Напоминание

Стихотворение И.Никитина "Полюбуйся, весна наступает"


Автор: Ильина Роза Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ РМЭ "Нартасская школа-интернат"
Населённый пункт: Республика Марий Эл, Мари-Турекский район, п.Нартас
Наименование материала: Конспект урока в 4 классе
Тема: Стихотворение И.Никитина "Полюбуйся, весна наступает"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема. Стихотворение И. Никитина « Полюбуйся, весна наступает…»

Цель. Познакомить учащихся со стихотворением И. Никитина

«Полюбуйся,

весна наступает…»

Задачи: 1) образовательные:

- познакомить обучающихся с весенними приметами;

- формировать навыки сознательного и выразительного чтения;

- совершенствовать технику чтения;

- развивать умения давать полные ответы.

2) коррекционно-развивающие:

- развивать познавательную активность через использование комплексных

технологий, мышление, зрительное восприятие.

- развивать здоровосберегающий потенциал

3) воспитательные:

- воспитывать мотивацию к учению;

- воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, слайдовый

материал, учебник

.

Ход урока.

I.

Организационный момент.

1.

Рапорт дежурного.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Приготовьте ваши ручки,

Разомните пальчики.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять

И внимательно читать.

2.

Чтение хором. (слайд 2.)

На уроке я сижу,

Не шумлю и не кричу,

Руку тихо поднимаю,

Если спросят - отвечаю.

3.

Упражнение на дыхание.

Мы подуем далеко.

Мы подуем близко.

Мы подуем высоко.

Мы подуем низко.

4

. Чистоговорки.

- А сейчас мы с вами поиграем в игру „Сочиним потешку".

На-на-на, наконец пришла …

Чи-чи-чи, прилетели к нам …

Усь -усь -усь, на лугу гуляет …

Ло-ло-ло, от солнышка …

Са-са-са, на цветке сидит …

Шо-шо-шо, в лесу очень …

II.

Проверка домашнего задания

- Надо выполнить следующее задание: прочитать слова по стрелке. (слайд 3)

ЫНИДЬЛ

ИКЧОП

ЬНЕЛЕЗ

ИЛВАРУЖ

- Какое время года подарило нам эти слова?

- Назовите весенние месяцы. (слайд 4)

- А какой сейчас месяц?

-Закройте глаза и произнесите: ВЕСНА

-Какое чувство возникло?

- Что было задано на дом? (Учиться выразительно читать рассказ Л. Н.

Толстого «Весна») (слайд 5)

- Найдите и прочитайте о морозах;

о таянии снега;

о дожде.

-О каких птицах, которые прилетают к нам весной, рассказал Л. Толстой?

(Жаворонки, журавли, гуси) (слайды 6, 7, 8)

- А вы знаете, какие ещё птицы прилетают к нам весной? (слайд 9)

III. Сообщение темы урока, постановка цели.

- Сегодня на уроке мы продолжим чтение произведений о весне, будем

учиться правильно и выразительно читать стихотворение И. Никитина,

вместе с поэтом наблюдать за приходом весны, за красотой русской природы.

(слайд 10)

IV. Изучение нового материала.

а). Чтение стихотворения учителем

- Откройте учебники по закладке.

- Сейчас стихотворение прочитаю я, а вы послушайте как поэт описывает

наступление весны.

(чтение стихотворения учителем)

б). Проверка первичного восприятия

- О каком времени года рассказал поэт?

- Какое чувство вызывает у поэта наступление весны? (Чувство радости)

в). Словарная работа. (слайд 11)

- Прочитаем слова, которые встретились нам в стихотворении. Будем учиться

произносить их правильно при чтении.

полюбуйся

журавли

караван

овраг

понавьют

день-деньской

– Как понимаете?

Физкультминутка

Жура-жура-Журавель! . (взмахи руками)

Облетел он сто земель. (повороты туловища)

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил. (шаги на месте)

Мы спросили журавля: (наклоны головы)

«Где же лучшая земля?» ( взмах указательным пальцем)

Отвечал он пролетая: (взмахи руками)

Хором:

«Лучше нет родного края!»

V. Применение знаний и способов действий

а) Чтение стихотворения хором

- В ярком золоте день утопает. Как понимаете это выражение?

б) Чтение «цепочкой» по одной строчке

-Кого поэт называет гостями? (Птиц, которые прилетают к нам с юга)

- Найдите и прочитайте, что говорит поэт о пении птиц

(2 последние строчки)

Гимнастика для глаз

Быстро поморгать (15 сек)

Крепко зажмурить-открыть

Взгляд ↑ ↓

Взгляд → ←

VI. Обобщение знаний

а) Озаглавливание стихотворения

-Ребята, И. Никитин не озаглавил своё стихотворение. А какой заголовок мы

можем придумать к прочитанному произведению?

б) Игра «Голова и хвост». Групповая работа.

- Я сейчас начну читать строчку, но прочитаю не до конца. Вы должны найти

эту строчку в учебнике и дочитать её

И ручьи………

Скоро ….

Журавли……

Сколько….

в) «Дополни словосочетания» (слайд 12)

-Посмотрите! Даны словосочетания, нужно их дополнить с помощью

вопросов.

Физкультминутка.

– А сейчас отдохнем!

Все ребята дружно встали

(Выпрямиться)

И на месте зашагали.

(Ходьба на месте.)

На носочках потянулись.

(Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели

(Присесть.)

И тихонько разом сели.

(Выпрямиться и сесть.)

Тест (слайды 13, 14)

- А сейчас я вас проверю. Я раздам листочки. Там записаны слова. Вы

прочитаете эти слова про себя.

-

Подчеркните

только

те

слова,

которые

встречались

вам

сегодня

в

стихотворении .

ЖАВОРОНКИ

РУЧЬИ

ЛЬДИНЫ

ГНЁЗДА

ЖУРАВЛИ

Чтение стихотворения одним учеником

-А сейчас всё стихотворение прочитает …

VII. Домашнее задании. (слайд 15)

Выучить наизусть стихотворение и ответить на вопросы после

стихотворения.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Наш

урок

подходит

к

концу.

Но

знакомство

с

весенней

природой,

её

обитателями не кончается. И в этом нам помогут замечательные стихи и

рассказы, помещенные в нашей книге для чтения.

- Чему учились на уроке?

- Что вы запомнили на уроке?

- Понравился ли вам урок?

- Что понравилось?

- А мне понравилось, как вы работали.

Вы сегодня - МОЛОДЦЫ.

Поднимите руки, кто считает, что он молодец.

Погладьте себя по голове этой рукой.

Оценки за урок.

Урок окончен. (слайд 16)

- Что именно понравилось?

- А что особенно запомнилось?

- Я хочу поблагодарить вас за урок. Сегодня мы хорошо поработали.

Покажите весне свое настроение. (показывают смайлики)

В ответ весна прислала вам еще один сюрприз. (слайд 18)

Разработка урока чтения и развития речи в 4 классе с использованием

здоровьесберегающих технологий составлена в соответствии с требованиями

государственного стандарта и на основе примерной программы специальных

(коррекционных) учреждений восьмого вида под редакцией В. В. Воронковой, 2010 г.

Урок

соответствует

структуре,

его

типу

и

цели.

Ло г и ч е с ка я

последовательность и взаимосвязь этапов прослеживается в течение всего

урока. Целесообразно распределено время урока.

Темп урока оптимальный. В урок включены разнообразные виды учебной

работы,

направленные

на

развитие

навыков:

правильного

и

осознанного

чтения; связной речи; навыков работы с учебником.

Задания

ориентированы

на

развитие

фонематического

слуха,

отработки

произносительной стороны речи, формирование зрительного восприятия с

учетом индивидуальных особенностей детей.

Применялись различные методы, которые создавали оптимальные условия

для

включения

каждого

обучающегося

в

активную

познавательную

деятельность и влияли на их работоспособность.

В

течение

урока

соблюдался

охранительно-педагогический

режим

для

предотвращения

перегрузок,

перенапряжения

и

обеспечения

условий

успешного обучения детей с ОВЗ, сохранения их здоровья. Урок насыщен

различными видами

деятельности,

что

обеспечивало

занятость

детей

с

учетом

их

способностей

и

предотвращало

утомляемость.

Учитывались

психические и психологические особенности обучающихся.

В течение урока были проведены две физкультминутки (проводились на

начальном этапе утомления), гимнастика для глаз, шло цветовое воздействие

с помощью цветных кругов над доской. Позы обучающихся чередовались в

зависимости

от

характера

выполняемой

работы,

что

влияло

на

работоспособность детей и лучшее усвоение учебного материала.

На

уроке

был

создан

благоприятный

психологический

климат,

который

позитивно

воздействует

на

здоровье

всех

участников

образовательного

процесса.

Перед

уроком

было

осуществлено

проветривание

класса.

Посадка

детей

осуществлена с учётом их здоровья, роста.

Таким

образом,

считаю,

что

используя

различные

приёмы,

методы,

технологии, цель урока была достигнута. Урок имел положительное влияние

на укрепление и развитие здоровья как педагога, так и обучающихся.

Тема: И. Никиин «Полюбуйся: весна наступает…»

Цель: Познакомить обучающихся со стихотворение И. Никитина

Задачи: 1) образовательные:

- познакомить обучающихся с весенними приметами;

- формировать навыки сознательного и выразительного чтения;

- совершенствовать технику чтения;

- развивать умения давать полные ответы.

2) коррекционно-развивающие:

- развивать познавательную активность через использование комплексных технологий,

мышление, зрительное восприятие.

- развивать здоровосберегающий потенциал

3) воспитательные:

- воспитывать мотивацию к учению;

- воспитывать любовь к родной природе.

Здоровьесберегающий

аспект:

Работа

по

предупреждению

и

сохранению

здоровья

обучающихся:

профилактика

зрения,

осанки,

выработки

правильного

дыхания,

поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости.

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: Традиционная с использованием мультимедийной презентации.

Методы обучения: -словесные (объяснение, беседа, частично-поисковый)

-наглядные (работа с учебником, демонстрация слайдов)

-практические (различные задания)

-синхронно-моделированный (слайды включены во все этапы урока).

Оборудование: 1. Компьютер, как средство обучения.

2. Мультимедийный проектор.

3. Экран.

4. Слайдовый материал.

5. Учебник З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева. «Книга для чтения». Учебник для 4 класса

специальных

(коррекционных)

общеобразовательных

учреждений VIII в и д а .

М . ,

«Просвещение», 2010

План-конспект урока чтения и развития речи

для обучающихся 4 класса МКОУ СКОШ №45 VIII вида

Педагог

Учитель начальных классов – Ефимова Людмила Степановна

Краткая характеристика

класса

В классе обучаются дети по программе 4 класса. Наполняемость

класса – 10 человек

Тема

И. Никиин «Полюбуйся: весна наступает…»

Цель

Познакомить обучающихся со стихотворение И. Никитина

Задачи

1) образовательные:

- познакомить обучающихся с весенними приметами;

- формировать навыки сознательного и выразительного чтения;

- совершенствовать технику чтения;

- развивать умения давать полные ответы.

2) коррекционно-развивающие:

- развивать познавательную активность через использование

комплексных технологий, мышление, зрительное восприятие.

- развивать здоровосберегающий потенциал

3) воспитательные:

- воспитывать мотивацию к учению;

- воспитывать любовь к родной природе.

Здоровьесберегающий

аспект

Работа по предупреждению и сохранению здоровья

обучающихся: профилактика зрения, осанки, выработки

правильного дыхания, поддержание интереса к учебе и снижение

утомляемости.

Тип урока

Изучение нового материала.

Форма урока

Традиционная с использованием мультимедийной презентации.

Методы обучения

-словесные (объяснение, беседа, частично-поисковый)

-наглядные (работа с учебником, демонстрация слайдов)

-практические (различные задания)

-синхронно-моделированный (слайды включены во все этапы

урока)

Оборудование

1. Компьютер, как средство обучения.

2. Мультимедийный проектор.

3. Экран.

4. Слайдовый материал.

5. Цветовое воздействие: цветные круги над доской

(красный, зеленый, желтый, синий).

6. Учебник З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева. «Книга для чтения».

Учебник для 4 класса специальных (коррекционных)

общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение»,

2012

Этапы урока

1.

Организационный момент

2.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

3.

Проверка домашнего задания

4.

Сообщение темы урока, постановка цели и задач урока

5.

Физкультминутка

6) Изучение нового материала

7) Гимнастика для глаз

8) Применение знаний и способов действий

9) Физкультминутка

10) Обобщение знаний

11) Тест

12) Чтение стихотворения одним учеником

13) Информация о домашнем задании.

14) Итог. Рефлексия

План урока.

Этап урока. Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

1.Организационный. Проверка готовности класса к

уроку.

Цель:

-эмоционально-положительный настрой на урок;

-психологическая подготовка к общению и

предстоящему занятию.

На уроке я сижу,

Не шумлю и не кричу,

Руку тихо поднимаю,

Если спросят - отвечаю (слайд 2)

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Цель:

- укрепление мышц дыхательного аппарата;

-включить класс в речевую деятельность;

-акцентировать внимание на чёткости дикции, силе

голоса, эмоциональной активности речевой

деятельности

-развитие мимических движений

-отработка интонационной стороны речи

-развитие фонематического слуха

I Упражнения на дыхание

1.

Глубокий вдох (руки медленно поднимите до

уровня груди). Задержите дыхание (внимание

сконцентрируйте на середине ладоней). Медленно

выдохните (руки опустите вдоль тела).

2.

Глубоко вдохните. Заверните уши от верхней

точки до мочки. Задержите дыхание. Выдохните с

открытым сильным звуком А-А-А (чередуйте со

звуками Ы-Ы-Ы, У-У-У, О-О-О).

3.

Глубоко вдохните. Руки медленно поднимите

через стороны вверх. Задержите дыхание на вдохе.

Выдохните с открытым сильным звуком А-А-А. Руки

медленно опустите. Вдохните. Руки медленно

поднимите до уровня плеч через стороны.

Задержите дыхание. Медленно выдохните с силь-

ным звуком 0-0-0, обнимите себя за плечи, опустив

голову на грудь. Медленно и глубоко вдохните. Руки

поднимите до уровня груди. Задержите дыхание.

Медленно выдохните с сильным звуком У-У-У. Руки

опустите вниз, голову на грудь.

Читают четверостишие.

Эмоционально настраиваются на урок.

Выполняют упражнения по инструкции

учителя.

II Артикуляционная гимнастика (слайд3)

1. Язык широкий положи

И спокойно удержи.

2. Приоткрыл язык окно,

А на улице тепло.

3. Наш весёлый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо

4. Подражаю я слону:

Губы хоботом тяну.

III Чистоговорки.

Цель:

-развитие мимических движений

-отработка интонационной стороны речи

-развитие фонематического слуха

Игра „Сочиним потешку".

На-на-на, наконец пришла

Чи-чи-чи, прилетели к нам

Усь -усь -усь, на лугу гуляет

Ло-ло-ло, от солнышка

Са-са-са, на цветке сидит

Шо-шо-шо, в лесу очень

Созерцание кругов (цветовое воздействие).

- От желтого к зеленому, потом наоборот

3.Проверка домашнего задания.

Цель:

- развитие логического мышления, анализа и

синтеза, речи

Выполняют упражнения в соответствии с

текстом.

- активизация мыслительной деятельности

обучающихся

-заинтересованность в предстоящей работе

-подготовка обучающихся к активному и

сознательному усвоению нового материала.

Прочитайте слова по стрелкам

(слайд 4-7)

ЫНИДЬЛ ИКЧОП ЬНЕЛЕЗ

ИЛВАРУЖ

- Какое время подарило нам эти слова?

- Назовите весенние месяцы. (слайд 8)

- А какой сейчас месяц?

-Закройте глаза и произнесите: ВЕСНА

-Какое чувство возникло?

- Что было задано на дом? (Учиться выразительно

читать рассказ Л. Н. Толстого «Весна») (слайд 9-10)

- Найдите и прочитайте о морозах;

о таянии снега;

о дожде.

-О каких птицах, которые прилетают к нам весной,

рассказал Л. Толстой?

(Жаворонки, журавли, гуси)

- А вы знаете, какие ещё птицы прилетают к нам

весной? (слайд 11)

Четко и правильно стараются выполнить

упражнения ,проговорить чистоговорки,

хором Индивидуально обучающиеся с

нарушениями произношения.

Созерцают круги.

Созерцание кругов (цветовое воздействие).

-От желтого к красному. Потом наоборот.

4. Сообщение темы урока, постановка

цели и задач урока. (слайд 12)

- Сегодня на уроке мы продолжим чтение

произведений о весне, будем учиться правильно и

выразительно читать стихотворение И. Никитина,

вместе с поэтом наблюдать за приходом весны, за

красотой русской природы.

5. Физкультминутка (слайд 13)

Цель:

-применение здоровьесберегающих технологий для

снятия умственного и психического напряжения у

учащихся путем переключения на другой вид

деятельности

-формировать умения соотносить речь с

движениями.

Мы подуем далеко.

Мы подуем близко.

Мы подуем высоко.

Мы подуем низко.

6. Изучение нового материала.

Цель:

-обогащение жизненного опыта ребёнка через

литературные примеры;

-активизация и обогащение словарного запаса

ребят и коммуникативных навыков общения;

-формирование навыков комплексного анализа

текста.

а). Чтение стихотворения учителем

Цель:

-развитие восприятия и осмысливания услышанного

текста.

Читают слова по стрелочкам: льдины,

почки, зелень, журавли.

Полные ответы детей на вопросы.

Дети с закрытыми глазами произносят

слово «весна»

Ответы детей (Стало светло, радостно).

Выборочное чтение нужных отрывков.

Ответы детей на вопросы учителя.

Ответы детей: (кукушки, скворцы, грачи,

ласточки).

- Откройте учебники по закладке.

- Сейчас стихотворение прочитаю я, а вы

послушайте как поэт описывает наступление весны.

(чтение стихотворения учителем)

Созерцание кругов (цветовое воздействие).

- От желтого к синему, потом наоборот.

б). Проверка первичного восприятия

- О каком времени года рассказал поэт?

- Какое чувство вызывает у поэта наступление

весны?

(Чувство радости)

в). Словарная работа. (слайды 14-18) - Прочитаем

слова, которые встретились нам в стихотворении.

Будем учиться произносить их правильно при

чтении.

полюбуйся

журавли

караван

овраг

понавьют

день-деньской

– Как понимаете?

7. Гимнастика для глаз:(слайд 19-20)

Цель:

- профилактика нарушения зрения

- снятие общего и локального утомления

-подготовка обучающихся к чтению текста учебника

Быстро поморгать (15 сек)

Крепко зажмурить-открыть

Созерцают круги.

Взгляд

Взгляд

1.

Применение знаний и способов действий

а) Чтение стихотворения хором

Цель:

-отработка навыков правильного и выразительного

чтения

- В ярком золоте день утопает.

Как понимаете это выражение?

Созерцание кругов (цветовое воздействие).

- От желтого к зеленому, потом наоборот.

б) Чтение «цепочкой» по одной строчке

Цель:

-формирование навыков сознательного и

выразительного чтения.

-Кого поэт называет гостями? (Птиц, которые

прилетают к нам с юга)

- Найдите и прочитайте, что говорит поэт о пении

птиц

(2 последние строчки)

9.Физминутка. Упражнения для формирования

правильной осанки. (слайд 21)

Цель:

- сменить вид деятельности и привести мышцы в

тонус;

- снятие утомляемости и эмоциональной

скованности и тревожности.

– А сейчас отдохнем!

Все ребята дружно встали

Делают упражнения в соответствии с

текстом.

(Выпрямиться)

И на месте зашагали.

(Ходьба на месте.)

На носочках потянулись.

(Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели

(Присесть.)

И тихонько разом сели.

(Выпрямиться и сесть.)

10. Обобщение знаний

а) Озаглавливание стихотворения

Цель:

-развитие логического мышления, воображения.

-Ребята, И. Никитин не озаглавил своё

стихотворение. А какой заголовок мы можем

придумать к прочитанному произведению?

Созерцание кругов (цветовое воздействие).

-Посмотреть от желтого к красному, потом

наоборот.

б) Игра «Голова и хвост». Групповая работа.

Цель:

-закрепление новых знаний и отдых;

-эмоциональное раскрепощение;

-развитие коммуникативных отношений.

- Я сейчас начну читать строчку, но прочитаю не до

конца. Вы должны найти эту строчку в учебнике и

дочитать её

Слушают.

Созерцают круги.

Участвуют в учебном диалоге.

И ручьи………

Скоро ….

Журавли……

Сколько….

в) «Дополни словосочетания» (слайд 22)

-Посмотрите! Даны словосочетания, нужно их

дополнить с помощью вопросов.

Созерцание кругов (цветовое воздействие).

- Посмотреть от желтого к синему, потом наоборот.

11. ТЕСТ (слайд 23-24)

Цель:

-избежать монотонности на уроке

-проверить осознанность чтения

- А сейчас я вас проверю. Я раздам листочки. Там

записаны слова. Вы прочитаете эти слова про себя.

- Подчеркните только те слова, которые

встречались вам сегодня в стихотворении .

ЖАВОРОНКИ

РУЧЬИ

ЛЬДИНЫ

ГНЁЗДА

ЖУРАВЛИ

Созерцание кругов (цветовое воздействие).

- Посмотреть на желтый круг

Читают слова по слогам, полностью,

хором, индивидуально – учащиеся с

нарушениями звукопроизношения.

Объясняют значение слов.

Выполняют движения глазами по

инструкции учителя стоя.

Читают хором.

12. Чтение стихотворения одним учеником

Цель:

-формирование целостности восприятия

произведения

-А сейчас всё стихотворение прочитает …

1.

Информация о

домашнем задании. (слайд 25)

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании.

Стихотворение И. Никитина - Зоя и Дима: учиться

читать правильно, чётко, выразительно; Диана,

Даша, Глеб, Руслан и Андрей – выучить наизусть

стихотворение и ответить на вопросы после

стихотворения.

14.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель:

-формирование интереса к предмету, умения

сравнивать и делать собственные выводы.

-снятие эмоционального,

умственного и физического напряжения

-Наш урок подходит к концу. Но знакомство с

весенней природой, её обитателями не кончается. И

в этом нам помогут замечательные стихи и

рассказы, помещенные в нашей книге для чтения.

- Чему учились на уроке?

- Что вы запомнили на уроке?

- Понравился ли вам урок?

- Что понравилось?

- А мне понравилось, как вы работали.

Вы сегодня… (слайд 26) МОЛОДЦЫ.

Поднимите руки, кто считает, что он молодец.

Погладьте себя по головке этой рукой.

(Очень много солнца.)

Созерцают круги.

Читают по очереди по одной строчке.

Участвуют в учебном диалоге, выборочно

читают.

Выполняют упражнения коллективно и

стоя.

Оценки за урок.

Урок окончен.

Ответы детей. (Детям 2 группы – помощь

наводящими вопросами)

Варианты ответов детей:

«Весна идет», «Весенние мотивы»,

«Весенняя песня».

Созерцают круги.

Выборочное чтение обучающимися.

Работа в группах.

Детям 2 группы индивидуальная помощь

Созерцают круги.

Самостоятельная работа

Дети 2 группы соединяют точки,

прочитывают получившиеся слова и

подчеркивают только те слова, которые

встречались в стихотворении . (ВЕСНА.

ГУСИ)-подчеркивают слово ГУСИ

Созерцают круги.

Стихотворение читает один ученик.

Подводят итог.

Поднимают руки.

Гладят себя по голове

Встают

Список информационных источников

1. Бутова С. В. Оздоровительные упражнения на уроках. Начальная школа. – 2006. – № 8

2. Белецкая В. И. Школьная гигиена. – Спб., 2003

3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.1 – 4 классы.

М.,2004.

4. Смирнов Н.К. Здороьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. М.,2005.

5. Шамова Т.И. Укрепление развитием здоровьесберегающей среды в школе, М.2008.



В раздел образования