Напоминание

"Развитие алгоритмического мышления младших школьников на уроках математики"


Автор: Найда Галина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №11
Населённый пункт: г.Новый уренгой
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие алгоритмического мышления младших школьников на уроках математики"
Раздел: начальное образование





Назад




Найда Галина Ивановна,

учитель начальных классов МБОУ СШ №11

г. Новый Уренгой ЯНАО

Развитие алгоритмического мышления младших школьников на

уроках математики

По мнению педагогов и психологов умение человека последовательно и

четко

излагать

свои

мысли

тесно

связано

с

алгоритмическим

умением,

которое представляет сложное действие в виде последовательности простых.

Оно выражается в том, что человек для достижения поставленной цели

может составить некоторый алгоритм последовательных действий.

Составление

алгоритмов

очень

сложная

задача

для

младших

школьников. Однако определённую подготовку к решению данной задачи

учитель должен взять на себя уже в начальной школе, способствуя тем самым

развитию логического мышления обучающихся.

С первого класса, я учу ребят видеть алгоритмы, начиная с очень

доступных и понятных им. Например, предлагаю составить правила перехода

улицы,

рецепт

приготовления

какого-то

блюда,

инструкцию

пользования

различными бытовыми приборами или описать путь от дома до школы.

С

некоторыми

алгоритмическими

действиями

дети

могут

познакомиться дома. Например, способ приготовления гречки написан на

коробке и представляет собой следующий алгоритм:

1.

Налейте в кастрюлю 1 литр холодной воды.

2.

Доведите воду до кипения.

3.

Посолите воду.

4.

Опустите пакетик в воду.

5.

Варите на умеренном огне 10-15 минут.

6.

Достаньте пакетик вилкой, подцепив его за петлю. Дайте воде стечь.

7.

Вскройте пакетик по линии отрыва. Выложите крупу на блюдо.

8.

Добавьте масло или соус.

Рассматривая

и

выполняя

такие

инструкции,

младшие

школьники

учатся решать поставленные задачи, осознают суть понятия «алгоритм».

Алгоритм

это

понятное

и

точное

предписание

исполнителю,

выполнить конечную последовательность шагов, приводящей от исходных

данных к искомому результату.

Алгоритм обладает рядом свойств:

9.

Конечность

(результативность) алгоритма

означает,

что

за

конечное число шагов должен быть получен результат;

10.

Дискретность алгоритма означает, что алгоритм должен быть

разбит на последовательность выполняемых шагов;

11.

Понятность алгоритма

означает,

что

алгоритм

должен

содержать только те команды, которые входят в набор команд, который

может выполнить конкретный исполнитель;

12.

Точность алгоритма

означает,

что

каждая

команда

должна

пониматься однозначно;

13.

Массовость алгоритма

означает,

что

однажды

составленный

алгоритм

должен

подходить

для

решения

подобных

задач

с

разными

исходными данными.

14.

Детерминированность (определенность). Алгоритм обладает

свойством

детерминированности,

если

для

одних

и

тех

же

наборов

исходных данных он будет выдавать один и тот же результат, т.е. результат

однозначно определяется исходными данными.

Следует заметить, что в курсе математики начальных классов термин

«алгоритм» можно употреблять условно, так как правила, которые изучают

младшие

школьники,

не

обладают

всеми

свойствами

алгоритмического

действия.

Рассмотрим,

например,

последовательность

действий

при

умножении чисел, оканчивающихся нулями, на однозначное число (700*5):

1.

Представим

первый

множитель

в

виде

произведения

однозначного

числа и единицы, оканчивающейся нулями: (7*100)*5;

2.

В о с п о л ь зу е м с я

с оч е т ат е л ь н ы м

с в о й с т в о м

у м н о ж е н и я :

(7*100)*5=7*(100*5);

3.

Воспользуемся

переместительным

свойством

умножения:

7*(100*5)=7*(5*100;

4.

В о с п о л ь зу е м с я

с оч е т ат е л ь н ы м

с в о й с т в о м

у м н о ж е н и я :

7*(5*100)=(7*5)*100;

5.

Заменим произведение в скобках его значением: (7*5)*100=35*100;

6.

При умножении числа на 1 с нулями нужно приписать к числу столько

нулей, сколько их во втором множителе: 35*100=3500.

Безусловно, младшим школьникам трудно усвоить такой алгоритм, но я

предлагаю

детям

различные

упражнения,

которые

позволят

им

осознать

способ деятельности. Например:

Можно

ли

утверждать,

что

значения

произведений

в

каждой

паре

одинаковы?

27*10

9*30

48*10

60*8

72*10

8*90

Для осознания детьми алгоритмов учу их представлять данные и в виде

определённой программы. Например, задание «найти 4 числа, первое из

которых равно 2, а каждое последующее на 3 больше предыдущего» можно

представить в виде следующего алгоритма:

1.

Запиши число 2.

2.

Увеличь его на 3.

3.

Полученный результат увеличь на 3.

4.

Повторяй операцию 3 пока не запишешь 4 числа.

Данное алгоритмическое предписание можно заменить схемой, которая

позволит учащимся четко представить каждую операцию:

+3

+3

+3

Учимся задавать алгоритм и в виде таблицы.

Например, задание: «Все однозначные чётные числа уменьши в 2

раза» можно представить в виде следующей таблицы:

2

4

6

8

:2

2

-2

Таким образом, учимся задавать алгоритмы словесным способом,

схемой и таблицей.

Действуя

с

математическими

объектами

и

правилами,

дети

овладевают умением выделять шаги своих действий и определять их

последовательность.



В раздел образования