Напоминание

"Проектная (исследовательская) деятельность в образовательном процессе школы – интерната"


Автор: Канева Марина Анатольевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ Школа с. Белоярск
Населённый пункт: с. Белоярск Приуральский район ЯНАО
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Проектная (исследовательская) деятельность в образовательном процессе школы – интерната"
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение Школа с. Белоярск Приуральский район Ямало-Ненецкий автономный округ
Мастер – класс

по теме:

«Проектная (исследовательская) деятельность

в образовательном процессе школы – интерната»
Автор: Канева Марина Анатольевна, учитель географии первой категории МОУ Школа С. Белоярск с. Белоярск, 2016 г.
Пояснительная записка. На конкурс представлены материалы изучения и внедрения в школе-интернате обобщенного опыта работы по теме: «Проектная (исследовательская) деятельность в образовательном процессе школы-интерната». Цель разработки: - распространение опыта работы и внедрение в педагогический процесс школы- интерната; - создание условий для развития исследовательских умений учащихся различными средствами и приемами обучения. Задачи: - повысить мотивацию педагогов к внедрению современных технологий в образовательном процессе школы-интерната; - дать возможность наиболее ярко раскрыться каждому ученику в разных формах учебной и не учебной деятельности. Представленный конкурсный материал рассчитан на учащихся и педагогов школы и включает в себя обобщение опыта работы, который свидетельствует о поэтапном изучении и внедрении в педагогическую деятельность технологии исследовательской деятельности и технологии проектной деятельности, через формирование исследовательских умений у учащихся школы-интерната. Опыт работы по данной теме обобщен на уровне школы-интерната. Представленные материалы считаются актуальными и научно обоснованными, поскольку в них применяются инновационные технологии обучения, которые являются востребованными в современной российской школе. Актуальность занятий мастер-класса определена малым количеством практических наработок в методической литературе. Теория применяемых технологий в обобщенных материалах, достаточно детально описана в трудах Н.И.Дереклеева, Г.К.Селевко, И.С.Якиманской. По данной теме мастер-класса работаю с 2009 года. За это время были достигнуты определенные результаты - участие учащихся школы-интерната в конкурсах, научно- исследовательских конференциях разного уровня. Учащиеся были и участниками и дипломантами конференций, что доказывает практическую направленность данной темы педагогической деятельности учителя.
План работы мастер-класса учителя географии Каневой Марины Анатольевны. Тема мастер – класса:
«Проектная

(исследовательская)

деятельность

в

образовательном процессе школы-интерната».
Занятие 1.
Презентация педагогического опыта по данной теме мастер-класса.
1. Обоснование основных идей эффективности исследовательской деятельностью в современной школе. 2. Управление исследовательской деятельностью учащихся в условиях современной школы. 3. Технология организации учебно-исследовательской деятельности. 4. Примерная тематика ученических исследовательских работ… 5. Практикум. Выбор тем исследования. 6. Обмен мнениями. Занятие 2.
Алгоритм стратегии исследовательского поиска.
1. Характеристика основных видов творческой деятельности школьников. 2. Плюсы и минусы в практике проведения исследовательской работы (соответствие или несоответствие традиционно установленным требованиям). 3. Примерное содержание программы проведения ученических исследований. 4. Определение основных этапов работы над исследованием. 5. Практикум. Определение этапов работы по теме исследования. 6. Обмен мнениями. Занятие 3.
Цель, объект и предмет исследовательского поиска.
1. Характеристика методов научного исследования или методов исследования. 2. Этапы работы над исследованием: 1). Цель исследования; 2). Гипотеза исследования; 3). Задачи исследования; 4). Литературный обзор; 5) Методика исследования; 6) Собственные данные и их сбор (опрос, анкетирование, интервьюирование и т.д.; анализ полученных результатов и обработка собранных данных, таблицы, графики). 3. Практикум. Представление и обработка собственных данных, таблицы, графики, их анализ. 4. Обмен мнениями. Занятие 4.
Оформление проектных (исследовательских) работ школьников. Практикум.
1. Требования к ученическим исследовательским работам и их оформление. 2. Наиболее часто встречающиеся ошибки при написании исследовательских работ. 3. Процедура защиты исследовательской работы учащихся. Основные советы докладчику. 4. Рекомендации по составлению текста выступления (доклада) для защиты исследовательской работы. 5. Составление компьютерной презентации по исследовательской работе. 6. Обмен мнениями. 7. Подведение итогов.

Материалы,

используемые для проведения занятий

мастер - класса
Материалы к 1 занятию.
1.
Обоснование основных идей эффективности исследовательской деятельностью

в современной школе.
Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. Можно констатировать, что набирающее силу за последнее десятилетие олимпиадное движение, работа по проведению научно- практических конференций не прошли даром и доказали свою эффективность. Однако нельзя не заметить, что процесс освоения методов исследовательской работы с учащимися протекает неоднозначно, не всех учащихся можно вовлекать в это действо. При серьезном и ответственном отношении к делу научно-исследовательская деятельность становится для школы необходимой и органично вписывается в общий педагогический процесс, взаимодействуя с другими его видами. Также научно- исследовательская работа может стать мощным и действенным фактором, влияющим на результативность труда школьного коллектива, развитие педагога и ребенка, уровень культуры и образованности общества. 2.
Управление

исследовательской

деятельностью

учащихся

в

условиях

современной школы.


Способность учащихся к самостоятельному познанию развивается только в исследовательской деятельности. Всем известно, что
способности,

в

том

числе

и

творческие,

развиваются,

а

склонности

и

интересы

формируются

только

в

деятельности.
Прежде чем начать разговор о исследовательской деятельности учащихся, необходимо прежде всего говорить о творческой позиции педагога. Всем известно значение глубокой и разносторонней эрудиции учителя, его общей культуры, начитанности, широты интересов для созидания творческой атмосферы в классе. Конечно, существует масса методических приемов и методов, позволяющих творческому педагогу вовлекать учащихся в учение
. А.Франс сказал
: «Не старайтесь удовлетворить свое тщеславие, обучая их слишком многому. Возбудите только любопытство. Откройте своим слушателям глаза, но не перегружайте мозги. Достаточно заронить в него искру, огонь сам разгорится там, где для него есть пища». Как же сегодня педагоги используют методы педагогической эвристики в образовательном процессе? Во-первых, ответ на этот вопрос полностью зависит от желания учителя учить не традиционно (опрос – объяснение – закрепление – задание на дом), а, во-вторых, от умения учителя организовать творческую исследовательскую деятельность в школьных стенах. Анализ опыта исследовательской познавательной деятельности учащихся показывает, что наиболее распространены - задания-исследования по предметной тематике; - исследования экспериментального плана по естественно-научным циклам; - исследовательские проекты, научные мастерские предметной направленности; - научно-исследовательские конференции учащихся. Широко распространены сегодня в старших классах практика подготовки докладов и рефератов по определенной тематике. Знакомство с реалиями этого процесса показало, что очень часто подобная работа приносит больше вреда, чем пользы, а об исследовательском компоненте в процессе познания говорить даже не приходится. Учащиеся добросовестно переписывают статьи из журналов. Учитель не успевает порою даже прочитать все
рефераты, оценивая порой только внешнее оформление, а иногда это еще и озвучивание – тогда мероприятие называется научной конференцией. Таким образом, имитация исследовательской деятельности может привить у учащихся отвращение к исследованиям и творчеству.
Так

что

же

сегодня

понимается

под

ученической

исследовательской

деятельностью?
Под исследовательской деятельностью понимается форма организации образовательной работы, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Основным отличительным признаком
исследовательской деятельности является наличие таких элементов, как
практическая методика
исследования выбранного явления;
собственный экспериментальный материал
(в гуманитарной области это могут быть сведения первоисточников);
анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.
Важно, что при реализации творческой деятельности
главным является подход,
а не состав источников, на основании которого выполняются работы. Это особенно показательно в гуманитарных областях (на одних и тех же источниках, можно выполнить и реферативную, и исследовательскую работу). Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведенных на их основе выводах. 3.
Технология организации учебно-исследовательской деятельности.
Технология включает девять блоков, в которых в свою очередь, можно условно выделить по три этапа: подготовительный этап, этап интенсивной работы и этап оценки и поощрения.
1-й этап – подготовительный.
Первый блок – Тема работы. На первом этапе происходит выбор и формирование заинтересовавшей темы, формирование групп учащихся по интересам. Главное на этом этапе – заинтересовать школьников выбранной и сформулированной ими темой. От этого во многом зависит результат работы. Второй блок – «Образ» поиска. Для того чтобы не искать черную кошку в темной комнате, учащимся необходимо помочь четко сформулировать проблему или, другими словами, прояснить «Образ» поиска – «Что именно я хочу узнать?». «Образ» должен быть конкретным и находиться в определенной области знаний. Третий блок – Алгоритм формирования «Образа». Алгоритм формирования «Образа» может включать известные методы поиска решений и зависит от индивидуальных особенностей детей, от имеющегося банка данных, средств компьютерной поддержки и т.д. В любом случае алгоритм должен быть составлен так, чтобы поиск шел от простой информации к более сложной.
2-й этап – продуктивной работы.
Четвертый блок – Поиск информации. Поиск информации – достаточно трудоемкая работа и может занимать много времени. Он включает общение школьника с педагогом, со сверстниками, учителями школы, может включать запрос в научные учреждения страны и поиск в компьютерных базах данных через компьютерные сети. При этом школьник стремится овладеть опытом ориентирования в потоках информации, работы с научной литературой, оценки и отбора информации, относящейся к намеченному «Образу». Пятый блок – Анализ и оценка полученной информации, принятие решения. После того как информация получена, ее необходимо проанализировать, оценить, проверить на
соответствие требованиям «Образа». Анализ проводится через систему персональных отчетов и обсуждений. Если полученная информация требует уточнения, то возможно возвращение в один из предыдущих блоков для продолжения поиска. Шестой блок – Использование собранных данных. На этом этапе необходимо помочь школьнику сделать правильный выбор, аргументировано доказать свою точку зрения, подготовить выступление, сообщение о результатах своей работы.
3-й этап – оценки и поощрения.
Седьмой блок – экспертная оценка. После того как работа закончена, ее представляют специалистам на рецензию. Для рецензирования приглашаются специалисты местных вузов. При положительной рецензии работу готовят для представления на научную конференцию. Восьмой блок – Участие в конференции. Школьники представляют свои работы на научную конференцию и защищают их. Девятый блок – Поощрения. По результатам выступлений авторы лучших работ могут быть отмечены дипломом, призами, почетными медалями, поездками и т.п. К оформлению исследовательских работ предъявляются определенные требования, чтобы учащиеся правильно оформляли работу. Материалы к 2 занятию.

Алгоритм стратегии научного поиска.
Цель занятия: «Подготовить учащихся и педагогов к элементам исследовательской деятельности».
Шаг 1
. Попытки решения задачи целесообразно принимать еще до изучения литературы. Учащийся определяет на основе ревизии своего опыта пути решения задачи, а учитель активизирует ход будущего исследования.
Шаг 2.
Возникшее активное отношение к решению поставленной задачи позволяет приступить к изучению литературы осознанно, под определенным углом зрения.
Шаг 3.
Далее на основе изученного материала учащийся приступает под руководством педагога к решению задачи.
Шаг 4.
Получив ответы на поставленные вопросы, учащийся критически анализирует полученные результаты, и делает выводы. Все научные исследования можно разделить на
теоретические
и
эмпирические.

Теоретические исследования
направлены на всестороннее познание объективной реальности, требуют объяснений установленных фактов, формируют теоретические знания, базируясь на логических методах познания (анализ, синтез, аналогия, моделирование т.д.)
Эмпирическая

деятельность
включает: наблюдения, эксперимент, опросы, анкетирование, т.е. сбор эмпирической информации и познавательную активность, связанную с осмыслением полученных результатов. Исследования можно предлагать учащимся по всем школьным предметам, важно только четко конкретизировать –
цель, объект и предмет научного поиска.

1.

Характеристика основных видов творческой деятельности школьников.
Творческая деятельность в ОУ организована, как правило, в форме факультативных курсов и программ дополнительного образования. Главным формальным результатом творческой деятельности являются итоговые работы, представленные учащимися на конкурсы научно-практические конференции, освещающие соответствующие курсы. Существует пять основных творческих работ школьников.
Информационно-реферативные
- творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы.
Проблемно-реферативные
- творческие работы, предполагающие сопоставление данных различных литературных источников, на основе которого дается собственная трактовка поставленной проблемы (хорошая работа этого жанра при наличии общепринятой структуры, вполне может считаться исследовательской).
Экспериментальные
- творческие работы описывают научный эксперимент, имеющий известный результат (носят скорее иллюстрированный характер, предполагает самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий).
Натуралистические и описательные
- творческие работы направлены на наблюдение и качественное описание какого- либо явления (отличительная особенность – отсутствие количественной методики исследования;
- одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно- экологической направленности (в последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина «экология», обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды). Работы, выполненные, в этом жанре часто грешат отсутствием научного подхода.
Исследовательские
- творческие работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие полученные с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Все указанные виды творческих работ могут быть выполнены как на материале естественных, так и на материале гуманитарных наук. В случае гуманитарных наук объектом исследования являются, как правило, тексты (собранные у информантов, архивы, первоисточники т.д.)… Готовить учащихся к элементам исследовательской деятельности нужно постепенно, приучая к освоению.

3.

Примерное содержание программы проведения ученических исследований
Этапы Задачи Деятельность по реализации задач Источники информации Форма отчета (результат) Сроки Ответственный Подготовительный Составить краткую характеристику Самостоятельная работа с источниками информации, подготовка сообщений и предложений Литература, Интернет, видеоматериалы, посещение музея, респонденты Мини рефераты Четкие сроки Фамилии участников Выбрать темы исследования Обсуждение предложений по выбору темы исследования и ее формулировка То же Определение темы исследования, устное обсуждение Определить объект и предмет исследования Обсуждение То же Устное обсуждение Постановка цели работы То же То же Письменное сообщение Постановка задачи работы То же То же Письменное сообщение Разработать проект программы выполнения исследования То же То же Разработан проект программы исследования
Собрать информацию для выполнения проекта исследования Сбор информации, самостоятельная работа с источниками информации и анализ полученных результатов То же Собраны сведения по направлению исследования, оформлены в виде устного отчета Проведение исследований Обобщить собранную информацию Сообщение о собранной информации То же Характеристика предмета исследования Сформулировать гипотезу исследования Обсуждение То же Уточнить программу проведения исследования Обсуждение Обеспечить материальную базу проведения исследования Собрать недостающую информацию о предмете исследования Опрос, анкетирование, фотографирование, наблюдение (приводятся конкретные методы и источники получения информации Жители села, учащиеся школы, музей, библиотека Новая информация
Провести предварительную систематизацию и анализ полученной информации Систематизация и анализ полученной информации Оформить результаты исследования Оформление результатов исследования и их анализ Подведение итогов Провести систематизацию и анализ полученной информации Систематизация и анализ полученной информации Информация полученная на втором этапе Составление описаний, таблиц, схем и т.п. Оформить результаты исследования Оформление результатов исследования и их анализ Информация, полученная на первом и втором этапах Отчет об исследовании, иллюстративный материал
Подвести итоги исследования Формулировка выводов по теме исследования; определение достижения цели и задач, подтверждение гипотезы, новизны результатов исследования (новизна для науки и новизна для участников); практическая значимость работы, возможностей ее использования в практике школы; направление дальнейших исследований – обсуждение на общем занятии группы Все материалы исследования Отчет об исследовании, иллюстративный материал Оформить отчет об исследовании Оформление отчета по плану Все материалы исследования Отчет об исследовании, иллюстративный материал
Подвести итоги деятельности всех участников группы Рефлексия (достигнуты ли цели? Что понравилось в исследовании? Чему научились? Чем работа полезна тебе и людям? и др.) Личное мнение участников Формирование самооценки учащихся Организовать использование результатов исследования в практике школы Проведение школьной конференции по итогам исследований учащихся, пополнение фондов музея, выступление на уроках, выступление на районных и окружных конференциях, написание статей и др. Результаты исследования Включение материалов исследования в УВП школы Педагогический анализ Установить выполнение поставленных педагогических задач Анализ достижения поставленных педагогических задач Наблюдение, анкетирование, беседы, социометрия, определение уровня воспитанности и др.

4.
Этапы работы над исследованием.
1. Формулировка
цели исследования
(обычно изучить…; выявить…; установить…; обосновать…; уточнить…; разработать…) 2. Выдвижение
гипотезы
(предположения). При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если…, то …»; «так…, как…»; «при условии, что…», т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей. 3. Постановка
задач исследования
(Что собираетесь делать: собрать…, составить…, проанализировать…и т.д.) 4.
Актуальность исследования
(обосновать актуальность – значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания). 5.
Литературный обзор
(краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении в разных литературных изданиях, СМИ и т.д.). 6. Описание
методов
исследования: а)
теоретических
(анализ, сравнение, обобщение, изучение литературы и т.д.); б
) эмпирических
(практических) (интервьюирование, наблюдение, эксперимент, сбор информации, составление таблиц, графиков и т.д.) 7. Представление
собственных
данных. Полученные данные обрабатываются, сопоставляются друг с другом и с литературными источниками, анализируются, т.е. устанавливаются закономерности. 8. Формулировка
выводов
, в которых тезисно, по порядку излагаются результаты работы.
Выводы
должны соответствовать
целям, задачам и гипотезе исследования,
отвечать на поставленные вопросы.
Материалы к 3 занятию.
Цель, объект и предмет исследовательского поиска.

1.

Характеристика

методов

научного

исследования

или

методов

научного

исследования.

К методам теоретического исследования относят:
- выдвижение различных предположений с обоснованием их возможности (метод формирования гипотез); - формирование обобщенного принципа, объясняющего сущность явления (метод продуцирования идей); - построение теоретической модели тех процессов, которые в данный момент неосуществимы (мысленный эксперимент).
Для решения эмпирических задач используются следующие методы познания:
- наблюдение; - эксперимент (когда в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности); - измерение (метод получения количественных данных об изучаемых объектах).
Примерные стратегии подготовки исследования
Таблица 1. Метод Цель План действий Формирование представления об объекте исследования Охарактеризовать внешние условия, которым должен отвечать объект исследования 1. Охарактеризовать ситуацию функционирования объекта. 2. Определить характерные для ситуации условия, которым должен отвечать объект. Поиск литературы Отыскать опубликованную информацию, полезную для будущих проектных решений 1. Определить цели, для которых разыскивается информация. 2. Определить виды изданий. 3. Выбрать методы поиска литературы (см. примечание к таблице). 4. Поддерживать точную и полную картотеку. 5. Составить и обновлять небольшую библиотеку. Примечание к пункту 3.
Методы поиска литературы:
- обращение к энциклопедическим словарям – для получения самой информации или нахождения ссылок для реферативных авторов; - использование библиотечных каталогов и указателей; - консультации с работниками библиотеки; - обращение к реферативным журналам; - просмотр периодической литературы. Поиск необходимой литературы направлен на информационное обеспечение решаемой задачи: - сбор, обработку и обобщение сведений о характере ситуации и фактическом состоянии дел по данному вопросу; - подбор и изучение разнообразной литературы, имеющей отношение к решаемым задачам;
- изучение опыта по решению аналогичных задач, оценку уровня и эффективности их решения. Таблица 2. Метод Цель План действий Интервьюирование потребителей. Свободное наблюдение Собрать информацию, изве стную то л ь ко потребителям 1.Выявить ситуацию потребления. 2.Определить пути согласования точек зрения через процедуру согласования в с е х , к т о и м е е т от н о ш е н и е к исследованию. 3.Побуждать потребителей к описанию и демонстрации любых аспектов их деятельности. Собрать полезную информацию среди б о л ь ш о й г р у п п ы населения 1 . О п р е д е л и т ь к ат е го р и ю л и ц , р а с п о л а г а ю щ и х н е о б х о д и м о й информацией. 2.Определить виды вопросов, их количество. 3 . П р о в е с т и п р е д в а р и т е л ь н о е исследование, чтобы п о л у ч и т ь представление о знаниях участников анкетного опроса. 4.Составить пробную анкету (см. примечание). Распространить пробную анкету для проверки в о п р о с о в , вариативность ответов и метода их анализа. 5.Отобрать наиболее подходящий контингент лиц, располагающих необходимой информацией. 6.Собрать ответы на анкету и извлечь данные, наиболее полезные для проектировщика. Примечание к пункту 4. 1. Спрашивать необходимо минимум информации. 2. Вопросы следует формулировать так, чтобы ответы на них были конкретными и неуклончивыми. 3. В вопросах не должно быть неуместного любопытства. 4. Преподаватель, используя сочетание предметных знаний, навыков исследовательской деятельности и творческий подход к построению образовательного процесса, может стимулировать у учащихся поиск новых идей и мотивировать процесс самопознания. Можно выделить основную группу методов поиска новых идей и решений: - мозговой штурм позволяет не только генерировать идеи, но и осуществлять их анализ и отбор; - ассоциативные методы являются источниками генерирования новых идей, когда признаки случайно выбранных объектов переносятся на исследуемый объект; - перебор вариантов связан с систематизацией информации в проблемной области;
- контрольные вопросы позволяют генерировать идеи и стимулировать процесс генерации (метод основан на использовании наводящих вопросов). Для включения учащихся в исследования важно постепенно приучить их к определенному способу научного мышления: анализу, синтезу, сравнениям и классификации, индукции и дедукции. При этом необходимо формировать критичность, рассудочность и интуитивность мышления. Формирование опыта научного творчества в школьном классе определяется как общими креативными способностями (творческое мышление, выявление проблем и «белых пятен»), так и когнитивными способностями и навыками по конкретному предмету. Огромное значение при этом имеет способность преподавателя создать мотивацию к исследовательской деятельности, которая может быть обусловлена интересом к данному предмету, эмоциональным восприятием поднимаемой проблемы, значимостью данного знания для будущего профессионального выбора. Во многом
мотивацию
научного поиска определяет
само

регуляции

и

самоутверждение

учащегося.

2.

Этапы работы над исследованием.
Научный подход имеет четко установленные и принятые в научном мире черты, которые позволяют считать работу исследовательской. Что же должно присутствовать в исследовательской работе? 1 ) . Должна быть сформулирована
цель

исследования,
которая четко формулируется в начале работы. Цель исследования обычно состоит в изучении определенных явлений, например, из области наук о Земле – изучение кислотности воды в водных объектах № -го заповедника. Все, сказанное ниже, может быть применено и для любой гуманитарной области. 2). В исследовании важно выдвинуть
гипотезу.
Это позволяет конкретизировать
предмет исследования.
В ходе работы она может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной, т.е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями. В нашем примере гипотезой исследования может быть зависимость кислотности воды от глубины водоема. Такое предположение определяет и выбор водоемов для отбора проб (мелкие и глубокие). 3). После этого необходимо поставить
задачи исследования.
Задачи и цели – не одно и то же. Задачи показывают, что вы собираетесь делать (например, провести отбор определенного количества проб воды из разных объектов и определить их кислотность с помощью индикатора, назовем его слово «лакмусовой бумажкой»). 4 ) . В работе должен присутствовать
литературный

обзор,
то есть краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении работают другие исследователи. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам и ставите новую задачу, а не «изобретаете велосипед». Написание литобзора позволит более свободно овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время доклада. 5). Используемые в нашем примере правила отбора, и определения кислотности воды являются
методикой

исследования,
ее описание должно присутствовать в работе (в какие банки отбирается вода, с берега или с лодки, с какой глубины, днем или ночью, сразу ли используется лакмус, каким образом определяется его цвет на глаз или с помощью цветового клина, как записываются результаты). Исследователь должен отдавать себе отчет, в каких границах применима данная методика и какова ее устойчивость (например, возможные последствия использования недостаточно чистых банок).
6 ) . Далее представляются
собственные

данные.
Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными и данными, представляемыми в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел (или иных данных), которые представлять не нужно. В тексте числа и конкретные примеры служат для иллюстрации и общей характеристики, полученных в ходе исследования результатов, на основании которых делаются выводы. Поэтому обычно рабочие данные обрабатывают и в тексте представляют только самые необходимые. Наиболее наглядная форма представления данных – графическая. Полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и с литературными источниками и проанализировать, то есть установить и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования. 7). И завершается работа
выводами,
в которых тезисно, по порядку, излагаются результаты работы.
Выводы должны соответствовать целям, задачам, и гипотезе исследования, и

отвечать на поставленные вопросы.

Занятие 4.
Оформление проектных (исследовательских) работ.
1. Требования к ученической исследовательской работе. Ученическая исследовательская работа представляет собой некоторое законченное исследование, целью которого является: - систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по применению этих знаний в решении конкретных научных задач по вопросам истории, экономики, права и т.д.; - развитие навыков самостоятельной работы и применения методов исследования. Ученическая исследовательская работа должна: - иметь научно-реферативный характер, основанный на использовании актуальных статистических данных и действующих нормативных правовых актов; - отвечать принципам логичности, четкости, достоверности изложения фактического материала; - отражать умения пользоваться научными методами и приемами исследования по отбору, обработке и систематизации информации; - иметь четкую структуру, правильное оформление библиографических ссылок, список использованных нормативных правовых актов, научной и учебной литературы. Работа обязательно включает в себя как теоретическую часть, так и практическую часть. Ученическая исследовательская работа оформляется в виде текста с приложениями, графиками, таблицами, чертежами, картами, схемами. Оптимальный объем работы – 10-15 страниц машинописного текста. Исследовательская работа должна быть оформлена надлежащим образом. Все листы работы и приложений следует аккуратно подшить (сброшюровать) в папку и переплести. Все страницы необходимо нумеровать, начиная с оглавления. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине верхнего поля страницы. Каждая часть работы начинается с новой страницы. Текст работы должен быть написан на одной стороне стандартного листа.
Общие требования к оформлению работы:
В состав работы входят следующие части:
титульный лист, краткая аннотация,

аннотация и научная статья (описание работы).
Эти части работы выполняются на отдельных листах и не скрепляются между собой.
Требования к тексту.
Весь текст выполняется на стандартных страницах белой бумаги формата А4 (размеры: горизонталь – 210 мм., вертикаль – 297 мм.) Текст печатается ярким шрифтом (размер шрифта – 12 кегель) через полтора интервала между строками на одной стороне листа. Формулы вписываются черной пастой (тушью), либо воспроизводится на печатающем устройстве. Весь машинописный, рукописный и чертежный материал должен быть хорошо читаемым.
Заголовок.
Такие части работы, как краткая аннотация, аннотация, научная статья имеют стандартный заголовок. На первой странице каждой части сначала печатается название работы, затем посередине – фамилия авторов, ниже указывается регион, поселок, учебное заведение, название школы, класс. В названии работы сокращения не допускаются.
Состав работы.

Титульный

лист.
На титульном листе исследовательской работы указывается наименование образовательного учреждения или название конкурса, в котором участвует данная работа (если это требование прописано в положении конкурса), фамилия и инициалы учащегося, выполнившего исследовательскую работу, тема работы, ученое звание, фамилия и инициалы научного руководителя, должность, место работы. Сокращения недопускаются

Краткая аннотация
объемом не более 10 строк (60 знаков в строке с учетом пробелов), представляет собой краткое описание работы на простом, понятном широкой публике языке с указанием элементов новизны проведенных исследований и полученных результатов. Краткая аннотация печатается на отдельной стандартной странице в порядке: стандартный заголовок, затем посередине слова «Краткая аннотация», ниже текст краткой аннотации.
Краткая аннотация должна быть написана на русском и английском языках.

Далее

идет

аннотация.

Аннотация
не должна включать списка литературы, благодарностей и описания работы, выполненной руководителем. Аннотация печатается на одной стандартной странице в следующем порядке: стандартный заголовок, затем посередине слово «Аннотация», ниже текст аннотации. Аннотация должна содержать наиболее важные сведения о работе, в частности, включать следующую информацию: цель работы, методы и приемы, которые использовались в работе, полученные данные, выводы.
Научная статья
(описание работы), доклад должна содержать: - Введение - Основную часть - Заключение - Список использованных источников и литературы. Работа может содержать приложения с иллюстративным материалом (рисунки, различные карты, таблицы, фотографии). Статья в сопровождении иллюстраций (чертежи, графики, таблицы, фотографии) представляет собой описание исследовательской (творческой работы). Все сокращения в тексте статьи должны быть расшифрованы. Объем текста статьи, включая формулы и список литературы, не должен превышать 10 стандартных страниц. Для иллюстраций может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц, иллюстрации выполняются на отдельных страницах, которые размещаются после ссылок в основном тексте. Не допускается увеличение формата страниц, склейка страниц иллюстраций буклетом и т.п. Нумерация страниц производится в правом верхнем углу. Основной текст доклада нумеруется арабскими цифрами, страницы иллюстраций – римскими цифрами. На первой странице статьи сначала печатается стандартный заголовок, далее следует текст статьи, список литературы в порядке упоминания в тексте. Сокращения в названии статьи не допускаются. Если при выполнении работы были созданы компьютерные программы, то к работе прилагается исполняемый программный модуль для совместимых компьютеров на дискете 3.5 и описание содержания дискеты.
Во

введении
дается краткое обоснование выбора темы работы, обосновывается актуальность проблемы исследования, объект и предмет исследования, определяются цель и задачи, гипотеза, методы исследования. Например, при исследовании можно использовать следующие методы: - изучение и анализ научной литературы; - изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики; - моделирование, сравнение, анализ, интервьюирование и т.д. После оформления введения написание текста работы следует начинать с анализа научной литературы по данной проблеме, затем только излагать собственные данные по изучаемой проблеме. В данной части исследования должны быть перечислены все наиболее значимые авторы, проводившие научные или научно-практические исследования по данной проблеме.
Основная

часть
должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно характеристику методов решения проблемы, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность простота, наглядность, практическая значимость и т.д.)
Изложение материала в работе должно быть последовательным и логичным. Все части работы должны быть связаны между собой. Следует обращать особое внимание на логические переходы от одной части работы к другой, а внутри части – от вопроса к вопросу. Изложение материала по данной проблеме должно быть конкретным и, прежде всего, опираться на результаты практики, при этом важно не просто описание, а критический анализ имеющихся данных. При изложении в работе спорных (противоречивых) решений необходимо приводить мнения различных ученых и практиков. Если в работе критически рассматривается точка зрения кого-то из них, его мысль следует излагать без сокращении т.е. приводить цитаты. Обязательным, при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы, является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после этого следует обосновывать свое мнение по спорному вопросу или соглашаться с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая в каждом из случаев соответствующие аргументы.
Научная

новизна
в зависимости от характера и сущности исследования может формулироваться по-разному. Так, для теоретических работ научная новизна определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета. Для работ практической направленности научная новизна определяется результатом, который был получен впервые, возможно подтвержден и обновлен или развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления и практические достижения.
В заключении
в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований, предложений по возможному практическому использованию результатов исследования).
Таблицы и рисунки.
Отдельные положения работы должны быть иллюстрированы цифровыми данными из справочников, монографий и других литературных источников, при необходимости оформленными в справочные или аналитические таблицы. При составлении аналитических таблиц используемые исходные данные выносятся в приложение к работе, а в тексте приводятся расчеты отдельных показателей. Таблица должна занимать не более одной страницы. Если аналитическая таблица по размеру превышает одну страницу, ее следует включить в приложение. В отдельных случаях можно заимствовать некоторые таблицы из литературных источников. Ссылаться на таблицу нужно в том месте текста, где формулируется положение, подтверждаемое или иллюстрируемое ею. В тексте, анализирующем или комментирующем таблицу, не следует пересказывать ее содержание, а уместно формулировать основной вывод, к которому подводят табличные данные, или вводить дополнительные показатели, более отчетливо характеризующие то или иное явление или его отдельные стороны. Таблицы и рисунки должны иметь названия и порядковую нумерацию. Например, следует писать: таблица 1 «Национальный состав с. Белоярск» либо рисунок 3 «Ненецкая нарта». Нумерация таблиц и рисунков должна быть сквозной для всего текста исследовательской работы. Порядковый номер таблицы проставляется в правом верхнем углу над ее названием. В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей, в период времени, к которому относятся данные. Если единица измерения в таблице является общей для всех числовых табличных данных, то ее приводит в заголовке таблицы после ее названия. Порядковый номер рисунка и его название проставляются под рисунком. При построении графиков по осям координат откладываются соответствующие показатели, буквенные обозначения которых выносятся на концы координатных осей, фиксируемые стрелками. При необходимости вдоль координатных осей делаются поясняющие надписи. Формулы приводятся сначала в буквенном выражении, затем дается расшифровка входящих в них индексов, величин. Номер таблицы пишут в правом верхнем углу арабскими цифрами над ее заголовком.
Написанный текст рекомендуется тщательно проверить, т.е. вычитать. Окончательный вариант работы должен быть представлен на бумажном и электронном носителе в двух экземплярах. Как правило, работа пишется сначала рукописно, а затем переносится в файл на компьютер. Однако при наличии регулярного доступа к компьютерному рабочему месту исследовательская работа может изначально создаваться в текстовом редакторе.
Правила создания больших деловых бумаг.
Исследовательская работа разбивается на файлы в соответствии со структурой работы. Иными словами, рекомендуется работать с файлами типа «Глава 1», «Часть 1», помещенными в папку «Работа». Оформительской стороне в начале работы над текстом не следует уделять большое внимание. Это следует делать в последнюю очередь, когда будет собрана вся исследовательская работа. К собранному документу следует применить стили, примеры которых приведены ниже. При создании документа и цитировании источников текста, данных, формул, рисунков следует сразу вставлять сноски, куда помещаются ссылки на соответствующие издания. После объединения всех компонентов глав следует проверить нумерацию страниц работы: Размер бумаги – А 4. Поля: левое – 30 мм, правое – 20 мм, сверху – 20 мм, снизу – 20 мм.
Библиографический аппарат исследовательской работы.
Библиографический аппарат в работе – это выражение научной этики и культуры научного труда. Именно по нему члены жюри, присутствующие на защите работы, могут судить о степени осведомленности учащегося о состоянии проблемы в теории и практике. Библиографический аппарат исследовательской работы представляется библиографическим списком и библиографическими ссылками, которые оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1.84. «Библиографическое описание документов» и ГОСТ 7.1.76 «Библиографическое описание произведений печати».
Библиографический список,
в исследовательской работе обычно следует озаглавливать как «список использованной литературы» Библиографическое описание можно условно разделить на две части: нормативные правовые акты и научная методическая литература. Нормативные правовые акты располагаются в соответствии с юридической силой: - международные законодательные акты – по хронологии; - Конституция РФ; - кодексы – по алфавиту; - законы РФ – по хронологии; - указы Президента РФ – по хронологии; - акты Правительства РФ – по хронологии; - акты министерств и ведомств в последовательности – приказы, постановления, положения, инструкции министерства – по алфавиту, акты – по хронологии. В списке использованной литературы должно быть указано полное название акта, дата его принятия, номер, а также официальный источник опубликования. Например: Федеральный закон от 26 февраля 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996.- №1, ст.1. Библиографическое описание составляют непосредственно по произведению печати или выписывают из каталогов и библиографических указателей полностью, без пропусков каких-либо элементов, сокращений заглавий и т.п. Ниже приведены примеры библиографического описания различных видов произведений печати.
Государственные стандарты и сборники документов:

Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления: ГОСТ 7.1.84.- Введ. 01.01.86. – М., 1984. – 75 с. – (Система стандартов по информ., библ. и изд.делу). Книги одного, двух, трех и более авторов: Деревянченко А.А. Ямало-Ненецкий автономный округ – субъект Российской Федерации – Салехард: изд-во Красный Север, 1997. – 102 с. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. – Новосибирск: Наука, 1992. – 136 с. Сборник одного автора: Конституционное право. Конституция Российской Федерации /Сост. А.Ф. Никитин – М.: Просвещение, 1995. – 122 с. Сборник с коллективным автором: Приуральский район на карте Ямало-Ненецкого автономного округа /Кол. Авторов. – Екатеринбург: Сред.-Урал. Кн. Изд-во, 2008. – 336 с.:ил. + 16 с. Вкл. Материалы конференций: Ямал: традиции, современность, будущее. Материалы окружного научного- практического семинара. – Салехард: ЯНОИПКРО, 2005. – 66 с. Статья из газеты и журнала: Хиля Н. Афганистан остается во взоре.// Приуралье. – 2003. – 14 фев. Статья из ежегодника: Народное образование и культура.// СССР в цифрах в 1985 г. – М., 1986. – С. 241-255. Статья из энциклопедии и словаря: Бирюков Б.В., Гастев Ю.А., Геллер Е.С. Моделирование.// БСЭ. – 3-е изд. – М., 1974. – Т.16. – С. 393-395.
Правила оформления библиографических ссылок:


При оформлении библиографических ссылок допускаются некоторые отклонения от общих правил библиографического описания источников. При включении элементов описания в основной текст соблюдаются правила оформления текста, а не библиографического описания, в частности, при употреблении кавычек (основное заглавие, заглавие сериальных изданий пишут в кавычках), при расположении инициалов или имен (они предшествуют фамилиям авторов, а не следуют за ними). Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или иному источнику, то ссылку следует начинать словами «Цит. по: …», либо «Цит. По кн.:…», или «Цит. По ст.: …». Когда текст, к которому относится ссылка, не цитируется, а лишь упоминается, то пользуются начальными словами «См.», «См. об этом». Когда надо подчеркнуть, что источник, на который делается ссылка, - лишь один из многих, где подтверждается, или высказывается, или иллюстрируется положение основного текста, то в таких случаях используют слова «См., например, …», «См., в частности, …». Когда нужно показать, что ссылка представляет дополнительную литературу (информацию), указать следует «См. также: …». По месту расположения относительно основного текста работы библиографические ссылки разделяются на: - внутритекстовые, т.е. являются частью основного текста; - подстрочные, т.е. вынесенные из текста в низ страницы. Внутритекстовые ссылки используются, когда значительная часть ссылок вошла в основной текст работы неразрывно. Изъять ее из текста невозможно, не заменив этот текст другим. В тех случаях, когда учащийся приводит ссылки в конце каждой страницы своей работы в виде подстрочных ссылок, для связи с текстом используются знаки сносок в виде звездочки или цифры. Если ссылок более четырех, то использовать звездочки
нецелесообразно. Знак сноски следует располагать в том месте текста, где по смыслу заканчивается мысль автора. Существует несколько способов связи основного текста работы с описанием источника. Чаще всего для этой цели служит порядковый номер источника, указанного в библиографическом списке, в основном тексте этот номер берется в скобки. За содержание исследовательской работы, правильность приведенных данных несет ответственность учащийся.
2. Наиболее часто встречающиеся ошибки при написании исследовательской

работы.
1. Отсутствие собственных оценок, мыслей, предположений. 2. Отсутствие ссылок на исследования ученых и практиков и другие цитируемые источники. 3. Отсутствие аргументированных выводов, обоснованности предложений. 4. Несоответствие содержания и формы, т.е. несовпадение основного текста и выводов, как по главам, так и в целом по работе. Окончательный вариант работы должен быть представлен на бумажном и электронном носителе в двух экземплярах. Как правило, работа пишется сначала рукописно, а затем переносится в файл на компьютер. Однако при наличии регулярного доступа к компьютерному рабочему месту исследовательская работа может изначально создаваться в текстовом редакторе.
3.

Процедура защиты исследовательской работы учащимися.
1. Законченную работу учащийся представляет научному руководителю. После просмотра руководитель направляет работу на рецензию (районная ученическая исследовательская конференция «Ступень в будущее»). Рецензент, как правило, сосредотачивает внимание на качестве выполненной работы и дает ее объективную оценку. 2. Подготовив работу к защите, учащийся готовит выступление (доклад), наглядную информацию – схемы, таблицы, графики и другой иллюстративный материал – для использования во время защиты. 3. Предварительная защита на заседании творческого объединения. Замечания и дополнения к исследовательской работе, высказанные на заседании творческого объединения, обязательно учитываются до представления работы на районной ученической исследовательской конференции «Ступень в будущее». 4. Защита работы на районной ученической исследовательской конференции «Ступень в будущее».
Основные советы к докладчику.




Для доклада на конференциях предоставляется время не более 10 минут. Этого вполне достаточно, чтобы изложить суть работы. Не бойтесь, что вы не успели «сказать все». После докладабудут заданы вопросы, отвечая на которые, вы в сущности, дополняете свой доклад. Отрепетируйте его дома, когда вам никто не мешает. Убедитесь, что вы правильно распорядились отведенным для доклада временем. Типичная ошибка многих докладчиков заключается в том, что примерно 80% времени они тратят на введение, а оставшееся время – на изложение скороговоркой сути работы. Помните, что в экспертную комиссию отобраны специалисты, хорошо знакомые с современным состоянием науки и техники, и главная
задача их заключается не столько в оценке содержания работы (они умеют это делать хорошо и быстро), а «увидеть» вас в этой работе, оценить ваш творческий вклад в представленную на конкурс работу.
Несколько «личных» советов докладчику:
1. Успокойтесь. Овладейте собой. Соберитесь с мыслями. Помните – Вас никто не обидит. 2. Назовите тему Вашей работы. Четко и ясно сформулируйте ее цель, используя, например, такие ключевые слова и фразы: «Цель работы заключается в …», «Цель работы заключается в том, что (чтобы)…», «Исследование (работа, эксперимент) ставит своей целью…» и т.п. 3. Расскажите, каким путем вы шли к достижению поставленной цели, какие встретили трудности, как они были преодолены; одним словом, изложите основное содержание работы, ее идею и суть. 4. Сформулируйте наиболее важный, с Вашей точки зрения, результат работы, в виде основного вывода или заключения по работе. 5. Закончите
выступление
примерно так: «Доклад закончен, благодарю за внимание». 6. Успокойтесь. Подготовьтесь к ответам на вопросы.
Дорогие участники!

Помните, что победа в ваших руках. Залог победы

- хорошая учеба и добротно выполненная научная работа.

Хорошая работа имеет замечательное свойство: Когда Вы защищаете

Ее она защищает Вас.

Успехов Вам!

5.

Рекомендации

по

составлению

текста

выступления

для

защиты

исследовательской работы.
Какой бы великолепной ни была работа, без квалифицированного ее представления невозможно получить высокую оценку. Ведь оценка в значительной мере выставляется и за то, как учащийся ее представит. Защита начинается с доклада (краткого сообщения) основного содержания работы. Для доклада основных положений работы, обоснования сделанных им выводов и предложений предоставляется 10-15 минут, что соответствует 4-4,5 страницам обычного текста до размера шрифта 12, набранного с межстрочным интервалом 1,5. Доклад следует начинать с обоснования актуальности темы исследования, его цели и задач, далее следует раскрыть основное содержание работы, а затем осветить основные результаты работы, сделанные выводы и предложения. Желательно делать доклад свободно, не читая письменного текста. Рекомендуется в процессе доклада использовать компьютерную презентацию работы, заранее подготовленный наглядный графический (таблицы, схемы) или иной материал, иллюстрирующий основные положения работы. Структура текста выступления при защите исследовательской работы можно представить в виде следующей таблицы (таблица 1) Раздел выступления Продолжитель ность (мин.) Количество слайдов презентации Введение. Обоснование темы исследования (актуальность, объект, предмет исследования, цель, задачи, методы и т.д.) 2 2-3 Краткое содержание работы 5 Н е м е н е е 1 н а каждую часть работы Результаты опытно-экспериментальной работы 3 По необходимости, но не менее чем 1
слайд в минуту Заключение (основные выводы, дальнейшие перспективы разработки проблемы) 1 1-3
6.

Составление

компьютерной

презентации

(КП)

с

помощью

программ

презентационной графики.


Компьютерная презентация дает ряд преимуществ перед обычной бумажно-плакатной. Для полного использования программы подготовки КП необходимо хорошо знать все ее особенности. Компьютерная презентация позволяет использовать ее учащемуся как легальную шпаргалку, а с другой стороны, позволяет членам жюри одновременно изучать исследовательскую работу и контролировать выступление учащегося. Поэтому желательно сопровождать выступление презентацией с использованием 15 – 20 слайдов. Основными принципами при составлении КП являются: - лаконичность, ясность, уместность, сдержанность, наглядность (подчеркивание ключевых моментов), запоминаемость (разумное использование ярких эффектов); - необходимо начать КП с заглавного слайда и завершить итоговым. В заголовке приводится название и автор. Можно придумать краткое название и поместить его на все слайды (Вид – Колонтитул – Применить ко всем). Сделайте также нумерацию слайдов и напишите, сколько всего их в презентации. В итоговом слайде должно найтись место для благодарности руководителю и всем тем, кто дал ценные консультации и рекомендации. Основное требование – каждый слайд должен иметь заголовок, количество слов в слайде не должно превышать 40. Используйте шаблоны для подготовки профессиональной КП, при разработке оформления используйте дизайн шаблонов (Формат – Применить оформление). Не увлекайтесь яркими шаблонами, информация на слайде должна быть контрастна фону. Подберите два-три различных фоновых оформления для того, чтобы иметь возможность варьировать фон при плохой проекции. Не злоупотребляйте эффектами анимации. Оптимальной настройкой эффектов анимации является появление в первую очередь заголовка слайда, а затем – текста по абзацам. При этом если несколько слайдов имеют одинаковое название, то заголовок слайда должен постоянно оставаться на экране. Динамическая анимация эффективна тогда, когда в процессе выступления происходит логическая трансформация существующей структуры в новую структуру, предлагаемую вами. Настройка анимации, при которой происходит появление текста по буквам или словам, может вызвать негативную реакцию со стороны членов жюри, которые одновременно должны выполнять 3 различных дела: слушать выступление, бегло изучать текст работы и вникать в тонкости визуального преподнесения вами материала исследования. Ведь визуальное восприятие слайда презентации занимает от 2 до 5 секунд, в то время как продолжительность некоторых видов анимации может превышать 20 секунд. Настройте временной режим вашей презентации. Используя меню Показ слайдов – Режим настройки времени, узнайте, сколько минут требуется вам на каждый слайд. Очень важно не торопиться на докладе и не «мямлить» слова. Презентация легко поможет вам прочитать доклад, но она не должна его заменить. Если вы только читаете текст слайдов, то это сигнал жюри, что вы не ориентируетесь в содержании. Но если вы растерялись или не можете проглотить комок в горле, то прочтение презентации будет единственным вашим спасением. Желательно подготовить к каждому слайду заметки по докладу (Вид – страницы заметок). Распечатайте их (Печать – печать заметки) и используйте при подготовке и, в крайнем случае, на самой презентации. Распечатайте некоторые ключевые слайды в качестве раздаточного материала.
Используйте интерактивные элементы. Для управления своей КП используйте интерактивные кнопки (вперед – назад) или, в крайнем случае, клавиатуру. Особенно это может пригодиться при ответе на вопросы, когда вас попросят вернуться к определенному слайду. В автоматическом режиме обязательно проконтролируйте временной интервал своего доклада. 7. После доклада учащийся должен ответить на вопросы членов жюри.
Успехов в написании исследовательской работе и ни пуха и ни пера при защите!

Список использованной литературы 1. Жаворонкова Н.Г. Основные правила подготовки и защиты квалификационной (дипломной) работы студентом-выпускником // Документы в образовании. - №7 2007. - С.37-91. 2. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы // Завуч. - №1. - 2007. - С.93-118. 3. Ривкин Е.Ю. Методические рекомендации по организации и проведению ученических краеведческих исследований // Образование в современной школе. - №2 — 2004. - С.36-39. 4. Соловьева Н.Н. Семь шагов к началу исследовательской деятельности // Учитель. - №6 — 2003. - С.60-63. 5. Шушарина Н.Г. Как оформить ученическую исследовательскую работу. - Аксарка: МОУ ДОД Центр детского творчества. - 2005. - 54с.


В раздел образования