Напоминание

"Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования"


Автор: Паращук Ольга Борисовна
Должность: воспитатель детей дошкольного возраста
Учебное заведение: МОУ "Детский сад № 321 Тракторозаводского района Волгограда"
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема доклада:

«Современные педагогические технологии как средство повышения

качества образования»

Воспитатель: Паращук О.Б.

МОУ Д/С № 321

г. Волгоград

Сегодня, более, чем когда-либо, фактором времени являются перемены. В

настоящее время, в связи с введением в ФГОС ДО, происходит изменение

традиционной

модели

дошкольного

образования.

Учебно-дисциплинарная

схема уходит в прошлое, а на смену идёт гуманистическая направленность

дошкольного

образования,

проявляющаяся

в

организации

личностного

ориентированной модели развития ребёнка, его творческого потенциала.

Успешность в обучении связывается с развитием двух противоречивых

процессов: логического компонента мышления и творческого компонента.

Развитие

творческого

мышления

приводит

к

качественной

перестройке

восприятия

и

памяти

дошкольника,

к

превращению

их

в

произвольные,

регулируемые процессы. Развивая у ребёнка творческий подход к решению

любой поставленной задачи, мы даём ему возможность вырасти мыслящей и

творческой

личностью.

Работа

по

повышению

уровня

творческого

воображения является важнейшим условием формирования личности ребёнка

дошкольного

возраста.

Социальный

заказ

общества

ориентирован

не

на

подготовку

исполнителей,

а

на

подготовку

творцов,

способных

самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу

жизнь. Возникла проблема поиска новых механизмов развития творческой

личности.

Необходимо

внедрять

в

образовательный

процесс

ДОО

новые

рационально выстроенные и более действенные педагогические технологии.

Большой интерес по этому вопросу представляет технология программы

«Маленький гений» Развитие интеллектуальных и творческих способностей

у старших дошкольников (Авторский коллектив: Т.Э. Орлова, О. Г. Сабаева),

эффективно

сочет ающая

т радиционные

методы

и

приёмы

с

нетрадиционными.

Программа

предназначена

для

работы

с

детьми

подготовительной

группы,

так

как

наиболее

сензитивным

для

развития

творческого

мышления

и

воображения

является

старший

дошкольный

возраст (6-7 лет).

Цели программы:

Повышение уровня развития творческого воображения и мышления

дошкольников

Повышения общего уровня подготовки детей к обучению в школе и его

успешной адаптации

Обучение

педагогов

и

родителей

методам

и

приёмам

работы

по

развитию

творческого

и

интеллектуального

потенциала

личности

ребёнка дошкольника.

Задачи

программы

обеспечивают

эффективное

достижение

поставленных

целей:

Формировать

и

поддерживать

положительную

познавательную

мотивацию;

Развивать

психические

процессы:

воображение,

внимание,

память,

мышление

Развивать интеллектуальные операции - абстрагирования признаков,

сравнения, нахождения, сходства и различий, обобщения,

классификации, сериации, счёта, нахождения закономерностей и т.д.

Формировать систему представлений об окружающем мире

Пробуждать

и

тренировать

творческое

воображение

и

системное

мышление

Совершенствовать речевое творчество

Развивать мелкую моторику пальцев рук

Развивать уверенность в собственных интеллектуальных возможностях

Развивать

способности

к

продуктивному

диалогу

со

взрослыми

и

сверстниками

Способствовать формированию школьной мотивации

В системе работы, наряду с традиционными методами применяются и

нетрадиционные:

Метод

проблемного

изложения-педагог

систематически

создаёт

проблемные ситуации, ставит проблемные вопросы

Исследовательский метод

Приём

«Бином

фантазии»

-

способ

создания

нового

образа

путём

соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств

Эвристические приёмы- метод проб и ошибок; мозговой штурм (при

котором участники обсуждения предлагают высказывать как можно

большее

количество

вариантов

решения

в

том

числе

самых

фантастичных; метод синектики (при его использовании допустима

критика,

которая

позволяет

развивать

и

видоизменять

высказанные

идеи)

Парные приёмы- игры «Да-нетка», «Хорошо- плохо»

Формы работы

Организованная образовательная деятельность в виде игр- занятий,

Минутки- мышления, дидактические игры (ежедневно)

Занимательные

игры

на

развитие

познавательных

процессов,

на

развитие логического мышления(ежедневно)

Упражнения для самостоятельного рассуждения (1 раз в неделю)

Головоломки,

загадки

и

весёлые

задачки

для

маленьких

умников

(ежедневно)

Игры- исследования, самостоятельная исследовательская деятельность

(1 раз в неделю)

Подвижные игры с познавательным компонентом (2 раза в неделю)

Объяснение переносного смысла пословиц, «крылатых выражений»

Для

обеспечения

эмоционального

благополучия

детей,

как

важнейшего

условия развития личности, активно используется интерес- положительно

окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-

то новое. Образовательный процесс строится на основе сотрудничества детей

со

взрослыми

на

основе

взаимопонимания

и

уважения.

Это

поможет

преодолеть возможные конфликтные ситуации, возникающие, например, при

применение метода синектики (мозгового штурма, в ходе которого допустима

критика идей с целью их развития и видоизменения).

Развивающий эффект обучения по программе прослеживается в динамике

проявления творческих способностей ребёнка. У дошкольника возрастает

скорость

порождения

образных,

символических,

семантических

идей.

Результаты

сравнительной

диагностики

показывают,

что

к

моменту

завершения

занятий

у

детей

повышается

уровень

интеллектуального

развития, усиливается положительное отношение к себе.



В раздел образования