Напоминание

"Музыкальная форма на уроке музыкальной литературы в 4 классе ДМШ".


Автор: Солкина Наталья Николаевна
Должность: преподаватель по классу теории музыки и фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусств им. С. Сайдашева"
Населённый пункт: с. Высокая Гора, Республика Татарстан
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Музыкальная форма на уроке музыкальной литературы в 4 классе ДМШ".
Раздел: дополнительное образование





Назад




Открытый урок по музыкальной литературе

(первый год обучения)

преподавателя Солкиной Н.Н

.

Тема урока:

«Музыкальная форма на уроке музыкальной литературы в 4

классе ДМШ».

Цель урока: развитие восприятия музыки, формирование эмоционального

отношения к музыкальному образу.

Задачи урока:

1.

Различать средства музыкальной выразительности.

2.

Определять музыкальную форму.

3.

Уметь обобщать результаты слухового анализа и формулировать

характер и содержание музыки.

Форма урока: урок – собеседование.

Опрос домашнего задания по теме: «Простая двухчастная форма».

Просмотр рисунков к пьесе «Верхом на лошадке» А. Гречанинова.

Основной раздел:

Постановка занятия по слуховому анализу музыки.

Педагог:

Тема нашего урока – «Музыкальная форма. Слуховой анализ пьесы

«Голодная кошка и сытый кот» В. Салманова». К сведению, В.Н. Салманов –

известный советский композитор, педагог, написавший немало замечательных,

ярких в художественном отношении произведений. Родился в 1912 г., умер в 1978

г.. Чтобы настроить вас на эмоциональное восприятие музыки, зачитаю созвучные

пьесе стихи А. Барто «Посторонняя кошка».

Мы до сих пор не поняли:

О чем же вышел спор?

К нам кошка посторонняя

Вчера пришла во двор.

А мамы у окошек

Бранят нас из-за кошек

- Не подходи к ней близко,

Тебя царапнет киска!

- Тут ходят кошки разные…

А вдруг они заразные?

Посмотрим рисунки художника Г. Соколова к книге А. Шмидт «Мурли» и

художника В. Черноглазова к книге «Внеклассное чтение. 2 класс».

Какими здесь изображены кот и кошка?

Дети:

Кот изображен довольным, сытым. Кошка изображена голодной,

решительной. Она из-за голода пошла на воровство.

Педагог:

Проведем игру. Отталкиваясь от названия пьесы, сочините устно (на словах)

свою музыку.

Вопрос:

Какие бы вы использовали средства музыкальной выразительности для

воплощения двух разных образов?

Чтобы показать кошку, какую сочините мелодию – речитатив или кантилен?

Ответ:

Речитатив.

Вопрос:

Какие используете интервалы в мелодии?

Ответ:

Секунды, сексты, септимы.

Затем с детьми обсуждаются другие средства музыкальной

выразительности (лад, темп, регистр, динамика) для воплощения образов кошки

и кота.

Детям раздаются карточки со словами – определениями для обозначения

характера музыки.

Педагог:

А сейчас, внимательно прослушаем пьесу и потом ответим на вопросы:

1.

Какие чувства и настроения выражены в этой музыке?

2.

Одинаковы ли они на протяжении всей пьесы?

3.

В каком жанре написана пьеса?

После первого прослушивания

Вопрос:

Характер пьесы одинаков?

Ответ:

Характер пьесы не одинаковый, меняется.

Вопрос:

Сначала какое настроение, чувство передается?

Ответ:

Сначала передается жалобное, тревожное, напряженное, горестное

настроение. Затем это настроение сменяется чувством умиротворенности, покоя.

В конце пьесы вновь возвращается первоначальное настроение.

Вопрос:

Какой жанр пьесы (песня, танец марш, музыкальный портрет)?

Ответ:

Это музыкальная зарисовка, музыкальные портреты животных.

Педагог:

Какими вы себе представили кошку и кота?

Дети:

Кошка представляется плачущей, просящей, а кот ленивым, надменным,

медлительным, сонным.

Педагог:

После второго прослушивания ответьте на вопросы:

1.

Сколько частей в пьесе?

2.

Как развивается тематизм, есть ли в музыке изменения и повторы?

Во время слушания пьесы поднимайте руки там, где начинается новая часть.

Составьте буквенную схему.

После второго прослушивания

Дети:

В пьесе три части. Третья часть повторяет первую, лишь в конце пьесы есть

небольшие изменения – звучит короткая фраза из средней части.

Педагог:

Музыкальный материал в средней части развивающий или контрастный?

Дети:

Средняя часть контрастная. Буквенная схема – АБА. Форма – простая

трехчастная с контрастной серединой.

Педагог:

После третьего прослушивания ответьте на вопросы:

1.

В каких частях формы нарисованы образы кошки и кота?

2.

Какими выразительными средствами созданны эти образы?

Во время слушания передавать рисунок мелодии движениями рук

(«свободное дирижирование»).

После треьего прослушивания

Вопрос:

В каких частях нарисован образ кошки?

Ответ:

В первой и третьей частях нарисован образ голодной кошки.

Вопрос:

Какой голос у кошки?

Ответ:

У кошки громкий, высокий, напряженный, плачущий голос.

Вопрос:

Чтобы передать такой голос кошки, какую мелодию использует композитор?

Какого строения?

Ответ:

В мелодии звучат форшлаги с последующими нисходящими секундовыми

интонациями, изображающими жалобные вздохи, плач кошки. В мелодии есть

скачки на широкие интервалы – октаву, септиму, передающие крик кошки.

Вопрос:

Какой регистр, лад, динамика создают образ плачущей кошки?

Ответ:

Высокий регистр, громкая динамика, минорный лад рисуют образ громко

просящей, кричащей кошки.

Вопрос:

В какой части пьесы дан портрет кота?

Ответ:

Во второй части нарисован образ кота.

Вопрос:

Чтобы создать образ сытого, ленивого, хитрого, сонного кота, какие

использует композитор средства выразительности?

Ответ:

Композитор использует низкий регистр, тихую звучность, медленный темп.

Вопрос:

Какое строение мелодии во второй части и что она выражает?

Ответ:

Плавное движение мелодии по полутонам, по хроматической гамме

передает медлительность, сонливость, лень сытого кота, его самодовольное

мурлыканье.

Педагог:

Сочините «сценарий» (сюжет) к пьесе.

Дети:

Кошка жалобно просит у хозяйки кушать. Рядом лежит сытый кот и тихо,

самодовольно мурлычет.

Педагог:

Домашнее задание: передайте в рисунке соответствующими красками

содержание данной пьесы – «Голодная кошка и сытый кот» В. Салманова.



В раздел образования