Игры с кинетическим песком с детьми раннего возраста как средство формирования позитивного имиджа ДОО
Автор: Меске Екатерина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: БДОУ СМР "Детский сад № 27" Населённый пункт: Вологодская область, г. сокол Наименование материала: статья Тема: Игры с кинетическим песком с детьми раннего возраста как средство формирования позитивного имиджа ДОО Раздел: дошкольное образование
кинетическим песком с детьми раннего возраста как средство
формирования позитивного имиджа ДОО
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», Федеральным
Государственным Образовательным Стандартом ДО, основным приоритетом
образования
сегодня
выступает
личностно-ориентированное
взаимодействие
педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и
потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном
благополучии.
Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на
применение в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных
педагогических
технологий,
направленных
на
успешное
развитие
образовательного пространства и повышения имиджа ДОО.
Как же, помочь родителям – главным потребителям услуг, рассказать о
своем ДОУ? Как, не отказываясь от традиционных методов обучения, включить
детей
раннего
возраста
в
воспитательно-образовательный
процесс,
направленный на повышение имиджа детского сада?
Решить эти вопросы мне помог метод песочной терапии. Для повышения
имиджа
нашего
дошкольного
учреждения
я
выбрала
игры
с «живым»
кинетическим песком с детьми раннего возраста. Этот удивительный материал
был изобретен в Швеции, появился в России совсем недавно (2013г.). Состоит
на 98% из кварцевого песка и 2% силиконового полимера. Он похож на мокрый
пляжный песок, но в тоже время он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы,
оставляя
при
этом
руки
чистыми
и
сухими.
Кинетический
песок
не
рассыпается как обычный песок и очень легко собирается, даже если попадет на
ковер.
Он
рыхлый,
но
из
него
можно
строить
разнообразные
фигуры.
Он
приятен на ощупь, не оставляет следов на руках, он никогда не сохнет, легко
собирается с поверхности, оставляет все поверхности совершенно чистыми, не
вызывает аллергии и неприхотлив в хранении.
Безусловно, его можно приобрести в магазине для детского творчества, а
можно
сделать
своими
руками.
Для
этого
мне
понадобилось:
2
части
просеянного прокаленного песка, 1 часть картофельного крахмала и 1 часть
кипяченой воды.
Цель работы с живым песком: повышение качества воспитательно-
образовательного процесса, внедрение современного инновационного
материала в систему работы ДОО направленной на формирование
позитивного имиджа учреждения.
При этом решаются следующие задачи:
- включение в работу с детьми раннего возраста игр с кинетическим песком;
- предоставление родителям и общественности более полной картины жизни
детей в детском саду;
- создание благоприятного имиджа дошкольной организации;
При
работе
с
детьми
я
использовала
простые
упражнения,
которые
основываются
на
таких
особенностях
детей
раннего
возраста,
как:
эмоциональность,
впечатлительность,
способность
быстро
заражаться,
как
положительными, так и отрицательными, эмоциями от взрослых и сверстников
и подражать их действиям.
Можно
выделить группы
методов
и
приемов игр
с
кинетическим
песком, используемых в работе :
1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с
раздаточным
материалом
(совочки,
формочки,
кисточки),
элементы
экспериментирования, наблюдения;
2 . Игровая
деятельность
(обыгрывание
ситуаций, инсценировка,
элементы
театрализации);
3.Словесные
методы
–
беседы, чтение
произведений
литературы
(стихи,
сказки), использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки);
4.Наглядные методы (показ игрушек, моделирование)
Формы работы с кинетическим песком:
-
индивидуальные
игры,
которые
позитивно
влияют
на
эмоциональное
самочувствие
детей,
являются
прекрасным
средством
для
развития
и
саморазвития ребёнка.
- групповые игры с песком в группе направленные в основном на развитие
коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться
друг с другом, взаимодействовать.
Во время проведения занятий с кинетическим песком, я использовала:
1.
игры- ситуации – «Построим
дорожку (дом, заборчик)», «Норки для
мышки». Освоив простую постройку, давала усложнение с использованием
бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т.д.).
2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду
искать», «Необыкновенные следы».
3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир».
4. Рассказывание сказок – лепим героев с сопровождением сказок.
5. Инсценирование потешек: «Петушок» «Сорока», «Я пеку, пеку, пеку…».
6.
Читаем
на
песке
–
предварительно
лепим
формочки
животных
или
предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из
цикла А.Барто «Игрушки».
7.Конструирование
–
использовала
метод
«наплыва»
(полужидкий
песок
выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»).
Наблюдая за детьми, я обратила внимание, что, выполняя те или иные
действия
с
«живым»
песком,
они
как
бы
прислушиваются
к
себе,
эмоционально показывают свои ощущения. Таким образом, выполняя с детьми
незатейливые упражнения с «живым» кинетическим песком мы стабилизируем
эмоциональное
состояние. Так
закладывается
база
для
дальнейшего
формирования навыков позитивных эмоций и
общения.
Работа с «живым» кинетическим песком делится на несколько этапов .
1 этап - ориентировочный. («Чувствительные ладошки»)
Цель
1
этапа
–
снижение
эмоционального
напряжения;
создание
положительного эмоционального настроя знакомство детей с внешним видом,
правилами поведения и использования «живого» песка.
Все
игры,
упражнения
в
песке
осуществляются
с
помощью
игрушки-
посредника «Песочного» зайчика. Данную игрушку использую только в играх с
«живым»
песком,
именно
через
нее
объясняю
детям
правила
поведения,
запреты и поощрения.
2 этап – предметно - манипулятивный («Секреты «живого» песка»).
Цель его – знакомство детей со свойствами «живого» песка, обучение простым
действиям на его поверхности.
Специально для того, чтобы облегчить малышам игровой процесс и сделать его
более захватывающим, использую различные формочки, штампики, палочки,
которые помогут создавать
фигурки из сыпучего материала, обладающим
свойствами вязкости.
Вначале я от имени «Песочного зайчика» показываю ребенку способ действия с
«живым»
песком,
а
затем
предлагаю
ему
выполнить
это
действие
самостоятельно.
Если,
я
вижу,
что
ребенку
сложно,
и
самостоятельно
справиться он не может, то тогда я ему помогаю. Выполняем действие вместе,
по принципу «рука в руке».
На этапе прикосновений к поверхности «живого» песка, я использую такие
игры упражнения как: «Здравствуй песок!», «Необыкновенные следы»…..
3 этап - сенсорный («Путешествие по Песочной стране»),
цель
которого –
обучение детей простым действиям с погружением рук в песок.
На данном этапе я использую игры: «Песочные прятки», «Спрячь игрушки»,
«Детские
секретики»,
«Веселые
пальчики»,
«Веселые
друзья»,
«Норки
–
холмики». Я предлагаю детям игры с коллекцией фигурок. Ребенок выбирает
понравившуюся ему игрушку, которую далее мы обыгрываем в песке.
Надо
отметить,
что
некоторые
дети
испытывают
страх
перед
полным
погружением рук в песок, поэтому игры для этих детей, на поверхности песка и
с погружением будут чередоваться, в зависимости от их желания.
4. этап - творческий
Структура
игр
с
«живым»
кинетическим
песком:
Создание
сказочной
ситуации
(в ходе создания сказочной ситуации можно
использовать фигурки для инсценировки).
Тактильная
разминка
(в
ходе
тактильной
разминки
дети
выполняют
следующие
действия:
перекладывают
песок
из
ладошки
в
ладошку;
зарывают
поочередно
ладошки
в
песок;
растирают
песочек
между
ладошками; водят ладошками по песку)
Практическое
задание
по
сюжету
(дети
самостоятельно
выполняют
упражнения
на
песке).
4. Поощрение детей за помощь «Песочному зайчику»
Во время занятий с кинетическим песком мощно развивается «тактильная»
чувствительность,
более
гармонично
и
интенсивно
развиваются
речь
и
моторика, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в
дальнейшем
способствует
развитию
игровых
и
коммуникативных
навыков
ребенка.
Повысить уровень имиджа детского сада посредством игр с кинетическим
песком, помогла определенным образом организованная работа с родителями:
- проведение родительского собрания с элементами тренинга «Кинетический
песок.
Рецепты
хорошего
настроения»,
на
котором
были
представлены
различные
варианты
игр
с
«живым»
песком,
которые
очень
понравились
родителям и нашли практические применения в их повседневной деятельности
с детьми.
- проведение мастер-класса с родителями по изготовлению кинетического песка
в домашних условиях
- памятки для родителей («Волшебный песок);
-
участие родителей в групповых и индивидуальных занятиях
с целью
знакомства с новыми средствами и способами общения с детьми.
В
результате
использования
игр
с
«живым»
песком
мы
наблюдали
положительные
изменения.
У
детей
значительно
повысился
общий
эмоциональный
фон,
познавательная
и
игровая
активность,
уровень
взаимодействия
с
взрослыми
и
сверстниками.
Родители
проявляют
повышенный интерес к вопросам воспитания и развития детей. Эффективность
использования игр и упражнений с кинетическим песком
подтверждается положительными результатами диагностики
по повышению
имиджа ДОО. Удовлетворенность родителей составила 96%, по данной теме
пополнилось методическое обеспечение.
Таким
образом,
как
показал
опыт
работы,
игры
с
«живым»
песком
–
прекрасный способ установления контакта с родителями, заинтересованными в
получении современных образовательных услуг.
Очевидно, деятельность ДОУ по созданию благоприятного имиджа и
поиску новых форм работы с детьми не прекратится. Опыт «Игры с
кинетическим песком» сформирует позитивный имидж детского сада и повысит
его рейтинг, который будет приобретен в течение реализации проекта, конечно
же, будет использоваться в дальнейшей работе ДОУ.