Автор: Филипкова Елена Николаевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1383 ДО№3
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Педагог как организатор образовательного процесса
Раздел: дошкольное образование
Педагог как организатор образовательного процесса.
Филипкова Елена Николаевна
Инструктор по физической культуре ГБОУ Школа №1383, г. Москва
E-mail: flippa78@mail
Одной из основных тенденций уходящего столетия стало осознание того,
что устойчивое развитие общества и возможность дать ответ на вызовы
тысячелетия зависят от образования и образованности жителей планеты
Земля.
Главной фигурой образовательной системы выступает педагог как творец
педагогического процесса, носитель и субъект общей профессиональной
культуры.
Повышение уровня профессиональной компетентности нельзя
полноценно осуществлять без анализа основных противоречий современной
образовательной практики.
Рост профессиональной компетентности педагога определяется степенью
его участия в инновационной деятельности. Новый подход к учителю как
профессионалу, создающему необходимые условия для обучения,
воспитания и развития всех детей.
Содержание профессиональной компетентности педагога той или иной
специальности определяется квалификационной характеристикой. Она
представляет собой нормативную модель компетентности педагога,
отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений
и навыков. Условно отделяя профессиональную компетентность от других
личностных образований, мы имеем в виду, что усвоение знаний
(накопление информационного фонда) – не самоцель, а необходимое
условие для выработки «знаний в действии», т.е. умений и навыков –
главного критерия профессиональной готовности.
На мой взгляд, наиболее полно компоненты профессиональной
компетентности представлены О.В. Тихомировой. Она выделяет следующие
компоненты профессиональной компетентности педагога в реализации
предшкольного образования: функциональный, коммуникативный,
личностный и рефлексивный.
Функциональный компонент включает в себя знания в области
профессиональной деятельности, владение навыками и умениями
преобразования объекта труда в процессе осуществления деятельности и
характеризуется уровнем самой деятельности (мотивации, целеполагания,
сбора и обработки необходимой информации, программирования,
реализации, оценки результата) и вариативностью способов и средств ее
осуществления.
Коммуникативный компонент представляет собой способность
воспроизведения информации, необходимой конкретному обучаемому для
присвоения знаний, и характеризуется уровнем овладения вербальными и
невербальными средствами передачи информации и способностью
конструировать прямую и обратную связь.
Личностный компонент включает в себя следующие субъективные
характеристики специалиста: психологические позиции, педагогическая
направленность, ценностные установки, личностные особенности.
Рефлексивный компонент проявляется в осознании педагогом себя как
субъекта педагогической деятельности, ценностей, которыми он
руководствуется, определении степени адекватности собственных действий и
форм поведения в профессионально значимых ситуациях, способности
оценить свой труд в целом, то есть перейти от оценки отдельных
компетенций к оценке своей результативности и профессионализма.
Основными формами методической работы с воспитателями, в нашем
структурном подразделении, являются мероприятия, реализующие
деятельностный подход. Такие формы работы – это не просто консультации,
где педагог ведет себя пассивно, а постоянно действующий семинар,
педагогический совет, семинар-практикум, работа в рабочих группах,
индивидуальное консультирование, выставка в методическом кабинете.
Старший воспитатель нашего учреждения оформила выставку в
методическом кабинете «Внедряем ФГОС в ДОУ».
Целью, которой является профессиональная компетентность педагогов
ДОУ в соответствии с ФГОС.
На данной выставке для педагогов был предложен следующий материал:
циклограммы планирования образовательного процесса, модель
организации образовательного процесса по образовательным областям для
возрастных групп, комплексно-тематическое планирование в соответствии с
ФГОС, новые методические пособия, подборки из журналов и газет.
Несмотря на изменения в системе дошкольного образования, на
сегодняшний день в нашем структурном подразделении не потеряла свою
значимость такая форма работы с педагогическими кадрами , как
индивидуальное консультирование педагогов по организации
образовательной работы в дошкольном учреждении, так как именно в такой
форме работы, а особенно для молодых педагогов –это форма работы
является наиболее продуктивной. По итогам индивидуального
консультирования воспитатели получают рекомендации как организовать
детей при проведении непосредственно-образовательной деятельности ;
какой стиль поведения взрослого уместен; как изменилось рабочее
пространство (от отдельного места за «учительским столом» к месту за
общим столом рядом с детьми).
В течение учебного года был проведен теоретический
семинар «Педагогическое проектирование как ресурс развития
дошкольников в условиях ФГОС».
Целью является создание системы работы по внедрению технологии —
«метод проектов».
На данном семинаре было дано само понятие проект, как специально
организованный комплекс действий, завершающийся созданием детских
творческих работ. Рассказано о типах проектов и их структуре в форме
презентации, что очень удобно, так как педагоги не только слышат, но и
видят информацию на компьютере. Педагогам была дана памятка, где
представлен план работы воспитателя по подготовке проекта. По итогам
семинара все педагоги получили задание по группам: разработать паспорт
проекта по теме самообразования, а результаты представить на
педагогическом совете.
Следующим этапом работы с педагогическими кадрами было проведение
семинара «Особенности структуры ООП ДО и воспитательно-
образовательного процесса в соответствии с Федеральными
Государственными Стандартами».
Цель данного семинара - повысить профессиональную компетентность
педагогов по проблеме внедрения федеральных государственных
требований к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования.
На данном семинаре педагогам была предложена следующая
информация: федеральный государственный стандарт дошкольного
образования – это совокупность 3 групп требований: требования к структуре
основных образовательных программ; требования к условиям реализации;
требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Особое внимание было уделено тому, что с приходом новых ФГОС в
каждом дошкольном образовательном учреждении, должна быть
разработана и внедрена основная общеобразовательная программа
дошкольного образования, а для того, чтобы разработать программу
необходимо создать рабочую группу из более опытных педагогов и составить
план рабочей группы на учебный год.
Также, в нашем структурном подразделении проводились:
- ролевая игра
«Другой садик - хорошо, ну а наш-то лучше!!!».
Главной целью игры является подготовка специалистов, развитие
профессиональной компетентности, формирование умения применять
теоретические знания в практических ситуациях.
- деловая игра «Модель профессиональной компетентности педагога».
Цель данной игры -выработать в группе единый взгляд на личностные и
профессиональные качества педагога и разработать на их основе модели
профессиональной компетентности.
В заключении хочется отметить некоторые критерии работы нашего
образовательного учреждения:
- В нашем садике трудно найти грубые, холодные, безразличные лица.
- Здесь педагоги принимают участие в разных профессиональных
конкурсах и получают награды, поощрения и премии.
- Здесь любят сочинять, изобретать, придумывать, шутить, играть и
побеждать.
- Здесь проходят удивительные вечера, праздники, капустники, в которых
заняты воспитатели, дети, родители.
- Педагоги и родители выступают вместе в интересах детей, а не против
них.
Список литературы
Мухина С.А., Соловьева А.Н., Нетрадиционные педагогические технологии в обучении.-
Ростов-на- Дону, 2004
Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного
образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2007. – № 1
(35). – С. 8 – 15.
Лукьянова М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ
понятия // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2007. – № 1 (35). –
С. 15 – 22.
Сыманюк Э.Э., Печеркина А.А., Умникова Е.Л. Развитие профессиональной
компетентности учителя в условиях инновационной образовательной среды //
Педагогическое образование в России. – 2011. – №1, с. 20-23
Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических заведений/ В.А. Сластенин,
И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов – М.: Школа – Пресс, 1997. – 512с.