Напоминание

Педагог как организатор образовательного процесса


Автор: Филипкова Елена Николаевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1383 ДО№3
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Педагог как организатор образовательного процесса
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагог как организатор образовательного процесса.

Филипкова Елена Николаевна

Инструктор по физической культуре ГБОУ Школа №1383, г. Москва

E-mail: flippa78@mail

Одной из основных тенденций уходящего столетия стало осознание того,

что устойчивое развитие общества и возможность дать ответ на вызовы

тысячелетия зависят от образования и образованности жителей планеты

Земля.

Главной фигурой образовательной системы выступает педагог как творец

педагогического процесса, носитель и субъект общей профессиональной

культуры.

Повышение уровня профессиональной компетентности нельзя

полноценно осуществлять без анализа основных противоречий современной

образовательной практики.

Рост профессиональной компетентности педагога определяется степенью

его участия в инновационной деятельности. Новый подход к учителю как

профессионалу, создающему необходимые условия для обучения,

воспитания и развития всех детей.

Содержание профессиональной компетентности педагога той или иной

специальности определяется квалификационной характеристикой. Она

представляет собой нормативную модель компетентности педагога,

отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений

и навыков. Условно отделяя профессиональную компетентность от других

личностных образований, мы имеем в виду, что усвоение знаний

(накопление информационного фонда) – не самоцель, а необходимое

условие для выработки «знаний в действии», т.е. умений и навыков –

главного критерия профессиональной готовности.

На мой взгляд, наиболее полно компоненты профессиональной

компетентности представлены О.В. Тихомировой. Она выделяет следующие

компоненты профессиональной компетентности педагога в реализации

предшкольного образования: функциональный, коммуникативный,

личностный и рефлексивный.

Функциональный компонент включает в себя знания в области

профессиональной деятельности, владение навыками и умениями

преобразования объекта труда в процессе осуществления деятельности и

характеризуется уровнем самой деятельности (мотивации, целеполагания,

сбора и обработки необходимой информации, программирования,

реализации, оценки результата) и вариативностью способов и средств ее

осуществления.

Коммуникативный компонент представляет собой способность

воспроизведения информации, необходимой конкретному обучаемому для

присвоения знаний, и характеризуется уровнем овладения вербальными и

невербальными средствами передачи информации и способностью

конструировать прямую и обратную связь.

Личностный компонент включает в себя следующие субъективные

характеристики специалиста: психологические позиции, педагогическая

направленность, ценностные установки, личностные особенности.

Рефлексивный компонент проявляется в осознании педагогом себя как

субъекта педагогической деятельности, ценностей, которыми он

руководствуется, определении степени адекватности собственных действий и

форм поведения в профессионально значимых ситуациях, способности

оценить свой труд в целом, то есть перейти от оценки отдельных

компетенций к оценке своей результативности и профессионализма.

Основными формами методической работы с воспитателями, в нашем

структурном подразделении, являются мероприятия, реализующие

деятельностный подход. Такие формы работы – это не просто консультации,

где педагог ведет себя пассивно, а постоянно действующий семинар,

педагогический совет, семинар-практикум, работа в рабочих группах,

индивидуальное консультирование, выставка в методическом кабинете.

Старший воспитатель нашего учреждения оформила выставку в

методическом кабинете «Внедряем ФГОС в ДОУ».

Целью, которой является профессиональная компетентность педагогов

ДОУ в соответствии с ФГОС.

На данной выставке для педагогов был предложен следующий материал:

циклограммы планирования образовательного процесса, модель

организации образовательного процесса по образовательным областям для

возрастных групп, комплексно-тематическое планирование в соответствии с

ФГОС, новые методические пособия, подборки из журналов и газет.

Несмотря на изменения в системе дошкольного образования, на

сегодняшний день в нашем структурном подразделении не потеряла свою

значимость такая форма работы с педагогическими кадрами , как

индивидуальное консультирование педагогов по организации

образовательной работы в дошкольном учреждении, так как именно в такой

форме работы, а особенно для молодых педагогов –это форма работы

является наиболее продуктивной. По итогам индивидуального

консультирования воспитатели получают рекомендации как организовать

детей при проведении непосредственно-образовательной деятельности ;

какой стиль поведения взрослого уместен; как изменилось рабочее

пространство (от отдельного места за «учительским столом» к месту за

общим столом рядом с детьми).

В течение учебного года был проведен теоретический

семинар «Педагогическое проектирование как ресурс развития

дошкольников в условиях ФГОС».

Целью является создание системы работы по внедрению технологии —

«метод проектов».

На данном семинаре было дано само понятие проект, как специально

организованный комплекс действий, завершающийся созданием детских

творческих работ. Рассказано о типах проектов и их структуре в форме

презентации, что очень удобно, так как педагоги не только слышат, но и

видят информацию на компьютере. Педагогам была дана памятка, где

представлен план работы воспитателя по подготовке проекта. По итогам

семинара все педагоги получили задание по группам: разработать паспорт

проекта по теме самообразования, а результаты представить на

педагогическом совете.

Следующим этапом работы с педагогическими кадрами было проведение

семинара «Особенности структуры ООП ДО и воспитательно-

образовательного процесса в соответствии с Федеральными

Государственными Стандартами».

Цель данного семинара - повысить профессиональную компетентность

педагогов по проблеме внедрения федеральных государственных

требований к структуре основной общеобразовательной программы

дошкольного образования.

На данном семинаре педагогам была предложена следующая

информация: федеральный государственный стандарт дошкольного

образования – это совокупность 3 групп требований: требования к структуре

основных образовательных программ; требования к условиям реализации;

требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Особое внимание было уделено тому, что с приходом новых ФГОС в

каждом дошкольном образовательном учреждении, должна быть

разработана и внедрена основная общеобразовательная программа

дошкольного образования, а для того, чтобы разработать программу

необходимо создать рабочую группу из более опытных педагогов и составить

план рабочей группы на учебный год.

Также, в нашем структурном подразделении проводились:

- ролевая игра

«Другой садик - хорошо, ну а наш-то лучше!!!».

Главной целью игры является подготовка специалистов, развитие

профессиональной компетентности, формирование умения применять

теоретические знания в практических ситуациях.

- деловая игра «Модель профессиональной компетентности педагога».

Цель данной игры -выработать в группе единый взгляд на личностные и

профессиональные качества педагога и разработать на их основе модели

профессиональной компетентности.

В заключении хочется отметить некоторые критерии работы нашего

образовательного учреждения:

- В нашем садике трудно найти грубые, холодные, безразличные лица.

- Здесь педагоги принимают участие в разных профессиональных

конкурсах и получают награды, поощрения и премии.

- Здесь любят сочинять, изобретать, придумывать, шутить, играть и

побеждать.

- Здесь проходят удивительные вечера, праздники, капустники, в которых

заняты воспитатели, дети, родители.

- Педагоги и родители выступают вместе в интересах детей, а не против

них.

Список литературы

Мухина С.А., Соловьева А.Н., Нетрадиционные педагогические технологии в обучении.-

Ростов-на- Дону, 2004

Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного

образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2007. – № 1

(35). – С. 8 – 15.

Лукьянова М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ

понятия // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2007. – № 1 (35). –

С. 15 – 22.

Сыманюк Э.Э., Печеркина А.А., Умникова Е.Л. Развитие профессиональной

компетентности учителя в условиях инновационной образовательной среды //

Педагогическое образование в России. – 2011. – №1, с. 20-23

Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических заведений/ В.А. Сластенин,

И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов – М.: Школа – Пресс, 1997. – 512с.



В раздел образования