Напоминание

"Дидактический синквейн на фланелеграфе для коррекции речевых нарушений у детей с ОНР"


Автор: Босомыкина Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Радуга" комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Рузаевка
Наименование материала: Методическая разработка:
Тема: "Дидактический синквейн на фланелеграфе для коррекции речевых нарушений у детей с ОНР"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «Детский сад « Радуга»

Рузаевского Муниципального района

Номинация «Растим будущих экологов»

Тема методической разработки:

«Дидактический синквейн на фланелеграфе для коррекции

речевых нарушений у детей с ОНР»

Разработал воспитатель логопедической

подготовительной группы: Босомыкина Н.А.

Рузаевка 2017

1

Аннотация:

Важным аспектом в формировании связной речи дошкольника является

овладение им монологической речью. У детей же с ОНР этот процесс затруднен

в связи с ограниченным словарным запасом и отставанием в усвоении

грамматического строя речи. Одним из успешных приемов овладения ребенком

связной речью является обучение его составлению рассказа-описания с опорой

на картинку. В общей системе логопедической работы обучение рассказыванию

занимает важное место, ведь успешное овладение связными формами

высказывания дает возможность ребенку рассуждать, делать выводы, свободно

общаться. При этом важную роль на логопедических занятиях по составлению

рассказов-описаний играет наглядность, которая значительно облегчает процесс

формирования связной речи. На занятиях по развитию связной речи часто

использую фланелеграф, так как любая картинка на нем оживает, предметы

можно обыгрывать. Использование показа картинки с включением действий

самого ребенка удовлетворяет его потребность воспринимать и действовать

одновременно. Это очень важно для накопления им сенсорного опыта.

Включение двигательного анализатора на логопедическом занятии активизирует

внимание, речевую деятельность, развивает его коммуникативные навыки и

позволяет поддерживать активный двигательный режим на занятии, что

является, на мой взгляд, очень важным для современного дошкольника, который

проводит много времени у компьютера.

2

Введение:

Развитие познавательно – речевых способностей у детей - это одна из

главных задач для дошкольников с речевыми нарушениями. Хорошая речь -

важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и

правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его

возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и

полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее

осуществляется его психическое развитие. На сегодняшний день образная,

богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного

возраста с ОНР – явление очень редкое. В речи детей с ОНР существует

множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по

картинке, пересказать прочитанное, некоторым трудно выучить наизусть

стихотворение. Поэтому работа воспитателя логопедической группы –

кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь

дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям. Сегодня

расскажу о практическом внедрении технологии синквейна в коррекционно-

педагогический процесс через дидактические игры на фланелеграфе. Технология

«Дидактический синквейн» может успешно применяться в логопедической

практике.

Для того, чтобы работа была успешной, воздействие должно быть системным,

описывающим и охватывающим весь коррекционный процесс. Необходима

предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна.

Одним из эффективных, интересных методов развития ребенка, который

позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует

развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения,

синквейна . Инновационность данного метода – создание условий для

развития личности, способной мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять

главное, обобщать, классифицировать.

Когда первый раз слышишь слово «синквейн», то кажется, что это что-то

непонятное и экзотическое. На самом же деле здесь нет ничего сложного.

Основная задача синквейна - научиться мыслить максимально емко, при этом

необходимо также уметь кратко и понятно выражать свои мысли. Слово

синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что

3

означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным

правилам.

• 1 строчка - одно существительное;

• 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное

существительное;

• 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;

• 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;

• 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.

Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной

коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь

детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закрепляются

навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение

использовать в речи различные по своему составу предложения, умение

описывать предметы, составлять синквейн по предметной картинке

(сюжетным) картинкам, по прослушанному рассказу или сказке. К тому же в

работе на фланелеграфе разрабатывается и мелкая моторика рук, так как здесь

необходимо совмещать речь с работой на фланелеграфе.

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников. В чём

же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать

свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как

заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна

используется

для

проведения

рефлексии,

анализа

и

синтеза

полученной

информации.

Для более успешного развития речи детей в своей методической разработке

по экологическим дидактическим играм на фланелеграфе я применяю

нетрадиционные методы коррекции речи, такие как синквейн. Экологические

дидактические игры, показанные на фланелеграфе, способствуют открытию

новых, творческих, интеллектуальных возможностей, вписываются в работу

по развитию речи, способствует обогащению и активизации словаря, наглядно

прослеживается то, как согласовываются слова в предложении и наглядно

виден результат стихосложения.

4

Основная часть

Составление дидактического синквейна является формой свободного

творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале

наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Эти способности очень востребованы в современной жизни. Составление

дидактического синквейна на фланелеграфе, краткого резюме на основе

больших объемов информации, полезно для выработки способностей к анализу.

Синквейны являются так же превосходным способом контроля и самоконтроля.

Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично

сочетать элементы всех трех основных образовательных систем:

информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. Данный

метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями

коррекционной программы, а простота построения синквейна позволяет быстро

получить результат. При составлении дидактического синквейна количество

слогов в каждой строке уже не имеет значения. В дидактическом синквейне

самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в

каждой строке. Можно сказать, что это свободное мини-творчество,

подчиненное определенным правилам.

Коррекционно - педагогическую работу над синквейном мы начинаем в

конце лексической недели. На первых порах при составлении синквейна работу

с детьми провожу или в подгруппах, затем в парах и только потом

индивидуально. Так же синквейн на фланелеграфе носит характер

комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление,

мелкую моторику рук). При творческом использовании синквейна на занятиях

он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Дети должны иметь

достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятиями: слово-предмет,

слово - действия, слово-признак. Но нужно помнить, что необходимо

составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно

показывать образец:

Лес.

Красивый. Щедрый.

Кормит. Защищает. Дарит.

Лес- наше богатство!

Берегите!

5

Лиса.

Рыжая. Хитрая.

Ходит. Красуется. Ловит рыбу.

Живёт в лесу.

Лиса-краса

Белка.

Рыжая, косолапая.

Прыгает, скачет, воет.

Мне нравится ловкая белка.

Дикое животное.

Хочу поделиться опытом работы по составлению синквейна с

использованием фланелеграфа. Мною разработан цикл занятий по развитию

связной речи с использованием фланелеграфа на тему: «Животные: домашние,

дикие», «Насекомые», «Рыбы», «Времена года: лето, осень, зима, весна»,

которые провожу в конце каждой лексической темы. Такие занятия занимают

важное место в системе работы по формированию лексико-грамматических

категорий и развитию речи и помогают реализовать основные задачи по

формированию связной речи:

- обогащение словаря по заданной тематике, совершенствование грамматических

категорий;

-формирование пространственно-временных представлений;

- развитие высших психических функций (мышления, памяти, внимания,

восприятия);

-воспитание коммуникативных навыков и коллективного творчества.

Ниже в приложении представлены экологические дидактические игры по

развитию связной речи с использованием синквейна из цикла «Животные:

домашние, дикие», «Земноводные», «Обитатели воды»

Цели:

Образовательные:

- способствовать актуализации и обогащению словаря по лексической теме

«Животные»;

- совершенствование грамматического строя речи;

- формирование грамматических связей в предложении;

6

- образование относительных прилагательных.

Коррекционно-развивающие:

- развитие фонематических процессов: работа над звукобуквенным анализом

слова;

- развитие и коррекция психических процессов: восприятия ,памяти, внимания,

мышления;

- развитие пространственно-временных категорий;

- развитие графо- моторных навыков;

- развитие коммуникативных навыков.

Воспитательные:

- воспитание любви к природе, родному краю;

- умение работать коллективно, в группе;

- развитие навыков самоконтроля.

В играх из цикла «Дикие животные» я преследую такие цели, как:

- закреплять знания детей о экологической пирамиде, в виде синквейна.

- закрепить знания детей подготовительного возраста о диких животных тайги

и леса.

- воспитывать у детей любовь к природе.

- развивать умение, образное мышление и логику у детей дошкольного

подготовительного возраста.

- активизировать словарный запас.

В дидактических играх из цикла «Домашние животные» я преследую

такие цели:

- развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь

существительных по теме

- учить детей подбирать и называть слова-признаки, слова-действия.

- закрепить знания о животных и мелкую моторику рук.

Виды работы над синквейном.

1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованиием

слов и фраз, входящих в состав последнего).

2. Составление синквейна по прослушанному рассказу.

3. Коррекция и совершенствование готового синквейна. (анализ неполного

синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн

7

без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо

ее определить).

4. Можно использовать синквейн:

- на занятиях для закрепления изученной лексической темы;

5. При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто назовет

больше нужных слов».

6. Синквейн – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать

синквейны и оценивать их).

Заключение

В результате применения синквейна на фланелеграфе я отследила динамику

пополнения словарного запаса, дети

свободно самовыражаются и творчески

мыслят. Они готовы к краткому пересказу. Так же владеют понятиями: слово-

предмет (живой - неживой, слово-действие, слово-признак). Умеют

выделять

главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать

и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении;

Синквейн – это увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник

может почувствовать себя гением-творцом.

Данная методическая разработка будет полезна педагогам, работающим с

детьми с ОНР, учителям-логопедам. Она в полной мере создаёт условия для

практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, а

применение фланелеграфа позволяет выбирать такие методы и приемы

обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую

активность, свое словотворчество.

Список использованных источников:

1. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д:

Феникс,2011.

2. Глухов В. П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с

общим недоразвитием речи. М.:АРКТИ,2002.

3. Душка Н.

Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал

«Логопед», №5 (2005).

4. Лалаева Р. И. ,Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у

дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) СПб.. 1999.

5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей общим недоразвитием

речи в условиях специального детского сада. М.,1999.

6. ru. wikipedia. org/wiki/Си

8

Приложение

Экологические игры из цикла «Дикие животные»

9

Экологические игры из цикла «Домашние животные»

Экологические игры из

цикла «Земноводные»

10

Экологические игры из цикла « Обитатели воды»

11

12



В раздел образования