Автор: Ерзунова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР детский сад № 25 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: город Ступино Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Содержание и методы трудового воспитания старших дошкольников в семье"
Раздел: дошкольное образование
Содержание
и
методы
трудового
воспитания
старших
дошкольников
в
семье
Родителей волнует вопрос подготовки детей старшего дошкольного возраста к
школе. И это понятно. Учебный труд требует напряжения, усилий, настойчивости,
умения добиваться результата. К этому новому виду труда дошкольника готовят не
только в процессе занятий, но и при выполнении любых трудовых поручений.
Дети
5-6
лет,
как
правило,
достаточно
хорошо
владеют
навыками
самообслуживания
и
простейшего
хозяйственно
–
бытового
труда.
Основной
формой организации их труда являются постоянные обязанности: уход за своей
одеждой, обувью, уборка постели. Они способны выполнить трудовые поручения,
имеющие значение для всех членов семьи: вытирать пыль, вынести мусор, накрыть
на стол. Хорошим стимулом интереса детей к труду является соревнование. Данный
метод хорошо помогает семьям, у которых двое и более детей. Если интерес ребенка
к порученному делу постепенно угасает, родители переключают его на другой вид
трудовой деятельности.
Учитывая возросший опыт старших дошкольников, их знания и умения, при
обучении новым умениям, как можно реже использовать показ, предоставлять детям
самостоятельность и право выбора, а это имеет большое значение
подготовки
ребенка к школе. Однако контроль взрослого необходим. Повышаются требования к
качеству
выполненной
работы.
Оценка
её
должна
быть
доброжелательной,
эмоциональной.
Особое значение имеет труд старших дошкольников вместе со взрослыми.
Дети всегда стремятся участвовать в работе родителей, и это стремление необходимо
поддерживать. В процессе совместного труда с родителями старшие дошкольники
перенимают у них, способы работы и отношение к ней. Во время уборки квартиры,
все
домашние
дела
распределяются
между
членами
семьи,
ребенку
дается
конкретное поручение. Например, мама моет пол, ребенок вытирает пыль. Также
старшие дошкольники способны оказать посильную помощь в приготовлении пищи;
помыть овощи, порезать вареные овощи для салата.
Детей 5-6 лет необходимо привлекать, вместе с родителями менять воду в
аквариуме, чистить клетки животных и птиц, ухаживать за комнатными растениями,
а также поощрять интерес детей к садово-огородным работам. Целенаправленные
наблюдения в природе, рассказы о жизни растений и животных расширяют кругозор
ребенка, и повышает интерес к данным видам труда. Разнообразие природного
материала – шишки, желуди, сухие листья пригодятся для совместного творчества
всех членов семьи при изготовлении поделок из природного материала. Старшие
дошкольники
очень
любят
заниматься
ручным
трудом,
у
них
проявляется
повышенный интерес к вышиванию и шитью. Время от времени родители вместе с
ребенком чинят игрушки и подклеивают разорвавшиеся книги.
Расширение
представлений
детей
старшего
дошкольного
возраста
об
окружающей действительности, их собственный опыт участия в посыльном труде,
чтение
художественной
литературы
способствует
формированию
представлений
ребенка
о
труде
взрослых,
воспитывает
уважения
к
нему,
раскрывает
перед
ребенком общественную значимость труда, взаимосвязь в труде многих людей.
Если на протяжении всего дошкольного детства родители уделяют должное
внимание
трудовому
воспитанию
детей,
у
них
формируются
трудовые
навыки,
эмоциональное – положительное отношение к труду.