Автор: Паращук Ольга Борисовна
Должность: воспитатель детей дошкольного возраста
Учебное заведение: МОУ "Детский сад № 321 Тракторозаводского района Волгограда"
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования"
Раздел: дошкольное образование
Тема доклада:
«Современные педагогические технологии как средство повышения
качества образования»
Воспитатель: Паращук О.Б.
МОУ Д/С № 321
г. Волгоград
Сегодня, более, чем когда-либо, фактором времени являются перемены. В
настоящее время, в связи с введением в ФГОС ДО, происходит изменение
традиционной
модели
дошкольного
образования.
Учебно-дисциплинарная
схема уходит в прошлое, а на смену идёт гуманистическая направленность
дошкольного
образования,
проявляющаяся
в
организации
личностного
ориентированной модели развития ребёнка, его творческого потенциала.
Успешность в обучении связывается с развитием двух противоречивых
процессов: логического компонента мышления и творческого компонента.
Развитие
творческого
мышления
приводит
к
качественной
перестройке
восприятия
и
памяти
дошкольника,
к
превращению
их
в
произвольные,
регулируемые процессы. Развивая у ребёнка творческий подход к решению
любой поставленной задачи, мы даём ему возможность вырасти мыслящей и
творческой
личностью.
Работа
по
повышению
уровня
творческого
воображения является важнейшим условием формирования личности ребёнка
дошкольного
возраста.
Социальный
заказ
общества
ориентирован
не
на
подготовку
исполнителей,
а
на
подготовку
творцов,
способных
самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу
жизнь. Возникла проблема поиска новых механизмов развития творческой
личности.
Необходимо
внедрять
в
образовательный
процесс
ДОО
новые
рационально выстроенные и более действенные педагогические технологии.
Большой интерес по этому вопросу представляет технология программы
«Маленький гений» Развитие интеллектуальных и творческих способностей
у старших дошкольников (Авторский коллектив: Т.Э. Орлова, О. Г. Сабаева),
эффективно
сочет ающая
т радиционные
методы
и
приёмы
с
нетрадиционными.
Программа
предназначена
для
работы
с
детьми
подготовительной
группы,
так
как
наиболее
сензитивным
для
развития
творческого
мышления
и
воображения
является
старший
дошкольный
возраст (6-7 лет).
Цели программы:
Повышение уровня развития творческого воображения и мышления
дошкольников
Повышения общего уровня подготовки детей к обучению в школе и его
успешной адаптации
Обучение
педагогов
и
родителей
методам
и
приёмам
работы
по
развитию
творческого
и
интеллектуального
потенциала
личности
ребёнка дошкольника.
Задачи
программы
обеспечивают
эффективное
достижение
поставленных
целей:
Формировать
и
поддерживать
положительную
познавательную
мотивацию;
Развивать
психические
процессы:
воображение,
внимание,
память,
мышление
Развивать интеллектуальные операции - абстрагирования признаков,
сравнения, нахождения, сходства и различий, обобщения,
классификации, сериации, счёта, нахождения закономерностей и т.д.
Формировать систему представлений об окружающем мире
Пробуждать
и
тренировать
творческое
воображение
и
системное
мышление
Совершенствовать речевое творчество
Развивать мелкую моторику пальцев рук
Развивать уверенность в собственных интеллектуальных возможностях
Развивать
способности
к
продуктивному
диалогу
со
взрослыми
и
сверстниками
Способствовать формированию школьной мотивации
В системе работы, наряду с традиционными методами применяются и
нетрадиционные:
Метод
проблемного
изложения-педагог
систематически
создаёт
проблемные ситуации, ставит проблемные вопросы
Исследовательский метод
Приём
«Бином
фантазии»
-
способ
создания
нового
образа
путём
соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств
Эвристические приёмы- метод проб и ошибок; мозговой штурм (при
котором участники обсуждения предлагают высказывать как можно
большее
количество
вариантов
решения
в
том
числе
самых
фантастичных; метод синектики (при его использовании допустима
критика,
которая
позволяет
развивать
и
видоизменять
высказанные
идеи)
Парные приёмы- игры «Да-нетка», «Хорошо- плохо»
Формы работы
Организованная образовательная деятельность в виде игр- занятий,
Минутки- мышления, дидактические игры (ежедневно)
Занимательные
игры
на
развитие
познавательных
процессов,
на
развитие логического мышления(ежедневно)
Упражнения для самостоятельного рассуждения (1 раз в неделю)
Головоломки,
загадки
и
весёлые
задачки
для
маленьких
умников
(ежедневно)
Игры- исследования, самостоятельная исследовательская деятельность
(1 раз в неделю)
Подвижные игры с познавательным компонентом (2 раза в неделю)
Объяснение переносного смысла пословиц, «крылатых выражений»
Для
обеспечения
эмоционального
благополучия
детей,
как
важнейшего
условия развития личности, активно используется интерес- положительно
окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-
то новое. Образовательный процесс строится на основе сотрудничества детей
со
взрослыми
на
основе
взаимопонимания
и
уважения.
Это
поможет
преодолеть возможные конфликтные ситуации, возникающие, например, при
применение метода синектики (мозгового штурма, в ходе которого допустима
критика идей с целью их развития и видоизменения).
Развивающий эффект обучения по программе прослеживается в динамике
проявления творческих способностей ребёнка. У дошкольника возрастает
скорость
порождения
образных,
символических,
семантических
идей.
Результаты
сравнительной
диагностики
показывают,
что
к
моменту
завершения
занятий
у
детей
повышается
уровень
интеллектуального
развития, усиливается положительное отношение к себе.