,
родителей
педагогических и иных работников организации. Поэтому разработана система работы по
использованию
нетрадиционных
приёмов
изобразительной
деятельности
в
развитии
творчества детей раннего возраста, в которой отражено взаимодействие всех участников
образовательного
процесса.
Особое
внимание
уделяется
укреплению
внутрисемейных
связей,
гармонизации
семейных
межпоколенных
взаимоотношений,
созданию
благоприятных
условий
для
развития
детей,
развитию
способностей
и
творческого
потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,
взрослыми, что соответствует ФГОС дошкольного образования.
Одной
из
эффективных
нетрадиционных
форм
работы
с родителями
является
семейный клуб. В отличие от родительских собраний, клуб строит отношения с семьёй на
принципах добровольности и личной заинтересованности.
Важной
составляющей
проекта
является
поиск
информации.
Поисковая
направленность
выражается
через
поиск
родителями
и
внесение
в
совместную
деятельность новых приёмов, а также
техник рисования, которым они обучились в
детстве и обмене опытом друг с другом в процессе совместной деятельности.
Поэтому, с целью гармонизации семейных межпоколенных взаимоотношений и
развитию творческих способностей воспитанников была организована работа семейного
клуба «Порисуй со мной, мама» (в рамках социально-творческого проекта),
посещая
занятия в котором родители через развитие художественно-творческих способностей детей
посредством
использования
нетрадиционных
техник
рисования имеют
возможность
получить
как
педагогические,
так
и
художественные
знания
и
умения.
Вследствие
посещения
занятий,
родительских
собраний,
мастер-классов
родители
становятся
активными участниками в воспитании не только своего ребёнка, но и группы в целом.
Для эффективного обучения различным техникам рисования были разработаны
схемы-алгоритмы
последовательного
выполнения
техник
рисования.
Для
проведения
занятий
со ст авл ена рабочая
тетрадь
«Маленький
художник»,
в
кото р ом
систематизированы задания с сюжетными проблемными ситуациями для мотивации детей
к творческо-изобразительной деятельности. Для создания эмоционально-положительного
настроя к каждому занятию имеются подборки:
- стихотворений;
- дидактических игр;
Вдовина
Татьяна
Анатольевна
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
«
Детский
сад
№2 «
Рябинка
»
Страница
6
- игр-коммуникаторов;
- пальчиковых гимнастик;
- физминуток.
Для реализации данного проекта намечены следующие задачи.
Задачи взаимодействия с родителями (законными представителями):
Содействовать
восстановлению
и
укреплению
внутрисемейных
связей
путём
вовлечения членов семьи в совместную творческую деятельность.
● Показать родителям актуальность развития творческих способностей детей.
●
Знакомить
родителей
с
нетрадиционными
формами
рисования
с
детьми
раннего
возраста.
● Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в
детском саду и дома.
Задачи работы с детьми:
● формировать умение детей действовать в коллективе сверстников и взрослых.
● познакомить детей с нетрадиционными видами изобразительной техники («Рисование
пальчиками», «Рисование ладошкой», «Размывание краски пальцем», «Печать» и т.д.);
● учить детей манипулировать с разнообразными по качеству и свойствам материалами; ●
развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки
окружающих объектов;
●
развивать
способность
к
изобразительной
деятельности
(чувство
цвета,
формы,
композиции);
● поощрять стремление детей к изобразительной деятельности через нетрадиционные
техники выполнения работ, развивать познавательные и творческие способности детей;
Общие задачи работы:
Создавать
условия
для
эмоционального
благополучия
ребёнка
в
процессе
с о в м е с т н о й
д е я т е л ь н о с т и
и
о б щ е н и я :
р е б ё н о к - р е б ё н о к , ребёнок-
педагог, ребёнок- родитель. Совершенствовать изобразительные навыки воспитанников и
членов их семей.
Ожидаемый результат
Предполагаем, что в результате реализации данного проекта все его участники –
дети, педагоги, родители – приобретут определённые знания.
Дети смогут:
овладеть знаниями о нетрадиционных способах рисования;
овладеть
простейшими
техническими
приёмами
работы
с
различными
изобразительными материалами;
научиться самостоятельно, применять нетрадиционные техники рисования;
Родители:
повысят компетентность в вопросе взаимоотношений с собственным ребёнком;
овладеют знаниями о рисованиис использованием нетрадиционных техник,
примут активное участие в совместных творческих проектах.
Педагог:
•
Более подробно изучит семьи воспитанников;
•
Познакомится с особенностями семейного воспитания;
•
Установит партнёрские отношения с родителями.
Теоретические основы проекта
Вдовина
Татьяна
Анатольевна
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
«
Детский
сад
№2 «
Рябинка
»
Страница
7
Теоретическая база данного опыта основана на исследованиях К. Ю. Белой, Н. Е.
Веракса, Н. С. Денисенковой, Т. В. Дороновой, Л.Б. Шнейдер, которые показали что в
современном российском обществе семья (родители, бабушки и дедушки, другие
родственники) проявляет всё большую заинтересованность в творческом развитии
ребёнка.
Само отношение родителей к творческим способностям может быть различным:
положительным, нейтральным, отрицательным.
При положительном отношении родители всячески поощряют ребёнка, радуются успехам
малыша в этой области, поддерживают его творческую активность. В этом случае у
ребёнка появляется стимул к дальнейшему развитию.
Кроме
того,
были
изучены
исследования,
посвящённые
п робле ме
целенаправленного
и
активного
воздействия
на
развитие
творческих
способностей,
которой в своё время занимались Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова, ряд исследователей под
руководством Н.А. Ветлугиной, Т.Г. Казаковой, В.А. Езикеевой – в области рисунка.
Авторами
исследовалось
детское
творчество
в
целом,
его
своеобразие,
особенности
развития, пути и методы воздействия на детей.
В проекте использовались идеи перечисленных выше авторов.
Основные принципы работы в рамках проекта
Представленный опыт соответствует основным принципам ФГОС дошкольного
образования,а именно:
1. Полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации
(обогащения) детского развития;
2. Индивидуализации дошкольного образования;
3. Содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребёнка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
4. Поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
5. Партнёрства с семьёй;
6. Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка;
7.
Возрастной
адекватности
(соответствия
условий,
требований,
методов
возрасту
и
особенностям развития);
Опыт
реализовывался
в
формах,
специфичных
для
детей
данной
возрастной
группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в
форме
творческой
активности,
обеспечивающей
художественно-эстетическое
развитие
ребёнка.
Основные методы и приёмы обучения
Успех
воспитания
и
обучения
во
многом
зависит
от
того,
какие
методы
и
приёмы
использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у
них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области
деятельности.
П о д методами
обучения
изобразительной
деятельности
понимают
систему
действий
педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая
направлена на усвоение содержания.
Приёмами обучения называют отдельные детали, составные части метода.
Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети
получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания,
умения и навыки преподносятся.
Наглядные методы и приёмы обучения:
Вдовина
Татьяна
Анатольевна
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
«
Детский
сад
№2 «
Рябинка
»
Страница
8
К наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, репродукции
картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ
воспитателем приёмов.
Словесные методы и приемы обучения:
К словесным методам и приёмам обучения относятся беседа, указания воспитателя в
начале
и
в
процессе
занятия,
использование
словесного
художественного
образа,
изображения, показ детских работ в конце занятия, при их оценке.
Игровые приёмы обучения:
Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к
наглядно-действенным приёмам обучения. Чем меньше ребёнок, тем большее место в его
воспитании
и
обучении
должна
занимать
игра.
Игровые
приёмы
обучения
будут
способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу
мышления и воображения.
В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой
классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н., она включает следующие методы
обучения:
информативно - рецептивный;
репродуктивный;
исследовательский;
эвристический;
метод проблемного изложения материала.
В информационно – рецептивный метод включаются следующие приёмы:
рассматривание;
наблюдение;
экскурсия;
образец воспитателя;
показ воспитателя.
Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков
детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:
приём повтора;
выполнение формообразующих движений рукой.
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте
работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы
самостоятельно.
Наглядные приёмы включают:
а) рассматривание предмета;
в) показ воспитателем способов изображения, прорисовывания характерных деталей;
г) рассматривание и оценка детских готовых работ в конце совместной деятельности;
Словесные приёмы:
а) объяснением сопровождается каждый приём обучения. В него включаются постановка
цели, мотива, задач предстоящей деятельности.
б) после объяснения проводится беседа для уточнения представлений детей об объекте
или явлении.
д) художественное слово уместно на любом занятии, так как оно способствует созданию
соответствующего настроения, уточнению представлений об образе предмета.
Вдовина
Татьяна
Анатольевна
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
«
Детский
сад
№2 «
Рябинка
»
Страница
9
Педагогические технологии
Взаимодействие всех участников проекта осуществляется на основе современных
образовательных технологий:
личностно-ориентированная технология обучения и воспитания: обеспечение
комфортных
условий
ребёнку
в
семье
и
дошкольном
учреждении,
предоставление
возможности ребёнку для самореализации в игре. Это такое обучение, где во главу угла
ставится личность ребёнка, её самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого
сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Обучение
исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного
источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании;
индивидуального
подхода -
воспитание
и
обучение
с
учётом
индивидуальных
особенностей
развития
каждого
ребёнка
позволяет
создать
комфортные
условия
для
деятельности. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме
того,
данная
технология
позволяет
наиболее
эффективно
развивать
навыки
самостоятельной работы у дошкольников;
здоровьесберегающие
технологии
(физминутки,
пальчиковые
гимнастики,
подвижные и спортивные игры, гимнастика (для глаз, дыхательная), динамические паузы,
релаксация,
закаливания,
обеспечение
эмоциональной
комфортности
и
позитивного
психологического
самочувствия
ребенка
в
процессе
общения
со
сверстниками
и
взрослыми в детском саду и семье);
в современном мире при всём нарастающем потоке информации не обойтисьбез
применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях всовместной
деятельности часто применяются мультимедийные презентации,музыкальное оформление,
организуются
видеопросмотры,подбирается
иллюстративный
материал
(сканирование,
интернет,
принтер,
презентация);
оформление
групповой
документации
по
проекту;
создание презентации в программе РowerРoint для повышения эффективности совместной
деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения
родительских собраний.
Условия реализации проекта
Проект реализуется
в рамках семейного клуба
«Порисуй со мной, мама» в
вечернее время (в 17.30) Совместная деятельность с детьми и родителями проводится 2
раза
в
месяц
(18
занятий
в
год),
основываясь
на
добровольности
и
личной
заинтересованности родителей.
Один раз в квартал проводятся мастер - классы для родителей, на которых педагог
знакомит и на практике обучает новым нетрадиционным техникам рисования.
Работы детей выставляются на выставках, а потом изготавливаются альбомы с
творческими
работами.
На
заключительном
этапе
проекта
планируется
итоговое
заседание клуба «Мы все умеем рисовать», на котором родители с детьми презентуют свои
оформленные творческие альбомы.
Условия:
создание обстановки эмоционального благополучия;
создание и обновление предметно-развивающей среды;
творческий подход к содержанию образования;
вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми,
предоставляемых материалов;
использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;
Вдовина
Татьяна
Анатольевна
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
«
Детский
сад
№2 «
Рябинка
»
Страница
10
осуществление
регионального
подхода
к
отбору
содержания
изобразительной
деятельности;
взаимодействие с семьями воспитанников;
преемственность в работе.
Работа над проектом состоит из трёх взаимодополняющих друг друга этапов.
1. Подготовительный этап.
Воспитатель
ставит
перед
собой
цель,
поддерживает
детскую
инициативу.
Вовлекает дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской цели»).
Намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей).
Сбор, накопление информационной базы по изучаемой проблеме:
•
Изучение литературы, публикаций в журналах, интернет - ресурсов по данной
теме;
•
Подбор программно-методического и наглядно-демонстрационного раздаточного
материала;
•
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;
•
Подбор консультаций и рекомендаций для родителей по теме: «Нетрадиционные
техники рисования»;
•
Анкетирование родителей;
•
Объявление на родительском собрании темы проекта и аргументация важности
данной темы. Обсуждение плана с родителями.
Срок реализации: сентябрь – декабрь 2015 года
Цель: обеспечить информационную, мотивационную, организационную готовность
участников проекта. Создать условия для решения поставленных задач.
Прогнозируемый
результат:
обеспечена
информационная,
мотивационная,
организационная готовность участников проекта.
2. Основной этап.
Решаются поставленные задачи всех мероприятий основной части проекта.
Сроки реализации:февраль2016 года - апрель 2017 года
Цель: приобщение детей к традициям семьи, общества, позитивная социализация.
Помощь современной семье в деле воспитания и образования детей, предупреждения
появления отчуждения между ребенком и его семьей.
Прогнозируемый
результат:
дошкольники
владеют
простейшими
техническими
приёмами
работы
с
различными
изобразительными
материалами;
Родители
воспитанников повысят уровень компетентности в вопросе рисования с использованием
нетрадиционных
техник.
Активное
участие
родителей
в
совместных
творческих
проектах.Гармонизация и укрепление межсемейных и внутрисемейных связей
.
3. Обобщающий этап.
Презентация проекта с приглашением педагогов, родителей.
Разработать методические рекомендации.
Сроки реализации: май 2017 года
Цель: усилить социальную значимость проекта.
Прогнозируемый
результат: развитие
творческих
способностей
воспитанников
младшего
дошкольного
возраста.Удовлетворённость
родителей
и
детей
результатом
совместной работы.
Динамика развития способностей воспитанников
(целевые ориентиры)
● у детей сформировано умение детей действовать в коллективе сверстников и взрослых.
Вдовина
Татьяна
Анатольевна
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
«
Детский
сад
№2 «
Рябинка
»
Страница
11
●
дети знакомы
с нетрадиционными видами изобразительной техники («рисование
пальчиками», «рисование ладошкой», «размывание краски пальцем», «печать» и т.д.);
●
у
детей
сформировано
умение
манипулировать
с
разнообразными
по
качеству,
свойствам материалами;
●
у детей
сформированы
и развиты:
зрительная
оценка
формы,
ориентирование
в
пространстве, чувство цвета.
● у детей развиты специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение
кистьюруки.
● дети самостоятельно стремятся к изобразительной деятельности.
Календарно-тематическое планирование в первой младшей группе
Месяц
Техника
Занятие
Программное содержание
Февраль
Рисование
пальчиками
«Снег идёт»
1.Познакомить детей и родителей
с нетрадиционной техникой
рисования - пальчиками. Учить
наносить ритмично точки на всю
поверхность листа.
2.Развивать чувство ритма и
композиции, мелкую моторику,
внимание, мышление, память,
речь.
3.
Воспитывать интерес к
природе и отображению ярких
впечатлений в рисунке.
Рисование
пальчиками
«День рождение
зайца (салют)»
1.
Продолжать
знакомить
с
нетрадиционной
изобразительной
т е х н и ко й
рисования
пальчиками.
Учить
наносить ритмично точки на всю
поверхность листа.
2.Развивать
фантазию
детей;
мелкую
моторику
пальцев
рук;
д о б и в а т ь с я
р и т м и ч н о г о
нанесения «салюта» на весь лист.
3 . В о с п и т ы в ат ь
и н т е р е с
к
рисованию
нетрадиционными
способами.
Март
Рисование
ладошкой
«Цветы на день
рождения кукле
Кате»
1.Познакомить
с
т ех н и ко й
печатанья ладошками.
2 . Р а з в и в а т ь
в н и м а н и е ,
мышление, память, речь.
3 . В о с п и т ы в ат ь
и н т е р е с
к
отображению ярких впечатлений
в
рисунке;
вызвать
желание
сделать
коллективную
работу,
рисовать всем вместе.
Рисование
«Ветка мимозы»
1.Познакомить детей с техникой
Вдовина
Татьяна
Анатольевна
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
«
Детский
сад
№2 «
Рябинка
»
Страница
12
ватными
палочками
рисования
ватными
палочками,
создавая
изображение
путём
и с п о л ь з о в а н и я
т оч к и
к а к
средства
выразительности;
дать
представления о цвете (жёлтый),
форме
(круглый),
величине
(маленький), количестве (много).
2.Развивать
чувство
ритма
и
композиции,
мелкую
моторику,
внимание,
мышление,
память,
речь.
3 . В о с п и т ы в ат ь
и н т е р е с
к
рисованию
нетрадиционными
способами.
Апрель
Рисование
ладошкой
«Рыбка»
1.Продолжать
знакомить
с
нетрадиционной
техникой
рисования - ладошкой.
2 . Р а з в и в ат ь
э с т е т и ч е с к о е
восприятие;
Обращать
внимание
на
красоту
ок руж а ю щ и х
п редме тов
и
объектов природы;
Формировать интерес к занятиям
ИЗД.
3 . В о с п и т ы в а т ь
л ю б о в ь
к
комнатным животным;
Воспитывать
доброжелательность
к
людям,
оказывать помощь людям.
Тычок
«Берёза в снегу»
1 . П о з н а к о м и т ь
с
н е т р а д и ц и о н н о й
т е х н и ко й
изображения: тычкование.
2 . П р о д о л ж а т ь
р а з в и в а т ь
творче ские
спо собно сти
и
воображение.
3 . В о с п и т ы в а т ь
б е р е ж н о е
отношение к природе.
Май
Тычок
«Жёлтый
одуванчик»
1.Учить передавать образ цветка,
его строение и форму используя
пальчики.
2.Упражнять
в
знаниях
цвета
(зеленого, желтого).
3 . В ы з в ат ь
э м о ц и о н а л ь н о -
эстетический
отклик
на
тему
занятия.
Воспитывать
бережное
отношение к природе.
Рисование
пальчиками,
тычком,
ладошками.
«Весенняя
полянка»
(коллективная
работа)
1.Учить
рисовать
красками
при
помощи ладошек и пальца.
2.Упражнять в знание основных
цветов красного, желтого и
зеленого цветов.Развивать
Вдовина
Татьяна
Анатольевна
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
«
Детский
сад
№2 «
Рябинка
»
Страница
13
умение видеть изображаемый
образ.
3 . Ф о рм и р о ват ь
и н т е р е с
и
положительное
отношение
к
рисованию.
Календарно-тематическое планирование во второй младшей группе
Месяц
Техника
Занятие
Программное содержание
Сентябрь
Рисование
пальчиками
«Красавцы
мухоморы»
1 . П р о д о л ж а т ь
з н а к о м и т ь
р о д и т е л е й
и
д е т е й
с
нетрадиционной
изобразительной
т ех н и ко й
рисования
пальчиками.
Учить
наносить ритмично точки на всю
поверхность шляпки мухомора.
2.Развивать
чувство
ритма
и
композиции,
мелкую
моторику,
внимание,
мышление,
память,
речь.
3 . В о с п и т ы ват ь
и н т е р е с
к
природе
и
отображению
ярких
впечатлений
(представлений)
в
рисунке.
Тычок жёсткой
полусухой
кистью
«Листопад»
1.Продолжать учить родителей
и
детей
нетрадиционной
техникой
-
тычок
жёсткой
полусухой кистью.
Закрепить
знания
желтого
и
красного цвета.
2. Развивать память и внимание
детей, речевое общение детей с
взрослыми
и
сверстниками,
художественное
восприятие,
моторику рук.
3.Воспитывать
внимание
и
интерес к явлениям природы и
о к р у ж а ю щ и м
п р е д м е т а м ,
в о с п и т ы в а т ь
у
д е т е й
отзывчивость на музыку.
Октябрь
Печать листьев
«Осенний лес»
1.Учить
рисовать
печатью
листьев – наносить
краску на
лист
и
ставить
на
бумаге
отпечатки.
2.Развивать
чувство
цвета
и
ритма.
Вдовина
Татьяна
Анатольевна
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
«
Детский
сад
№2 «
Рябинка
»
Страница
14
3.Вызвать
интерес
к
созданию
коллективной
ком п о з и ц и и
«Листопад».
Ладошка
«Жили
у
бабуси
два весёлых гуся»
1 . П о в ы с и т ь
у р о в е н ь
компетентности
родителей
в
использовании
нетрадиционных
т е х н о л о г и й
р и с о в а н и я .
2.Совершенствовать
умение
делать
отпечатки
ладони
и
д о р и с о в ы в а т ь
и х
д о
определенного образа (гуси)
3.Воспитывать
аккуратность,
усидчивость.
Ноябрь
Мятая бумага
«Медвежонок»
1.Способствовать
доверительных
отно шений
между
детьми
и
родителями.
У ч и т ь
н о в о м у
с п о с о б у
рисования, воспитывать интерес
к
х у д о ж е с т в е н н о м у
экспериментированию,
2.Р азв ивать
в о о б р а ж е н и е ,
творчество.
3 . В о с п и т ы в а т ь
б е р е ж н о е
отношение к животным.
Ватные
палочки
«Угощение
д л я
друга»
1.Учить
использовать
в
работе
н е т р а д и ц и о н н у ю
т е х н и к у
рисования ватными палочками.
2. Прививать аккуратность при
выполнении работы. 3.Вызывать
у
д е т е й
п о л о ж и т е л ь н ы е
эмоциональный
отклик
н а
полученный результат.
Декабрь
Рисование
вилкой
«Ветка ёлки»
1.Познакомить
родителей
и
детей рисовать вилкой.
2.Развивать
чувство
ритма
и
композиции,
мелкую
моторику,
внимание,
3 . В о с п и т ы ват ь
и н т е р е с
к
п р и р о д е ;
а к к у р а т н о с т и ,
самостоятельности,
внимательности
при
работе
с
гуашью и вилкой.
Штамп, тычок
«Ёлочка нарядная»
1.Познакомить
детей
с
новым
приемом рисования
«штампом».
2.Развивать
э с т е т и ч е с ко е
восприятие.
3 . В о с п и т ы в а т ь
б е р е ж н о е
отношение к природе.
Январь
Рисование
пластмассовой
«Ёжик»
1.Продолжать
учить
д е т е й
р а б о т а т ь
с
г у а ш ь ю ;
с
Вдовина
Татьяна
Анатольевна
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
«
Детский
сад
№2 «
Рябинка
»
Страница
15
вилкой
нет радиционной
т е х н и ко й
р и с о в а н и я
-
р и с о в а н и е
одноразовыми вилками.
Закреплять
умения
узнавать
и
называть
цвет,
способствовать
п р о я в л е н и ю
и н т е р е с а
к
экспериментированию;
2.Развиватм
мелкую
моторику
р у к ;
ф о р м и р о в а т ь
познавательный
интерес
к
изобразительному творчеству;
3.
Воспитывать
отзывчивость,
доброжелательность,
а к к у р а т н о с т ь ,
п р о я в л я т ь
самостоятельность.
Февраль
Оттиск
поролоном
« В и н и
П у х
и
Пятачок»
1 . П р о д о л ж а т ь
з н а к о м и т ь
р о д и т е л е й
и
д е т е й
с
нетрадиционной
изобразительной
т ех н и ко й
р и с о ва н и я
п о р о л о н о в ы м и
тампонами,
ритмично
нанося
рисунок;
формировать
умение
правильно держать тампон 3-мя
п а л ь ц а м и
( к а к
к и с т о ч к у,
карандаш).
2.Развивать
мелкие
движения
кисти и речевую активность.
3.Воспитывать
эмоциональную
отзывчивость.
Зубная щетка
«Море»
1.
Продолжать
учить
рисовать
к р у п н о ,
р а с п о л а г а т ь
изображение
в
соответствии
с
размером листа.
2.Развивать
художественный
в ку с ,
ф а н т а з и ю ,
ж е л а н и е
экспериментировать.
3.
Воспитывать
эстетический
вкус.
Март
Штамп
«Бусы для мамы»
1 . Уп р а ж н я т ь
в
т е х н и к е
р и с о в а н и я
п а л ь ч и к а м и .
Закрепить
умение
равномерно
наносить точки - рисовать узор
бусины на нитке.
2.Развивать
мелкую
моторику,
внимание,
мышление,
память,
речь.
3 . В о с п и т ы ват ь
и н т е р е с
к
рисованию
нетрадиционными
способами.
Вызвать
желание
сделать
подарок
маме
-
красивые разноцветные бусы.
Вдовина
Татьяна
Анатольевна
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
«
Детский
сад
№2 «
Рябинка
»
Страница
16
Поролон
«Бабочка»
1.Продолжать учить прижимать
пробку с поролоном к тарелке с
краской
и
наносит
оттиск
на
бумагу.
Закрепить
название
желтого,
зеленого,
красного,
синего.
2.Развивать интерес к результату
своей работы.
3.Воспитывать
умение
видеть
красоту
природы,
понимать
ее
хрупкость,
вызвать
желание
оберегать.
Апрель
Оттиск
мятой
бумагой
«Клоун»
1.Познакомить
родителей
и
д е т е й
с
п р и е м ом рисования
мятой
бумагой;
способствовать
развитию
детского
творчества.
2.Развивать
мелкую
моторику
рук.
3.Воспитывать аккуратность при
работе с красками.
Ватные
палочки
«Радуга»
1. Продолжать учить правильно,
держать
ватную
палочку
и
ориентироваться
на
л и с т е
бумаги;
упражнять
в
знание
детей о цветах радуги.
2. Развивать умение различать и
называть
цвет а
( к р а с н ы й ,
оранжевый,
желтый,
зеленый,
голубой, синий, фиолетовый).
3 . С о з д а т ь
э м о ц и о н а л ь н о
положительное
настроение,
удовлетворение
от
результатов
работы.
Май
Рисование
бутылкой
«Ромашка»
1.Познакомить детей с техникой
рисования
дном
пластиковой
бутылки;
Закреплять
изобразительные
навыки.
2.Развивать
чувство
цвет а,
воображение.
3 . В о с п и т ы в а т ь
в
д е т я х
доброжелательное отношение к
окружающей природе.
Рисование
бутылкой,
пальчик.
«Черепашка»
1 . У ч и т ь
р и с о в а т ь
нетрадиционной
художественной
техникой
-
п р и м а к и в а н и е ,
ш т а м п
( п е ч а т а н ь е
п л а с т и к о в о й
бутылкой). Проявлять интерес к
продуктивной деятельности.
Вдовина
Татьяна
Анатольевна
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
«
Детский
сад
№2 «
Рябинка
»
Страница
17
Учить
аккуратно,
обмакивать
дно
бутылки
в
гуашь,
ставить
оттиск на бумаге.
2.Развивать
познавательный
интерес к миру природы.
Р а з в и в а т ь
в о о б р а ж е н и е ,
цветовое
восприятие,
чувство
ко м п о з и ц и и ,
т в о р ч е с т в о ,
познавательные
способности
детей.
Развивать связную речь.
3 . В о с п и т ы в а т ь
к у л ь т у р у
о б щ е н и я
и
п о в е д е н и я ,
в з а и м о п ом о щ ь ,
л ю б о в ь
к
природе.
Вдовина
Татьяна
Анатольевна
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
«
Детский
сад
№2 «
Рябинка
»
Страница
18
Взаимодействие с родителями
Основные направления:
Изучение семей и условий семейного воспитания;
Психолого-педагогическое просвещение родителей;
Активное вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность в рамках
занятий клуба «Порисуй со мной, мама »;
активизация
и
коррекция
семейного
воспитания
через
работу
с
родительским
активом;
Дифференцированная и индивидуальная помощь родителям;
Обобщение и распространение знаний о нетрадиционных техниках рисования.
Направления работы с родителями по реализации опыта
Консультативно-рекомендательная работа - это наглядная информация, которая
углубляет и расширяет знания родителей о возможностях дошкольного учреждения. Это
стенды о правах и обязанностях, краткие выдержки из нормативно - правовых документов
- Конвенция ООН о правах ребенка, закон "Об образовании", Устав детского сада, памятки
о
построении
взаимоотношений
в
ДОУ,
стенды
с
достижениями
педагогического
коллектива и воспитанников, которые отражают степень активности детского сада.
Просветительная работа. В годовой план работы с родителями включаются
беседы, консультации, оформление наглядно-информационного материала по проблеме
художественно- эстетического воспитания (например, «Первые граффити», «Порисуем?»,
«Кисточка или ладошка» и др.). Регулярно организуются тематические выставки детских
рисунков. Родители имеют возможность познакомиться с творчеством своих детей – с
одной
стороны,
а
с
другой
–
повышается
их
интерес
к
продуктам
художественного
творчества. Кроме всего этого, используются специальные памятки, брошюры.
Перспективное планирование взаимодействия с родителями
(законными представителями)
Перспективное планирование на конец года в первой младшей группе
№
п/п
Сроки
проведения
Форма проведения, тема
1
Февраль
1.Анкетирование родителей: «Любит ли ваш ребёнок рисовать»
2.Консультация: «Как способствовать у детей возникновению интереса к
рисованию»
3.Памятка: «Маленькие художники или что нужно знать об особенностях
рисования дошколят»
4.Работа семейного клуба (1,2 занятие)
2
Март
1.Мастер – класс для родителей на тему: «Нетрадиционные техники
рисования как средство развития творчества дошкольников»
2.Памятка: «Рисуем пальчиками и ладошками»
3.Папка-передвижка «Полезные советы по развитию творческих
способностей детей»
4.Работа семейного клуба (3,4 занятие)
3
Апрель
1.Консультация:
«Рекомендации
по
использованию
нетрадиционных
техник рисования»
2.Презентация: «Использование различного материала в изодеятельности»
3.Буклет: «Как научить вашего ребёнка рисовать»
4.Работа семейного клуба (5,6 занятие)
Вдовина
Татьяна
Анатольевна
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
«
Детский
сад
№2 «
Рябинка
»
Страница
19
4
Май
1.Консультация:
«Нетрадиционные
техники
рисования
как
средство
развития творчества дошкольников»
2.Буклет: «Тайный язык детского рисунка»
3.Выставка детских работ в нетрадиционной технике
4.Работа семейного клуба (7,8 занятие)
Перспективное планирование во второй младшей группе
5
Сентябрь
1.Семинар-практикум:
«Изобразительная
деятельность
в
семейном
воспитании»
2.Консультация: «Так ли важно рисование в жизни ребёнка»
3.Памятка: «Правила рисования красками»
4.Работа семейного клуба (1,2 занятие)
6
Октябрь
1.Мастерская для родителей «Рисуем всей семьёй»
2.Буклет: «На чем рисуют дети»
3.Презентация нетрадиционных материалов для рисования
4.Работа семейного клуба (3,4 занятие)
7
Ноябрь
1.Оформление фотоальбома: «Чудеса своими руками»
2.Консультация: «Учите детей изображать»
3.Буклет: «Как организовать домашнее занятие по рисованию»
4.Работа семейного клуба (5,6 занятие)
8
Декабрь
1.Совместная
творческая
работа
родителей
и
детей
для
конкурса
украшение для новогодней елочки – творческое задание
2.Консультация: «Как рассматривать детские рисунки»
3.Памятка: «Тайный язык детского рисунка»
4.Работа семейного клуба (7,8 занятие)
9
Январь
1.Выпуск газеты: «Маленькие художники»
2.Консультация:
«Советы
родителям
с
признаками
художественной
одаренности»
3.Буклет: «Игры с красками»
4.Работа семейного клуба (9,10 занятие)
10
Февраль
1.Мастерская для родителей: «Игры на листе бумаге или открой в себе
художника»
2.Памятка: «Игры по изобразительной деятельности для детей дома»
3.Работа семейного клуба (11,12 занятие)
11
Март
1.Тематическая выставка рисунков в нетрадиционной технике: «С днём 8-
Марта»
2.Консультация:
«Эффективность
применения
нетрадиционных
техник
рисования»
3.Буклет: «Ребёнок и рисование»
4.Работа семейного клуба (13,14 занятие)
12
Апрель
1.Консультация: «Учите детей изображать»
2.Памятка:
«Нетрадиционные
методы
рисования,
как
средство
эстетического воспитания детей»
3.Работа семейного клуба (15,16 занятие)
13
Май
1.Выставка детских рисунков в нетрадиционной технике
2.Анкетирование родителей: «Что и как рисует ваш ребёнок»
3.Итоговое заседание клуба «Мы все умеем рисовать»
Вдовина
Татьяна
Анатольевна
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
«
Детский
сад
№2 «
Рябинка
»
Страница
20
Риски и пути преодоления рисков
•
Возможное
неприятие
со
стороны
родителей,
которое
может
проявляться
в
нежелании
участвовать
в
мероприятиях.
Для
этого
предусмотрено
построение
мероприятий от теоретических форм работы к практической, когда родители осознают
значимость
совместной
деятельности.С
целью
активизации
деятельности
родителей,
запланировано проведение ряда индивидуальных консультаций для родителей по теме
Проекта. Также обеспечена открытость деятельности учреждения:
функционирует сайт
ДОУ, имеется электронная почта.
•
Утеря интереса детей к деятельности. Для устранения данного риска в Проект
включены инновационные формы работы с детьми, они разнообразны,и как правило,
представлены в игровой форме. Это стимулирует познавательную активность детей.
Вывод
Проект направлен на восстановление и укрепление внутрисемейных связей путём
вовлечения
членов
семьи
в
совместную
творческую
деятельность
через
развитие
художественно-творческих
способностей
детей
младшего
дошкольного
возраста
посредством
использования
нетрадиционной
техники
рисования. Воспитание
детей
является чрезвычайно сложной задачей. Многие даже не задумываются, какие ценности
они
прививают
своему
ребёнку,
ведь
воспитательный
процесс
состоит
не
только
в
соблюдении
режима
сна
и
бодрствования
малыша,
его
своевременного
кормления
и
подбора одежды в соответствии с погодными условиями, но с детьми, даже с самыми
маленькими, нужно терпеливо общаться, много рассказывать и отвечать на нескончаемые
вопросы. Внутрисемейные отношения играют особенную роль в формировании личности.
Далее,
и
это
самое
важное,
внутрисемейные
отношения
обладают
такими
характеристиками, которые делают семейное воспитание наиболее адекватной формой
воспитания,
особенно
в
раннем
возрасте.
Приобщение
родителей
к
совместному
творчеству с детьми сплачивает детей и родителей. Делает отношения более тёплыми и
дружественными.
Изобразительная
деятельность
является
едва
ли
не
самым
интересным
видом
деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку выразить в своих рисунках своё
впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет
неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его
творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения даёт
толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребёнка, учит
нестандартно мыслить. Важное условие развития ребёнка — оригинальное задание, сама
формулировка которого становится стимулом к творчеству.
Детей
очень
привлекают
нетрадиционные
материалы,
чем
разнообразнее
художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление
дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить
интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого
воображения.
Вдовина
Татьяна
Анатольевна
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
«
Детский
сад
№2 «
Рябинка
»
Страница
21
Литература
1.
Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 2005
2.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М.:
Скрипторий, 2003.
3.
Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М.: Сфера,
2002
4.
Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского
развития. М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2001
5.
Казакова
Р.Г.
Рисование
с
детьми
дошкольного
возраста
(нетрадиционные
техники)М.: Сфера, 2007
6.
КомароваТ.С. Детское художественное творчество. М.:Мозаика-Синтез, 2005.
7.
Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Конспекты занятий.
Методические рекомендации. М:Академия, 2006
8.
Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование,
конспекты занятий. СПб: КАРО, 2010
9.
Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.СПб: КАРО,
2007.
10. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной
изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование,
упражнения для физкультминуток. СПб: КАРО, 2009
11. Содружество:
программа
взаимодействия
семьи
и
детского
сада.
Пособие
для
педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2011
12. Субботина
Л.А.
Развитие
воображения
у
детей.
Ярославль:Академия
развития
1998.
Вдовина
Татьяна
Анатольевна
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
«
Детский
сад
№2 «
Рябинка
»
Страница
22