Автор: Солкина Наталья Николаевна
Должность: преподаватель по классу теории музыки и фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусств им. С. Сайдашева"
Населённый пункт: с. Высокая Гора, Республика Татарстан
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Музыкальная форма на уроке музыкальной литературы в 4 классе ДМШ".
Раздел: дополнительное образование
Открытый урок по музыкальной литературе
(первый год обучения)
преподавателя Солкиной Н.Н
.
Тема урока:
«Музыкальная форма на уроке музыкальной литературы в 4
классе ДМШ».
Цель урока: развитие восприятия музыки, формирование эмоционального
отношения к музыкальному образу.
Задачи урока:
1.
Различать средства музыкальной выразительности.
2.
Определять музыкальную форму.
3.
Уметь обобщать результаты слухового анализа и формулировать
характер и содержание музыки.
Форма урока: урок – собеседование.
Опрос домашнего задания по теме: «Простая двухчастная форма».
Просмотр рисунков к пьесе «Верхом на лошадке» А. Гречанинова.
Основной раздел:
Постановка занятия по слуховому анализу музыки.
Педагог:
Тема нашего урока – «Музыкальная форма. Слуховой анализ пьесы
«Голодная кошка и сытый кот» В. Салманова». К сведению, В.Н. Салманов –
известный советский композитор, педагог, написавший немало замечательных,
ярких в художественном отношении произведений. Родился в 1912 г., умер в 1978
г.. Чтобы настроить вас на эмоциональное восприятие музыки, зачитаю созвучные
пьесе стихи А. Барто «Посторонняя кошка».
Мы до сих пор не поняли:
О чем же вышел спор?
К нам кошка посторонняя
Вчера пришла во двор.
А мамы у окошек
Бранят нас из-за кошек
- Не подходи к ней близко,
Тебя царапнет киска!
- Тут ходят кошки разные…
А вдруг они заразные?
Посмотрим рисунки художника Г. Соколова к книге А. Шмидт «Мурли» и
художника В. Черноглазова к книге «Внеклассное чтение. 2 класс».
Какими здесь изображены кот и кошка?
Дети:
Кот изображен довольным, сытым. Кошка изображена голодной,
решительной. Она из-за голода пошла на воровство.
Педагог:
Проведем игру. Отталкиваясь от названия пьесы, сочините устно (на словах)
свою музыку.
Вопрос:
Какие бы вы использовали средства музыкальной выразительности для
воплощения двух разных образов?
Чтобы показать кошку, какую сочините мелодию – речитатив или кантилен?
Ответ:
Речитатив.
Вопрос:
Какие используете интервалы в мелодии?
Ответ:
Секунды, сексты, септимы.
Затем с детьми обсуждаются другие средства музыкальной
выразительности (лад, темп, регистр, динамика) для воплощения образов кошки
и кота.
Детям раздаются карточки со словами – определениями для обозначения
характера музыки.
Педагог:
А сейчас, внимательно прослушаем пьесу и потом ответим на вопросы:
1.
Какие чувства и настроения выражены в этой музыке?
2.
Одинаковы ли они на протяжении всей пьесы?
3.
В каком жанре написана пьеса?
После первого прослушивания
Вопрос:
Характер пьесы одинаков?
Ответ:
Характер пьесы не одинаковый, меняется.
Вопрос:
Сначала какое настроение, чувство передается?
Ответ:
Сначала передается жалобное, тревожное, напряженное, горестное
настроение. Затем это настроение сменяется чувством умиротворенности, покоя.
В конце пьесы вновь возвращается первоначальное настроение.
Вопрос:
Какой жанр пьесы (песня, танец марш, музыкальный портрет)?
Ответ:
Это музыкальная зарисовка, музыкальные портреты животных.
Педагог:
Какими вы себе представили кошку и кота?
Дети:
Кошка представляется плачущей, просящей, а кот ленивым, надменным,
медлительным, сонным.
Педагог:
После второго прослушивания ответьте на вопросы:
1.
Сколько частей в пьесе?
2.
Как развивается тематизм, есть ли в музыке изменения и повторы?
Во время слушания пьесы поднимайте руки там, где начинается новая часть.
Составьте буквенную схему.
После второго прослушивания
Дети:
В пьесе три части. Третья часть повторяет первую, лишь в конце пьесы есть
небольшие изменения – звучит короткая фраза из средней части.
Педагог:
Музыкальный материал в средней части развивающий или контрастный?
Дети:
Средняя часть контрастная. Буквенная схема – АБА. Форма – простая
трехчастная с контрастной серединой.
Педагог:
После третьего прослушивания ответьте на вопросы:
1.
В каких частях формы нарисованы образы кошки и кота?
2.
Какими выразительными средствами созданны эти образы?
Во время слушания передавать рисунок мелодии движениями рук
(«свободное дирижирование»).
После треьего прослушивания
Вопрос:
В каких частях нарисован образ кошки?
Ответ:
В первой и третьей частях нарисован образ голодной кошки.
Вопрос:
Какой голос у кошки?
Ответ:
У кошки громкий, высокий, напряженный, плачущий голос.
Вопрос:
Чтобы передать такой голос кошки, какую мелодию использует композитор?
Какого строения?
Ответ:
В мелодии звучат форшлаги с последующими нисходящими секундовыми
интонациями, изображающими жалобные вздохи, плач кошки. В мелодии есть
скачки на широкие интервалы – октаву, септиму, передающие крик кошки.
Вопрос:
Какой регистр, лад, динамика создают образ плачущей кошки?
Ответ:
Высокий регистр, громкая динамика, минорный лад рисуют образ громко
просящей, кричащей кошки.
Вопрос:
В какой части пьесы дан портрет кота?
Ответ:
Во второй части нарисован образ кота.
Вопрос:
Чтобы создать образ сытого, ленивого, хитрого, сонного кота, какие
использует композитор средства выразительности?
Ответ:
Композитор использует низкий регистр, тихую звучность, медленный темп.
Вопрос:
Какое строение мелодии во второй части и что она выражает?
Ответ:
Плавное движение мелодии по полутонам, по хроматической гамме
передает медлительность, сонливость, лень сытого кота, его самодовольное
мурлыканье.
Педагог:
Сочините «сценарий» (сюжет) к пьесе.
Дети:
Кошка жалобно просит у хозяйки кушать. Рядом лежит сытый кот и тихо,
самодовольно мурлычет.
Педагог:
Домашнее задание: передайте в рисунке соответствующими красками
содержание данной пьесы – «Голодная кошка и сытый кот» В. Салманова.