Напоминание

обобщающий урок по теме "Имя существительное" 5 класс ФГОС


Автор: Королева Ирина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №19
Населённый пункт: Северо - Восточные Сады
Наименование материала: методическая разработка
Тема: обобщающий урок по теме "Имя существительное" 5 класс ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад





Технологическая карта урока
Дата 18.0215 Предмет Русский язык Класс 5 Учитель Королева Ирина Владимировна Базовый учебник Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Тема урока Имя существительное как часть речи Тип урока Обобщение и систематизация знаний Цель урока Повторить, обобщить, систематизировать знания об имени существительном Задачи урока Образовательные: формировать представления об основных грамматических признаках существительных, развивать умения определять число, род, падеж существительных. Развивающие: развитие универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала; содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в группе. Воспитательные: вызвать чувство ответственности за «братьев наших меньших»; прививать умение слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу необходимое для работы в группе и команде; повышение уровня познавательного интереса к предмету, любви к русскому языку. Планируемые результаты Предметные: получить обобщенные знания по теме "Имя существительное как часть речи"; определять морфологические и синтаксические признаки существительного. Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь 1
работать индивидуально и в группе, находить общие решения. Личностные: сформировать интерес к русскому языку и родной культуре. Технологии Проектная, личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, системно-деятельностная, дифференцированного обучения. Формы работы Творческая, «авторское кресло, проектная, спортивная разминка, заполнение кластеров, анкетирование. Межпредметные связи Литература (работа на основе рассказа Л.Н. Толстого «Котенок», объяснение смысла пословиц, работа с эпиграфом — цитатой из сказки «Маленький принц» А. Де С.- Экзюпери) Внутрипредметные связи Орфоэпия (работа над правильным произношением слов), лексика (работа с толковыми словарями), морфология (работа с морфологическими признаками существительного), синтаксис (частичный синтаксический разбор) Виды деятельности учителя Организует, направляет, контролирует, диагностирует. Виды деятельности учащихся Исправляют деформированный текст, ведут выборочную работу с текстом, заполняют кластеры, создают свои тексты, заполняют анкету. Виды используемых ИКТ Компьютер при подготовке к уроку Материалы и оборудование Раздаточный материал, содержащий задания урока, итоговую анкету, «Толковый словарь» 2

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап

Вр е м

я
( в мин. )
Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые

результаты (УУД)
1. Ор г а 1 Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку. Приветствуют учителя, настраиваются на работу. 2. Акту ализ ац ия з на ни й 3 Читает
загадку
( стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова…») Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным – полно, А безымянных нету. И всё, что может видеть глаз – Над нами и под нами,- И всё, что в памяти у нас,- Означено … (
словами
). Создает
проблемную ситуацию
: - К какой части речи относятся слова, дающие названия зверям, предметам, вещам? - Вспомните определение этой части речи. Слушают загадку. Разгадывают. Вспоминают, какую часть речи мы изучаем. Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. 3
3. Це ле пола г а ние 1 Задает вопросы: - Ребята, вы закончили изучать тему « Имя существительное », и сегодня мы повторим все полученные вами знания по этой теме. А как вы думаете, что было бы, если бы пропали все существительные? Делают вывод о важности имени существительного: Без существительных люди не смогли бы назвать ни одного предмета, не знали бы, о чем или о ком идет речь, не могли бы точно указать ни время, ни место
.
Коммуникативные: формирование своего мнения. 4. Мот ивац и 1 Мотивирует учащихся к учебной деятельности: - Для того чтобы повторить изученное об имени существительном, мы поработаем над созданием текста на основе нескольких существительных и после над готовым
текстом.
Узнают о сюжетной линии урока. Регулятивные: планирование учебного сотрудничества. 5 Гр у пповая твор че ская Разделяет детей на группы Работают в группах, создают собственный текст, используя предложенные существительные, выбирают один (лучший) текст от группы, озвучивают его классу Коммуникативные: умение выбрать лучшее, признать другую работу 4
5. Повтор ение из у че нног о 4 Создает
проблемную ситуацию
: - Ребята, давайте прочитаем текст. Легко ли его было читать? Почему? Проводит
работу с деформированным текстом
. -Обращаемся к раздаточному материалу, работаем самостоятельно. -Проверьте, в нужную ли форму вы поставили существительные, правильно ли определили их падеж. -Если всё выполнено верно, поставьте себе
+

Вопросы для анализа
(2-7) Обращает внимание учеников на незнакомое слово (работа со словарем) (вопрос 8-9). -В тексте есть еще несколько слов, которые могли вызвать затруднения в его понимании. В таблице (11) сопоставьте стрелочками эти слова с их значением. Проверка: -Поменяйтесь своими работами и проверьте на слух. Если все верно, ставьте соседу +
Орфоэпические нормы:
обращает внимание на ударение слов. Объясняет технологию заполнения таблиц. После их заполнения, проводится устная проверка. За каждую правильно выполненную таблицу ребенок получает по
+
(после физминутки) Читают текст. Понимают сложность восприятия текста, т.к. существительные стоят в начальной форме и грамматически не согласованы. Находят существительные, ставят их в нужную форму, письменно определяют их падеж. Проверяют, сверяясь с доской, оценивают свою работу. Анализируют текст, отвечая на вопросы в раздаточном материале. Сопоставляют рассказ с эпиграфом к уроку. Анализируют иллюстрацию к рассказу. Ведут поиск нужной информации. Работают с новыми для себя словами, составляют предложения. Сопоставляют слова с их значением. Проверка осуществляется в парах. Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, составлять связный текст, усвоение орфоэпических норм языка, умение работать в паре. Регулятивные: самокоррекция, оценивание себя, оценивание работ других, поиск материала по словарям/интернет- сайтам, умение выбирать и систематизировать материал Личностные: воспитание любви к животным и ответственности 5
6. Физ мину т ка 1 Предлагает выполнить упражнения на снятие статического напряжения, одновременно повторив грамматическую категорию рода. -Проведем физминутку. Я буду называть существительные, вы – определять его род, при этом выполнять определенные физические упражнения. Как? Внимание на доску! Выполняя упражнения на снятие статического напряжения, тренируются на слух воспринимать слова и определять род имен существительных. Настраиваются на позитивную дальнейшую работу. 7. Повтор ение из у ченног о 5 -Обратите внимание на задание 13. Давайте его разберем (определение синтаксический роли слов). Учитель задает детям различные вопросы (все представлены в раздаточном материале), плавно переводя детей от грамматических категорий к нравственным качествам человека (героя рассказа) (14-17). Переход на межпредметные связи: -Перед вами пословицы. Какая из них наиболее полно отражает идею рассказа? -Какое продолжение могла бы иметь эта история?
Резервное задание:
Дополните текст одним- двумя предложениями. За это поставьте себе 1 балл. (Выборочно озвучиваются варианты концовки) Определяют синтаксическую роль существительного в тексте, выражая ее графически. Отвечают на поставленные вопросы. Анализируют характер героев. Через пословицы еще раз называют идею рассказа. Сочиняют концовку рассказа. Коммуникативные: умение выражать свои мысли (устно и письменно), выражать свое отношение к проблеме. Личностные: воспитание высоких нравственных качеств Регулятивные: умение находить и графически выделять члены предложения 6
8. Под вед ение 4 -Заполните анкету (задание 19), ответив кратко на вопросы. Учитель анализирует работы детей, опираясь на их анкеты, после чего выставляет оценки. Ребята сами анализируют свою работу на уроке, заполняя анкету, в которой содержатся вопросы и на рефлексию, и ставят себе оценку. Регулятивные: самооценка, рефлексия деятельности. Коммуникативные: умение анализировать свои действия и выражать мысли. 9. Дома шне е 1 Объясняет технологию выполнения домашнего задания: напишите сочинение миниатюру по теме «Мы в ответе за тех, кого приручили». Получают указания к выполнению. Записывают домашнее задание в дневники. Регулятивные: планирование. Личностные: самоопределение. 7


В раздел образования